Помогать ли налоговикам в проведении инвентаризации в ходе проверки?

Ольга Тарасова

финдиректор

― Я свой магазин знаю, как облупленный, зачем мне эта возня с пересчетом? Да ну ее, эту инвентаризацию.

Зря. Инвентаризация — полезная и необходимая вещь: она позволяет точно знать, сколько и какого товара у вас есть, сколько денег заморожено в запасах, а еще разобраться, что расходится хорошо, а что залеживается, вовремя найти бракованный товар и убедиться, что сотрудники ― хорошие честные люди. 

В этой статье мы по шагам разберемся, как вам провести инвентаризацию, чтобы все пошло так, как надо. Будет десять шагов. 

Шаг 1. Определить дату инвентаризации

Обычно ревизию проводят раз в год для оформления бухгалтерской отчетности. Но есть и другие поводы пересчитать товар: сменился материально ответственный, узнали о воровстве или на складе произошло какое-нибудь ЧП, пожар, например. 

Но вообще пересчитывать все можно и чаще, хоть каждый месяц — смотрите по необходимости. Это поможет контролировать запасы (не завалялась ли там просрочка, скажем) и отслеживать эффективность сотрудников ― всё ли вносится в систему учета, ничего ли не теряется, внимательно ли отпускают товар.

Выбрать удобное время важно для качественной проверки. Иногда ревизию проводят в праздники, когда сотрудники делают быстрей-быстрей, чтобы поскорее уйти домой. Это все тянет за собой мелкие ошибки: не нашли товар, забили на документы, не все проверили. 

Нужно выбрать выходной или день и время с невысокой загрузкой,чтобы  закрыть магазин или приостановить производство. В магазинах, которые работают без выходных, есть практика проводить инвентаризацию после закрытия, даже ночью.

Иногда во время работы магазина делают ревизию какого-то конкретного отдела, например, бакалеи. Тогда во время, когда посетителей совсем мало, перекрывают отдел, чтобы покупатели не могли взять продукцию, и пересчитывают товар.

Шаг 2. Назначить инвентаризаторов

Нужно определить, кто из сотрудников будет заниматься пересчетом. Вряд ли кто-то из работников из любви к порядку будет рад бесплатно выйти в выходной, чтобы пересчитать половину склада. Поэтому нужно продумать мотивацию, например, дополнительный выходной или денежный бонус.

Для инвентаризации лучше назначать тех, кто отлично ориентируется в товаре. Но если таких всего раз, два и обчелся, берите просто больше сотрудников, чтобы общими усилиями провести ревизию. Хорошее решение ― назначить одного ответственного за весь процесс инвентаризации от подготовки до оценки результатов.

Он будет контролировать халтурщиков, помогать запутавшимся и воодушевлять уставших. Если не получается самим пересчитать товар, потому что мало людей, а товаров много ― зовите аутсорсеров. Они специализируются на этом: закупили нужную технику, легко ориентируются в бумажках и выручат даже с большими объемами.

  

Чтобы уследить, что всё по-честному учли и записали, назначают инвентаризационную комиссию. Минимум здесь должно быть два человека — чаще всего берут главного производства, склада и бухгалтера или кого-то из администрации. В комиссию нельзя включать материально ответственных сотрудников, скажем, кладовщика или кассира. 

Но это все, конечно, в идеале. Понятно, что если компания состоит из собственника и пары продавцов, то им всем придется совмещать даже те роли, для которых они вроде бы не подходят.

Шаг 3. Издать приказ об инвентаризации

Когдавыбрали дату и тех, кто будет проверять, нужно составить приказ о проведении ревизии. В нем указано, когда, почему и кто проводит инвентаризацию в вашей компании и что будут пересчитывать. Это нужно, чтобы потом никто не сказал: «А ой, а я не в курсе, что я материально-ответственный, и вообще у моего ребенка утренник»

Если вам нужно сделать все по рекомендациям закона, то заполняйте официальную форму приказа. Если компания небольшая и возиться с пахнущими бюрократией формами не хочется, можно сделать просто письменное официальное уведомление в свободной форме.

А если у вас в компании сплошь доверительные отношения и вы уверены в своей команде, то можно просто договориться в Телеграме.

Помогать ли налоговикам в проведении инвентаризации в ходе проверки?Официальная форма приказа об инвентаризации

Шаг 4. Подготовить место для инвентаризации

Определите, где будет проходить инвентаризация ― склад, торговое помещение, производство. Это зависит от цели инвентаризации.

Например, если большая часть запасов хранится на складе, то ревизию проводят, конечно, там. А если нужно посмотреть, сколько товаров в магазине и что у них по сроку годности, то непосредственно в торговом зале.

Нужно подсчитать запасы материалов или сырья? Тогда это производственное помещение.

Потом это место хотя бы базово надо подготовить для инвентаризации. Возьмем для примера склад. В нем должен быть порядок: нужно разложить тетрадки к тетрадкам, чернила к чернилам, можно приклеить ярлыки, что есть что.

Если склад большой, в нем должно быть удобно ориентироваться: стеллажи, полки и ячейки должны быть пронумерованы, а если склад большой, то нужна схема стеллажей.

Это нужно, чтобы сотрудники тратили меньше времени на поиски нужного и не дергали друг друга с уточнениями, где что лежит. 

Если инвентаризация проводится в большом торговом помещении, то можно заранее сделать план по схеме расположения товара. Так быстрее ― люди не будут бегать туда-сюда. Не все работники помнят, что и где лежит.  

При проведении инвентаризации нельзя, чтобы товар переносили из одного помещения в другое. Поэтому нужно, чтобы заранее все предметы были перенесены в помещение, где будет инвентаризация.

Шаг 5. Обеспечить все необходимое

Вот, что может понадобиться во время инвентаризации.

Весы и другие измерительные приборы, если нужно что-то взвешивать и измерять. Перед началом ревизии нужно проверить точность весов, мало ли. 

Достаточное количество стремянок для того, чтобы верхние полки не остались без внимания. Если на складе тяжелые объекты или высокие стеллажи и используется подъемная техника, нужно проследить, чтобы водитель-оператор тоже вышел на ревизию.  

Терминал сбора данных ― пикалка, которая синхронизируется с приложением по учету данных и автоматически вносит все данные о пропиликанных товарах.

С его помощью можно сделать инвентаризацию значительно быстрее: не придется вручную записывать информацию в описи, а программа автоматически сопоставит фактическое наличие товара с цифрами из системы учета.

Если это пока дорогое решение для компании, можно приспособить для сканирования штрих-кодов смартфон. 

Штрих-коды. Если товары продают по весу или поштучно, и у них нет штрих-кодов, например, гвозди на развес или авокадо по одному, нужно распечатать таблицу штрих-кодов. Это нужно, чтобы люди быстро сканировали товары терминалами сбора данных, а не возились, вручную записывая данные.

Помогать ли налоговикам в проведении инвентаризации в ходе проверки?С такими терминалами сбора данных инвентаризация пройдет быстрее, потому что не надо вручную писать в ведомости информацию о товаре, а потом переносить ее в систему учета.

Шаг 6. Доделать незавершенку

Если в компании много незавершенного производства ― недошитых кофт или недокрашенных комодов ― стараемся доделать то, что возможно в ближайшее время, и передать это на склад, чтобы их успели учесть при пересчете. Это поможет точнее представить картину того, что у нас есть. 

Шаг 7. Подготовить информацию по остаткам

К инвентаризации нужно собрать начальную инвентаризационную ведомость. Это информация по остаткам: наименования, количество, стоимость всего имущества. Ее можно взять из системы учета — 1С, ARM, «Мой склад» или какая у вас используется. Знаете картинки в стиле «до — после»? Так вот, это мы собираем картинку «До».

Перед самым началом инвентаризации зовем материально ответственного. Нужно, чтобы кладовщик, кассир (в общем, материально ответственное лицо) сдали в бухгалтерию все документы. Все товары,  которые им отгрузили — записали, а все запасы, что продали или отправили в производство ― списали. Да, и расписку с них еще взять, что они и правда все это сделали. 

Читайте также:  Cрок давности долговой расписки между физическими лицами

Помогать ли налоговикам в проведении инвентаризации в ходе проверки?Информацию об остатках можно взять из системы учета, например, из 1С.

Шаг 8. Пересчитать товар

Вот мы и подошли к самой инвентаризации. Это самый масштабный шаг: предстоит много искать, считать, взвешивать, измерять и записывать. Терпения вам и внимательности! А мы дадим несколько советов, как правильно проводить пересчет.

Сначала считайте, потом записывайте. Если сначала смотреть товар по бумагам, а потом находить его и пересчитывать, то можно не заметить излишки, которые не были заведены в систему учета. Ведь они просто не записаны, а значит никто и не станет их искать при таком подходе.

Разделите между сотрудниками зоны работы. Можно назначить сотрудников на конкретные отделы (Оля пересчитывает сантехнический отдел, а Ваня — садоводческий) или типы товаров (Оля — овощи, Ваня — бакалея).

Устраивайте перерывы. После долгой монотонной работы сотрудники устают, работают медленнее и начинают чаще ошибаться. Если помещение приходится покидать всем, то его опечатывают и закрывают, а ключ отдают материально ответственному. 

Считайте выборочно. Если некоторые товары и материалы находятся в неповрежденных заводских упаковках, можно не вскрывать все. Нужно вскрыть несколько упаковок, чтобы проверить, что там действительно то, что написано. В остальном ― считают скопом.

Например, тетради по 12 листов в клетку упакованы по 100 штук, таких упаковок на складе 8 тысяч. Вскрывать каждую упаковку не нужно. Но необходимо проверить, что там действительно тетради по 12 листов в клетку, а не в линейку. Для этого вскрывают выборочно несколько упаковок.

Если на упаковке было написано, что тетради в клетку, а внутри оказалось что-то другое, тогда да ― вскрывают все упаковки.

Данные по инвентаризации вносят в ведомость. В ней пишут, что за товар, сколько его, по какой цене, на какую сумму всего запасов.

Чаще всего сразу же добавляют и в учетную систему, например, 1С или «Мой склад». Так потом будет легче с ними работать: сверяться с данными учета и анализировать товары.

Но проще всего сразу же сканировать штрих-код товара, чтобы ведомость заполнялась автоматически.

Шаг 9. Годное — в продажу, негодное — в утиль

На инвентаризации оценивают, годный ли товар, можно ли использовать материал для производства.

Если у товаров скоро подходит к концу срок годности, есть незначительные повреждения или они слишком долго лежат на складе, их можно отсортировать и направить в розничные магазины для продаж со скидкой.

Скажем, датированные ежедневники за этот год уже при мартовской инвентаризации можно забирать в отдел «Распродажа».  

Бывает и так, что товары пришли в негодность, просрочились или сильно потрепались. Например, сильно помялся альбом, сломались линейки или засох клей. Такое уже не продашь, только списывать. 

Шаг 10. Сравнить реальность с учетом

Помните, на шестом шаге мы готовили начальную инвентаризационную ведомость? Если получилось ее собрать, то теперь нужно сверить с ней результаты инвентаризации. Без сюрпризов обходится редко. Вот несколько ситуаций, которые можно обнаружить на складе при инвентаризации:

Излишки.Обнаружился товар, которого нет по документам. Его учитывают по рыночной цене, как доход компании. 

Недостача. Случается и обратная ситуация ― что-то по документам есть, а на складе этого нет. Если понятно, кто это прикарманил, то взыскивают с него. Ну а если детективов в инвентаризационной комиссии нет, то недостачу списывают на прочие расходы.

Естественная убыль. Бывает так, что товара меньше, чем по данным учета, но он все еще годен. И меньше его стало по естественным причинам.

Обычно это относится к тому, что продается на развес: печеньки немного покрошились, изюм усох, маргарин весовой подтаял.

Но даже у естественной убыли есть установленные пределы, а если рассыпалось или вылилось больше ― это уже недостача, и нужно искать, кто это сделал.  

Порча или устаревание. Товар больше не годен для использования или продажи, потому что сломался, испортился или морально устарел (прошлогодний календарь, например). Такое списывают из системы учета. 

Пересортица. Остаток товара не совпадает с тем, что есть по документам, при этом товаров одного сорта или марки недосчитались, а другого ― наоборот, излишек.

Например, черных ручек марки «А» недосчитались, а синих ручек этой же марки больше, чем думали. Или по чекам были пробиты альбомы по 8 листов, но их не убыло, а не хватает 12 листовых.

Тут или ошибки кладовщика ― не то оприходовал, или кассира ― не то отбил.

Иногда делают взаимозачет пересортицы, чтобы не мучаться с оформлением кипы бумаг.

Но только если излишки и недостатки  были найдены за один период, они одного наименования, их примерно одинаково, за этот товар ответственен один и тот же человек.

То есть, зачесть излишек в 100 синих ручек и недостаток 500 пачек бумаги не получится. Бывает, что делают частичный зачет: что-то из этих условий совпало, его и зачитывают, а остальное взыскивают с того, кто это допустил.  

Если при инвентаризации насчитали больше или меньше, чем есть по бумагам, то делаем сличительную ведомость. В ней описывается, сколько думали, что есть товаров, материалов и сколько есть на самом деле. Эти данные так же заносятся в систему учета. И да, материально ответственный в случае чего должен объяснить комиссии, как так вышло, что не сходится с учетом. 

Помогать ли налоговикам в проведении инвентаризации в ходе проверки?Вот как результаты инвентаризации отражаются в системе учета. В примере ― система «Мой склад».  

***

Вот мы и провели инвентаризацию. Дальше — не менее интересный этап: принятие управленческих решений, которые помогут более эффективно распоряжаться вашими запасами. Но об этом мы расскажем уже в следующих статьях. До скорого!

Первое письмо уже летит вам на почту. Если не приходит в течение получаса, пишите на [email protected] Вы уже забирали эту прелесть. Воспользуйтесь поиском по своей почте, найдете. Если не нашли, то попробуйте с другой почты или напишите на [email protected] Помогать ли налоговикам в проведении инвентаризации в ходе проверки?

Налоговая инвентаризация

  • Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:
  • •             налоговых проверок;
  • •             получения объяснений налогоплательщиков;
  • •             проверки данных учёта и отчётности;
  • •             осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), —

а также в других формах и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ). Проведение же выездной налоговой проверки характеризуется совершением определённых мероприятий, направленных на сбор информации и фиксацию доказательств совершения налогового правонарушения, если у сотрудников налоговых органов есть достаточные основания полагать, что оно совершено налогоплательщиком или могло быть им совершено. К таким мероприятиям, в частности, относятся действия по проведению инвентаризации имущества налогоплательщика (п. 13 ст. 89 НК РФ).

  1. Целесообразность проведения инвентаризации у фискалов обычно возникает:
  2. •             когда результаты проверки учётной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, или осмотра территорий и помещений налогоплательщика дают основания предполагать наличие материально-производственных запасов, основных средств или иного имущества, не отражённых в учёте налогоплательщика, либо
  3. •             когда в ходе иных контрольных мероприятий выявлены данные, дающие основания предполагать отсутствие указанных ценностей или имущества при наличии соответствующих данных в документах бухгалтерского и налогового учёта.

Право налоговых органов на проведение инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества закреплено подпунктом 6 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Налоговым кодексом РФ порядок проведения данного контрольного мероприятия не определён.

Читайте также:  Должностные обязанности завхоза и его ответственность

В упомянутом пункте 13 статьи 89 НК РФ указано лишь, что инвентаризация проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа при необходимости. Следовательно, налоговики сами решают, следует ли проводить инвентаризацию.

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке законодатель поручил утвердить Минфину России (подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Практически сразу за введением части первой НК РФ Минфин России и МНС России выпустили совместный приказ от 10.03.

99 № 20н/ГБ-3-04/39, которым как раз и было утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее — положение по инвентаризации).

Основными целями инвентаризации являются (п. 1.5 положения по инвентаризации):

  • •             выявление фактического наличия имущества и неучтённых объектов, подлежащих налогообложению;
  • •             сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта;
  • •             проверка полноты отражения в учёте обязательств.

Выездная налоговая проверка: что ждать и как готовиться? | «Правовест Аудит»

Выездная налоговая проверка: что важно знать в 2019 году?

Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.

При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации).

В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.

Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.

Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы.

При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком.

То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.

Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.

Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.

Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.

Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом. Инспектор должен предъявить его налогоплательщику перед началом проверки.

При этом решение должно быть составлено по специально установленной форме (форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@) и содержать следующие обязательные данные:

  1. полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  2. предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В данной графе налоговый орган вправе указать просто «по всем налогам и сборам»;
  3. периоды, за которые проводится проверка;
  4. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Следует отметить, что налоговая вправе менять состав проверяющих во время проверки. Соответствующие изменения вносятся в решение.

Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.

Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.

Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).

С этого момента налоговики получают право доступа на территорию налогоплательщика для проверки. По общему правилу проверка проводится на территории налогоплательщика.

Однако Налоговый кодекс предусматривает, что если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Контрольные мероприятия

В ходе проведения проверки налоговый орган вправе проводить следующие контрольные мероприятия:

  1. истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  2. допрос свидетелей
  3. экспертиза;
  4. выемка документов и предметов;
  5. осмотр;
  6. инвентаризация имущества.

В случае необходимости налоговый орган также может привлекать специалиста и переводчика.

Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при выездной проверке. Таким образом, в ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.

Главное правило, которое должно соблюдаться, истребуемые документы должны быть необходимы для проверки. Иными словами, они должны непосредственно относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Многих налогоплательщиков волнует вопрос: каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Выездная налоговая проверка не может длиться вечно. По общему правилу срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев.

В определенных случаях это срок может продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств налогоплательщика не может длиться более одного месяца.

Основания для продления выездной проверки установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@.

В частности ими могут быть проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки. Перечень является открытым.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право инспекции приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Приостановление осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Проверка может быть приостановлена для

  1. истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведения экспертизы;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Налоговый орган вправе приостанавливать налоговую проверку неоднократно, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать шесть месяцев (в исключительных случаях, когда приостановление проверки связано с получением информации от иностранных государственных органов, срок приостановления может быть увеличен на три месяца).

На период приостановления проверки налоговый орган должен прекратить все действия по истребованию документов у налогоплательщика, вернуть все подлинники, прекратить все проверочные действия на территории налогоплательщика.

Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику.

Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.

Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки.

Читайте также:  Что дает московская прописка: льготы и преимущества

Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие.

Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.

При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта.

Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.

На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт.

Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена.

Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:

  1. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  2. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Вот так выглядит порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.

Рассмотрим, как налогоплательщик может сделать приход налогового органа наиболее безболезненным.

Выездная налоговая проверка с высокой степенью вероятности коснется каждого налогоплательщика, активно ведущего бизнес.

В то же время необходимо понимать критерии, при наличии которых налогоплательщики относятся к «группе риска», т.е.

 в отношении них с высокой долей вероятности может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Это значит, что требуется усиленная подготовка.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», которая содержит сведения о критериях, которыми налоговые органы руководствуются при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика.

Указанной Концепцией предусмотрены факторы для самостоятельной оценки рисков назначения выездной налоговой проверки. В частности, ожидать скорого прихода инспекторов у налогоплательщика есть основания при наличии следующих обстоятельств:

  1. низкая налоговая нагрузка;
  2. отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов;
  3. отражение значительных сумм налоговых вычетов;
  4. значительное превышение роста расходов над ростом доходов;
  5. зарплаты сотрудников находятся ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
  6. налогоплательщик неоднократно приближался к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы;
  7. «миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие и постановка на учёт в связи со сменой места нахождения);
  8. ведение хозяйственной деятельности преимущественно с контрагентами — посредниками, перекупщиками (построение цепочки контрагентов без явной деловой цели такого построения);
  9. низкий уровень рентабельности деятельности (исходя из уровня рентабельности в сфере деятельности налогоплательщика согласно статистики).

Этот перечень является далеко не исчерпывающим.

Если налогоплательщик чувствует, что приход налоговиков неминуем, самое время провести подготовительные мероприятия.

В частности, налогоплательщику следует привести в порядок первичную документацию, а также документацию, свидетельствующую о проявлении должной степени осмотрительности при выборе контрагента (особенно это касается контрагентов, обладающих признаками «однодневок»). Кроме того, следует пообщаться с контрагентами и предупредить их о возможности скорого прихода к ним встречной налоговой проверки. Также необходимо подготовить офис, убрав документы, печати, которые содержат лишние сведения.

Кроме того, целесообразно определить сотрудников, которые будут работать с инспекторами, обсудить с ними нюансы представления информации. Зачастую нелишним будет заручиться поддержкой сторонних консультантов, юристов, которые смогут помочь оценить риски, а также грамотно сопроводят налогоплательщика во время самой налоговой проверки.

Когда инспекторы придут в офис, в первую очередь, необходимо проверить полномочия проверяющих, сверив в частности данные служебных удостоверений с решением. Следует помнить, что только лица указанные в решении могут быть допущены к проверке.

Далее проверяющих необходимо разместить в удобном месте, где исключен доступ к нежелательным документам и информации. Передачу документов налоговикам следует оформлять актами приема-передачи. Более того, следует контролировать правомерность каждого действия налогового органа.

Здесь также очень полезной может быть помощь квалифицированных юристов.

Эксперты и юристы компании «Правовест Аудит» всегда готовы помочь Вам во взаимодействии с инспекцией и сопровождении во время выездной налоговой проверки.

Как узнать о внеплановой налоговой проверке

Выездная проверка проходит на территории компании. Налоговики в течение двух месяцев проверяют, верно ли вы исчислили и уплатили налоги. По решению руководителя ИФНС проверку могут продлить до полугода.

Проверяющего инспектора интересует финансовая деятельность предприятия за три предыдущих года, но часто он захватывает текущий год. Например, в августе 2020 года инспектор проверяет периоды с 2017 по 2019 год и первое полугодие 2020 года.

Оспаривать действия проверяющего бесполезно, в этом вопросе суды встают на сторону налоговой.

Сверх трехлетнего периода, налоговики могут проверить:

Налоговая может приостановить проверку на срок до 6 месяцев, чтобы провести экспертизу или получить дополнительные документы от контрагентов. Руководитель ИФНС выписывает решение о приостановке и указывают причину, почему проверка отсрочена.

Инспектор покидает территорию компании, возвращает подлинники документов.

Периодичность ― как часто проводят выездные налоговые проверки — регулирует Налоговый кодекс.

Закон не разрешает проверять организацию более двух раз в год, за исключением, когда решение о дополнительной проверке, принимает глава ФНС.

Директор компании узнает о выездной налоговой проверке, когда получает на руки решение, подписанное начальником ИФНС. Закон не устанавливает срок, когда налогоплательщику должны вручить решение.

Налоговики могут направить решение заказным письмом на юридический адрес компании или вручить лично. Для этого руководителя вызывают в налоговую инспекцию.

Или вручают документ, когда инспектор уже пришел с проверкой.

Если оценить компанию глазами налоговиков, можно с высокой долей вероятности предположить, проверят вас или нет. У проверяющих есть критерии, по которым они отбирают подозрительных налогоплательщиков.

Если ваша организация попадает под большинство признаков, проверки не избежать.

  1. Налоговая нагрузка компании ниже среднего уровня в конкретной отрасли. Налоговую нагрузку рассчитывают по сумме уплаченных налогов и сравнивают со средним показателем по отрасли.
  2. Убытки. Если компания работает с убытками несколько периодов подряд, налоговики заподозрят ее в сокрытии доходов. Логика очевидна — бизнесмен не станет «тянуть» убыточную компанию.
  3. Большие налоговые вычеты. По мнению налоговиков, компания обналичивает деньги и умышленно снижает налогооблагаемую базу.
  4. Расходы превышают доходы.
  5. Низкая зарплата. Подозрение вызывает зарплата сотрудников, если она ниже среднеуровневой по отрасли. Налоговая проверка помогает обнаружить зарплату в конвертах.
  6. Показатели на уровне предельных величин. Вызывает подозрение неоднократное приближение к предельному значению доходов, материальных активов или среднесписочной численности в компаниях на спецрежиме.
  7. Расходы на уровне доходов.
  8. Заключение сомнительных договоров. Сотрудничество с контрагентами-перекупщиками или посредниками налоговики считают сомнительными. По их мнению, такие договоры заключены без разумных экономических причин.
  9. Нарушения в налоговой отчетности, которые предприниматель не объяснил и не подтвердил документально.
  10. Неоднократное снятие и постановка на учет налогоплательщика в разных ИФНС. Если компания несколько раз в год меняет инспекцию, значит, она скрывает налоги или избегает налоговых проверок.
  11. Рентабельность ниже среднеуровневой рентабельности в конкретной отрасли.
  12. Высокие налоговые риски. Например, за сотрудничество с фирмами-однодневками компанию заподозрят в необоснованной налоговой выгоде.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *