Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советы

Нормы административного права известны не всем, поэтому сотрудники правоохранительных органов могут иногда превышать свои полномочия. Задержание – это всегда неприятное событие, которого хочется избежать.

Гражданам полезно знать о том, стоит ли этого бояться, и в какие моменты они обязаны проследовать в отделение полиции вместе с сотрудниками. Кроме того, процедура обязательно должна быть занесена в протокол задержания.

Что подразумевает данная мера?

Административное задержание граждан – это временное ограничение свободы, которое может быть применено в некоторых случаях. Причем лицо может потребовать у сотрудников полиции известить о мере пресечения своих близких родственников. Иногда можно настаивать на вызове адвоката и оповещении его о случившемся (если у гражданина таковой имеется).

Лицо может отказаться давать показания без присутствия защитника. Порядок административного задержания обязательно должен включать процесс зачитывания гражданину его прав. Кроме того, каждый этап должен фиксироваться в протоколе.

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советы

Причины применения меры в отношении лица, место задержания, сведения о сотрудниках также фиксируются. Срок административного задержания не должен превышать трех часов, если речь не идет об особых обстоятельствах: нарушение миграционного режима или таможенных правил, хулиганство, отсутствие у гражданина паспорта при себе и прочее.

В каких целях применяется

Кратковременное задержание лица может применяться в отдельных случаях, которые регламентированы законодательством Российской Федерации. Сотрудник полиции обязан оповестить человека, почему его задерживают, запротоколировать свои действия, иногда привлечь понятых.

В каких целях производится задержание:

  1. Установление личности гражданина (который нарушил правопорядок).
  2. Предотвращение административного правонарушения.
  3. Задержание для составления протокола в отделении полиции (если нет возможности, то оформить его на месте).
  4. Помощь в рассмотрении или исполнении вынесенного решения по административному производству в отношении другого лица.

Сотрудники имеют право составлять протокол об административном задержании и применять данную меру, только если правонарушение, которое совершил гражданин, прописано в КоАП.

Полицейские объясняют, с какой целью задерживают лицо, объясняю гражданину его права, извещают родственников и все действия поэтапно фиксируют.

В участок граждане доставляются за самое короткое время, срок административного задержания зависит от цели и правонарушения (если оно имеет место).

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советы

Кто может производить задержание?

Информация о том, кто именно имеет право применять к гражданам подобные меры отражена в КоАП, причем список этот ни в коем случае не может меняться по усмотрению органов правоохранения.

Уполномочены производить краткосрочное содержание:

  • полицейские;
  • сотрудники вневедомственной охраны;
  • представители охранных предприятий;
  • военные автоинспекторы;
  • сотрудники пограничной службы;
  • судебные приставы;
  • таможенники;
  • представители «Госнаркоконтроля».

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советы

Как происходит задержание?

Нормы административного права предполагают следующий порядок для кратковременного ограничения свободы нарушителей и прочих лиц:

  1. Граждан доставляют в место, которое невозможно самостоятельно покинуть. Как правило, это специально оборудованные помещения в отделении полиции.
  2. Обязательно составляется протокол. Его оформление входит в обязанности того, кто осуществил задержание.

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советы

Какая информация вносится в нормативный акт?

Протокол задержания содержит данные о лице, информации о месте и времени пресечения. Кроме того, нужна подпись ответственного сотрудника, который руководил процессом.

Гражданину, в отношении которого применена мера, также предлагается подписать акт. При нежелании лица ставить автограф, сотрудники полиции могут внести соответствующую отметку об отказе. Основания административного задержания также вносятся в протокол и разъясняются нарушителю в устной форме.

По просьбе задержанного лица, ему предоставляют копию документа. Также сотрудники полиции объясняют все права гражданина в данной ситуации и оповещают об ограничениях свободы его родственников (при необходимости).

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советы

Где содержат граждан?

Содержать нарушителей можно только в отведенных для этого помещениях. В зависимости от того, каков срок административного задержания, правоохранительными органами соблюдаются дополнительные меры. Место должно соответствовать нормативным требованиям, а возможность покинуть его самостоятельно необходимо исключить.

Такие помещения должны соответствовать нормативам санитарного надзора. Вся информация об условиях пребывания административных нарушителей и прочих лиц (в специально отведенных местах) есть в КоАП.

Выдержки из положения о нормах содержания

Административных задержанных надлежит поместить в созданные для этого места и условия. В отдельных случаях их доставляют в специализированные учреждения, которые обеспечиваются органами исполнительной власти. Оборудованы они должны быть в строгом соответствии с нормативной документацией.

Если срок административного задержания превышает три часа, то нарушителей снабжают питанием в соответствии с суточным довольствием по норме N 3. Кроме того, лица имеют право на получение продуктов, личных вещей и средств гигиены от родственников.

