Можно заставить своего ребенка тайком включать в классе диктофон, чтобы узнать, о чем говорит учительница, пока родителей нет рядом. Но надо помнить о последствиях.
Можно заставить своего ребенка тайком включать в классе диктофон, чтобы узнать, о чем говорит учительница, пока родителей нет рядом. Но надо помнить о последствиях.
В Германии Федеральное сетевое агентство запретило детские «умные часы» со встроенным микрофоном. Через приложение эти часы были связаны с телефоном родителей. Взрослые могли включить микрофон в часах своего ребенка и услышать то, что происходит вокруг него.
Однако немецкие семьи использовали приложение не так, как рассчитывали разработчики: например, когда ребенок выходит из зоны видимости и отправляется неизвестно куда. Родители тайком активизировали микрофон «умных часов» в школе.
Им очень хотелось узнать, что говорят их детям учителя.
Многие российские семьи тоже охотно используют мобильные приложения(Life360, MamaBear, Family Locator и т.п.), которые позволяют наблюдать за передвижениями ребенка. В их программу можно внести определенные адреса – и поглядывать на сообщения, добрался ли ребенок до этого места. Можно задать границы безопасной территории и получать сигнал тревоги всякий раз, как только дети пересекли их.
Психологи считают, что слежка за ребенком – распространенное явление в современном обществе. Она свидетельствует не столько об уровне развития новых технологий, сколько о кризисе доверия между родителями и детьми.
Родители, которые слишком заняты на работе, хотят компенсировать это с помощью новых технологий: им надо знать о каждом шаге своих детей.
Почему родители хотят подслушать урок в школе?
Именно школа остается загадочной территорией для родителей из разных стран. Информация из учебного заведения зачастую не внушает им доверия.
Чаще всего это происходит в случаях, когда ребенок учится хуже, чем надеялись мамы и папы.
Психологи давно подметили, что родители, которые учились в школе на «хорошо», требуют от своих детей только пятерок, те, кто получал тройки, уверен, что дети должны стать хорошистами, а бывшие отличники склонны предъявлять своим детям непомерно высокие требования.
Поэтому в неуспехах своих детей большинство родителей склонны винить учителей. И это, как мы видим, общий родительский феномен в разных странах.
Законно или нет?
Вернемся в Россию. Законно ли заставлять ребенка тайком вести запись в школе?
Да, отвечают юристы, если запись велась на уроке, и родители просто хотели прослушать его дома.
Школьный урок не выдает детям никакой секретной информации и не содержит государственных тайн. Это звучит как шутка? В дискуссиях на тему, почему надо запретить запись уроков на диктофон, выдвигаются самые невероятные аргументы.
Не сообщается на уроке и сведений о личной жизни учителя или учеников (которые защищается 24 статьей Конституции РФ). Напротив, желание родителей записать школьный урок поддерживает Закон «Об образовании в РФ». Ст. 44 дает российским семьям право познакомиться с методами обучения и воспитания их детей в школе.
И все же юристы считают, что родителям лучше и безопаснее реализовывать это право в других формах.
Права других
Тот, кто стремится тайно записывать голоса школьной жизни, неизбежно вторгается в частную жизнь учителей и учеников. Даже у первоклассника есть своя частная жизнь, и она, по Конституции РФ, неприкосновенна. Ни аудио, ни видео, ни фото одноклассников нельзя выкладывать в сети без согласия их родителей.
- А тот, кто не соблюдает это правило, должен принимать последствия, которые из этого вытекают.
- За последние годы в России стало известно о нескольких громких скандалах, начавшихся с того, что дети или их родители выкладывали подслушанную информацию в Интернет.
- После этого школьнику гарантированы проблемы с одноклассниками, а его родителям – обещания других родителей подать на них в суд.
«- Иногда родители говорят, что они контролируют действия своего ребенка, и он не выложит запись в Сети без их одобрения. Но он может дать прослушать запись одноклассникам, чтобы вместе посмеяться», — говорит Анна Александровна Вавилова, старший научный сотрудник Лаборатории образовательного права МГПУ.
На самом деле смеяться придется недолго. Даже сам факт, что ребенок тайно записывал слова учителя и разговоры одноклассников, может превратить его школьную жизнь в ад.
Иногда родители возражают: мы настраиваем время записи так, чтобы оно совпало с началом урока. Юристы предупреждают: нет, это не гарантирует, что на запись не попадут личные разговоры.
Учитель может задержаться, урок может начаться позже, перемена может быть передвинута – одним словом, диктофон будет писать разговоры в классе.
А это, по определению, — личные разговоры, не подлежащие записи.
Тайная запись урока бесполезна в суде
Большинство (52%) родителей готовы подключиться к школьным делам лишь в исключительных ситуациях, «когда, — говорят они социологам, — происходящее в школе несет риски для детей, их благополучия». Поэтому о правах своих детей такие родители вспоминают лишь во время конфликта с учителями.
- Сделав тайную запись с урока этого учителя и опубликовав ее в интернете, они надеются заявить о своей правоте и заставить школу уволить этого педагога.
- А вот это уже ошибка.
- Анна Вавилова объясняет ее причину.
«- Экспертная оценка поведению педагога на записанном уроке дается только профессиональным сообществом, — говорит она. — Для такой экспертизы нужна открытая и легально сделанная запись урока в течение его полного времени. Даже если директор школы, прослушав запись, поверит, что на ней действительно был голос педагога, доказательств, что все было именно так, у него нет. Если речь идет о тайной записи (и никто не видел и не слышал, как она проводилась), можно предположить, что она могла быть сделана в другое время и в другом месте. Поэтому к учителю, чей голос был записан на диктофон, нельзя применить меры дисциплинарного взыскания».
Более того: даже если такого учителя уволят, он подаст в суд и, скорее всего, выиграет процесс. Потому что повода для увольнения не было: тайно сделанная запись (а особенно — смонтированная из фрагментов разных уроков, как это уже было проделано недавно в Сети) будет отвергнута экспертами. По ней никто не станет судить о профессиональном мастерстве педагога.
Хорошо, думают некоторые родители, мы не будем ничего требовать от школы.
Мы пойдем с этой записью прямо в суд!
«- Запись, сделанная тайком, не подходит для суда, — объясняет Анна Вавилова. – И уж тем более суд не примет смонтированные фрагменты разных уроков. Суду надо знать точное время, когда были сказаны те или иные фразы, и контекст, в котором они были произнесены».
Если родители хотят доказать, что учительница пристрастна к их ребенку (делает ему замечания там, где другим все прощается, жестче реагирует на его ошибки, требует больше, чем от других), суд потребует от них полную запись многих уроков с этим педагогом. А затем – передаст на профессиональную экспертизу школьным учителям.
Можно ли попросить школу сделать запись урока?
Родители имеют право открыто, по согласованию со школой, организовать запись урока (или уроков). Ее профессиональный анализ выявит многие проблемы учителя и класса.
Этот ход применяют наиболее активные родители, члены коллегиальных органов управления школой, по согласованию с директором и школьной администрацией.
Чтобы сделать запись урока, надо принять соответствующее решение на родительском комитете и согласовать его с администрацией школы.
Перед началом записи следует объявить классу, что урок будет записан. Надо назвать календарную дату и точное время (минуты и часы) начала урока, номер кабинета школы. Для видеозаписи достаточно зафиксировать только день, час и минуту (если в классе нет больших часов и календаря). Урок должен записываться от звонка до звонка. Нельзя прерывать запись на середине.
Только в этом случае запись урока (или уроков) можно проанализировать и обсудить вместе со школой.
- Более того, администрация хорошо оснащенных школ говорит, что она могла бы организовать для родителей даже он-лайн трансляции уроков.
Ученик и учитель: У кого больше прав? Не торопитесь с ответом
Ее автор — заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке, доктор педагогических наук, координатор проекта ОНФ «Равные возможности — детям» Любовь Духанина. В книге простым и доступным языком даются ответы на многие вопросы, которые каждый год родители и педагоги задают юристам, депутатам, общественникам.
Любовь Духанина: Ученики, учителя и родители должны понять, что прав без обязанностей не бывает. Михаил Синицын
Целый раздел посвящен разбору конфликтных ситуаций.
Из него, например, можно узнать, чем занимается комиссия по урегулированию споров в школе, кто защитит педагога от неадекватных родителей и где искать управу на учеников, которые оскорбляют учителя.
Вот один из самых частых вопросов: «Ученик регулярно сквернословит в адрес одноклассников и учителей. Что можно сделать? Можно ли не пускать на урок или перевести на очно-заочную форму обучения?»
Корреспонденты «РГ» проверили: Ранцы школьников в 2-3 раза тяжелее нормы
К сожалению, здесь у школы связаны руки. Можно вызвать родителей, сделать выговор и замечания. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения — тоже невозможно. И только если обучающийся достиг 15 лет, можно поставить вопрос о его отчислении.
Проблемы современной школы, которые были подняты в книге, стали предметом острого разговора экспертов в «РГ».
— Чего мы ожидаем для наших детей? Доступного, качественного образования. И это право закреплено в Законе «Об образовании в РФ», — говорит Любовь Духанина. — Общероссийский народный фронт, фонд «Национальные ресурсы образования» раз в полгода проводит исследования о том, как это право реализуется на практике.
И вот, что получается: 33% ребят жалуются, что им не хватает глубоких предметных знаний; 24% испытывают на себе неуважительное, необъективное отношение со стороны учителей; 65 процентам учеников элементарно недостает времени, чтобы нормально подготовиться к урокам.
А 60 процентов детей говорят, что учебный процесс негативно влияет на их здоровье.
По словам эксперта, главное, что сегодня требуется от ребенка — учиться. В законе прописано очень много возможностей: индивидуальные образовательные траектории, элективные и факультативные курсы, семейное, дистанционное, смешанное обучение… А что в жизни?
В 10-11-м классах ученик может заниматься самостоятельно, сдавая в школе только контрольные и экзамены
По данным исследования глобальной образовательной конференции EdCrunch, около 100 тысяч российских школьников не сели за парты в новом учебном году, как раз потому, что их родители предпочли альтернативные формы образования.
— Произошел резкий скачок в сферу семейного образования, — замечает омбудсмен в сфере образования при уполномоченном по защите прав предпринимателей Амет Володарский. — Родители бегут от архаичных стандартов в пользу индивидуального подхода.
Что такое семейное обучение? Если совсем просто: родители всю программу дают детям сами. Чаще — с помощью репетиторов. Причины могут быть самыми разными.
Если ребенок с особенностями здоровья и ему тяжело учиться наравне с другими ребятами — это одна история. Если ребенок одаренный, постоянно готовится к международным олимпиадам и соревнованиям — другая.
Но столь массовый крен в сторону «школы на дому», как считают эксперты, произошел из-за подготовки к ЕГЭ. И это очень тревожная ситуация.
Дмитрий Медведев посоветовал регионам менять старые школы на новые
— Закон гарантирует право детей на сочетание форм обучения, индивидуальный образовательный трек. Например, на то, чтобы химию и физику можно было посещать в школе, а все остальное изучать дома. Но где вы такое видели? К сожалению, инструментов для реализации этого права сегодня нет. Ребенок либо в школе, либо вне школы. Все.
А чтобы совместить разные формы — на местах не готовы, — говорит заведующий лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич. — И здесь же другая большая проблема — компенсации родителям затрат на обучение.
Если ученик идет в школу, государство находит средства на учебники для него, на зарплаты педагогам, оборудование. Если родители занимаются с ребенком дома, они не получают практически ничего.
Сегодня только в Омской области действует достаточно справедливая система — средства передаются родителям, исходя из «полного норматива», за исключением денег на промежуточную аттестацию. То есть почти столько же, сколько бы получала школа.
— По закону, если у ребенка есть особые потребности, он может учиться и 12, и 13 лет. А успешный школьник может закончить обучение за 10 или 9 лет. Но нормативных документов, как это организовать, нет до сих пор.
Хотя с момента принятия Закона «Об образовании в РФ» прошло уже семь лет, — рассуждает заместитель руководителя аппарата Комитета ГД по образованию и науке Алексей Майоров. — Еще один вопрос — учет достижений, полученных учеником за порогом обычной школы.
Допустим, ребенок занимается в спортивной: почему бы не поставить ему оценку за физкультуру «автоматом»? Или, засчитывать занятия в музыкальной школе на уроках музыки? Москва в последние годы начала это делать. В других регионах ничего подобного нет.
А ведь такая простая вещь разгрузит детей. Но подзаконных актов опять же нет.
Кто платит за учебник
А вот цифра, которая удивит многих: по данным мониторинга ОНФ, школьные учебники покупает каждый третий родитель. И это несмотря на то, что на их закупку регионам выделяются огромные деньги.
— В законе закреплена однозначная норма: учебники бесплатны для каждого ребенка. То есть гарантия закона распространилась пока только на две трети наших учеников, — говорит Любовь Духанина.
— Покупают дидактические материалы 75 процентов родителей, рабочие тетради — 91 процент. Фактически 50 процентов семей, где есть ученики, тратят деньги на ремонт школы, на бумагу, закупку картриджей. Словом, на обустройство.
Это говорит о том, что материально-техническую базу российских школ нам еще развивать и развивать.
https://www.youtube.com/watch?v=W2y2gcUogjI\u0026t=60s
Практика показывает: о многих правах школьников их родители даже не догадываются.
— Ежегодно в Рособрнадзор приходит около 15 тысяч обращений по вопросам только общего образования. Жалобы, просьбы, предложения, вопросы… На каждое обращение мы отвечаем, даем разъяснение.
Думаю, у министерства просвещения такая же «картина», — говорит начальник Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко.
Дело учителей
— Учительство реально нуждается в колоссальной поддержке. Это и вопрос снижения нагрузки, это и вопрос нехватки кадров, и, конечно, уровень заработной платы. 34 процента учителей отвечают, что они имеют сложности даже с покупкой одежды, — отмечает Любовь Духанина. — 10 процентов учителей работают на две и более ставки. 61 процент — более чем на одну ставку.
Что такое одна ставка? Это 18 уроков в неделю. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа и работа с родителями… В некоторых регионах базовая оплата за ставку педагога составляет три-четыре тысячи рублей. Все остальное — надбавки и стимулирующие выплаты, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам.
Если школа задает на каникулы 10 параграфов и 33 задачки из учебника, ее должностные лица могут «заработать» реальный Штраф — от 10 до 30 тысяч рублей
Педагоги шутят: «На одну ставку есть нечего, на две — некогда».
Пять процентов учителей признаются, что получают надбавки и стимулирующие выплаты крайне редко. Вообще не получают стимулирующие выплаты и надбавки — 13 процентов.
А 49 процентов учителей, участвующих в проведении экзаменов в 9-м и 11-м классах, признались, что не получили за это никаких доплат.
Кирилл Каллиников/РИА Новости
— Фактически все, что связано с учителем, со школой, регулируется на уровне региона или муниципалитета, — говорит Любовь Духанина. — В том числе зарплаты педагогов.
Например, в Ульяновской области депутаты приняли решение о введении новых должностей: учитель-наставник, учитель-исследователь, учитель-методист. За эти статусы закреплены размеры добавок.
Будем надеяться, что другие регионы реально возьмут пример.
Школьники-«айтишники» получат гранты более чем на 4,6 млрд рублей
По словам экспертов, также необходима и новая система оценки трудозатрат учителя. В современной школе у него появляются обязанности, которых не было раньше. Например, ведение электронного журнала. Никто не провел серьезное исследование, которое бы показало, что электронный журнал облегчил труд педагога. Наоборот, учителя утверждают, что нагрузки только прибавилось. Почему?
Электронные системы работают неустойчиво, и всю информацию приходится дублировать. Если в классе 30 человек и больше, то на заполнение всех форм и отчетов уходит половина рабочего дня. Риски профессионального выгорания — это не пустые слова. И, к сожалению, уход учителя из профессии — уже не редкость.
Подлость собирает лайки
По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. И что особенно тревожно, учителя с тяжелым материальным положением подвергаются буллингу в два раза чаще. Работать в таких условиях никто в педагогических вузах не учит…
Рособрнадзор оценит качество образования в детских садах
Последний прогремевший случай произошел в Красноярске: школьники вставили фото учительницы в порноролик: педагог обратилась в полицию. Какое наказание могут понести учащиеся и какое наказание может применить школа?
— Организовавшие эту травлю люди опозорили прежде всего себя. Если будет доказано, что видео действительно сделали ученики, их родителей могут оштрафовать. Размер штрафа для физических лиц — от 1 до 3 тысяч рублей. Также учитель вправе подать Иск на возмещение морального вреда.
А в случае доказательства вины учеников они могут быть поставлены на учет комиссии по делам несовершеннолетних, — говорит Любовь Духанина. — Абсолютно всем: ученикам, родителям, учителям необходимо понимать, что права и ответственность идут бок о бок. Если мы сможем привить это понимание, эту правовую культуру в обществе, тогда мы уйдем от большого количества возникающих конфликтов.
Тогда мы будем понимать и правильно воспитывать наших детей как в стенах школы, так и в наших домах.
Инициатива
В рамках проекта «Равные возможности — детям» Общероссийский народный фронт вместе с фондом «Национальные ресурсы образования» создает интерактивную карту льгот, которые может получить семья с ребенком. Предполагается, что родитель будет указывать регион, статус ребенка, ситуацию, в которой он находится. И ему будет показана вся информация о том, какая компенсация и за что ему полагается.
Знает ли ученик, что…?
— С 6 (!) лет он имеет право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупку канцтоваров или продуктов), а также распоряжаться карманными деньгами. В этом возрасте он может пойти в школу. С 8 лет — может участвовать в детских общественных объединениях.
— С 10 лет имеет право дать согласие на изменение своего имени, отчества, фамилии, а также на усыновление или передачу в приемную семью.
— В 14 лет ребенок имеет право устроиться на работу. И распоряжаться не только своей зарплатой, но и отпуском — 31 день в году.
«Учителем года России-2019» стала Лариса Арачашвили из Волгограда
— В 10-11-м классах может самостоятельно осваивать школьную образовательную программу. То есть заниматься без учителей, родителей, репетиторов, сдавая в школе только контрольные работы и экзамены.
«Девять из десяти школьников хотят начать работать еще в период обучения, — говорит Любовь Духанина. — Они рассматривают свой первый практический опыт как возможность попробовать себя в той или иной профессии.
40 процентов из детей говорят нам о том, что хотят иметь деньги на карманные расходы. А 12 процентов детей хотят трудиться, чтобы помогать семье. Почти половина московских старшеклассников работают в каникулы.
Но они не очень довольны той работой, которую им предлагают взрослые: курьеры, разносчики пиццы, уборщики… Дети, с моей точки зрения, обоснованно считают, что они готовы к более интеллектуальному труду.
Могут чинить технику, быть системными администраторами компьютерных сетей на 3-5 компьютеров. Ребята хотят от взрослых более внимательного отношения к себе, к своим способностям».
Знает ли родитель, что…?
— Школа не вправе не допустить ребенка до занятий, если он пришел без формы или нарушил другие установленные требования к внешнему виду. Это можно рассматривать лишь как основание для применения мер педагогического воздействия.
— Ребенок имеет право учиться в любой российской школе, а не только в ближайшей от дома. Отказать могут только, если в школе нет свободных мест, которые сначала предоставляются тем, кто живет на закрепленной за школой территории. Информацию о вакантных местах школы должны размещать в открытом доступе.
— При приеме в первый класс ребенку не могут отказать из-за того, что он не умеет читать, считать и т.д.
— Домашнее задание (в рамках основной образовательной программы) на каникулы нарушает права ребенка на отдых. Если школа задает на каникулы 10 параграфов и 33 задачки из учебника, ее должностные лица могут «заработать» реальный штраф — от 10 до 30 тысяч рублей.
Знает ли учитель, что…?
- — Педагог имеет право на ежегодный удлиненный отпуск и один годичный отпуск раз в десять лет.
- — Если работодатель отправляет учителя на курсы повышения квалификации, то обучение для него должно быть бесплатным, с сохранением средней зарплаты и возмещением командировочных расходов.
- — Если школу присоединяют к другой, это считается реорганизацией, и уволить педагога не могут.
— Школа должна создать условия для того, чтобы учитель мог отдохнуть и пообедать — перерыв должен составлять не более двух часов и не менее 30 минут.
Или же у учителя должна быть возможность обедать в течение дня, например, на переменах, вместе с обучающимися.
— В 2019 году педагоги могут выйти на досрочную пенсию при наличии педагогического стажа в учреждениях для детей не менее 26 лет, в 2020 году — 27 лет, в 2021 году — 28 лет.
Стоимость каждого издания — 297 руб. (включая НДС и пересылку), с получением в редакции (Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 4) — 195 руб.
Реквизиты для оплаты: АО «Издательство «Российская газета», ИНН/КПП 7714010896/771401001, ОКПО 35258640, ОГРН 1057714039228, ПАО Сбербанк, г.
Москва, БИК 044525225, к/с 30101810400000000225, р/с 40702810438000015949. Укажите ваш адрес с индексом и название: «Учителя и ученики».
Мобильник и диктофон в школе: на что имеют право учителя, ученики, родители
Гаджет в каждом кармане. За последние несколько десятков лет информационные технологии стали частью нашей реальности и это надо принимать во внимание.
Уже с начальных классов школьники пользуются устройствами, с помощью которых записывают аудио и видео, но при этом не имеют никакого представления об этической стороне вопроса.
Более того, среди педагогов и родителей много непонимания правовых норм, регулирующих использование гаджетов и диктофонов в стенах школы. Сегодня я рассмотрю проблему мобильников с юридической и этической точки зрения.
https://pixabay.com/
https://pixabay.com/
- Сразу отвечу на спорный вопрос про запись на диктофон – да, ребенок имеет право приносить в школу диктофон или мобильник, и вести запись урока.
- Это право закреплено сразу двумя законами:
- ● Конституция РФ, статья 29, п.4 «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»; исключение – сведения, являющиеся государственной тайной, образовательный процесс таковыми, понятное дело, не является;
- ● Федеральный закон об образовании, статья 29 «Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации» – закон обеспечивает полную открытость учебного процесса, по этой причине запись уроков не может быть запрещена ни уставом школы, ни региональной властью.
Противоречия и разночтения вызывает статья 152.2 Гражданского кодекса РФ «Охрана частной жизни человека», которая говорит о том, что запрещается кого-либо записывать на диктофон и снимать на видео без его согласия.
Но! Часто педагоги апеллируя этой статьей, забывают про продолжение – нарушением не является сбор и использование информации в государственных, общественных или иных публичных интересах.
Образовательный процесс – это несомненно область общественного и государственного интереса.
Так что делать учителям? Как защитить свои права?
- Не забывать о 43 статье Федерального закона «Об образовании в РФ» – если смартфон школьника мешает учебному процессу, нарушает дисциплину, значит обучающийся нарушает обязанности, предписываемые законом. В этом случае педагог может принять дисциплинарные меры в соответствии с внутренним распорядком школы – провести беседу с родителями, подключить завуча по соц. работе. Но не при каких обстоятельствах учитель не может отбирать у ученика устройство, будь то телефон или диктофон.
- Учителя забывают, что они также имеют полное право вести собственную запись урока. Это будет единственно правильным решением, когда педагог опасается провокационных ситуаций со стороны школьников, выставление учителя в невыгодном свете, выдергивание из контекста записанных фраз и отрезков видео. Далеко не всегда поведение учителя является причиной враждебности ученика. Часто ребенок приносит в школу личные эмоциональные проблемы и проецирует их на педагогов.
Учитель может отчасти взять на себя ответственность по формированию культуры пользования гаджетами. Дети сегодня начинают взаимодействовать с гаджетами еще прежде чем, научатся говорить, но никто их не учит нормам этики и культуры, связанным с информационными технологиями.
Нужно объяснять когда и в каких ситуациях уместно использование записывающих устройств и смартфонов, что такое уважение чести и достоинства, что означает охрана частной жизни, почему бывает не приятно, когда тебя скрыто записывают, даже если ты не делаешь ничего плохого.
Почему важно предупреждать, если собираешься сделать запись и обязательно демонстрировать информационную культуру своим поведением, избегать «двойных стандартов», когда учитель сам пользуется на уроке телефоном, но запрещает ученикам.
https://pixabay.com/
https://pixabay.com/
- Напоследок, лайфхак для учителей: если перед началом занятия предупредить учеников, что вы планируете вести запись урока, то:
- ● во-первых, это отобьет желание у проблемных учеников создавать провокации и конфликтные ситуации;
- ● во-вторых, своим примером покажите правильное поведение с точки зрения этики;
- ● в третьих, прослушивание собственной записи поможет проанализировать и отрефлексировать профессиональные задачи, которые не удалось решить на уроке.
Отмечу, что демонизация гаджетов не всегда оправдана. Было немало случаев, когда аудио и видео запись помогали школьникам прекратить нарушение их прав, унизительные и психотравмирующие ситуации.
Кроме того, смартфоны, планшеты и диктофоны можно привлечь «на светлую сторону», использовать для учебных целей, формируя тем самым у детей информационную культуру.
Подписывайтесь на мой канал, если статья вам помогла разобраться в вопросе.
Сталкивались с проблемными и спорными ситуациями из-за гаджетов и диктофонов? Предлагаю обсудить в х.
Можно производить записи на диктофон, как учителя общаются с учениками????
* Мудрец (12776) 9 лет назад
Ни к чему она не привлечет, это не является каким-либо правонарушением. А вот Вы им пригрозите, что обратитесь в суд по факту оскорбления по ст. 130 УК РФ. Свидетели найдутся. Вы с училкой поговорите. Скажите, аудиозаписей полно, и не только у вас, но и у других детей.
И вообще, побольше пугайте. Раз они Вас судами пугают, значит, сами этого боятся. Скажите, что Вы проконсультировались у квалифицированного адвоката. Не давайте в обиду своего ребёнка этим сукам. Вы-то взрослый человек. И записывайте постоянно. Отбирать телефоны тоже не имеют никакого права. Тоже уголовкой пугайте за это.
Станислав Суслин Знаток (250) 9 лет назад Разумеется можно! Такая запись может послужить самым веским аргументом против учителя в суде! Это я вам как Юрист говорю. Так же можете поговорить с однокласниками своей дочери, разузнайте у них все поподробней. Просто я на собственном опыте научен, моего друга во втором классе учитель вообще в шкафу на целый урок закрыл, родители старого слепка у него, к сожалению, поэтому сказали, что учитель прав и все такое.. . Поэтому даже не сомневайтесь, пусть ваша дочь все запишет.
Удачи вам!
Lovely A Просветленный (26670) 9 лет назад на уроке права в журналистике говорили что с точки зрения закона надо произнести один раз что-то типа «все наши разговоры будут записываться на диктофон». ответы «я против» и «ты не имеешь права меня записывать» силы не имеют. потому что школа публичное место. не зря на дверях супермаркетов висят «вас скрывают камеры» — без этого в суд можно подать ещё, когда будете записывать пусть дочь отвечает как можно мягче: Комментарий к статье 304
1. Под провокацией вообще понимается намеренное создание ситуации, которая подталкивает, вынуждает или способствует совершению потерпевшим выгодных провокатору (в том числе и преступных) действий.
Ольга Лисицына Ученик (101) 9 лет назад
Можно вести скрытую диктофонную запись, если записывающий человек является участником разговора (комментарии к ФЗ об информации информационных технологиях и о защите информации)
Helen Профи (628) 9 лет назад
Запись разговора необходима в целях защиты чести и достоинства. Но, если учитель будет знать об этом, могу просто отобрать телефон, сказав, что ребенок пользовался им на уроке не.
— — Мастер (2302) 9 лет назад
Можно, главное аккуратность. Положите диктофон например в сумку и старайтесь не перемещать сумку иначе запись будет шуршать. Лучше класть сверху.
bonbon Знаток (272) 9 лет назад мы так в школе делали (только говном поливали наш класс, а не меня лично) сняли на видео, как учительница избила одноклассника. итог: нас обвинили в монтаже видео и аудиозаписи.. . ничего мы не добились. . Коля Знаток (288) 4 года назад
Тоже собираюсь записывать! Учительница пристает периодический к сыну. Он чувствительны и очень переживает.Надо это дело пресекать. Это не учителя — это **********! Пусть лучше в бизнес идут, на рынок ибо больше чем оскорблять людей — ничего не могут.
Миша Делеков Ученик (23) 1 год назад
Имеет полное при полное право. Учитель на рабочем месте, вдруг она будет тебя оскорблять, унижать или плохо объяснять тему. Если ученик сомневается в образовании учителя он может хоть весь урок записывать учителя. Это как самооборона/самозащита.
Статья за оскорбление учителя — 17 советов адвокатов и юристов
Случаи оскорбления ученика со стороны учителя — сегодня не редкость. И если раньше на это многие смотрели сквозь пальцы, то сейчас родители стали более компетентны в вопросах защиты своих детей.
Что делать, если учитель оскорбляет ученика? Сын или дочка не хотят идти в школу из-за этого. Рассмотрим, как поступить в такой ситуации.
Федеральный Закон «Об образовании»
Существует закон «Об образовании». В частности, в статье 48 отмечено, что учитель обязан с уважением относиться к своим ученикам. Уважать их честь и достоинство.
Есть еще одна статья, под номером 34, которая гласит: ученик имеет право на защиту от психического насилия, оскорбления личности. Также он имеет право на уважение своего достоинства.
Доведение до самоубийства ук рб
Что делать, если учитель оскорбляет ученика? О каком достоинстве может идти речь?
Куда обращаться, если ребенка публично унижает учитель
Инфо
Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом.
Предлагаем ознакомиться: Средний заработок для исчисления командировочных
Что такое оскорбление?
Нужно уметь отделять пшеницу от плевел. Если педагог при личном общении с ребенком бросил то-то типа «ты что, глупый, что ли» — это не оскорбление. Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. К примеру, ребенок ходит в очках. А учитель при всем классе насмехается над ним. Тогда это можно рассматривать как оскорбление достоинства.
Что делать, если учитель оскорбляет ученика? Из-за внешности, плохо усвоенного материала или неправильного ответа? В этом случае нужно обязательно вмешиваться родителям.
Беседа
Но не спешите бежать в школу с угрозами и криками, как любят делать многие родители. Учителям начинают грозить всеми возможными карами. А в результате только хуже ребенку.
Для начала выясните, со всеми ли детьми так себя ведет учитель? Или только вашему «повезло». Сделать это просто, если вы общаетесь с родителями из класса. Расспросите их, не жалуются ли дети на поведение учителя.
Можно также собственному ребенку. Мол, учитель только к тебе придирается или остальных тоже ругает.
Если отпрыск называет имена одноклассников, которым тоже достается от бестактного педагога, не поленитесь связаться с их родителями и побеседовать на эту тему.
Имеет ли право учитель оскорблять ученика? Нет, конечно же, не имеет. Но об этом почему-то часто забывают, и ребенка безнаказанно унижают в присутствии всего класса. После того, как родители соберут необходимую информацию, можно идти к учителю.
Только не ругайтесь, едва войдя в кабинет. Будьте вежливы, но тверды. Сообщите, что до вас дошли сведения об унижении ребенка. И вам известно, что страдает не только ваш сын или дочь. Вы хотите поговорить на эту тему.
Очень часто педагогу хватает такой «профилактической беседы». А что делать, если не помогает? Об этом ниже.
Оскорбление учителя родителями ученика
Здравствуйте. Я учитель начальных классов.
Сегодня в школу пришла мама одного ученика и стала угрожать и оскорблять меня при детях: «да я тебя вышвырну из школы, ты еще ответишь за свои слова, ты ничему детей не научила, ты работать не умеешь, я знаю как ты учишь здесь детей, ты всех подговариваешь детей против Димы, ты запугиваешь всех детей» ребята первоклассники стояли в шоке, запуганные. А до этого она хотела разобраться с мальчиком за то что он ударил ее сына, хоть тот этого не делал, это все клевета. Я ей сказала «вы не имеете право разбираться с учеником без его родителей, выйдите из кабинета». На что услышала эти оскорбление учителя. После я предложила ей пройти в кабинет директора, она отказалась. Можно ли это считать публичным оскорблением должностного лица при маленьких? Как это можно доказать?
В Вашей работе будет еще ни один подобный инцидент. Напишите докладную директору школы, о случившемся инциденте, пусть с этой родительницей побеседует администрация школы и соцпедагог, возможно в семье у ребенка психологические проблемы.
Доказать какой либо факт, при отсутствии данных видеофиксации, звукозаписи, или просто в отсутствие взрослых свидетелей (хотя бы учеников старших классов) или школьного персонала у вас не получится — родительница подаст встречное заявление о клевете с вашей стороны.
Ваша задача в подобных случаях — защитить других детей от нападок взрослого человека, и обязательно доложить все руководству — пусть дирекция школы принимает меры.
Не думаю, что зарвавшейся родительнице понравится вызов к директору школы, беседы с соцпедагогом, или даже визит органов опеки, с проверкой психологического климата в семье и условий жизни ее ребенка.
Что такое принудительные меры воспитательного воздействия?
Пишем жалобу
Жалобу на учителя пишут на имя директора. Это самый первый шаг в защите своего ребенка. До того, как обращаться в соответствующие органы, поставьте в известность директора школы о неправомерном поведении педагога.
В своем обращении подробно перечислите все факты, свидетельствующие о нарушении прав ребенка об уважении чести и достоинства. И потребуйте принять меры по отношению к учителю.
Только будьте осторожны: педагог может выставить ситуацию таким образом, что ваш отпрыск окажется клеветником. И обращение ваше будет ничем иным, как наговором на учителя.
Идеальный вариант — коллективная жалоба на учителя. Чем больше родителей подпишет ее, тем выше вероятность того, что недобросовестный педагог будет привлечен к ответственности.
На разбирательство дается тридцать дней. За это время директор проводит служебное расследование и дает родителям письменный ответ.
Обращение составляется в двух экземплярах. Одно регистрируется и передается на рассмотрение директору, а на втором делается пометка о входящем номере жалобы с датой ее подачи. Кто это должен сделать? Конечно же, секретарь школы.
Обращаемся в РОНО (УНО)
Там привлекут учителя к ответственности за оскорбления в адрес учеников. Родители пишут заявление в РОНО или УНО. В разных городах у этой организации разные названия. Если ребенок достаточно взрослый (8 класс и старше), он может написать жалобу от своего имени. Таким образом, и родители пожалуются, и ученик.
Обращаем ваше внимание, что обращение в РОНО пишется в том случае, если директор спустил все на самотек. Педагога, нарушающего права ребенка, и директора, который закрыл глаза на ситуацию, привлекут к ответственности. Дело может дойти до увольнения.
Какие азать учителя за оскорбление родителей в украине
В случае если администрация школы отказывается решать данную проблему или решение руководителя не удовлетворяет родителей, можно обратиться с жалобой в вышестоящие органы, а именно в Районный отдел народного образования (Управление народного образования, РОНО), где также предоставить заявление о том, что учитель унижает ученика. В обращении оставьте пометку, что вам было отказано в разрешении конфликта на уровне школы.
На чьей стороне закон? Да, родители этого ребенка с ним не живут, и друг от друга тоже живут отдельно, ребенок с явными психическими нарушениями, видимо, на почве воспитания. Прошу совета 01 Апреля 2021, 12:08, вопрос №59400 Наталья, г.
Это интересно: Выписать из квартиры пенсионера
Суд или Прокуратура
Если разбирательство в отношении педагога не выявило нарушений в его поведении, а дети продолжают жаловаться, ничего не остается, как отправиться в суд. Или жаловаться в прокуратуру. Только надо учесть, что здесь мало одного заявления. Нужны более веские доказательства. Что это может быть?
- Аудиозапись, на которой слышно, как педагог унижает ученика или учеников. Все можно записать на диктофон втайне от учителя.
- Видеозапись. Снять видео незаметно не получится. И ребенок, которого унижают, не успеет этого сделать. Ему могут помочь одноклассники. Учитель начинает унижать? Кто-то снимает это на видео.
Если учитель оскорбляет ученика, статья ему за это «светит». Это административное Правонарушение, не меньше. Но лишь в том случае, если Потерпевший предоставит веские доказательства.
Категории преступлений по российскому уголовному праву
«об образованиии в российской федерации»
Что делать родителям ученика, которого оскорбляет учитель? Разбираясь с проблемами ребенка в школе, нужно учитывать, прежде всего, его интересы и выбирать пути решения разногласий с учителем, которые не нанесут ученику вреда.
Выстраивать отношения с преподавателями и другими сотрудниками школы следует, руководствуясь нормами закона «Об образовании в РФ», внутренними нормативными документами учреждения и другими законами и локальными актами, регулирующими сложившуюся ситуацию.
Решение проблемы с учителем внутри образовательного учреждения Суд, полиция, прокуратура – это крайние меры, прежде чем воспользоваться которыми всегда следует попытаться решить вопрос внутри школы. Регулирование преподавательской деятельности и защита прав учеников обеспечиваются законом «Об образовании в РФ» и прочими нормативными документами.
Ответственность педагога
Каким должен быть учитель? Грамотным, добрым и с уважением относиться к своим подопечным. В прежние времена были такие учителя. А сейчас их становится все меньше и меньше. Педагог способен сорваться на ребенке из-за плохого настроения или унизить того из-за внешнего вида или неподготовленного домашнего задания.
В том случае, если его вину докажут, учитель понесет ответственность. Какой она может быть?
- Дисциплинарная. Директор или РОНО после разбирательства вправе уволить учителя, позволяющего себе хамское отношение к детям.
- Административная. Вредной учительнице придется заплатить определенную сумму за унижение ученика. От 10 000 до 30 000 рублей. Это административный штраф за оскорбление чести и достоинства ребенка.
- Кроме того, родители пострадавшего вправе требовать в суде компенсации морального ущерба. И ее размер озвучивается ими самими в данном случае.
Имеет ли право учитель оскорблять ученика при всем классе?
Важно
Чтобы жалоба не была воспринята как наговор, по возможности привлеките других родителей с вашего класса — такое заявление директор просто не сможет проигнорировать.
- Самой крайней мерой является обращение с иском в суд, правоохранительные органы, прокуратуру или инспекцию, осуществляющую контроль процесса образования. Здесь не помешает помощь опытного юриста.
- Важно! Если никаким из описанных выше способов исправить ситуацию не удалось, тогда стоит задуматься о переводе ученика в другой класс или школу.
Руководствоваться нужно Уставом общеобразовательного учреждения, там четко описан порядок перевода ребенка в другую школу. Последствия нарушения для учителя При условии того, что факты непрофессионального и неэтичного поведения все же установлены, учитель привлекается к дисциплинарной ответственности, а в некоторых ситуациях даже увольняется.
Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства (ч. 3 ст. 4.7. КоАП РФ).
Если оскорбление педагога допущено обучающимся в возрасте от 14 до 16 лет, он по иску педагога может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности за унижение чести и достоинства как за причинение морального вреда по правилам ст. 1074
Предлагаем ознакомиться: Что такое адвокат и юрист – простыми словами
ГК РФ. Несколько сложнее ситуация, если оскорбление допущено малолетним учеником (не достигшим 14 лет). За вред, причиненный малолетним, находившимся под надзором, отвечать должен тот, кто осуществлял надзор, в данном случае – образовательная организация (п.
3 ст. 1073 ГК РФ).
Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.
Последствия После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать: 1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров); 2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);
- Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61.
Даже не прибегая к чтению законов, любой здравомыслящий человек понимает, что учитель ни в коем случае не должен унижать своих учеников и оказывать на них давление. Тем не менее, в нашем законодательстве подробно прописано, какие права имеет ребенок во время пребывания в школе.
Данный вопрос регулируется Федеральным Законом «Об образовании в РФ». А именно в 34 статье указано, что все участники учебного процесса должны уважать достоинства ученика.
Также статья подразумевает, что ребенок должен быть защищен от любых форм насилия: психологического, физического, эмоционального и так далее.
Школьник не должен подвергаться оскорблениям и имеет право на защиту жизни и здоровья.
Другая статья закона об образовании прямо говорит об обязанностях учителя. Каждый педагог обязан придерживаться нравственных, этических, а главное – правовых норм.
Кроме того, учитель обязан проявлять к ученикам уважение, не допускать оскорбления их чести и достоинства, соблюдать все правила профессиональной этики, а также следить за тем, чтобы ученики не применяли каких-либо способов унижения в отношении друг друга. Соответственно, ни о каком словесном, а тем более телесном, наказании не может быть и речи.
Если ученик повел себя неправильно, нарушил какое-либо правило учебного заведения, недобросовестно относится к учебному процессу или же в чем-то не удовлетворяет требованиям учителя, педагог имеет право пригласить в школу родителей ученика, чтобы провести в их присутствии, а также в присутствии директора школы, воспитательную беседу.
Лучшим решением со стороны преподавателя будет разъяснить ситуацию родителям и предоставить им возможность самостоятельно повлиять на ребенка. В любом случае, никакой «самодеятельности» в данном вопросе учитель проявлять не должен.
А если ученик виноват?
Мы рассмотрели несколько вариантов, как могут действовать родители в случае оскорбления их ребенка со стороны учителя. А если все наоборот? Ученик оскорбил учителя, наказание какое он за это понесет?
Возможно несколько вариантов развития ситуации:
- Самостоятельное урегулирование проблемы педагогом.
- Обращение к родителям.
- Обращение в судебные инстанции с требованием компенсации морального ущерба.
Опытные педагоги рекомендуют самостоятельно разобраться с возникшей ситуацией. Современные дети такие, что учителей и в грош не ставят. О своих правах они хорошо знают, только об обязанностях забывают.
Учитель может:
- Пропустить оскорбление мимо ушей.
- Оставить хулигана после урока и задать ему моральную трепку.
- Обернуть ситуацию таким образом, чтобы ученик, который позволил себе оскорбить педагога, искал из нее выход.
- Объявить ученику бойкот.
- Начать занижать оценки.
Последний момент — не один из самых лучших. Но порой у педагога другого выхода нет. К примеру, ребенок очень наглый. Но учится хорошо, а учитель знает, что за плохие отметки его ругают. Заработал «четыре»? Ставьте «три». Если есть желание, придраться можно ко всему.
Статья 24. Применение оружия гражданами Российской Федерации
Жалоба родителям не всегда приносит пользу. Нынешние дети не особо ценят труд учителей. Родители быстро встают на сторону своих любимых чад. Если учитель понимает, что родители адекватны, можно вызвать их в школу для разговора.
Судебная инстанция — это уже на самый крайний случай. Если на ребенка управы нет, он сам постоянно хамит, родители его защищают и поддерживают, к директору идти бессмысленно. Только надо быть готовым к тому, что с работы придется уйти после разбирательства.
Ответственность учителя за оскорбление ученика
Одним из главных способов защиты интересов собственных детей является направление родителями официального обращения в органы, контролирующие работу образовательного учреждения, это также может быть комиссия по урегулированию споров.
Родители имеют право потребовать провести подробное дисциплинарное разбирательство, направленное на педагога. По его результатам работник учебного заведения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и даже уволен.
Предусматривается возможность обращения пострадавшей стороны в суд с требованием возместить моральный ущерб, в этом случае не лишним будет обратиться к адвокату.
Преподаватель — это сложная профессия. Она требует от человека большого профессионализма, а главное выдержки. У некоторых не хватает терпения, и они срываются на учениках, оскорбляя их, унижая достоинство.
Если вы столкнулись с ситуацией, когда учитель в школе или в каком-либо другом учебном заведении систематически оскорбляет вашего ребенка, прилюдно критикует, высмеивает, демонстрируя, таким образом, предвзятое отношение, вы, как любящий родитель, просто обязаны отреагировать.