Содержание
- Состав преступления по УК РФ
- Меры наказания
- Судебная практика
Наемничество – это преступление, подразумевающее ответственность наемного лица за участие в войнах и иных вооруженных конфликтах на территории государства не гражданской принадлежности, которое не преследует иных целей, кроме извлечения выгоды для себя лично, а также ответственность иных лиц, способствующих увеличению количества наемников методами, указанными в диспозиции статьи УК РФ.
В комментарии к УК РФ в статье 359 и в примечании к этой же статье в самом кодексе, закреплено понятие наемника, применяемое в российском законодательстве. Данное понятие полностью соответствует международным нормам права и повторяет определение, данное в статье 47 1-го Дополнительного протокола 1977 года к Женевской конвенции.
Нормы международного права не запрещают лицу быть наемником, но указывают, что в случае пленения они подпадают под нормы уголовного права практически во всех цивилизованных странах и не являются носителями статуса «военнопленный».
Исходя из международных документов, солдаты Иностранного легиона французской армии, а также непальских гуркхов британских вооруженных сил не относятся к числу наемников, так как считаются частью армий невоюющих государств.
Состав преступления по УК РФ
Состав преступления наемничество по УК РФ устанавливает уголовную ответственность как за организаторские действия, так за непосредственное активное участие, а именно:
- вербовка – подстрекательство лица к тому, чтобы стать наемником, либо оказание помощи в реализации принятого ранее аналогичного решения. Преступление окончено с момента получения согласия лица либо совершения действий для осуществления принятого им решения;
- любое материальное обеспечение наемников, в т.ч. и финансирование, – оплата труда наемных военных, как в денежной, так и безналичной форме, обеспечение едой, кровом, оружием, медикаментами и т.д.;
- обучение – предоставление сведений о методах и способах ведения войны, военных операциях и т.д., формирование определенных навыков для успешного выполнения поставленных перед ним военных задач;
- привлечение к участию наемных лиц в войнах и вооруженных конфликтах;
- непосредственно за действия и поведение самого наемника в ходе войны или конфликта.
Действия наемного военного лица считаются оконченным составом преступления по статье 359 УК наемничество с момента их начала.
Указанное преступление всегда совершается только с прямым умыслом, т.е. лицо знает о том, что совершает преступление, стремится его совершить, а также наверняка знает о последствиях таких действий.
По статье УК РФ наемничество к ответственности могут быть привлечены только физические лица, начиная с 16-летнего возраста. По части 2 указанной статьи ответственность несет специальный субъект преступления – должностное лицо.
Статья предусматривает как основной состав, предусматривающий наказание по ч.1 ст.
359 УК РФ, так и квалифицированный – совершение преступления (одного или нескольких альтернативных действий, закрепленных диспозицией в части 1 должностным лицом, которое в своей преступной деятельности использует особое положение либо совершение преступления в отношении лица, не достигшего возраста совершеннолетия.
Часть 3 указанной статьи закрепляет ответственность самого наемника за его непосредственное участие в войнах и вооруженных конфликтах. При этом состав преступления образуется уже с момента начала первых активных действий наемника, участвующего в вооруженном конфликте (войне).
Меры наказания
359 статья за наемничество предполагает наказание исключительно в виде лишения свободы. Минимальный срок наказания по первой части – четыре года, максимальный – 8 лет. В виде дополнительного вида наказания здесь может быть использовано ограничение свободы до двух лет.
Информация к размышлению
Наемничество относится к преступлениям против мира и безопасности, также как и экоцид — экологические преступления. Несмотря на призывы общественности и ООН к бережному отношению к планете, определенные группы лиц используют ресурсы Земли в своих целях.
Должностное лицо за совершение действий, подпадающих под состав преступления наемничество, наказывается лишением свободы минимум на семь лет, максимум на пятнадцать лет.
При этом в виде дополнительного вида наказания может выступать Штраф (до 500 000 рублей или в размере трехлетней заработной платы или иного дохода за этот же период) либо ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет.
Сам наемник за участие в войнах и вооруженных конфликтах также наказывается лишением свободы минимум на три года, максимум на семь лет. Дополнительно может применяться ограничение свободы до 1 года.
Понятие ограничения свободы предполагает накладывание судом некоторых ограничений на указанный в приговоре срок после отбытия основного вида наказания (запрет на выход из дома в определенное время, посещение игорных, питейных заведений и т.д.).
По указанной статье УК РФ может быть привлечено к ответственности лицо, которое вербуется для осуществления определенных действий, направленных на свержение действующей власти, подрыв территориальной целостности, конституционных основ деятельности и функционирования государства. Такие принципы преследуются запрещенной практически во всем мире сирийской террористической организацией Исламское государство.
Судебная практика
Судебная практика по данному составу преступления не имеет широкого распространения. В настоящее время на территории РФ суды выносят приговора тем, кто участвовал в качестве наемников в вооруженном конфликте в Украине в составе преступных группировок, наиболее распространенной и популярной среди которых числится «Азов».
Примерно в середине 2015 года было вынесено несколько приговоров наемникам, принимавшим участие в военных действиях на территории Сирийской Арабской Республики в 2013 году. Не менее пяти таких приговоров было вынесено в суде Ямало-Ненецкого автономного округа.
Больше информации можно получить, задав вопросы в х к статье.
Адвокатом Антоном Колосовым разъяснено, почему статья 359 УК РФ «Наемничество» является «нерабочей»
Красноярец погиб в боях за Донбасс — мать парня собирает деньги на рынке, чтобы доставить тело домой, и считает сына героем.
27-летний парень уехал воевать в Донбасс на стороне ДНР к Мотороле после неудачных попыток найти хорошую работу в Красноярске. Мать считает сына героем и собирает деньги на рынке, чтобы доставить гроб с сыном домой. Автор нашел живых добровольцев, воюющих на Украине, и выяснил, как они попали в кровавый ад и получают ли они деньги.
Чтобы доставить в Назарово тело 27-летнего Олега, семье Котовых потребовалось 100 тыс. руб. Несколько дней родные занимали деньги по знакомым, обивали пороги военкомата, а мать парня просила денег у случайных прохожих на местном рынке — смерть настигла парня за 3600 км от дома. Тело парня семья рассчитывала получить в четверг, но из-за нелетной погоды рейс отменили.
Похоронкой для семьи стал статус парня в сети «ВКонтакте». Зайдя к нему на страницу, сестра прочла короткое и безличное: «16.01.15 героически погиб в захвате донецкий аэропорт». «Сначала подумали, что это какая-то глупая шутка, мошенничество. Бросились звонить по его украинскому номеру, ответили друзья: «Погиб, шла зачистка», — вспоминает сестра Олега Светлана Демченко.
Сейчас знакомство со страницей Котова вызывает желание на какое-то время вообще отключить интернет — сторонники и противники идеи Новороссии превратили аккаунт покойника в место бурного выяснения отношений, в перепалках звучит брань. Соратники по ДНР обещают мстить, противники военных действий (в основном с анонимными страницами или из Украины) намекают на наемничество и задаются вопросом «что он там делал?». Как удалось выяснить автору,
в армии ДНР парень воевал в отряде «Спарта», возглавляемом человеком с позывным «Моторола».
Последний получил известность в российских СМИ, женившись перед телекамерами прямо в боевой амуниции на местной ополченке. С тех пор мужчина охотно раздает интервью, водит журналистов по боевым позициям, а сами бойцы снимают все боевые действия на камеру.
На одном из роликов крепкие мужчины скрещивают автоматы, как мушкетеры Дюма, а потом с криком «К бою!» начинают стрельбу из каких-то развалин. На фотографиях члены отряда демонстрируют простреленный украинский флаг, устраивают коллективные фото, называют себя в х «Семьей», а противников — «киборгами», некоторые картинки сопровождает музыка в забойных ритмах панк-рока.
Из всех «спартанцев», с которыми удалось связаться автору, об Олеге Котове согласился поговорить только новосибирец Дмитрий. «Голд человек опытный был. Я у него многому научился. К Мотороле непросто очень попасть. Простых людей, которые ничего не умеют, он не возьмет. Отряд всегда на самых передовых позициях», — заявляет мужчина, предложив обращаться к нему по позывному — «Фрол».
Мать парня, оказавшегося в гуще силового противостояния, говорит о сыне как о человеке «с хрупкой ранимой душой маленького котенка». До Донбасса даже намека на военные склонности его жизнь не содержала.
В армии он не служил из-за плоскостопия, в последнее время жил в Красноярске, где сменил массу не самых престижных профессий: от кладовщика склада колбасы и слесаря до вахтовика. «Платили немного, хватало за аренду заплатить, да и так на житье чуть оставалось.
Думаю, был непостоянным человеком: то коллектив не нравился, то работа не интересна. Он словно искал свое предназначение», — говорит друг Олега Данил Костюченков.
В начале осени Котов признался матери по телефону: на работе не заплатили денег, и он уезжает на «вахту за Абакан», некоторое время не выйдет на связь. В итоге правду ей сказали друзья.
Первой мыслью женщины было: «Намыкался с работой, здесь не заработал, поехал по контракту», — но сын в нечастых разговорах это постоянно отрицал. «Мама, у меня неделю руки не мыты, я днями из окопов не вылажу, но это не главное, здесь ужас что делается», —
говорил он ей. Сейчас поступок сына женщина объясняет возвышенными мотивами и по памяти цитирует один из разговоров:
— Олег, вы как марионетки — правительства между собой не ладят, а вас посылают на бойню. Почему украинцы сюда едут, не хотят защищать свою землю?
— Мама, ты ничего не понимаешь. Здесь старики, дети. Я не хочу, чтобы война к нам пришла.
Лишь единственный раз во время беседы с автором у женщины прорывается: все могло сложиться иначе, если бы не «ситуация в России». В ней парень не смог найти себя, очень не хотел ехать в Назарово, где сложно найти работу, а в ДНР он обрел смысл жизни «и страдал бы, если вернулся», «там ребята жизни отдают».
Как Котов перешел границу и попал в отряд Моторолы, толком никто из близких не знает. Данил Костюченков говорит о каких-то знакомых, поделившихся с Котовым телефоном проводников из Ростова. Судя по группам «ВКонтакте», на сегодняшний день отправка добровольцев — давно отлаженная технология.
Один из администраторов группы «Сводки от Новороссии» еще в начале осени, например, предлагал связываться с ним по прибытии в Ростов, обещая дать проводников в Донецкую область. В группе «Народное ополчение Донбасса» уже воюющие признавались, что при переходе границы российские пограничники «вопросов не задают».
Желающие же попасть в добровольцы активно интересовались вопросом, не будет ли проблем на границе, если есть долги по кредитам.
Официальная статистика умалчивает о том, сколько красноярцев отправились воевать на Украину — первые лица страны неоднократно заявляли, что Вооруженные силы РФ в конфликте не участвуют. По подсчетам украинского сайта «Миротворец» и ресурса под названием lostivan, в разное время на территории юго-востока воевало около двух десятков красноярцев.
Каждое имя там сопровождается ссылкой на аккаунт в соцсетях. Подавляющее большинство — молодые люди 20–27 лет, но есть и мужчины за 40. Страницы добровольцев пестрят красно-синими флагами непризнанной Новороссии, мужчины позируют, обвешавшись пулеметными лентами и оружием, на других фото — степные виды с развалинами домов, искореженной в огне техникой.
57-летний педагог зеленогорского спортивного центра «Витязь» Владимир Нижник смеется над тем, что украинские сайты именуют его террористом и наемником.
В начале августа вместе с гуманитарной помощью из России он попал на юго-восток Украины и провоевал там 4 месяца в отряде командира, известного как Бабай.
Себя мужчина называет атаманом Зеленогорской станицы: «Решил ехать, глядя на все, что там происходит. Сын учится на офицера, нужно быть примером для него.
Когда мы входили на зачистку в деревню Ольховка, люди молились на нас, они встречали нас на коленях».
Казак не скрывает, что именно добровольцы из России составляют костяк армии Новороссии, поскольку «мы — более опытные». По словам мужчины, за 4 месяца службы он получил 500 долл. в качестве компенсации расходов на дорогу. Сейчас мужчина поправляет здоровье в Зеленогорске и готовится к новой поездке.
Все добровольцы, с которыми удалось пообщаться автору, на вопрос о мотивах поездки рассуждали о «славянском единстве, помощи русским и долге». 26-летний резчик стекол Вадим Иконников оставил жену с 2 детьми и поехал воевать в Донбасс, увидев по российскому ТВ, как армия Украины якобы обстреляла школу. «Приехал в Ростов. Там агитаторов как грязи.
Списался с ополченцем. Было страшно попасть не в ополчение, а на ту сторону, но решился. Сказали ехать в российский Донецк. Оттуда автобусом через границу. Учения», — говорит парень. Денег, по словам парня, он не получил — их ему выслала мать, сделав перевод на карточку ростовского полицейского. Сейчас молодой человек находится в Красноярске.
В ближайшее время Иконников готовится вновь отправиться в Донбасс, собирает гуманитарную помощь и ищет тех, кто предоставит грузовик для ее доставки на Украину. Другой ополченец — руководитель красноярской кабельной телекомпании — заявил автору, «что денег нет, хотя они и нужны».
Его страница «ВКонтакте» исписана просьбами помочь ополченцам деньгами.
Доводы о бесплатной службе граждан России в армии Новороссии опровергает глава свердловских ветеранов Владимир Ефимов, сам отправлявший добровольцев на украинский юго-восток.
В беседе с журналистами портала Е1 он заявил в конце декабря: рядовой состав получает 60–90 тыс. руб., старший — от 120 тыс. руб. в месяц.
Сослуживец погибшего красноярца Дмитрий «Фрол» утверждает, что в их отряде зарплат не было, но признает — в другом отряде Новороссии «Оплот» деньги платятся, правда суммы ему неизвестны.
Красноярский адвокат Антон Колосов отмечает — привлечение по статье «Наемничество» может грозить любому гражданину России, если выяснится, что за свою деятельность он получает деньги: «Любой материальный интерес, который извлекается из участия в боевых действиях, можно квалифицировать как наемничество.
Поэтому если человек едет воевать, он должен это делать бескорыстно». По словам адвоката, признаки наемничества можно усмотреть даже в получении компенсации после ранений и возмещении затрат на дорогу до места боевых действий.
УК РФ предусматривает за наемничество до 7 лет лишения свободы, но Антон Колосов называет статью «нерабочей» и приводит данные обзоров судебной практики: из почти 3 млн уголовных дел, возбуждаемых в стране в год, по ст. 359 приходится 3–4.
Семья Котовых рассчитывает получить тело родственника в пятницу. Сослуживцы предлагали похоронить его под Донецком, но родственники решили доставить останки в Назарово. Галина Котова признается: из потраченных 100 тыс.
бóльшую часть заняли родственники, 20 тыс. пожертвовали красноярцы, а 8 тыс. ей подали на рынке. «Я решила выйти к людям с бедой. Бабушки давали по 2–3 руб., кто-то говорил: зачем он туда поехал», — вспоминает женщина.
21 января администрация Назаровского района пообещала выдать семье 50 тыс.
Антон Понарин
Источник >>
Уголовная ответственность за совершение наемничества
- Уголовная ответственность за совершение наемничества
- Уголовная ответственность за совершение наемничества установлена статьей 359 Уголовного кодекса Российской Федерации.
- К наемничеству относятся как действия по вербовке, обучению, финансированию или иному материальному обеспечению наемника, а равно использование его в вооружённом конфликте или военных действиях, так и непосредственное участие наемника в вооружённом конфликте или военных действиях.
- Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Под вербовкой понимаются действия, направленные на наем на военную службу, достижение устного или письменного соглашения с гражданином третьего государства о его участии в вооруженном конфликте или военных действиях за материальное вознаграждение, которые могут осуществляться в агитации, в записи желающих лиц, их регистрации, направлении в военный лагерь, базу, специальную диверсионную школу для обучения и т.д.
Под обучением понимается деятельность по физической, психологической подготовке, процессу получения наемником специальных военных знаний, тренировке его в навыках, приемах обращения, пользовании боевым оружием, взрывчатыми веществами, техникой, стратегии, тактики, способам действий, иным навыкам, необходимым для участия в вооруженном конфликте и боевых действиях.
Под финансированием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается любое финансовое обеспечение: передача денег, в т.ч. посредством перечисления на открытые на его имя счета в банках, в оплату содержания баз подготовки, штата инструкторов, обучения, вербовки и использования наемников, закупки вооружения, обмундирования, продовольствия и т.д.
Под иным материальным обеспечением наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается любое его материальное обеспечение, в том числе предоставление военного обмундирования, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, военной техники, транспорта, снабжение продовольствием, питьевой водой, иной продукцией и т.д.
Под использованием наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается привлечение их к непосредственному участию в совершении таких действий.
Под участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается его непосредственное личное участие в таких действиях, в том числе в их подготовке и планировании.
Указанные действия считаются преступными, если совершаются с прямым умыслом. Уголовная ответственность за них наступает с 16 лет.
- За вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно за использование его в вооружённом конфликте или военных действиях предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 8 лет.
- Совершение названных действий с использованием служебного положения или в отношении несовершеннолетнего влечёт повышенное наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до15лет с возможностью применения дополнительных наказаний в виде штрафа и ограничения свободы.
- За непосредственное участие наёмника в вооружённом конфликте или военных действиях установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 8 лет.
Современное наемничество: как его трактует Закон в России и в мире
Одно из наиболее известных определений государства гласит, что это организация, монополизирующая право на применение легитимного физического насилия на контролируемой им территории.
Сегодня это определение находится под сомнением ввиду наличия частных структур, на законных основаниях эффективно осуществляющих военную функцию там, где государство не считает необходимым или возможным собственное вмешательство.
Существование таких структур создаёт условия для размывания самих основ государственного суверенитета, причем одновременно как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Каков же правовой статус наёмников и частных военных компаний в современном мире?
Война и государственный суверенитет
C началом эпохи модерна, проявившейся в том числе в виде образования государств-наций, сложилась прямая связь между понятием государственного суверенитета и определением войны.
Классическую форму эта связь обрела в определении Карла Клаузевица, согласно которому «война является продолжением политики». Война отныне являлась монополией государства.
Одно лишь государство имело право объявлять войну и вести ее силами регулярной армии.
Причем его соперником могло быть только другое государство и его армия. Военные действия, не подпадающие под это определение, соответственно, не могут быть классифицированы в качестве войны. Для их обозначения применяются такие эвфемизмы, как «контртеррористическая операция», «конфликт низкой интенсивности» и т. д.
Этот принцип также стал основополагающим для международного права и оказался зафиксирован в I Женевской конвенции 1864 года и Гаагской конвенции 1899 года, а также в Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года. После II мировой войны принцип государственной монополии на ведение войны был подтвержден во многих документах.
В их числе — Статья 2 Устава ООН, Нюрнбергское соглашение, Договор 1998 года, известный как Римский Устав Международного уголовного Суда, который требует универсальной юрисдикции и разграничивает законную и «незаконную» форму войны, ряд постановлений Международного суда ООН и другие.
Появление частных военных компаний и рост их значения в современных войнах привели к проблематизации этого явления и попыткам ввести его в рамки принятых ранее правовых определений. Правовой статус наемника
Наемничество долго находилось вне поля зрения международного права и только широкий размах, который это явление приобрело в ходе войн, сопровождавших процесс деколонизации на африканском континенте, способствовал его правовой проблематизации.
Наиболее известное определение наемничества содержится в Статье 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, принятого в 1977 году: «Наемник — это лицо, специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях; принимающее участие в военных действиях с целью получения личной выгоды, материальное содержание которого значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства; не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на его территории; не входящее в личный состав вооруженных сил стран, находящихся в конфликте; не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил».
Существующее определение рассматривает наемничество в качестве формы преступной деятельности граждан одного государства на территории другого. Категорический запрет на подобного рода деятельность содержался уже в III и IV Женевских конвенциях, принятых, соответственно, в 1929 и 1949 годах.
Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятая резолюцией ООН 4 декабря 1987 года, определила, что действия наемника направлены на свержение правительства, подрыв конституционного порядка или территориальной целостности государства.
Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 года категорически запрещает государствам — членам ООН поддерживать действия наемников: «Каждое государство обязано воздерживаться от организации и поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства». Международным правом наемники признаются уголовными преступниками и должны нести ответственность перед судом. То есть они являются международными преступниками.
На практике, когда дело доходит до конкретных обвинений, квалифицировать то или иное лицо в качестве наемника — весьма сложная задача. Чтобы быть признанным судом в этом качестве, обвиняемый должен полностью удовлетворять сразу всем вышеперечисленным критериям.
В результате суд на основе предоставленных обвинителем материалов должен доказать, что обвиняемый:
был специально завербован в третьей стране, чтобы участвовать в вооруженном конфликте; принимал участие в военных действиях в целях получения личной выгоды; получал материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, выплачиваемое комбатантам такого же ранга; не входил в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте.
Помимо технической стороны вопроса, связанной со сложностью поиска и обнаружения доказательств в столь щекотливом вопросе, вышеперечисленные условия сами по себе являются столь ограничительными, что удовлетворить им практически невозможно. Лишь очень незначительная часть лиц, действительно участвующих в международных военных конфликтах, по факту соответствия всем этим формальным признакам может быть признана наемниками.
Практическим доказательством этого тезиса является незначительное число осужденных по соответствующему обвинению лиц. Лучше всего о сложившемся положении сказал один из «солдат удачи»: «наемник, который не может опровергнуть свою принадлежность к этой профессии в суде, достоин того, чтобы быть расстрелянным на месте вместе со своим адвокатом!»
Следует также добавить, что действие международных договоров распространяется на те державы, которые эти договоры подписали. К Дополнительному протоколу I от 1977 года, в отличие от самих Женевских конвенций, присоединились далеко не все страны. В частности, его не ратифицировали США.
На национальном уровне во многих странах существуют законы, запрещающие вербовку наемников. В России, например, это статья 359 Уголовного кодекса.
Согласно ей, вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях, наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. Участие в вооруженном конфликте в качестве наемника влечет за собой лишение свободы на срок от трех до семи лет.
Проблема статуса частных военных компаний
Особенное значение определение правового статуса наемника имеет применительно к ситуации с частными военными компаниями. Современными исследователями было предложено пять специфической особенностей ЧВК, которые отличают эти структуры от других участников вооруженных конфликтов.
Частные военные компании являются официально зарегистрированными корпоративными структурами, что отличает их от частных лиц сомнительного статуса, подряжавшихся в качестве наемников во время африканских войн 1960-х годов.
Эти структуры действуют на международном глобальном рынке, предлагая свои Услуги преимущественно иностранным заказчикам, в отличие от охранных агентств, приоритетом которых является поиск заказчика на внутреннем рынке.
В своей деятельности они мотивированы скорее соображениями коммерческой прибыли, нежели политического интереса. Это не предполагает, что ЧВК совершенно игнорируют политический фактор и взаимодействуют с любым клиентом, предложившим самую высокую цену за их услуги, однако по своему происхождению они являются прежде всего коммерческими предприятиями.
Они ориентированы на военный способ разрешения конфликта путем уничтожения или сдерживания противника, что отличает их от правоохранительных структур, которые вынуждены по возможности избегать ситуаций, связанных с применением насилия.
Основным методом работы ЧВК является организованное вооруженное насилие.
Каждый из вышеперечисленных пунктов сам по себе предполагает возможные исключения, но все вместе они предоставляют хороший набор критериев для проверки того, является ли вооруженный негосударственный субъект конфликта частной военной компанией или нет. Представители ЧВК и их адвокаты сходу отметают обвинения в принадлежности своих сотрудников к категории наемников.
Правда, их указания на организованный и открытый характер деятельности не выглядит убедительным. Существует целый ряд препятствий для того, чтобы признать их представителей легальными комбатантами.
Будучи зачастую инкорпорированными в состав ведущих военные действия правительственных сил, они, как правило, все же оказываются не в состоянии удовлетворить всем четырем критериям к комбатантам со стороны III Женевской конвенции (ношение формы, подчинение единому командованию и так далее).
При этом подавляющее большинство современных частных подрядчиков не принимает непосредственного участия в боевых действиях, а лишь осуществляет снабжение и обеспечивают боеспособность армии. И с точки зрения статьи 4 а (4) III Женевской конвенции охранники, строители, шоферы, механики и повара являются «гражданскими лицами, следующими за вооруженными силами, но не входящими в их состав».
Однако многие функции, ушедшие на аутсорсинг частных подрядчиков, носят вполне военный характер. Cотрудники ЧВК управляют беспилотными самолетами Global Hawk и Predator, противотанковыми установками TOW, обслуживают истребители F-117 и бомбардировщики B-2, а также проводят разведывательные операции.
Такие действия, безусловно, являются звеньями в цепи событий, связанных с непосредственным осуществлением военных операций. Соответственно, их исполнители были специально наняты для выполнения военных задач, и, таким образом, все же являются наемниками.
ЧВК и национальное законодательство
На сегодняшний день только в США, Великобритании, ЮАР и Израиле действующее законодательство регулирует деятельность частных военных компаний.
К примеру, в Соединенных Штатах, начиная с 2000 года, продажа военных услуг регулируется Законом о контроле над экспортом вооружений, согласно которому каждая частная военная или охранная компания обязана получить в Госдепартаменте лицензию для работы за рубежом.
В случае ее получения деятельность фирмы по выполнению контракта будет контролироваться Государственным департаментом. Кроме того, сделки, стоимость которых превышает 50 млн. долларов, подлежат одобрению Конгрессом США.
Военные подрядчики, действующие в рамках контракта с государством, как на территории США, так и на территории других стран, по сути являются правительственными агентами, и, таким образом, с точки зрения закона рассматриваются как сотрудников правительственных организаций.
Эта точка зрения значительно упрощает правовое регулирование деятельности ЧВК и обеспечивает их взаимодействие с другими правительственными структурами.
Вместе с тем Рабочая группа по услугам индивидуальной защиты в Ираке, созданная при Государственном департаменте США в 2007 году, сообщала о серьезных проблемах в этой сфере, с точки зрения докладчика, являвшихся результатом несовершенства законодательной базы и практик правоприменения.
Например, хотя на американские ЧВК, действовавшие в Ираке, формально распространялось законодательство США о зарубежной военной юрисдикции, действенный механизм для успешного судебного преследования сотрудников частных военных компаний, фактически отсутствовал вплоть до 2005 года.
Как следствие прорехи в законодательной базе, самим компаниям и их сотрудникам удавалось избежать ответственности за совершенные ими преступления за пределами территории США.
Трехлетний промежуток, пока закон не был пересмотрен для устранения этих недостатков, создал атмосферу «дикого запада», по крайней мере, в восприятии, для охранных компаний в Ираке. В течении этого времени правительственные структуры постепенно стали утрачивать контроль над действиями сотрудников ЧВК, что в итоге привело к череде громких скандалов.
Первая серьезная попытка международного регулирования деятельности ЧВК была осуществлена в так называемом «Документе Монтрё», принятом 17 сентября 2008 года. Его создание было инициировано правительством Швейцарии и Международным комитетом Красного Креста.
С момента публикации документ подписали представители более 50 государств, в том числе США, Великобритания, Франция, Германия и Китай.
Россия в их число не входит, так как ее законодательство пока не предусматривает и не регулирует такую деятельность.
Основой Документа Монтрё является тезис, гласящий, что международное гуманитарное право и соблюдение прав человека должны распространяться на деятельность ЧВК.
Сам Документ призван устранить правовой вакуум в деятельности таких организаций.
Определение, содержащееся в Документе, гласит, что ЧВК — это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они сами себя характеризуют.
Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например, транспортных колонн, зданий и других мест, техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов, содержание под стражей заключенных, консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников.
Документ Монтрё возлагает ответственность за действия ЧВК на государства, которые заключают с соответствующей компанией договор об оказании услуг, в том числе и в тех случаях, когда такие ЧВК заключают субподряды с другими ЧВК.
Государство-наниматель несет ответственность за возможные нарушения международного гуманитарного права, стандартов в области прав человека или иных норм международного права, совершенные ЧВК, если такие преступления вменяются ему в вину согласно обычному международному праву.
Государство происхождения, которому принадлежит соответствующая ЧВК или в котором зарегистрирована ее штаб-квартира, обязано при соответствующих обстоятельствах принимать все меры для пресечения и расследования возможных нарушений со стороны ЧВК.
На государствах происхождения лежит обязательство принимать законы, необходимые для обеспечения эффективных уголовных санкций в отношении лиц, совершающих или приказывающих совершать серьезные нарушения норм, установленных Женевскими конвенциями.
То государство, на территории которого действует соответствующая ЧВК, в Документе Монтрё называется государством территориальной юрисдикции. В ситуациях оккупации части территории обязательства государств территориальной юрисдикции ограничиваются районами, в которых они способны осуществлять эффективный контроль.
Помимо декларативных заявлений о всеобщей обязанности соблюдать норму международного гуманитарного права, совершать действия, направленные на их защиту, Документ содержит правила и практические рекомендации для разработки соответствующих нормативных актов.
Например, определение круга услуг, которые могут или не могут быть переданы на подряд частных военных компаний, а также критерии при отборе ЧВК и условия заключающихся с ними контрактов.
Вместе с тем, как указано во Введении к документу, он сам и «содержащиеся в нем положения не создают правовых обязательств», а носят рекомендательный характер, являясь своего рода наброском для возможной международной нормативной базы.
Литература Коновалов И. П, Валецкий О. В. Эволюция частных военных компаний. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. — 136 с. Адельханян Р. А. Военные преступления в современном праве. М., 2006. Алешин В. В. Наемничество — преступление международного характера // Российский ежегодник международного права, 1998 1999. СПб., 1999. Ананьев В. А.
Еще раз о ЧВК: поговорим о нюансах / nvo.ng.ru Серков С. Возможности регулирования деятельности ЧВК / navoine.info Цепков Н. Частные военные компании: краткий обзор мирового и российского регулирования / zakon.ru Частные военные и охранные компании и международное законодательство / milcons.ru Наемники и частные военные компании / web-mistress.livejournal.
com
Наемничество ст. 359 УК РФ Основным непосредственным объектом данного преступления являются
Предусматривая наказание за наёмническую деятельность, законодательство даёт точную характеристику наёмнику.
Это тот, кто соглашается участвовать в вооружённом соперничестве и при этом никак не связан с данным государством:
- не является его гражданином;
- не живёт на территории государства в качестве постоянного жителя;
- не числится на военной службе в стране, участвующей в конфликте;
- главная мотивация для действий – получение значительной, как правило, финансовой, выгоды для себя лично.
Перечисленные выше качества, которые характеризуют лицо как наёмника, указаны в протоколах конвенции подписанной в Женеве 12 августа 1949 г. Главной темой которой была защита тех, кто пострадал от военных действий.
Эти же критерии используются и в законодательстве Российской Федерации при оценке действий лица как наёмнических.
В отличие от комбатанта, действующего в рамках закона, наёмник:
- носит особую форму;
- имеет специальный знак отличия;
- носит оружие открыто;
- имеет официального руководителя;
- соблюдает законы войны.
Наёмник приравнен Уголовным кодексом РФ к военному преступнику. Соответственно, при доказанности того, что лицо является наёмником, его ожидает наказание.
Наемничество ст. 359 УК РФ
релевантные научные источники:
-
Assembler. Учебник для вузов. 2-е изд В. И. Юров | | Учебник | 2003 | pdf | 14.34 Мб
В учебнике рассматриваются вопросы программирования на языке ассемблера для компьютеров на базе микропроцессоров фирмы Intel. Основу книги составляет материал, являющийся частью курса, читаемого -
Международное право Вылегжанин А.Н. | Под. ред. Вылегжанина А.Н. М.: — 1012 с. | Учебник | 2009 | pdf | 7.36 Мб
Содержание учебника в духе традиций научно-педагогической школы МГИМО охватывает базовый понятийно-терминологический аппарат международного права и стержневые проблемы его современного толкования и -
Энциклопедия народной медицины Мазнев Н.И. | Энциклопедия народной медицины. / Изд. 7-е, испр. и доп. — М.: «Мартин», 2002. — 416 с., [16] л. цв. ил. | Энциклопедия | 2002 | docx | 8.38 Мб
Энциклопедия народной медицины — объемный труд, выдержавший уже не одно издание и неизменно пользующийся спросом у читателей. Автор собрал и систематизировал более 2000 рецептов народной медицины по -
Правосубъектность юридического лица по российскому гражданскому праву Козлова Наталия Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва – 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 15.21 Мб
Специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Актуальность темы исследования. Демократические преобразования, начатые в нашей -
Грамматические варианты в русском языке: когнитивно-эволюционный аспект Попов Сергей Леонидович | Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Харьков — 2015 | Диссертация | 2015 | Украина | docx/pdf | 3.15 Мб