Медицинская помощь также полагается административным задержанным, в соответствии с законодательством РФ. Прежде чем граждане отправятся в помещение для их временного содержания, сотрудники полиции должны провести досмотр (информация о нем протоколируется).

В то же время задержанных лиц опрашивают для выявления у них психических или других заболеваний, которые могут нести опасность окружающим или самому человеку. При необходимости сотрудники полиции вызывают медицинскую бригаду для оказания помощи задержанному.

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советы

Особые условия

Лица разного пола, а также в возрасте до 18 лет и совершеннолетние должны содержаться отдельно друг от друга. Если задержанный имеет признаки наличия у него опасной инфекции, то его изолируют от других.

Нельзя располагать в специальных помещениях для административного содержания следующие категории граждан:

  1. Имеющих травмы и находящихся в тяжелом состоянии.
  2. Граждан, которые страдают сахарным диабетом.
  3. Женщин, находящихся в состоянии беременности.
  4. Родителей несовершеннолетних, если они не могут передать детей родственникам.

При наличии любого из перечисленных оснований, задержанные должны документально подтвердить свое отношение к той или иной категории лиц.

На одного задержанного по закону положено 2 квадратных метра личного пространства. В ночное время нарушителям предоставляется место для сна.

Срок административного задержания

В соответствии с законодательством РФ, если есть основания для кратковременного лишения свободы лица, то оно не может быть дольше трех часов.

За это время сотрудники уполномоченных органов успевают составить протокол и либо отпускают гражданина, либо оформляют соответствующее постановление о совершении правонарушения.

То есть по факту срок административного задержания не должен превышать три часа.

В отдельных случаях он увеличивается до двух суток. Например, если осуществляется делопроизводство, предусматривающее арест нарушителя.

При нарушении таможенных и миграционных правил, а также незаконном пересечении границы РФ срок также увеличивается до 48 часов. Отсчет ведут с момента доставления лица в органы полиции, где оформляются документы о проведении задержания.

Несколько иначе обстоит дело с лицами в нетрезвом состоянии. Время их пребывания в полиции исчисляется с момента отрезвления.

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советы

Лица до 16 лет

В случаях, когда административные нарушители не достигли совершеннолетия, задержание происходит по особым правилам. Дело в том, что психоэмоциональное состояние детей учитывается законодательством РФ, в связи с чем родители или другие законные представители оповещаются о мерах пресечения в отношении их подопечного.

Сроки в данном случае не должны превышать трех часов. Если несовершеннолетний нарушитель пребывает в нетрезвом состоянии, начисление идет с момента его вытрезвления. В редких случаях лица до 16 лет задерживаются на двое суток, а более длительные сроки могут быть обоснованы только судебным решением.

Порядок проведения административного задержания

Статья 27.

3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советыАдминистративное задержание по решению суда.

Основания для административного задержания

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советыСуществующие основания для проведения
административного задержания.

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Читайте также:  Материнский капитал на первого ребенка в 2021 году: изменения, свежие новости

Срок административного задержания

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советыТаблица сроков административного задержания.

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях. К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ. Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения.

По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения.

На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советыВнимательно читайте протокол об административном задержании прежде чем его подписать.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении.

В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере.

Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина.

В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советыЕсли Вас задержали старайтесь сохранять спокойствие.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Административное задержание, срок и соразмерность его применения

Статьями 27.1 и 27.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) установлены основания и порядок применения такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как административное задержание.

Что такое задержание

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

К примеру, водитель был остановлен сотрудниками ГИБДД и при проверке документов было установлено, что этот водитель управлял транспортным средством будучи лишенным права управления, чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ.

Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов. Т.е. один из видов наказания является административный арест.

Кто вправе производить и срок административного задержания

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советы

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи (ч. 1 ст. 27.3).

Часть 3 статьи 27.3 КоАП РФ устанавливает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Соответственно сотрудники ГИБДД, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях данной категории дел, вправе задержать водителя до 48 часов. Их действия в этой части не будут противоречить закону. Но есть ли необходимость применять меру обеспечения – административное задержание? Попробуем разобраться.

Если водитель, т.е. лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, способствует правильному и своевременному рассмотрению дела об административном правонарушении, то необходимости административного задержания нет.

Административное задержание может быть вызвано необходимостью в случае, если у сотрудника полиции имеются основания полагать, что лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, может скрыться или воспрепятствовать установлению истины по делу и прочее.

Но вместе с тем, административное задержание не всегда оправдано и соразмерно.

