Сочинение «Зімой» на сл. М.Богдановича Д.Гайдученок (3 курс отделения «Музыковедение») исполняет ансамбль учащихся 1, 2 и 3 курсов отделений «Академический хор» и «Музыковедение». Дирижирует П.Денисова.С 25 по 30 марта 2013 года в Минском государственном музыкальном колледже имени М.И.Глинки прошла неделя цикловых комиссии «Музыковедение» и «Общий курс музыкально-теоретических дисциплин». Был проведен ряд разножанровых мероприятий, включающий:

  • представление новых материалов авторских лекционно-практических тематических проектов преподавателей двух цикловых комиссий (проект «Зримая музыка» преподавателя И.В. Парфенюка с участием учащихся 4 курса отделения «Музыковедение» класса И.Н. Казанецвой; проект «Белорусская музыкальная культура – эпохи в лицах» преподавателя Е.П. Сакович);
  • встречу-беседу с композитором Александром Литвиновским (проект «Творцы музыкальной эпохи 20-21 вв.» преподавателя Е.В. Коледы);
  • концерт класса сочинения музыки преподавателя Д.А. Лойко;
  • педагогический практикум – открытый урок в соответствии с методической темой года «Интеграция как принцип формирования ключевых профессиональных компетенций специалиста» (преподаватель Т.В.Сущеня с группой учащихся 3 курса отделения «Музыковедение»);
  • методический круглый стол для преподавателей «Актуальные проблемы преподавания МТД» (под руководством Л.Е. Коваленок, И.Н. Казанцевой, Т.В. Соколовской);
  • консультации по сольфеджио и музыкальной литературе для поступающих в МГМК им. М.И.Глинки.

Преподаватель Д.А.Лойко

Открыл неделю Концерт класса сочинения музыки преподавателя Д.А. Лойко. Здесь прозвучали сочинения учащихся разных курсов, пробующих свои силы в композиторском мастерстве. Представленные яркие программные произведения для разных исполнительских составов были исполнены учащимися отделений «Музыковедение», «Искусство эстрады», «Академический хор». Для юных музыкантов это было еще одним интересным и ценным практическим опытом совершенствования своего уровня в долгом и сложном пути овладения профессией.

Автор научных работ по вопросам белорусской музыки Елена Петровна Сакович

26 марта в рамках проведения недели цикловой комиссии состоялась вторая лекция кандидата искусствоведения, автора научных работ по вопросам белорусской музыки Елены Петровны Сакович из цикла « Белорусская музыкальная культура – эпохи в лицах». В прошлом году лекция была посвящена музыкальному театру XVI-XVIII веков и белорусским магнатам Радзивиллам. Данная, уже вторая встреча в рамках авторского проекта, носила тематику «Белорусский музыкальный театр эпохи Классицизма».

М.К.Огиньский (1728-1800 )

Лекция сопровождалась мультимедийной презентацией. Отдельные музыкальные фрагменты и видео-проигрывание опер помогали не только внимать лектору, но и внимательно следить за особенностями развития музыкального театра наглядно.

Свою лекцию Елена Петровна начала с рассказа об эпохе Классицизма, об исторических событиях, ярчайших памятниках архитектуры XVIII века. Далее речь шла непосредственно о театре: «…Расцвет театрального искусства находился под сильным влиянием Западноевропейского искусства. Действующими видами театров были: любительский шляхетский театр, бродячие коммерческие театры, школьный театр. Но важнейшим явлением культуры второй половины XVIII века являлся крепостной или частновладельческий театр…».На Беларуси существовало 26 крепостных театров. Крупнейшими владельцами были: М.К.Огиньский (1728-1800 ), А.Тизенгауз (1733 – 1785), К.С. Радзивилл ( Пане Коханку)и И.Ф. Радзивилл.

Были представлены разнообразные редкие и интересные факты из истории белорусского музыкального искусства эпохи Классицизма и его представителях:

  • Михал казимир Огиньский (1728 – 1800)- великий гетман литовский, политик, музыкант. Играл на скрипке, кларнете, фортепиано, арфе. Получил прозвище «гетман-кларнет») С 1793 г. – в Вене, позже – во Флоренции построил фабрики, типографии, водный канал.
  • Самым крупным оркестром был Оркестр Огинских в Слониме в котором присутствовало 106музыкальных инструментов, как в тоже время у Гайдна было всего 14.
  • Мы знаем по описям, запискам и бумагам, что представления, даваемые в шкловском имении Зорича, превосходили по великолепию придворные спектакли русские, былые польские, императорские австрийские в Шенбрунне и французские спектакли в Версале.
  • Свой придворный театр Радзивиллы демонстративно противопоставляли придворному королевскому в Варшаве. После распада труппы ни один несвижский актер не попал в другие театры.

По завершении встречи публика поблагодарила автора проекта Е.П.Сакович за яркие впечатления от столь познавательной лекции, побудившей и далее познавать театральную и музыкальную историю нашей страны.

Открытый урок преподавателя цикловой комиссии «Музыковедение» Т.В.Сущени27 марта состоялся открытый урок преподавателя цикловой комиссии «Музыковедение» Татьяны Валентиновны Сущени с группой учащихся 3 курса отделения «Музыковедение» на тему: «Использование приемов мелодической фигурации и техники модуляций в творческих упражнениях на фортепиано». Данный педагогический опыт иллюстрировал применение на практике цели, отраженной в формулировке методической темы 2012-2013 учебного года: «Интеграция как принцип формирования ключевых профессиональных компетенций специалиста», в частности,взаимодействия практического и теоретического обучения как основы подготовки специалиста и формирования способности к саморазвитию и повышению профессионального уровня.

Творческая встреча с композитором Александром ЛитвиновскимВ среду 27 марта состоялась и творческая встреча с композитором Александром Литвиновским в рамках проекта «Творцы музыкальной эпохи XX – XXI: композиторы, интерпретаторы, исследователи…», автор которого –преподаватель цикловой комиссии «Музыковедение» Е.В. Коледа.

Тематикой данной встречи стало театральное искусство. Сам Александр Литвиновский является автором музыки для такого вида искусства, его творения зачастую встречаются в современных театральных постановках. Композитор предоставил публике возможность ознакомиться со своими сочинениями, поделился своими взглядами на композиторское искусство в целом и специфику работы над произведениями для сцены.Встреча носила непринужденный характер, Александр Литвиновский ответил на множество вопросов от учащихся и преподавателей колледжа.

И столь активный интерес к секретам композиторского мастерства не случаен: подобные творческие встречи не только расширят круг познаний учащихся в области ознакомления с современной музыкой, но и, возможно, помогут сориентироваться в выборе будущей профессии.

Участники проекта «Зримая музыка»28 марта был показан проект «Зримая музыка», авторами которого являются преподаватель цикловой комиссии «Общий курс музыкально-теоретических дисциплин» И.В. Парфенюк и учащиеся 4 курса отделения «Музыковедение» класса И.Н. Казанцевой.

На суд слушателей была представлена «Симфонию шедевров», составленная из четырех контрастных фантазий на различные темы. Каждая фантазия этой своеобразной симфонии соответствовала части сонатно-симфонического цикла: 1 часть – фантазия «Вершина-источник», 2 часть – фантазия «Музыка плачет», 3 часть – фантазия «В мире сказки», а 4 часть – фантазия «О любви». Целью создания симфонии явилось формирование навыка при соединении известных музыкальных тем-отрывков подключать свое ассоциативное мышление, фантазию; уметь решить, какие произведения будут сочетаться между собой. Также необходимо было научиться делать плавные модуляционные переходы между отрывками, таким образом совершенствуя столь необходимые навыки игры модуляций.

Каждое исполнение фантазий сопровождалось еще и видеорядом, соответствующим заявленной теме.

Своими идеями и размышлениями поделились участники проекта:

Александра Самарина: «Фантазия «Вершина-источник» собирает музыкальные темы различного содержания: это и концентрированная энергия (Л.ван Бетховен, соната № 23), и восточные парения (Н.Римский-Корсаков «Шехеразада», «Золотой петушок») и тема любви (К.Сен-Санс «Самсон и Далила ») и ряд других тем, которых объединяет тип мелодического рисунка и образная восторженность, экстатичность, предельная экспрессивность выражения».

Анна Арутюнян: «Фантазия «Музыка плачет». Тема страдания, смерти – одна из вечных тем в музыкальном искусстве. Есть большое количество примеров музыки, написанной на эту тему, поражающей своей красотой и эмоциональной выразительностью».

Анастасия Семёнова: « Фантазия «В мире сказки». Для своей фантазии я выбрала сказочные образы. Сказка, фантастика – распространённая тема для творчества композиторов. Каждому человеку – как ребёнку, так и взрослому – в какой-то степени присуще желание фантазировать и мечтать…».

Мария Барбарич: «Фантазия «О любви». Любовь – это одно из самых сильных чувств человека. Она относится к одной из вечных тем искусства. Однако существуют различные грани этого чувства: нежно- лирическое, горестно-трагическое, восторженно-экстатическое…».

Завершал неделю методический круглый стол для преподавателей «Актуальные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин» под руководством Л.Е. Коваленок, И.Н. Казанцевой, Т.В. Соколовской. Здесь участники делились педагогическим опытом в поисках новых подходов, методов и приемов преподавания, которые направлены на стимулирование самостоятельности мышления учащихся, повышения уровня заинтересованности, активизации самоподготовки, осуществление межпредметных связей в процессе обучения как фактора систематизации полученных знаний, умений и навыков и применения их в дальнейшей профессиональной деятельности.

В субботу 30 марта преподавателями С.П. Руденко и С.М. Литвиненко проводились консультации для поступающих в МГМК им. М.И.Глинки по сольфеджио и музыкальной литературе.