Федеральные и региональные власти действуют как совместно, так и раздельно. Этот принцип закрепляется в статьях 71-72 Конституции РФ. Управление федеральной собственностью осуществляют центральные органы власти. Именно об их деятельности будет рассказано в этой статье.
Кто управляет федеральной собственностью?
На федеральном уровне в Российской Федерации действует множество самых разных органов власти. Все они тесно взаимосвязаны между собой. Свою работу осуществляет глава государства, парламент, правительство и суды. Все эти инстанции в той или иной степени имеют отношение к управлению федеральной собственностью.
Основная роль — у главы государства. Именно президент осуществляет управление федеральной собственностью. Заключается это в согласовании действий всех властных институтов. Глава страны издает приказы и распоряжения, на основании которых и реализуется управление общегосударственной собственностью.
Особой ролью обладает и правительство — центральный орган исполнительной ветви власти. По Конституции именно эта инстанция наделена рядом полномочий, связанных с управлением государственным имуществом.
Правительство состоит из множества министерств. Особую роль здесь играет Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью. Именно это министерство занимается координацией различных учреждений, обществ и предприятий.
Про агентство будет рассказано далее.
История органа
Для лучшего понимания того, как именно функционирует Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью, необходимо обратить внимание на историю развития этого органа.
В июле 1990 года был сформирован ГКИ РСФСР — Государственный комитет по работе с имуществом. Именно этот орган управлял всей государственной собственностью, находящейся на территории РСФСР.
Различные предприятия, органы и инстанции находились в собственности ГКИ, руководителем которого с 1991 по 1994 год был Анатолий Чубайс.
Полномочия по разграничению собственности комитет начал организовывать в январе 1991 года. Именно тогда отдельные виды имущества стали переходить во владение республик, областей, округов и краев. В это же время появился указ главы государства РФ, по которому утверждалась приватизационная программа. ГКИ РФ стал органом, в обязанности которого вошла реализация этой программы.
В 1997 году ГКИ РФ был преобразован в Министерство гос. имущества, а в 2000 году — в Министерство имущественных отношений. Орган был ликвидирован в 2008-м и заменен на Росимущество.
Таким образом, российская инстанция по управлению федеральной собственностью обладает обширной и насыщенной историей.
У министерства имеется опыт работы по передаче, реализации и модернизации государственного имущества.
Структура Росимущества
20 апреля 2016 года руководителем Росимущества был назначен Дмитрий Пристансков. Это же лицо является заместителем министра по экономическому развитию страны, коим на данный момент выступает Максим Орешкин. Центр управления федеральной собственностью имеет обширную структуру, в которую входит ряд самых разных агентств. Здесь стоит выделить следующие инстанции:
- управление имуществом казны РФ;
- развитие инвестиционных правоотношений;
- управление собственностью федеральных органов и организаций в области государственной безопасности;
- реструктуризация государственных инстанций по управлению активами;
- сотрудничество с международными организациями по защите собственности;
- земельные отношения;
- судебная защита, финансовое управление и собственность с особыми режимами управления;
- федеральное имущество;
- информационные технологии и информационная политика, архивы и делопроизводство;
- управление технологиями корпоративного типа;
- секретное делопроизводство.
Таким образом, центр управления федеральной собственностью осуществляет множество функций в самых разных общественных областях.
Цели Росимущества
На что направлена деятельность органа по защите федерального имущества? В соответствующем правительственном постановлении закреплены следующие цели рассматриваемой инстанции:
- управление государственной собственностью и анализ приватизационной деятельности, использование маркетинговых, социологических, финансовых и прочих исследований;
- разрешение вопросов о числе акций, находящихся в собственности государственного характера, поддержание механизмов регулирования в сфере экономики;
- разработка и проведение ряда земельных работ при участии исполнительных структур, которые заинтересованы в этом;
- разработка и внедрение нормативных актов, которые касаются контроля, учета и использования государственного имущества.