Читайте также:  Доверенность на представление интересов физического лица - образец для суда

Цель административного задержания

  • Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу о соответствующем административном правонарушении с тем, чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда.
  • Административное задержание является правомерным, если оно, отвечая критериям, вытекающим из статей 22 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с подпунктом «c» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обусловлено характером правонарушения и необходимо для последующего исполнения решения по делу об административном правонарушении.
  • В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Предусмотренное частью ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ административное задержание может считаться законным лишь в том случае, если оно осуществляется в целях, определяемых предписаниями Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, необходимо для их достижения и является соразмерным. Следовательно, такое административное задержание не может быть признано законным, если оно применялось должностным лицом хотя и в рамках установленных законом полномочий, но с нарушением указанных целей и критериев, при отсутствии достаточных оснований, произвольно или тем более сопровождалось злоупотреблением властью.

Соразмерность и правомерность административного задержания

Соответственно, административное задержание, предусмотренное ч. 3 ст. 27.

5 КоАП РФ, может быть признано правомерным лишь при условии, что оно осуществлялось не просто в связи с совершением административного правонарушения, влекущего в качестве одной из мер административного наказания административный арест, а действительно было необходимо и соразмерно, в том числе по времени ограничения свободы задержанного лица, конституционно значимым целям охраны правопорядка и общественной безопасности, неотвратимости административной ответственности и справедливого разбирательства дел об административных правонарушениях. При этом должностные лица, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, должны – исходя из того, что данная административно-принудительная мера является не чем иным, как одной из форм ограничения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, – избегать необоснованного вторжения в сферу индивидуальной (личной) автономии граждан, не допускать избыточного ограничения свободы лиц, в отношении которых она применяется, и во всяком случае соблюдать императивный запрет на их досудебную принудительную изоляцию от общества на срок более 48 часов.

Таким образом административное задержание должно применяться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе и подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.2016 N 25-П “По делу о проверке конституционности части 4 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Е.С. Сизикова”

КС: Административное задержание должно обосновываться

Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г.

№ 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ.

Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами.

КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.

1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5).

Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).

В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.

Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.

Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.

Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.

Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.

В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.

Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение.

Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».

Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.

Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ).

Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления.

Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?

Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.

  Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.

Читайте также:  Можно ли через МФЦ подать на развод - документы и оформление

 Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.

Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.

Так, задержание связано с принудительным пребыванием гражданина в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами, поэтому представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции РФ и ст.

5 § 1 (с) Европейской Конвенции. Следовательно, учитывая природу ограничений и последствий, не существует каких-либо причин, которые могли бы оправдать применение различающихся компенсаторных механизмов в случае административного задержания и административного ареста.

Иное не соответствовало бы ни Конституции РФ, ни Европейской Конвенции.

Таким образом, нормы п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным, – резюмировал КС РФ.

Наконец, КС РФ разъяснил, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению Суда, в случае прекращения дела об административном правонарушении гражданин вправе инициировать гражданский спор и при причинении ему вреда получить соответствующую компенсацию.

Административное задержание: основания, порядок, срок

Время чтения 7 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Административное задержание лица – это ограничение его свободы на срок до 3-48 часов для обеспечения рассмотрения дела или исполнения принятого по нему решения. Задержание относится к мерам обеспечения, применяемым в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Порядок административного задержания регулируется статьями 27.3-27.6 КоАП РФ.

Важно понимать, что такое административное задержание. КоАП РФ определяет эту меру как исключительную, то есть применяемую только тогда, когда в ней действительно есть необходимость (ч. 1 ст. 27.3).

Однако на практике зачастую задерживают не потому, что это нужно сделать, а потому, что можно задержать. И это повод для обжалования, а незаконность действий – основание для возмещения вреда (ч. 2 ст. 27.

1).

Правомерное задержание должно отвечать следующим условиям:

  • Задержанный совершил административное правонарушение (есть основания так считать).
  • Задержание необходимо – без такой меры дело не будет рассмотрено правильно и своевременно, или возникнут проблемы с исполнением решения (наказания).
  • Задержание осуществлено должностным лицом, которое указано в п.п. 1-11 ч. 1 ст. 27.3 КоАП, и такое лицо вправе было задержать правонарушителя, учитывая характер нарушения.
  • В процессе задержания и в ходе содержания задержанного под стражей были соблюдены его права и интересы, а также порядок и условия, предусмотренные КоАП и другими нормативно-правовыми актами.

Задержание нередко путают с доставлением. Это тоже мера обеспечения.

Путаница возникает из-за того, что доставление часто предшествует задержанию, и для задержанного и то, и другое как бы объединяется в одну процедуру.

Кроме того, доставление в принципе невозможно без ограничения свободы передвижения. Однако, это все-таки две разные меры, и нужно понимать, чем они отличаются.

Доставление – принудительное препровождение нарушителя для составления административного протокола. Таким образом, цели доставления и задержания совершенно разные.

Доставление не может применяться, если есть возможность составить протокол на месте или нарушение не требует составления протокола. Доставление закачивается, когда лицо прибыло в место составления протокола.

Далее возможны составление протокола и освобождение либо применение административного задержания. При этом срок задержания начнет отсчитываться с момента доставления задержанного.

«Как действовать при задержании полицией: советы юриста»

Основания задержания

Основания административного задержания (ч. 1 ст. 27.1 КоАП):

  1. Пресечение правонарушения.
  2. Необходимость установления личности, если это нельзя сделать на месте.
  3. Необходимость составления протокола, если его нельзя составить на месте.
  4. Обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.
  5. Обеспечение исполнения решения по делу о правонарушении.

При применении оснований, исходя из формулировки ч. 1 ст. 27.3 КоАП, следует учитывать:

  • нельзя применить административное задержание, если есть основание, указанное в п.п. 1-3, но нет основания, указанного в п.п.4-5;
  • можно применить задержание, если есть только основание, указанное в п.п. 4-5, но нет других оснований.  

Бытует мнение, что нельзя задержать, если санкция статьи административного правонарушения не предусматривает ареста. Это не так. Указанное обстоятельство влияет только на срок административного задержания, увеличивая его до 48 часов.

Порядок задержания

Порядок административного задержания – статьи 27.3-27.5 КоАП РФ.

Задержание вправе осуществить:

  • по делам, которые рассматриваются полицией;
  • по делам, по которым сотрудники полиции вправе составить протокол;
  • в случае выявления любого административного правонарушения, но при условии, что поступило соответствующее обращение должностного лица, которое вправе составить протокол.
  1. Должностные лица (сотрудники) Росгвардии, ВАИ, пограничных органов, таможенных органов, ФСИН, ФССП, военной полиции – при выявлении административных правонарушений в пределах своей компетенции (п.п. 2-11 ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ). 

По факту задержания:

  • составляется протокол (ст. 27.4 КоАП);
  • уведомляются родственники задержанного, адвокат, руководство по месту учебы или работы – только при наличии соответствующей просьбы задержанного (ч. 3 ст. 27.3 КоАП);
  • уведомляются законные представители несовершеннолетнего задержанного;
  • уведомляется военная полиция или командование части, если задержан военнослужащий или лицо, находящееся на военных сборах;
  • уведомляется учреждение (ведомство, орган), где проходит службу задержанный сотрудник СК, полиции, Росгвардии, ФСИН, ГПС и ФТС.

При необходимости проводится личный досмотр задержанного в порядке ст. 27.7 КоАП.

После оформления документов задержанный помещается в камеру для административно задержанных. Условия и порядок содержания установлены Постановлением Правительства 15.10.2003 № 627 в редакции 2013 года.

Срок задержания – не более 3 часов. Но в исключительных случаях может составлять до 48 часов (части 2 и 3 ст. 27.5 КоАП):

  1. нарушение госграницы;
  2. нарушение таможенных правил;
  3. если нужно время для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;
  4. если санкция за правонарушение предусматривает выдворение или административный арест.

Сроки исчисляются (ч. 4 ст. 27.5 КоАП):

  • с момента доставления;
  • с момента вытрезвления.

К моменту окончания срока задержания, если это возможно, должен быть решен вопрос составления административного протокола и применения административного наказания.

Если решение по делу не принято (разбирательство не состоялось), задержанный подлежит освобождению.

Вынесение решения о наказании в любом случае означает прекращение административного задержания: нарушитель либо освобождается, либо к нему применяется административный арест.

«Административный арест: за что и кем назначается»

Если задержание обжаловано и признано незаконным до разбирательства по делу, то задержанный подлежит незамедлительному освобождению. Это не исключает привлечения к административной ответственности. 

На практике возможны различные ситуации применения задержания.

Типичная ситуация:

  1. Выявляется правонарушение.
  2. Лицо доставляется в отдел полиции.
  3. Составляется протокол задержания или протоколы о правонарушении и задержании.
  4. Составляется административный протокол, если не был составлен ранее (например, на момент доставления/задержания не была известна личность нарушителя).
  5. Принимается решение по административному делу.

Но доставление может отсутствовать. Например, задержать могут прямо на месте правонарушения. Или правонарушитель может скрыться с места, а затем быть задержан, или сам сдаться и после этого оказаться задержанным. Таким образом, на практике бывает много нюансов. Главное, на что нужно обращать внимание – законность задержания, соблюдение сроков и порядка.

В большинстве случаев задержание не применяют, если санкция статьи не предусматривает арест. Но возможны ситуации, когда у человека нет при себе документов, никто не может подтвердить его личность или он пьяный. Еще одни распространенные поводы для задержания – нужно пресечь правонарушение, агрессию или неповиновение со стороны нарушителя.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *