Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

Таким образом, в 2021 году сотрудник ГИБДД имеет право проверять знаки под капотом транспортного средства. Речь идет о 17-значном VIN-номере автомобиля, реже, чем о номере двигателя. Идентификатор сверяется с данными, указанными в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Но, конечно, таким образом никто у вас ничего не может проверить. Осмотр вывесок автомобиля под капотом следует проводить только при наличии уважительной причины. Все они изложены в пункте 109 Приказа МВД № 664:

  • необходимость сверить номер VIN на кузове с таким же номером, указанным в СТС водителя;

  • наличие указаний или другой информации об автомобиле (например, о том, что машина попала в аварию или находится в розыске);

  • выявление подделки (фальсификации) документов;

  • принимать меры по снижению риска дорожно-транспортных происшествий.

  • Наличие любой из вышеперечисленных причин является причиной, по которой инспектор предлагает открыть капот для осмотра. Но, например, у сотрудника ГИБДД может не быть письменного приказа о проведении поискового поиска. Чаще всего рекомендации приходят устно. То есть, по сути, вы должны поверить IDPS на слово.

    Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

    А может ли инспектор сам открыть крышку?

    Ни в коем случае это официальное нарушение правил!

    Частная собственность неприкосновенна — искусство. 35 Конституции РФ. Автомобиль является вашей собственностью и никто не имеет права без вашего разрешения залезать под капот, открывать багажник и рыться в бардачке.

    На практике, конечно, IDPS не будет открывать капот для проверки идентификационных номеров без вашего согласия. Но если Процедура проводится в рамках общего осмотра транспортного средства, инспектор дорожного движения имеет на это право.

    Например, он может проверить багажник, капот, открыть двери, откинуть автокресла. Правда, для осмотра нужен протокол, двое понятых или видеозапись судебного процесса, но главное, есть основания для осмотра автомобиля.

    Подробнее об этом поговорим чуть позже.

    Могу ли я отказаться открывать капот?

    Да, можно, но только в одном случае.

    После того, как инспектор ГИБДД организованным тоном скажет вам открыть капот, спросите: «это просьба или просьба?» Важно понимать, что это два разных состояния. Инспектор может предложить вам только открыть капот моторного отсека.

    Но он может только спросить, есть ли веские причины для проверки (например, такая же ориентация). Следовательно, вы имеете право отказать в удовлетворении запроса.

    Ведь его ничем не поддерживает, кроме желания самого инспектора ГИБДД заглянуть под капот.

    Обязанность открыть капот превращается в план юридического осмотра. От такой процедуры без последствий уже нельзя отказаться. А если вы откажетесь, то получите адекватное наказание по Кодексу об административных правонарушениях.

    Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

    Чем это грозит?

    Таким образом, водителю грозит наказание только за отказ от обязанности предоставить ИДПС доступ в моторный отсек автомобиля. То есть либо открыть капот своими руками, либо разблокировать его замок. Ответственность за это предусмотрена ч. 1 ст. 19.3 КоАП, где:

  • Штраф от 2000 до 4000 рублей;

  • арест до 15 суток;

  • обязательная работа до 120 часов.

  • Учтите эти моменты и не подвергайте себя ненужному риску.

    Если капот заклинило, и крышка не открывается?

    Это не вина водителя.

    обязанность автомобилиста обеспечить свободный доступ в моторный отсек своего автомобиля. Но если, например, у вас заклинило замок и вы не можете открыть капот, это не ваша вина. Это также не является неисправностью автомобиля, так как заклинивший замок капота не влияет на движение автомобиля по дороге.

    Кроме того, водитель не обязан открывать капот в Правилах дорожного движения. Да и сам сотрудник ГИБДД не имеет права наступать на рычаг в кабине и что-то дергать. Это уже не проверка, а проверка со своими потребностями и тонкостями.

    Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

    Проверка капота – это осмотр, досмотр или обыск?

    Теперь займемся процедурами, которые различаются не только названиями, но и порядком действий, требованиями и причинами.

    В силу искусства. 112 Регламента контроль маркировки под капотом возможен путем визуального осмотра. Инспектор должен сверить номера VIN на двигателе с номерами этого номера в СТС водителя, ничего не трогая — все это указывает на признаки проверки. В мероприятии участвует и владелец транспортного средства.

    По результатам осмотра моторного отсека оформляется акт. Но на практике так бывает не всегда. Если инспектор ГИБДД не обнаружит ваши сломанные знаки, он просто пожелает вам благополучного пути и отпустит вас с миром. Без сертификата осмотра. Да, по букве закона это нарушение, но водителям обычно все равно.

    Для сравнения: досмотр — это более широкий спектр действий, когда инспектор ГАИ имеет право прикоснуться к автомобилю, открыть капот, багажник, поднять ковры, осмотреть содержимое перчаточного ящика и т.д. Прочь до агентов.

    Запрещается ломать и разбирать элементы конструкции автомобиля.

    Во время проверки водителя и пассажиров просят выйти из машины, и перед началом процедуры МВД составляет протокол проверки в присутствии двух понятых или делает видеозапись происходящего (ст. 203 Положения).