Росимущество является целой системой. Здесь есть как центральный орган, так и региональные отделения. Центральная инстанция занимается в основном модернизационной и аналитической деятельностью. Субъектные ведомства реализуют основой ряд полномочий.
Центр управления федеральной собственностью: функции и задачи
Каких целей должно добиться правительство, осуществляющее управление федеральной собственностью? Во-первых, должен быть достигнут и обеспечен важнейший конституционный принцип, в соответствии с которым устанавливается единство экономического и социального пространства. Во-вторых, должна быть четко распланирована деятельность инвестиционного характера с последующим принятием мер реализации этой деятельности. Также необходимо сформировать исчерпывающий план по обеспечению работы и экономического благосостояния оборонных отраслей.
Росимущество как основное правительственное ведомство, в обязанности которого входит работа с общегосударственной собственностью, должно принимать все законные меры по защите производителей-соотечественников. Должна быть выстроена грамотная государственная политика в сферах международного и финансового взаимодействия.
Полномочия Росимущества в области работы с собственностью
В 2008 году правительством было принято специальное постановление, в котором закреплялись основные обязанности и полномочия органов управления государственной федеральной собственностью.
Росимущество занимается закупкой товаров, услуг и работ для обеспечения федеральных и региональных нужд. Действует орган в строгом соответствии с нормами закона. Рассматриваемое министерство обладает статусом собственника в отношении имущества федерального уровня.
Подобный статус необходим для исполнения функций федеральных органов.
Работа с имуществом, связанным с государственными акциями, долями, хозяйственными объектами, уставными капиталами и многим другим, также относится к ведению Министерства по управлению общегосударственной собственностью. Стоит также отметить, что рассматриваемый орган может выступать и в качестве продавца.
Необходимо это, как правило, для приватизации государственного имущества. Собственность, готовая к приватизации, может быть получена разными способами. Закон, например, говорит об ее изъятии в ходе судопроизводства.
Спиртосодержащая продукция и табак подлежат отдельному государственному регулированию — по акцизной политике и в соответствии с отдельным федеральным законом.
Разработка программ
В главе 2 постановления правительства, что осуществляет управление федеральной собственностью в РФ, рассказывается про порядок организации работы с имуществом. Согласно норме 5.11, в обязанности Росимущества входит оценивание собственности.
Проводится оценка для определения и сравнения договорных условий с положением, господствующим на момент проверки. Росимущество может осуществлять и функции заказчика. Министерство готовит специальную программу, в которой определяет цели и задачи.
По мере осуществления закупок цели закрываются. Приобретенное имущество получает статус федеральной собственности. Стоит также отметить, что Росимущество играет немалую роль при передаче частей общегосударственной собственности регионам.
То же касается и обратного процесса: в случае необходимости именно рассматриваемое ведомство занимается приобретением имущества от субъектов РФ.
Росимущество является частью Министерства экономического развития РФ. В связи с этим в обязанности ведомства входит подготовка и передача различных программ, проектов и отчетов. По сути, ведомство должно отчитываться перед крупным правительственным министерством. Вот что Росимущество должно передавать Министерству экономического развития РФ:
- отчет об обороте собственности;
- проект программы по прогнозу;
- совокупность предложений о формировании перечня предприятий стратегического характера;
- отчет об итогах приватизационных процессов;
- предложения по модернизации работы;
- прогнозы, а также многое другое.
Росимущество должно тесно взаимодействовать и с другими государственными органами. О видах такого взаимодействия будет рассказано далее.
Взаимодействие с другими органами
В пунктах 5.20-5.30 Постановления о федеральной государственной собственности и управлении ею рассказывается про еще одну группу функций рассматриваемого органа.
Так, Росимущество имеет возможность изымать собственность, которая находится в государственном ведении оперативных и хозяйственных управлений.
Помимо прочего, в обязанности инстанции входит изъятие лишней части имущества при реализации оперативного управления.
Росимущество сотрудничает с множеством самых разных органов. Сотрудничество всегда проявляется в реализации основного полномочия — управления собственностью. Стоит обратить внимание, например, на взаимодействие с Министерством обороны. Росимущество совместно с этим органом занимается высвобождением недвижимой собственности военного характера.
Орган по управлению общегосударственным имуществом взаимодействует и с Министерством экономического развития. Росимущество передает в эту инстанцию отчеты о проделанной работе и осуществленных функциях.
Совместно с Министерством экономического развития рассматриваемый орган реализует ряд полномочий по подготовке унитарных государственных предприятий к приватизационным процессам, утверждает аудитора и определяет размер оплаты услуг.
Сюда же входит обязанность Росимущества по утверждению условий конкурса при сбыте приватизируемой собственности.
Руководитель Росимущества
Главой российского центра по управлению федеральной собственностью является заместитель министра по экономическому развитию.
Назначается и освобождается на должность это лицо приказом правительства по представлению самого министра.
Руководитель Росимущества несет полную персональную ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей и полномочий. Какими функциями обладает руководитель рассматриваемого ведомства?
Вот что здесь стоит выделить:
- распределение полномочий между собственными заместителями;
- разработка проекта положения о ведомстве;
- назначение на должность и снятие с нее председателей территориальных ведомственных органов, а также центральной инстанции;
- формирование предложений к правительству, главе государства, парламенту и пр.;
- утверждение ведомственных наград и премий;
- выплата отдельных доверенностей от имени российского правительства;
- осуществляет многие другие функции, прописанные в правительственном постановлении.
Федеральное агентство должно иметь свой флаг, вымпел и эмблему. Все эти элементы должен утвердить российский Геральдический совет. Все субъекты управления федеральной собственностью (должностные лица) должны быть указаны в соответствующей документации и государственных реестрах.
Региональные отделения Росимущества
Согласно закону, орган по работе с общегосударственной собственностью должен иметь несколько подразделений. Территориальные подразделения Росимущества составляют единую систему институтов, в обязанности которых входит управление государственной собственностью. Система создается в конкретном регионе по схеме, составленной по приказу центральной инстанции.
Каждое территориальное подразделение наделено рядом обязанностей и прав. В период своего функционирования такой орган осуществляет следующий ряд функций:
- учитывает и проверяет договоры федерального имущества арендного характера;
- ведет учет материальных ценностей в конкретных российских субъектах;
- занимается составлением отчетов о выполняемой задаче относительно разработки бюджета и пользования государственным имуществом;
- учитывает и контролирует акционерные общества, которые появляются для приватизации государственных предприятий на территории конкретного региона;
- реализует оценочную экспертизу стоимости имущества федерального характера;
- обеспечивает сохранность целевого применения имущества государственного типа.
Таким образом, региональные подразделения Росимущества также обеспечивают сохранность федеральной собственности.
Росимущество: чем оно владеет и занимается
Росимущество – это особый орган федеральной власти, который занимается управлением гос. собственностью. Именно ему принадлежат контрольные пакеты акций большинства госкомпаний, а также право и обязанность управления ФГУП.
Помимо этого, на аукционе Росимущества любой человек может выкупить собственность, конфискованную государством у должников и правонарушителей. На торгах можно найти очень интересные лоты: квартиры, автомобили, доли в бизнесе (вплоть до гробов и свиноматок). Есть и менее дорогостоящее имущество: техника, мебель, одежда и т.п.
Хотите подробнее узнать, чем занимается это федеральное агентство и как участвовать в торгах Росимущества? Тогда информация ниже для вас.
Что такое Росимущество?
Росимущество это агентство в составе Министерства Финансов. Оно относится к Правительству РФ, ветви исполнительной власти. Полное название сегодня звучит так: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Но так оно называлось не всегда.
Предок агентства – Госкомимущество РСФСР – был создан еще в июле 1990 года. В первый год комитет занимался разграничением федерального и регионального имущества. Затем в ходе перехода от плановой экономики к рыночной на него возложили обязанности по осуществлению политики приватизации.
В ходе политических и экономических преобразований 1990-ых и 2000-ых годов данный комитет еще не раз переименовывался: Мингосимущество, Министерство имущественных отношений, Росимущество. Однако основной целью этого органа власти все время было владение, распоряжение и управление государственными активами.
Полностью современный вид Росимущество приобрело только в 2008 году при вступлении в силу Постановления Правительства РФ №432. Именно в этом документе (статья 5) перечислены все полномочия Росимущества.
Всего список содержит 54 пункта, связанных с управлением государственным имуществом: организациями, землями, прочими активами и даже изъятыми и конфискованными предметами. Основные функции Росимущества можно сгруппировать следующим образом:
1. Учет, контроль, управление:
- ведет реестры федерального имущества;
- контролирует целевое использование госимущества;
- передает его в аренду, хозяйственное ведение, оперативное управление;
- управляет федеральными унитарными предприятиями (назначает руководителей, согласовывает решения руководства)
2. Приватизация, приобретение и продажа Росимуществом:
- приобретает активы, закупает товары, работы и Услуги для обеспечения деятельности государственных и муниципальных служб;
- принимает решение о приватизации госимущества и осуществляет приватизацию;
- организует продажу, уничтожение или переработку изъятых вещей
3. Прямое представление интересов РФ:
- выступает от имени РФ владельцем АО и учредителем ООО, распоряжается правами акционера/учредителя;
- перечисляет в бюджет получаемые дивиденды, а также доходы от продажи конфискованных предметов;
- осуществляет от имени РФ защиту имущественных прав в суде
Для выполнения столь разнообразных функций и полномочий Росимущество имеет множество подразделений. Структура центрального аппарата состоит из руководителя, 7 заместителей и 17 управлений. Помимо этого, в каждом субъекте России есть свой территориальный орган Росимущества. Территориальное Росимущество имеет аналогичные полномочия, но на региональном уровне, и отчитывается перед центральным аппаратом.
Подразделения Росимущества
Подразделения Росимущества условно можно разделить на 4 группы.
1. Управление государственными организациями:
- Реструктуризация госорганизаций и управление приватизируемыми активами;
- Отраслевые организации и зарубежная собственность;
- Организации промышленного комплекса;
- Имущественные отношения и приватизация крупнейших предприятий;
- Инвестиционные отношения
2. Управление прочими структурами:
- Имущество со специальными режимами обращения;
- Земельные отношения;
- Имущество государственной казны
3. Организация торгов Росимущества:
- Обеспечение деятельности и организации торгов;
- Организация оценки федерального имущества
4. Вспомогательные подразделения:
- Реестр федерального имущества и цифрового развития;
- Правовое обеспечение и судебная защита;
- Финансовое обеспечение;
- Корпоративные технологии;
- Экспертно-аналитическое управление;
- Информационная политика, делопроизводство и архивы;
- Государственная служба и кадры
Какими компаниями владеет Росимущество?
Как уже было сказано выше, Росимущество выступает владельцем и совладельцем государственных компаний. Всего в реестре находятся 753 акционерных общества. Перечислим те ПАО, акции которых обращаются на Московской бирже:
Реестровый номер федерального имущества | Название | Прямая доля Росимущества | |
Количество акций | Доля в уставном капитале | ||
П21000002796 | «Транснефть» | 5694469 | 78,55% |
П21000000222 | «АЛРОСА» | 2432321953 | 33,03% |
П21000005817 | «Сбербанк России» | 11293474001 | 50% +1 Акция |
В21140000001, П21000002825 | «Газпром» | 75000 + 9084344644 | 38,37% |
П21000002791 | «Аэрофлот — российские авиалинии» | 1401668672 | 57,3% |
П21000002060 | «РусГидро» | 271161535606 | 61,73% |
П21000003914 | «Российские сети» | 176875037337 | 88,04% |
П21000002811 | «Банк ВТБ» | 29301274425292 | 12,13% |
П21000004835 | «Ростелеком» | 1254189564 | 35,91% |
П21000002089 | «Новороссийский морской торговый порт» | 3851981300 | 20% |
П21000003618 | «ФСК ЕЭС» | 7511218656 | 0,59% |
Понятно, что доли могут заметно изменится в будущем, но общее представление таблица дает. При этом доля государства в «Роснефти» всего одна акция или 0,000000009%. Дело здесь в том, что Росимущество может владеть компаниями не только напрямую, но и через другие акционерные общества.
Так, в полном владении Росимущества находится ПАО «РОСНЕФТЕГАЗ». Сама компания не ведет операционной деятельности, но ей принадлежат крупные пакеты акций «Роснефти» (40%), «Газпрома» (11%) и «Интер РАО» (27%).
Разберем некоторые другие интересные случаи. Прямая доля Росимущества в «ФСК ЕЭС» составляет всего 0,59%, однако она на 80,13% принадлежит компании «Российские сети», которые в свою очередь на 88,04% принадлежат Росимуществу. Таким образом, федеральное агентство все равно является фактическим владельцем контрольного пакета акций «ФСК ЕЭС».
С «Банком ВТБ» ситуация другая. По факту государству принадлежит не 12,13%, а 92,2% акционерного капитала, так как еще 32,88% принадлежит Минфину напрямую, а 47,22% корпорации «Агентство по страхованию вкладов». При этом Росимущество, как указывалось выше, является агентством в составе Минфина.
Также Росимущество имеет долю в 538 обществах с ограниченной ответственностью, 59 из них принадлежат Росимуществу на 100%. Вот некоторые из них:
- Экологические технологии
- Царскосельская Янтарная Мастерская
- Центр компетенций и обучения
- Инновационно-внедренческий центр института земной коры
- Арктик Лизинг-13
- Малое инновационное предприятие «Мониторинг автомобильных дорог и дорожные технологии» и др.
Полный реестр этих ООО, вместе с реестровыми номерами федерального имущества, можно посмотреть на портале Росимущества.
❌ В результате ареста имущества Федеральной службой судебных приставов во владение Росимущества может попасть любая мелкая компания. Однако агентство не будет заниматься ее управлением, а просто продаст на аукционе.
Аукцион Росимущества
Реализация конфискованного имущества проводится отделениями территориального Росимущества. Найти список лотов можно на порталах агентства регионального уровня, либо на специальном сайте torgi.gov.ru.
Зачастую территориальное Росимущество передает полномочия организатора торгов частным компаниям (на основании Поручения на реализацию имущества должника).
При этом продажа все равно считается торгами Росимущества.
Аукцион Росимущества проводится следующим образом:
- Агентство получает имущество от судебных приставов вместе с постановлением о его оценке;
- Росимущество (или частная электронная площадка, выступающая от лица агентства, например, «РОСЭЛТОРГ» или «Сбербанк-АСТ») публикует лот на своем портале и передает сведения на сайт torgi.gov.ru. Начальная цена не может быть меньше указанной в постановлении об оценке;
- Любой пользователь, зарегистрированный на электронной площадке организатора торгов, может сделать свою ставку в соответствии с установленным ходом цены (минимальная разница между предыдущей и новой ставкой);
- Если за месяц торгов не было ни одной ставки, то минимальная цена имущества снижается на 15% и выставляется заново;
- Если после понижения цены желающих приобрести лот не нашлось, то его предлагают приобрести взыскателю со скидкой в 25% от начальной стоимости. Если взыскатель отказывается, то лот возвращается должнику
Реализация Росимуществом лотов может проводится в интересах взыскателей (кредиторы, получатели алиментов и так далее) либо в интересах государства (при реализации предметов, конфискованных таможенной службой или в ходе административных дел, а также при реализации Росимуществом имущества банкротов, имеющих задолженности перед бюджетом).
Ниже пример торгов ценными бумагами, т.е. фактической покупкой бизнеса приватизируемой компании. Таким образом, государственные компании переходят в частную собственность. Организатором торгов выступает либо само Росимущество (информация на его сайте), либо АО «Российский аукционный дом»:
Здесь есть опция выставить регион, где функционирует бизнес. После можно увидеть дату публикации лота и подведение итогов, наименование компании, число продаваемых акций и начальную цену.
Если речь идет о непубличных акционерных обществах без заверенной аудитором отчетности, то оценка адекватной стоимости потребует отличного знания бизнеса и предыдущего опыта. К тому же цена тут часто высокая – в примерах выше речь о сотнях миллионов рублей, хотя есть менее дорогие лоты.
Поэтому более популярные реальные товары, такие как автомобили или недвижимость:
В саму форму легко перейти с главной страницы torgi.gov.ru, выбрав иконку «Реализация имущества должников».
После чего в поле «Тип имущества» будет указано большое разнообразие вариантов: на скрине выше выбраны «Легковые автомобили».
Кликнув по лупе, можно в том числе увидеть, на какой именно электронной площадке проводятся торги (если отличается от текущей), а также контактные данные для связи по данному лоту.
Всего по России сейчас продается несколько тысяч авто. Но первое же предложение без указания региона ведет на Камчатку – понятно, что никто не полетит из Москвы через всю страну для покупки подержанного автомобиля.
Поэтому в графе «Местоположение» нужно указать конкретный город, например Санкт-Петербург. И уже в этом случае у нас в данный момент остается всего 4 варианта на выбор: можно пробовать.
Аукционы по банкротству были подробно описаны в этой статье.
Как участвовать в торгах Росимущества?
Чуть подробнее о начале торгов. Продажа Росимуществом конфискованной собственности проводится в электронном публичном виде. Поучаствовать в торгах может практически любой желающий: как физическое, так и юридическое лицо. Доступ к определенному лоту ограничивается только для самого должника, лиц, причастных к оценке лота или организации его торгов, и членов их семей.
Инструкция, как выкупить лот, выставленный на реализацию Росимуществом:
- В первую очередь необходимо выбрать лот на сайте torgi.gov.ru. Там указаны все важные сведения о товаре: состояние, работоспособность, местоположение. Там же можно найти реквизиты и контакты организатора торгов и размер задатка для установления ставки.
- Далее нужно найти сайт электронной площадки и пройти регистрацию. Для этого потребуется предоставить копии паспорта, ИНН, СНИЛС и сведения о банковских реквизитах для возврата задатка. Кроме того, придется оформить электронную подпись через специализированную компанию – удостоверяющий центр. Их перечень можно найти на сайте Министерства цифрового развития. Те, кто занимается торгами профессионально, обычно имеют регистрацию на многих аукционных площадках.
- После прохождения регистрации на частной электронной торговой площадке необходимо подать заявку, внести Задаток и сделать ставку.
- В случае выигрыша необходимо заключить Договор купли-продажи с организатором торгов или территориальным Росимуществом и оплатить покупку. Сумма для оплаты равна сделанной ставке за вычетом размера задатка. Если же Вашу ставку перебили, то задаток возвращается.
Важно! На аукционе Росимущества можно сделать только одну ставку на каждый лот. Если ее перебил другой участник, то указать более высокую цену уже не выйдет.
Немного статистики
План приватизации госимущества устанавливается на основе Распоряжений Правительства. Последнее такое распоряжение вышло в декабре 2019 г. (№3260-р), которое устанавливает план приватизации на 2020-2022 г.
Согласно данному плану, федеральный бюджет должен получать от Росимущества по 3,6 млрд. рублей ежегодно. В эту сумму включается приватизация АО, ООО, ФГУП, а также продажа недвижимости и земельных участков.
В распоряжении указывается, что в данную сумму не включаются доходы от «акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики».
Однако перечень таких компаний не уточняется.
Заключение
Основная деятельность Росимущества – это реализация единой политики в области имущества государства (в любом ее проявлении). Сюда относят и управление государственными компаниями, и реализацию имущества должников. В целом, Росимущество – очень сложный и многогранный орган, в составе которого находится 17 подразделений с разными функциями.
О концепции управления государственным имуществом и приватизации в российской федерации от 09 сентября 1999
(с изменениями на 29 ноября 2000 года)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной власти организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации.
Председатель ПравительстваРоссийской ФедерацииВ.Путин
ОДОБРЕНАпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 9 сентября 1999 годаN 1024
- Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее именуются — унитарные предприятия), государственными учреждениями (далее именуются — учреждения), государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджетный процесс).
- Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, принадлежащие Российской Федерации, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.
- Концепция содержит два раздела.
- В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом.
- Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации государственного имущества, направленных на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы отечественных производителей товаров и услуг.
- В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.
Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны.
Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.
- Государственная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:
- увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
- оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
- использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
- Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:
- полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;
- повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
- классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
- оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
- определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
- обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
- обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих*;
- _________________________
- * В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании.
- обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.
- Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех федеральных органов исполнительной власти.
- В рамках настоящей Концепции Правительством Российской Федерации будут установлены меры ответственности федеральных органов исполнительной власти за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом.
- В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:
- Определение цели управления.
- Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект.
- Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами.
- Выбор способа достижения цели.
- Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.
- Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.
- Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления.
- Построение системы управления.
- Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.
- Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.
- Обеспечение эффективности управления.
Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.
- Обеспечение профессионализма управления.
- Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих.
- Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в федеральной собственности, доли Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, федеральная Недвижимость, в следующей логической последовательности:
- а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы);
- б) постановка целей и задач управления;
- в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);
- г) контроль эффективности управления.
- ______________________
- * Федеральными законами может быть установлен иной механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями.
- В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 13786 унитарных предприятий и 23 099 учреждений.
- Функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между федеральными органами исполнительной власти.
- Министерство государственного имущества Российской Федерации наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.
- Отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий.
- С большинством руководителей унитарных предприятий контракты отраслевыми федеральными органами исполнительной власти не заключены, а имеющиеся не предусматривают ответственности руководителей за результаты деятельности.
Количество унитарных предприятий весьма значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства.
В число действующих унитарных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном в силу низкой ликвидности имущества).
Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не могло учитывать экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации.
Предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.
Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника.
Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом.
Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.
В частности, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).
- Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.
- Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели.
- Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий должным образом не регламентирован.
Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.
Организационно-правовая форма ряда унитарных предприятий, созданных до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусмотрена действующим законодательством.
Нормативно-правовая база, определяющая цели и задачи создания унитарных предприятий, а также порядок их функционирования, недостаточна. Отсутствует полный реестр унитарных предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности.
- На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к:
- а) переводу части финансовых потоков унитарных предприятий в фирмы-спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую могли бы получить унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах;
- б) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев — к хищениям государственного имущества;
Управление федеральной государственной собственностью
Определение 1
Государственная федеральная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации.
Государственное Право собственности реализуется посредством функционирования системы органов управления государственной собственностью.
Система органов управления федеральной государственной собственностью включает в себя:
- Президента России;
- Федеральное Собрание России;
- российское Правительство;
- федеральные министерства и иные органы, выступающие в качестве владельцев государственной собственности от лица государства.
Управление федеральной государственной собственностью возложено на различные органы государственного управления в сфере законодательной и исполнительной власти. При этом преимущественный объем функций государственного управления федеральной собственностью возложен на органы исполнительной власти.
Система органов государственного управления федеральной собственности
В состав органов государственного управления, осуществляющих управление федеральной государственной собственностью, входят следующие структуры.
Российское Правительство, которое в соответствии с Конституцией РФ наделено правом управления государственной федеральной собственностью.
При реализации этого права российское Правительство взаимодействует с другими федеральными органами государственной власти, региональными органами государственного управления, государственными учреждениями, предприятиями, а также организациями, имеющими смешанную форму собственности (с государственным участием). Взаимодействие Правительства с иными органами государственного управления федеральной собственностью может осуществляться в 2 направлениях: либо «сверху – вниз», когда Правительство выдвигает инициативы в сфере управления федеральной государственной собственностью, либо «снизу – вверх», когда правительство работает с инициативами, выдвинутыми иными органами государственного управления федеральной государственной собственностью.
Российское Правительство осуществляет действия в сфере управления государственной федеральной собственностью по ряду направлений, к числу которых относятся следующие:
- обеспечение свободы экономических действий, единства экономического пространства, свободы перемещения услуг, товаров и финансовых средств;
- прогнозирование социально-экономического развития государства, разработка и осуществление программ развития отраслей экономики, находящихся в приоритете;
- выработка государственной, структурной и инвестиционной политики и принятие мер ее реализации;
- осуществление управления собственностью федерации;
- разработка и реализация политики государства в сфере экономического, международного, финансового, инвестиционного сотрудничества;
- принятие мер, направленных на защиту интересов российских товаропроизводителей;
- формирование мобилизационного плана для российской экономики, обеспечение функционирования оборонного комплекса государства.
Значимость роли российского Правительства в управлении федеральной государственной собственностью трудно переоценить, поскольку именно данный орган государственного управления занимается рассмотрением проектов и программ приватизации собственности государства, осуществляет решение вопросов субсидирования, дотирования или оказания иных форм поддержки за счет федеральных средств и так далее.
Федеральные министерства, выступающие в качестве федеральных органов управления собственностью государства, обеспечивающих реализацию и выработку политики государства в этой сфере в рамках своих полномочий под руководством федерального министра.
Основным органом государственного управления данного уровня в сфере управления государственной федеральной собственностью является Министерство экономического развития России.
Этот орган исполнительной власти разрабатывает и реализует политику государства в социально-экономической сфере, определяет пути и направления развития российской экономики, методы ее регулирования, обеспечивает устойчивое развитие государства. В сфере управления федеральной собственностью данное министерство выполняет следующие действия:
- разрабатывает предложения, направленные на развитие российской экономики, прогнозирует и анализирует ее развитие;
- разрабатывает во взаимодействии с иными органами федерального управления политику государства в сфере реформирования предприятий и учреждений, пользующихся федеральной собственностью;
- участвует в разработке политики приватизации;
- принимает участие в процессе управления собственностью федерации и так далее.
Также в системе управления федеральной государственной собственностью задействованы такие министерства как Министерство энергетики, сельского хозяйства, регионального развития, промышленности и так далее;
Федеральные службы, которые являются федеральными органами государственного управления исполнительной власти и осуществляют функции контрольно-надзорного характера в сфере управления государственной федеральной собственностью;
Федеральные агентства, которые являясь федеральным органом исполнительного управления, осуществляют функции оказания государственных услуг, управления имуществом государства и правоприменительную функцию в сфере управления государственной собственностью.
Примером такого агентства является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Это орган федеральной государственной исполнительной власти, на который возложено исполнение функций управления имуществом федерации, в том числе в сфере земельных отношений.
Росимущество выполняет анализ процессов приватизации, управлении и распоряжении собственностью государства, проводит маркетинговые исследования в этой сфере, оптимизирует государственный портфель акций, оценивает эффективность функционирования государственных предприятий и так далее.