    Обыск, как уголовный процесс, используется только в крайних случаях. В частности, поиск не связан с проверкой идентификационного номера под капотом. Кроме того, требуется ордер — Санкция прокурора. Обычные инспекторы ГАИ не могут обыскать ваш автомобиль.

    Обязательно ли мне выходить из машины?

    Нет, не требуется.

    Так, согласно пункту 93 Административного регламента инспектор ГАИ может предложить вам только выйти из машины и вместе с ним проверить знаки под капотом. Уезжать или нет — на ваше усмотрение.

    Все, что вам нужно сделать, это обеспечить доступ в моторный отсек, чтобы IDPS самостоятельно проверил идентификационные номера.

    То есть ваша задача дернуть за рычаг открывания капота, и вы можете оставаться в салоне один. 

    Необязательно выходить на улицу, открывать капот вытяжки и уж тем более очищать агрегат от скопившейся грязи (чтобы можно было проверить цифры). Но лучше не оставлять копа наедине с моторным отсеком. Так сказать, ради собственной безопасности.

    Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

    Можно ли снимать инспектора и проверку капота на видеокамеру?

    Никто не может запретить вам снимать. И на это указывают целые два законодательных акта:

  • Деятельность полиции открыта для общества и граждан. ИДПС проверяет только идентификационные номера, ничего запрещенного к съемке при такой проверке нет (ст. 8 Федерального закона «О полиции»),

  • Деятельность государственных органов должна быть открытой, а ГИБДД — это только государственный орган по обеспечению соблюдения законов на дорогах, поэтому никто не может запретить вам стрелять в сотрудников во время их казни (ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об информации»).

  • Это также подтверждается постановлением Верховного Суда РФ (№ 58-КАД20-10-К9), в котором действия инспектора ГАИ выразились в запрете стрельбы в процессе оформления процессуальных документов, возникшие вопреки положениям закона.

    Что делать, если инспектор ГИБДД отказывается составлять акт осмотра или протокол досмотра?

    Отказ от прохождения процедуры осмотра и осмотра автомобиля является серьезным основанием для признания результатов осмотра недопустимыми. Если речь идет об осмотре, то на практике инспектор ГИБДД все же выполняет перечень обязательных действий — это в его интересах.

    При нарушениях со стороны сотрудников ГИБДД необходимо действовать по следующему алгоритму:

    1. Перепишите данные водительского удостоверения или жетона ГАИ.

    2. Включите камеру (на всякий случай сообщите сотруднику правоохранительных органов, что вы записываете его действия).

    3. Попросите еще раз повторить, открыв капот: это просьба или просьба? Если IDPS не предоставил никаких оснований для проверки, сообщите об отказе в камеру. Если были указаны причины, вежливо настаивайте на соблюдении процедуры проверки, т. Е. Составьте акт проверки. Или осмотр, где нужны свидетели / видеозапись и протокол осмотра всей машины.

    4. В случае отказа сообщить, что инспектор нарушает процессуальный порядок, в частности — пункты 200, 203, 212 и другие в соответствии с Регламентом, что квалифицируется как произвол должностного лица согласно ст. 19.1 КоАП РФ.

    5. Объясните им, что собираетесь подать жалобу на действия сотрудника ГИБДД. Параллельно можно сразу позвонить на АЗС и подробно сообщить о нарушении со стороны чиновников. Лучше всего искать телефон на сайте ГИБДД или в машине ГИБДД.

    6. Впоследствии он подает жалобу начальнику Госавтоинспекции.

    На практике в 2021 году, если инспектор не в своем уме, он запросто может обвинить вас в неподчинении законному запросу сотрудника полиции и отправить в следственный изолятор МВД на 15 суток. В том числе, если ошибался сам инспектор. К сожалению, после отбытия наказания в специальном изоляторе вам придется отстаивать свою невиновность.

    Но не зря мы описали алгоритм действий выше. Если дело окажется для вас неприятным в виде ареста или штрафа, у вас будут ключи, чтобы обжаловать административное наказание. При правильном подходе можно не только привлечь недееспособных ВПС к административной и служебной ответственности, но и взыскать Моральный вред от незаконного пребывания в СИЗО через суд.

    Почему нельзя открывать капот по требованию инспектора ГИБДД, или что должен сделать перед этим полицейский?

    Никого среди российских автолюбителей не удивляет факт остановки автомобиля инспекторами ГИБДД для проверки документов. Однако встречаются также ситуации, когда патрульные этим не ограничиваются и просят, к примеру, открыть капот для осмотра.

    Стоит отметить, что большинство добропорядочных водителей в этом случае не противятся сотруднику полиции, а молча исполняют требование, предполагая, что с их автомобилем все в порядке и это ничто иное, как очередной «бзик» стража правопорядка, после которого можно будет сразу же отправиться дальше в путь.

    Читайте также:  Законно ли заменить блюдо в ресторане, если оно не понравилось

    Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

    Как показывает практика, таким образом добропорядочные водители совершают серьезную ошибку.

    В соответствии с действующим законодательством на территории РФ, открывать доступ в подкапотное пространство инспектору ГИБДД автовладелец обязан только в том случае, когда тот начал заполнение акта осмотра.

    При иных обстоятельствах требования патрульного можно назвать незаконными и поэтому автомобилист не обязан их исполнять. В этой ситуации можно даже вежливо напомнить патрульному о правилах проведения процедуры осмотра пространства под капотом.

    Также автолюбители должны знать, что в соответствии с правилами оформления данного акта, инспектор ГИБДД может провести только визуальный осмотр, и ни при каких обстоятельствах он не должен прикасаться к элементам, расположенным у автомобиля под капотом.

    В свою очередь, если документ не оформляется, полицейский вполне может попросту устроить автомобилисту очередной техосмотр.

    В процессе патрульные не особо привередничают грязью и могут подергать рулевую рейку, а также проверить на работоспособность другие элементы.

    Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

    Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

    После этого патрульные часто начинают грозиться составить протокол об административном правонарушении за выезд на неисправном транспортном средстве.

    Стоит напомнить, что штраф за подобное Правонарушение не такой большой и составляет всего 500 рублей, однако даже это может омрачить день любого автомобилиста.

    По этой причине автолюбителям следует занимать твердую позицию и не позволять полицейским без соответствующего акта заглядывать под капот, чтобы не создать тем самым себе дополнительные трудности.

    Олег Мокров

    Инспектор ДПС просит вас открыть капот, багажник или двери автомобиля? Прочитайте, прежде чем открывать

    • Рекомендация:
    • — Попросить инспектора предъявить служебное удостоверение, пункт 2.4 ПДД
    • (зафиксировать его данные)

    — После того как инспектор предложил вам открыть капот, багажник или двери автомобиля, вежливо попросите его составить протокол досмотра (ст. 27.9 КоАП)

    и ПРИГЛАСИТЬ ДВУХ ПОНЯТЫХ.

    Причем, совсем не важно, происходит это на стационарном посту или в глухих степях. В главе 2 ПДД «Обязанности водителя» это не указанно как обязательное исполнению, лишь просто по устному требованию инспектора.

    — Если инспектор подменяет понятие «досмотр» и «осмотр» — он лукавит.

    Скажите ему, что осмотр бывает технический или визуальный. Если хочет пусть рассматривает машину снаружи, а салон через боковые стекла.

    Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

    — При этом инспектор не вправе требовать от вас вывернуть карманы или содержимое барсетки. Это относится к личному досмотру и регулируется статьей 27.7 КоАП.

    Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола под протокол личного досмотра.

    Досмотр автомобиля без протокола и без понятых квалифицируются статьей 19.1 КоАП «Самоуправство». Если инспектор самовольно открывает двери салона или крышку багажника, роется в бардачке, то незамедлительно звонить в «02» (112) и сообщить о незаконном обыске в вашей машине.

    Поиск понятых полностью лежит на плечах сотрудника ГАИ.

    После 5 минут бездействия инспектора сообщите ему, что если он продолжит вас задерживать, то будет осуществлен звонок в «02» (112) с последующим рассказом о нарушении им статьи 12.35 КоАП «Не законное ограничение прав на управление ТС».

    (Штраф на должностное лицо: 20 000 рублей)

    Если решили открыть багажник, исключительно по устной просьбе инспектора, то помните, что делаете вы это на свой страх и риск. Были случаи, когда после этого, «вдруг» находился патрон от пистолета или белый порошок в пакетике, якобы «случайно» обнаруженный под половичком. План по «раскрытию» никто не отменял.

    Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать
    autobrains

    Существует «хитрый» прием инспектора: после отказа открыть багажник без протокола досмотра, вас просят предъявить знак аварийной остановки (аптечку, огнетушитель), чтобы вы, открыв багажник, их достали. Просим инспектора указать номер статьи ПДД которая обязывает вас предъявить наличие требуемого. Нет такой статьи.

    Напоминаем, инспектору, что, когда вы выезжали, все эти предметы присутствовали в наличии и лежали в багажнике машины. Хочет убедиться лично – пусть составляет протокол досмотра и вы откроете багажник. Далее действуем согласно Главы №16 «Инспектор хочет проверить техническое состояние автомобиля».

     В 10-ти дневный срок отправляем жалобу на действия ИДПС.

    Разъяснение:

    Необходимо знать, что статья 27.9 КоАП «Досмотр ТС» обязывает сотрудников полиции проводить досмотр автомобиля в вашем присутствии. Инспектор может лишь попросить, чтобы вы отодвинули пакет в багажнике или подняли накидку на заднем сидении. Но, ни в коем случае не имеет права это делать собственными руками.

    Иначе законом эти действия квалифицируются как обыск. Право на обыск дает постановление суда или санкция прокурора.

    Сама по себе просьба составить протокол досмотра заставит инспектора задуматься: «а с чего бы это так?» Будет ли водитель, у которого что-то противозаконное в багажнике, так смело себя вести?

    Перспектива поработать с учетом норм закона, «а не по понятиям» совсем не обрадует его. Так же потребуется искать понятых. Помните, что таковыми не могут быть ни сотрудники полиции, ни пассажиры вашего автомобиля — в качестве понятых могут выступать лишь люди абсолютно независимые: водители мимо проезжавших автомобилей, их пассажиры, да и просто пешеходы.

    Будьте настойчивы, вежливы и с оттенком «металла» в голосе. Так как тихое бормотание, бегающие глаза и дрожащие руки никак не говорят об уверенности водителя. Тут действует принцип сообщающихся сосудов, т.е.

    чем больше уверенности у водителя, тем меньше остается её у инспектора. Инспектор будет обязан указать в протоколе ДОСТАТОЧНО ВЕСКУЮ причину, по которой ему пришлось прибегнуть к процедуре досмотра.

    А это не так просто.

    Помните, что при сверке номеров кузова и двигателя оттирать от грязи или искать их местоположение в вашу обязанность не входит. Вы можете и вовсе не знать, где расположен номер двигателя. На учет машину ставили коллеги инспектора ДПС из МРЭО. Все вопросы по этому адресу. Выворачивание карманов и содержимого сумочки в процесс досмотра автомобиля тоже не входит.

    Для досмотра необходим веский повод. И если причина «надумана» или инспектор проводит досмотр без составления протокола, то знайте: инспектор переступил черту закона в статье 19.1 КоАП «Самоуправство». Составляем жалобу на действия ИДПС.

    Источник

    Инспектор дпс требует открыть капот в чем подвох, и что делать водителю

    Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

    Почти всегда встречи с представителями охраны порядка на дорогах — стрессовые ситуации для водителей. Достаточно часто такие события сопровождаются просьбами открыть капот автомобиля. Что может инспектор ДПС отыскать под вашим капотом и как следует реагировать на подобные указания? Узнаете в статье.

    Для чего просят открыть капот машины

    Самая распространенная причина — сверка номеров на двигателе и кузове с данными из документов. Номера проверяют на предмет соответствия, в случаях, когда на такой же автомобиль, находящийся в розыске, имеется ориентировка, а также, чтобы выяснить, действительно ли ваши документы оформлены на этот автомобиль.

    [3]

    Если интересующие инспектора номера не вызовут никаких подозрений, сотрудник охотно отпустит автовладельца с пожеланиями счастливого пути. Однако, если сомнения все же появятся, инспектор ДПС может инициировать инструментальное исследование, что займет некоторое время.

    Если номера автомобиля окажутся, что называется, «перебитыми», или же не будут соответствовать цифрам, зафиксированным в документах автолюбителя, транспортное средство будет изъято, а в отношении водителя заведут дело по соответствующей статье.

    Всем известно, что управление транспортным средством, имеющим ряд неисправностей, указанных в правилах дорожного движения, влечет за собой ответственность. Сотрудник ДПС может попросить водителя показать содержимое капота, если есть основания полагать, что такие неисправности имеются. Ему понадобится оценить техническое состояние транспортного средства визуально.

    Если в результате проверки инспектором были обнаружены какие-то повреждения видимых узлов и агрегатов, данный факт протоколируется по статье 12.5 КоАП РФ.

    Далее, вероятно, машина будет отправлена на стоянку специализированного назначения, изъять с которой свой автомобиль владелец сможет только прибегнув к услугам эвакуатора, или после полного устранения выявленной неисправности.

    Убытки, которые автолюбитель понесет, принимая меры по возвращению автомобиля в свои руки, он понесет самостоятельно.

    Бытует мнение, что инспекторы требуют открывать капот, для того чтобы оставить между составляющими машины нечто нелегальное, а далее, в целях выполнения рабочего плана, предъявить за это водителю. Даже если вы действительно думаете, что такое на самом деле может произойти — вы вправе стоять рядом с сотрудником ДПС и полностью контролировать процедуру осмотра.

    Как водителю следует реагировать

    Сразу отметим, что современные сотрудники ДПС, как правило, ведут себя на дороге порядочно и полномочий не превышают. Всего скорее, если инспектор попросил вас открыть капот — причины на то у него были. Само собой, если вы законопослушный Гражданин, которому бояться нечего, вам не составит труда удовлетворить просьбу представителя правопорядка. Однако:

    Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

    Правила общения с ДПС. Просят открыть багажник, капот или двери

    Советы опытных автолюбителей:

    — На официальное требование открыть капот, багажник, передние или задние двери, спросите у инспектора, собирается ли он выполнить свои прямые должностные обязанности, указанные в ст. 27.9 КоаП и оформить протокол досмотра с обязательным приглашением нескольких понятых (обычно два человека).

    В каком месте был остановлен автомобиль – на дорожном посту или посреди пустынного шоссе совершенно не важно. Правила главы 2, регламентирующие «Обязанности водителя» не требуют обязательность исполнения таких требований, допускают просьбу инспектора, высказанную в устном порядке.

    — Нередко понятие «досмотр», высказанное инспектором меняется на «осмотр».

    Читайте также:  Пенсионеры после 80-ти лет: какие льготы и преференции им положены?

    Напомните стражу ГИБДД, что осмотр по своей сути может быть техническим или носить визуальный характер, то есть его права распространяются лишь на осмотр автомобиля снаружи, а салона – через боковые стекла.

    — Выворачивать карманы или проверять содержимое барсетки инспектор права не имеет. Если поступать по закону, то личный досмотр регламентируется положениями статьи 27.

    7 КоАП, а выполняется в присутствии понятых, в количестве не менее двух человек, причем пол инспектора, и понятых должен соответствовать полу досматриваемого лица с обязательным составлением протокола индивидуального досмотра личности.

    Если инспектор настаивает на своем желании провести досмотр без участия понятых и без составления протокола, то его действия можно рассматривать в контексте Статьи 19.1 «Самоуправство» положений КоАП.

    Самовольные действия блюстителя порядка на дорогах: открывание дверей автомобиля, крышки багажника, проверка бардачка – являются незаконными. В таком случае немедленно звоните в полицию по «02» и сообщите о незаконном обыске.

    — Понятых должен искать сам инспектор.

    Нередко инспектор тянет время, не предпринимая никаких действий. В таком случае ему нужно напомнить об ответственности, Ст.12.35 «Не законное ограничение прав на управление ТС» положений КоАП. Намекните, что Вы сделаете звонок по номеру «02» и пожалуетесь на безосновательную задержку на дороге. Если вина должностного лица будет доказана, его могут оштрафовать на 20 тыс. рублей.

    — Не соглашайтесь на устные просьбы стража дорожного порядка открыть багажник. Случалось, что потом находили гильзы от пистолета или белый порошок. Возможно, Вам хотят подкинуть вещественные доказательства, поскольку начальство скинуло разнарядку по «раскрытию» преступлений.

    — Бывалые инспектора, прибегают к другим недозволенным приемам, например просят показать знак аварийной остановки, после того, как водитель отказался без протокола досмотра открывать багажник.

    Остудить навязчивое желание инспектора можно в следующий способ – попросите напомнить положения Правил Дорожного Движения, которые являются основанием для выполнения таких требований. Добавьте, что когда автомобиль начинал движение, то все эти вещи находились на месте. Если инспектор хочет в этом убедиться, нужно составлять протокол досмотра.

    И тогда водитель может открыть крышку багажника. Досмотр выполняется в соответствии с процедурой, которая описана в Гл.16 под названием «Инспектор хочет проверить техническое состояние автомобиля».

    Жалобу на неправомерные требования и действия инспектора ДПС отправляем в десятидневный срок.

    Всегда нужно помнить, что в соответствии с требованиями КоАП, ст. 27.9 «Досмотр транспортных средств» полицейские могут выполнить процедуру досмотра авто лишь в присутствии его владельца. Трогать что-то в салоне или брать в руки инспектор не имеет права, даже передвинуть пакет в багажнике ему запрещено делать.

    В противном случае действия должностного лица можно рассматривать, как обыск, который санкционируется лишь санкцией прокурора или по решению суда. Водитель, своей требовательностью и эрудированностью заставит должностное лицо глубоко задуматься о правомерности предъявленных требований и совершаемых действий.

    С моральной точки зрения водитель тоже выглядит с положительной стороны: «Разве может так уверенно себя вести собственник автомобиля, если у него не все в порядке?»

    Читайте так же:  Разновидности каско и от чего зависит его стоимость

    Инспекторов, частенько допускающих самоуправство на дорогах, не радует перспектива действовать по закону, «а не по понятиям». Ему придется изрядно потрудиться, чтобы найти понятых, которых следует еще поискать. В качестве понятых могут выступать только незаинтересованные лица: водители проезжающих мимо авто, случайные пешеходы.

    Как вести себя водителю?

    Водитель должен быть уверенным в себе, не тушеваться, не заискивать, не показывать волнение. Лучше сразу проявить настойчивость, принципиальность, разговаривать с оттенком «металла» в голосе. Инспектор ДПС – тонкий психолог и сразу видит насквозь того, с кем ему довелось общаться.

    Если водитель уверен в своих правах, то инспектор понимает, лучше оставить его в покое, не стимулировать приход событий, которые могут для должностного лица неизвестно чем закончиться.

    В рамках процедуры составления протокола, инспектор должен опираться на объективные доказательства вины водителя, а это не так просто и легко.

    Если предстоит процедура сверки номеров, предполагающая идентификацию цифр двигателя и кузова, то водителю не нужно суетиться, оттирать рабочие поверхности от грязи. Искать где расположены номера, тоже не следует – это не его проблемы. Автомобиль ставился на учет сотрудниками МРЭО, пускай инспектор ДПС связывается с ними и разбирается.

    Процедура досмотра четко регламентирована и выполняется при наличии веских оснований. Досмотр без протокола незаконен, а инспектор занимается самоуправством, именно так записано в положениях ст.19.1 КоАП с похожим названием «Самоуправство». Можно смело готовить жалобу на неправомерные действия должностного лица ДПС.

    Даже если в рамках антитеррористических действий проводятся мероприятия по задержанию преступников, объявлен план «Перехват» и все подряд автомобили останавливают, то массовый досмотр не допускается, а такие действия полиции в мирное время незаконны. Массовый досмотр допускается в ситуации, когда введено военное или чрезвычайное положение.

    Что делать, если инспектор приступил к процедуре досмотра с нарушением прав водителя?

    Рекомендуется занять пассивную позицию, не возмущаться, не оказывать открытого сопротивления, дабы не дать повода обвинить себя в конкретном нарушении общественного порядка.

    Можно попробовать вести видеосъемку и по своей инициативе привлечь свидетелей происходящему. Можно сразу позвонить по «02» или (112) и сообщить о незаконности проводимого обыска.

    Показания случайных лиц помогут доказать правоту в суде, если водитель будет жаловаться на действия инспектора. При подаче жалобы следует нанять хорошего адвоката.

    Инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и что делать водителю?

    Приветствую Вас, друзья!

    Есть ситуации, которые на дороге происходят не так часто, но водители оказываются к ним совершенно не готовы. К числу таких ситуаций относится странное, на первый взгляд, требование инспектора открыть капот автомобиля. Сегодня мы разберемся, с какой целью инспектор озвучивает такое требование, чего следует опасаться, и какие в связи с этим есть права у водителя. Поехали!

    Правовое регулирование

    Инспектор ДПС просит открыть капот — что делать?

    Если водителя при остановке сотрудник правоохранительных органов просит открыть капот, то возникает логичный вопрос, нужно ли это делать или нет. Данная просьба очень часто вызывает недоумение и ряд вопросов, особенно если видимых причин для этого нет.

    Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать «CAR.RU»

    Зачастую сотрудник ГИБДД может попросить открыть капот для того, чтобы проверить VIN номер, который указан в документах и на кузове транспортного средства. Как показывает практика, чаще всего, капот просят открыть у старых автомобилей, которые вызывают подозрения у водителей.

    Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать «CAR.RU»

    Первое, что владелец машины должен сделать, это задать логичный вопрос, для каких целей понадобилось открывать капот. Если целью является контроль технического состояния или проверка идентификационных символов, нужно поинтересоваться, почему у сотрудников возникли подозрения.

    Если во время осмотра сотрудник полиции действительно выявить нарушение, то он может временно задержать транспортное средство, в том числе отправить его на штраф-стоянку. Если никаких нарушений при осмотре не выявлено, то водитель получает права и может продолжать путь дальше.

    Спорить с сотрудником ГИБДД и пытаться отказываться от данного действия все возможными способами достаточно опрометчиво, так как это может обернуться более серьезными разбирательствами.

    Инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

    Я уже больше 12 лет езжу за рулем. За это время бывало всякое: автоинспекторы останавливали огромное количество раз, проверяли документы, просили подышать в трубочку и пр. Но вот недавно я впервые столкнулась с просьбой сотрудника открыть капот. Я, конечно, открыла, ГИБДД-шник что-то там посмотрел и отпустил восвояси.

    Не удержавшись, я позвонила знакомому из дорожной полиции, чтобы разузнать, что же автоинспектор хотел найти в моем машине. Оказалось, что под такой простой просьбой скрывается немало интересного.

    Я расскажу, когда инспектор ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать. Как водителю выйти из ситуации без потерь.

    Законно или нет

    Процесс взаимоотношений между сотрудниками Госавтоинспекции и водителями строго регламентируется законодательством. Потому каждая сторона должна действовать в соответствии с данными нормами. Согласно регламенту, инспектор вправе попросить доступ для проверки номеров агрегата и кузова. Эти сведения прописаны в ПТС и СТС. Последний у водителя всегда должен быть при себе.

    Проверка осуществляется по тому же принципу, как при постановке автомобиля на учет. Это необходимая меры для выявления машин, находящихся в угоне.

    Но законодательство четко ограничивает список причин для остановки водителя. Конкретно этой причины, т. е. для сверки номеров, в регламенте не указано. Потому и остановить именно для этого ГИБДД-шник водителя не может. Если только нет ориентировки на авто вашей марки. Хотя Закон не запрещает во время остановки проверить еще и соответствие номеров на кузове и моторе.

    Зачем инспектор просит открыть капот

    О самой распространенной причине уже было сказано выше – для сверки номеров. Но это при наличии ориентировки.

    Если у ГИБДД-шника не возникнет вопросов, все номера будут соответствовать, то он благополучно отпустит водителя, пожелав счастливого пути.

    Если же номера окажутся перебитыми или цифры не будут соответствовать указанным в СТС, то автомобиль будет изъят, а на автовладельца заведут уголовное дело.

    Однако, на практике подобное случается редко, и сотрудник дорожной полиции начинает намеренно искать недостатки. Согласно ПДД, водитель не имеет права управлять ТС, имеющим неисправности. Получив доступ в подкапотное пространство, инспектор начинает визуально оценивать техническое состояние авто, в поисках недостатков. Зачастую ему это удается.

    Если в ходе проверки обнаружатся повреждения агрегатов или видимых узлов, то ГИБДД-шник составляет протокол (КоАП ст. 12.5). С большой долей вероятности он вызовет эвакуатор и отправит авто на спецстоянку. Забрать машину автовладелец сможет только после устранения неисправностей или же на эвакуаторе. При этом все финансовые расходы будет нести автовладелец.

    Читайте также:  Где получить справку об отсутствии судимости

    Где скрыта угроза

    Понятно, что инспектор не горит желанием просто так останавливать автомобили и сверять номера, постоянно протирая под капотом грязь. Потому при подобном осмотре водителю стоит готовиться и к другим проверкам. Обычно в подобных ситуациях происходит следующее:

    1. Получив доступ в подкапотное пространство и не обнаружив причин для протокола, инспектор придирался к каким-либо неисправностям, даже несущественным. Особенно часто подобное срабатывает при остановке старых авто. Придраться можно к неправильной работе двигателя, выхлопной системе и другим неисправностям, по которым авто не может передвигаться дальше. В старых машинах легко найти подобные неполадки.
    2. Нередко случается, что номер на кузове сильно загрязнен, и почистить его невозможно в силу неблагоприятных погодных условий. Автовладельцы рассказывают, что инспектор всерьез пытался эвакуировать ТС на спецстоянку до выяснения. Хотя в итоге проверял VIN-номер в салоне, а потом отпускал.

    После обследования подкапотного пространства инспектор может попросить открыть багажник, но тогда процедура превращается в досмотр. А при проведении досмотра ГИБДД-шник обязан вести соответствующий протокол в присутствии двух понятых. Причем искать их должен сам госавтоинспектор.

    Правильные действия водителя

    Если сотрудник дорожной полиции остановил, а после проверки документов попросил открыть капот, то можно вполне законным путем создать ему определенные сложности:

    1. Спросить, на основании какого пункта правил вы должны открыть капот. Водитель вправе и не знать, что он обязан открывать капот для осмотра. Потому ГИБДД-шник должен его в этом убедить. Волне возможно, что он и сам не сможет внятно сказать пункт законодательства. От обязанности открыть капот водителя подобное не освободит, однако, покажет госавтоинспектору дотошность автовладельца.
    2. На просьбу открыть капот нужно предложить ГИБДД-шнику найти понятых, которые должны присутствовать при досмотре (ст. 27.9), а искать их надлежит сотруднику ГИБДД. Согласно законодательству, понятые необходимы при досмотре, когда происходит нарушение целостности авто. Открытие крышки капота полностью попадает под данное понятие. Осмотром является визуальная оценка без каких-либо манипуляций с автомобилем, а если приходится что-то открывать, то это уже досмотр, требующий обязательного присутствия понятых.
    3. По регламенту госавтоинспектор может автовладельца выйти из машины, чтобы сверить номера. но водитель вправе оставаться в ТС. Он может просто дернуть рычаг капота, а остальное ГИБДД-шник пусть делает сам. Но на практике далеко не каждый сотрудник дорожной полиции хочет пачкаться об грязный капот.

    Эти трудности не дают 100% результата, что водителю не придется открывать капот. Но это продлит общение с госавтоинспектором, а, возможно, отобьет у него желание докапываться.

    Видео по теме:

    Заключение

    Что получается в итоге:

    1. Инспектор может попросить открыть капот, чтобы сверить VIN на кузове и в документах на автомобиль или же для визуальной оценки технического состояния ТС. Такая просьба вполне законна.
    2. Первым делом при остановке нужно попросить документы автоинспектора. На дорогах часто орудуют мошенники, используя форму сотрудников ДПС. Да и ГИБДД-шник поймет, что вы не менее дотошный, потому придираться на пустом месте не станет.
    3. Предоставьте необходимые документы, не выходя из машины. Водитель имеет право оставаться за рулем.
    4. На просьбу открыть капот попросите предоставить двух понятых. При досмотре, коим является проверка подкапотного пространства, они обязаны присутствовать.

    Понятые требуются и при проверке багажного отсека. Не соглашайтесь на подобные проверки без свидетелей и составления протокола. Если госавтоинспектор нарушит правила и права автовладельца, необходимо сообщить об этом в полицию. Вызвать полицейских можно прямо на место остановки ГИБДД-шником. Уж они то разберутся с произволом автоинспектора.

    Сотрудник ДПС просит открыть багажник. Что делать?

    Случаев, когда сотрудники ДПС просят водителя открыть багажник автомобиля либо его капот и двери, немало и обычно они вызывают множество вопросов у автовладельцев, а главный – как вести себя в этой ситуации?

    Первым делом не забудьте попросить инспектора (вежливо, но настойчиво) предъявить идентифицирующие его личность документы – право на это вам дает пункт 2.4 ПДД. Внимательно прочтите фамилию сотрудника, и будет нелишним не просто запомнить ее, а записать.

    Правильный ответ на требование открыть багажник, двери, капот машины звучит примерно так: «Вы будете выполнять свои прямые должностные обязанности, отраженные в статье 27.

    9 КоаП? То есть оформите протокол досмотра надлежащим образом, а перед этим обязательно пригласите как минимум двух понятых?».

    И помните: в обязанности водителя не входит безоговорочное выполнение таких требований, и права представителя дорожно-патрульной службы распространяются только на внешний осмотр автомобиля, а салон он может рассмотреть через стекла машины.

    И уж чего точно не имеет права делать инспектор ГИБДД или ДПС – это проверять содержимое карманов, барсеток, сумок водителя и его пассажиров. Личный досмотр, согласно статье 27.7 КоАП, проводится исключительно в присутствии как минимум двух понятых, а пол и инспектора, и всех понятых должен быть идентичен полу досматриваемого. При этом обязательно составляется протокол досмотра.

    Понятых должен найти сам инспектор. В качестве таких людей могут выступать, только совершенно незаинтересованные лица, обычно это случайные пешеходы или водители проезжающих мимо машин.

    Инспектор настаивает на своей просьбе. Как поступить?

    Инспектор может продолжать настаивать на своем желании провести досмотр машины без приглашения понятых и отказывать в составлении протокола.

    В этом случае его действия могут быть классифицированы как самоуправство в соответствии со статьей 19.1 КоАП (особенно если он начинает самостоятельно открывать двери автомобиля, крышку багажника, проверять салон).

    Все это является основанием для звонка в полицию и сообщения о незаконном обыске.

    Хитрости и недозволенные приемы наряда ДПС

    И все же иногда инспектор может применить хитрость или один из недозволенных приемов для того, чтобы все-таки попасть в салон или багажник машины.

    1. Представитель дорожно-патрульной службы просто не предпринимает никаких действий и тянет время. Правильным выходом станет напоминание ему об ответственности по статье 12.35 КоАП, в которой описывается незаконное ограничение прав на управление машиной и намек на звонок в полицию.
    2. Инспектор настойчиво просит открыть багажник «просто посмотреть», не использует слово «досмотр», заменяя его на более мягкое «осмотр», что притупляет внимание автовладельца.
    3. Наряд ДПС хочет удостовериться в наличии знака аварийной остановки. Он обычно находится в багажнике, который в этом случае придется открывать водителю, и куда полицейский сможет беспрепятственно при этом заглянуть.

    Можно ли инспектору осматривать автомобиль в отсутствии водителя?

    Статья 27.9 КоАП однозначно утверждает: досматривать автомобиль полицейские могут исключительно в присутствии владельца транспортного средства.

    При этом осмотр должен быть визуальным: трогать что-либо в салоне, брать предметы в руки, даже просто передвигать что-то инспектору запрещено, иначе его действия могут быть классифицированы как обыск, а он проводится исключительно по решению суда или по санкции прокуратуры.

    Как вести себя водителю: несколько общих рекомендаций

    В любой ситуации водитель должен придерживаться следующих правил:

    • вести себя максимально уверенно;
    • не тушеваться и не показывать волнения;
    • не заискивать перед полицией;
    • проявлять настойчивость и принципиальность;
    • вести разговор спокойно, не повышая тон, допустимо сделать голос тверже.

    Предстоит процедура сверки номеров для идентификации кузова и двигателя? Водитель не должен суетиться, очищать поверхность от грязи, искать место расположения этих номеров.

    В особо проблемных случаях инспектор должен связаться с сотрудниками МРЭО, которыми ставился на учет этот автомобиль для разрешения всех вопросов.

    Не исключено, что автомобиль придется доставить в МРЭО: сделать это должно эвакуирующее средство ДПС, однако на всякий случай узнайте, как заказать эвакуатор во Владимире недорого.

    Практически любой инспектор ДПС является тонким психологом, сразу видя насквозь водителя, и если последний уверен в своих правах, с большой вероятностью полицейский оставит его в покое. И если уж составление протокола необходимо, в рамках этой процедуры сотрудник силовых структур будет опираться на объективное доказательство вины автовладельца.

    Инспектор приступил к досмотру с нарушением прав водителя. Что делать?

    В этом случае владельцу авто лучше занять пассивную позицию. Не следует возмущаться, оказывать активного открытого сопротивления, иначе у сотрудника ДПС появится повод обвинить водителя в нарушении общественного порядка, и он будет в данном случае прав.

    Можно вести видеосъемку происходящего, по собственной инициативе привлекать случайных прохожих в качестве свидетелей происходящему. Их показания помогут впоследствии доказать в суде вашу правоту.

    Жалобу на противоправные действия инспектора можно подавать только в течение десяти дней после происшествия и при этом нелишним будет воспользоваться помощью хорошего адвоката.

    Одним из возможных вариантов оптимального поведения станет звонок в дежурный отдел полиции, чтобы сообщить о проведении незаконного обыска.

    Кстати…

    Даже в рамках антитеррористических мероприятий, действий по задержанию преступников, плана «Перехват» и при остановке для проверки документов всех автомобилей подряд массовые досмотры багажников и салонов не допускаются. Исключением является лишь введение в регионе военного или чрезвычайного положения.

    Автор публикации: «Алло Эвакуатор» 23.03.2019

    Другие интересные материалы

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *