Понятие и принципы авторского права

Примечание. Гиперссылки на НПА приведены по состоянию на январь 2022 г. Используйте функцию «Перейти в действующую редакцию».

Авторское право и смежные права являются одной из основных частей всей системы права интеллектуальной собственности. Авторское право защищает права авторов произведений науки, литературы и искусства и иных правообладателей.

Смежные права охраняют интересы исполнителей, производителей фонограмм, изготовителей баз данных, а также произведений науки, литературы и искусства (в части охраны прав публикаторов таких произведений).

Автор и авторские права

Гражданский кодекс в ст. 18 дает понятие «Содержание правоспособности граждан» и определяет способность обладать правами авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности как составляющую правоспособности граждан, которая возникает с момента рождения и прекращается со смертью.

Срок действия авторского права заканчивается только по истечении 70 лет после смерти автора. Не имеют срока действия право авторства, право на неприкосновенность произведений и право на имя. Когда истекает срок авторского права, произведение становится общественным достоянием.

Основным документом, регулирующим отношения по поводу использования произведений, является четвертая часть Гражданского кодекса РФ.

Одним из основных международных принципов авторского права является презумпция авторства. В российском законодательстве эта презумпция закреплена в ст.

1257 ГК РФ — автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

В силу презумпции авторства право авторов (истцов) может быть оспорено только путем подачи соответствующего иска, призванного восстановить права лица, которое является автором произведения.

Автором может быть только физическое лицо или несколько физических лиц, если произведение создано их совместным творческим трудом. Автором не может быть организация, юридическое лицо или государственный орган.

Принципиальным положением российского законодательства является автоматическое возникновение авторских прав с момента создания произведения.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1259 ГК РФ).

К формальностям относится, в частности, регистрация произведения в государственном или ином компетентном органе, его депонирование.

Любой автор может столкнуться с необходимостью доказательства того, что именно он является автором произведения. Депонирование — это оперативный способ защиты своего авторского права.

Заключается он в том, что автор может сохранить свое произведение на сервисе, который предоставляет услуги по депонированию. Например IREG (ООО «Платформа Технологий»).

Алгоритм простой: автор регистрируется на сервисе под своим именем, регистрирует произведение: указывает название, описание и загружает на сервис файл с произведением. Затем он получает свидетельство о регистрации авторского права, подтверждающее, что система приняла на хранение в защищённый депозитарий файл, который будет хранить 70 лет.

Депонирование произведения является добровольной, не предусмотренной законом процедурой, с которой закон не связывает наступление каких-либо последствий. Депонирование лишь подтверждает существование в определенный момент времени экземпляра определенного произведения.

Вся совокупность авторских прав может быть разделена на несколько групп (см. рис.).

Понятие и принципы авторского права

Автору произведения принадлежат следующие неимущественные права:

  • исключительное право на произведение;
  • право авторства;
  • право автора на имя;
  • право на неприкосновенность произведения;
  • право на обнародование произведения.

Помимо личных неимущественных прав автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право на использование произведения в любой форме и любым способом — эти права именуются имущественными правами. Именно эти права дают возможность автору получать материальную выгоду от своего произведения.

Исключительные права автора на использование произведения означают право на:

  • воспроизведение;
  • распространение;
  • импорт;
  • публичный показ (исполнение);
  • передачу в эфир;
  • сообщение для всеобщего сведения по кабелю;
  • ретрансляцию;
  • переработку;
  • доведение до всеобщего сведения;
  • модификацию программы ЭВМ или базы данных.
  • В определении «Автор произведения» дается еще одно ключевое понятие — творчество.
  • Творчество — это деятельность человека, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью.
  • Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — это уникальность его результата.

Подразумевается, что такая деятельность не должна осуществляться по какому-либо известному алгоритму. Однако авторским правом охраняются и результаты деятельности, при создании которых происходит соблюдение формальных алгоритмов их получения.

Например фотография. Охрана фотографических произведений основывается на фактической презумпции творческого характера деятельности по получению фотоснимков, но алгоритм получения фотографии при помощи фотоаппарата примерно одинаков.

Можно сделать вывод, что авторские права на фотографические произведения относятся к объектам авторских прав, независимо от того, сделаны они профессионалом или любителем, высокотехнологичной камерой или камерой мобильного телефона.

Автор и авторские права

Так что же такое объект авторского права? Объектом авторского права является произведение.

В соответствии со ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются следующие произведения науки, литературы и искусства:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.

Для авторского права главным является то, что произведение должно быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме: письменной, устной, в виде звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной или иной другой форме.

Статья 1259 ГК РФ определяет, на что не распространяется авторское право. Это:

  • идеи;
  • методы;
  • процессы;
  • системы;
  • способы;
  • концепции;
  • принципы;
  • открытия;
  • факты;
  • факты решения технических, организационных и иных задач;
  • языки программирования.

Кроме того, существует перечень объектов, которые не являются объектами авторских прав, так как их невозможно отнести к произведениям. Это:

  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований (законы, судебные решения и т.д.);
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы и т.д.);
  • произведения народного творчества (фольклор);
  • сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер (сообщения о новостях дня, расписание движения транспортных средств и т.д.).

Авторское право защищает только форму как таковую, но не содержание.

Например, автор написал роман, сюжетом которого является деятельность двух крупных юридических фирм-конкурентов и борьба за монополию на рынке юридических услуг.

Без разрешения автора никто не имеет права копировать текст романа, распространять его полностью или частями, переводить роман на другие языки и т.д.

  1. При этом автор не может запретить другим лицам написать другие романы о конкуренции между собой юридических фирм, так как сюжет романа будет относиться к категории идеи, которая не охраняется авторским правом.
  2. Произведения могут также создаваться в соавторстве, то есть творческим совместным трудом нескольких лиц.
  3. Соавторство может быть раздельным, то есть свой автор у каждой части общего произведения, и нераздельным, когда участие соавторов не разделяется.

При этом произведение может состоять из имеющих самостоятельное значение частей. Например, слова и музыка песни, которые написаны в соавторстве поэтом и композитором, или учебники по юридическим дисциплинам, когда каждый раздел подразумевает определенное направление права и написан разными специалистами.

Как пример нераздельного соавторства — писатели И. Ильф и Е. Петров и их романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»; они не выделяют свои части в едином произведении.

ГК РФ предусмотрен порядок реализации прав соавторов (п. 4 ст. 1228, ст. 1258 ГК РФ). Общий принцип состоит в том, что право на использование созданного в соавторстве произведения принадлежит соавторам совместно, а порядок его реализации может быть установлен соглашением между соавторами.

В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

В авторском праве существует понятие «служебное произведение» — это такое произведение, которое создано работником в пределах установленных для работника трудовых обязанностей (ст. 1295 ГК РФ).

Большинство людей осуществляют свою трудовую деятельность в соответствии с трудовым законодательством.

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, а это означает, что работник сам не может использовать по своему усмотрению созданное им служебное произведение.

Такое использование работником служебного произведения возможно, если это предусмотрено трудовым договором.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

Работник как автор служебного произведения имеет право на получение вознаграждения, выплата которого должна быть закреплена в трудовом договоре. Ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные произведения законодательством не определены.

Читайте также:  Как заставить ПФР пересчитать свою пенсию

Объекты и субъекты смежных прав

Объектом смежных прав являются исполнения исполнителей (актеров, певцов, музыкантов), постановки, фонограммы, базы данных, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Субъектами смежных прав являются (см. рис.): исполнитель, изготовитель фонограммы, изготовитель базы данных, публикатор произведения, организация эфирного или кабельного вещания.

Понятие и принципы авторского права

Исполнителем (ст. 1313 ГК РФ) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произ ведения литературы, искусства или народного творчества.

Изготовителем фонограммы (ст. 1322 ГК РФ) признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.

Изготовителем базы данных (ст. 1333 ГК РФ) признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

Публикатором (ст. 1337 ГК РФ) признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Организация эфирного или кабельного вещания (ст. 1329 ГК РФ) — юридическое лицо, которое сообщает в эфир или по кабелю (осуществляет вещание) радио- и телепередачи.

ГК РФ различает два вида договоров, посредством которых можно распорядиться исключительным правом (см. рис.).

Понятие и принципы авторского права

Коллективное управление авторскими и смежными правами

Как правило, любое коммерческое использование авторского произведения должно быть согласовано с правообладателем, но такая возможность есть не всегда. А для организаций телевизионного и радиовещания, сетевых информационных ресурсов это становится невозможной задачей, так как они используют сотни произведений.

В условиях развития современных технологий коллективное управление авторскими и смежными правами становится одним из самых важных способов их реализации.

Схема коллективного управления правами дает возможность вместо заключения договоров со множеством авторов или иных правообладателей заключать договоры со специализированной организацией.

Такие организации представляют интересы и осуществляют управление авторскими и смежными правами на коллективной основе, защищают права авторов, суммируют и затем выплачивают полученное от пользователей вознаграждение отдельным правообладателям (авторам, исполнителям и т.д.).

  • Смысл коллективного управления состоит в том, чтобы обеспечить имущественные права авторов и иных правообладателей в тех случаях, когда их осуществление в индивидуальном порядке оказывается затруднительным.
  • Основанием полномочий таких организаций является договор о передаче полномочий по управлению правами, который заключается между организацией и правообладателем.
  • В РФ к организациям в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами, которые имеют государственную аккредитацию, относятся:
  • Российское Авторское Общество (РАО);
  • Некоммерческое партнерство «УПРАВИС»;
  • Российский Союз Правообладателей (РСП);
  • Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС).

Все перечисленные организации обеспечивают заключение лицензионных договоров с пользователями, осуществляют сбор и выплаты вознаграждения правообладателям, осуществляют защиту прав, переданных им в управление.

Российское Авторское Общество занимается:

  • управлением исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции;
  • осуществлением прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения.
  1. Некоммерческое партнерство «УПРАВИС» осуществляет управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
  2. Российский Союз Правообладателей осуществляет права авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.
  3. Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности осуществляет:
  • права исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
  • права изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности

Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле.

В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства (выступает в качестве подотрасли гражданского права).

В субъективном смысле авторское право – совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства. Термин «авторское право» понимается не только как право автора (создателя) произведения, но и как право законного обладателя авторского права.

  • Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны – интересы общества в целом.
  • Принципы авторского права:
  • А) принцип свободы творчества – означает, что каждый свободен в выборе сферы творческой деятельности, способа ее осуществления, презюмируется равенство в осуществлении своих прав автора;

Б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества – заключается в том, что наряду с исключительным правом автора использовать свое произведение (воспроизводить любым способом, передавать права третьим лицам и т. д.

) законом предусмотрены случаи, когда обеспечивается общественный интерес (случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения).

Общество заинтересовано не только в эффективной защите авторского права, но и в свободном доступе к авторским произведениям;

В) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора – означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящиеся к личным неимущественным, не подлежат какой-либо передаче третьим лицам в силу их неотчуждаемой природы.

Личное неимущественное право автора неотъемлемо от личности, неразрывно связано с личностью автора и не передается третьим лицам даже в случае волеизъявления автора на такую передачу.

В целях эффективного использования произведения и защиты авторского права из этого принципа есть изъятия (право обнародовать произведение, право на защиту чести, достоинства и деловой репутации автора);

Г) принцип свободы авторского договора – данный принцип означает, что автор свободен в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействительность договора при отсутствии добровольного волеизъявления автора заключить договор.

Авторское право

Авторское право помогает создателям какого-то нового интеллектуального продукта защититься от плагиата и воровства идей. Каждый автор стремится оберегать свое творчество и интеллектуальную собственность. С помощью данного института гражданских правоотношений охраняются музыкальные композиции, литературные произведения, предметы искусства и даже базы данных.

Моральные права автора на его труд действуют бессрочно. То есть, создав что-то, этот человек навсегда остается создателем. А вот имущественные права на использование результата творчества можно передавать другим людям.

Наверняка каждый из вас встречался с символом «©». Он называется copyright, от «копировать» и «право», и обозначает защиту имущественных интересов. Если вы видите этот символ, то предмет можно копировать со ссылкой на источник.

Срок защиты авторства в отношении имущественных интересов чаще всего равняется 70 годам после смерти создателя. По истечении этого периода результат творчества становится общественным достоянием.

У нас в стране большое количество начинающих авторов.

Но далеко не каждый из них осведомлен о своих правах. В данной статье мы раскроем основополагающие моменты.

Но если вы уже столкнулись с неприятностями, и авторство вашего труда присвоил себе другой человек, то мы настоятельно советуем обратиться к профессионалу по решению таких вопросов.

  • Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
  • Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
  • С этим вопросом могут помочь 116 юристов на RTIGER.com

Решить вопрос >

Субъекты авторского права

Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.

Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.

Читайте также:  Как написать заявление о в полицию о порче имущества + образец

На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:

  • предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
  • работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
  • заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
  • наследники.

Напомним, что правопреемники обладают только имущественными правами на труд, но в моральной точки зрения создатель объекта навсегда остается его автором.

В этом случае на каждом произведении автора новый правообладатель должен указывать символ охраны авторского права. Он должен быть размещен на каждом новом экземпляре и выглядеть следующим образом: © Иванов И.И., 2006. Важно отметить имя автора и год первой публикации его произведения.

Такую систему оповещения об авторстве придумали в Женеве в 1952 году. Тогда была издана Всемирная конвенция. Однако на данный момент этот значок зачастую носит информационный характер о том, что материал был скопирован.

Объекты авторского права

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведен достаточно полный список объектов авторского права. Ими являются любые предметы интеллектуальной собственности и результаты творческой деятельности: например, музыка, книги, научные статьи, базы данных и многое другое.

А что, если вы переработали чужое произведение и привнесли туда что-то свое? Такой труд называется производным и также охраняется законом. Такая же ситуация с составными произведениями, когда автор структурировал разные результаты творчества и собрал из них новый уникальный материал.

Объектами авторского права могут быть как опубликованные материалы, так и не изданные. Если произведение не было передано в массовую публикацию, но выражено в письменной или устной форме, в видеоформате или в форме звукозаписи, то такой объект интеллектуальной собственности тоже будет охраняться законом.

В этом вопросе будет проще уточнить, что НЕ принадлежит к объектам авторского права:

  • идеи и концептуальные задумки, методы и технологии, а также способы решения каких-либо задача;
  • открытия и факты;
  • любые государственные бумаги различных уровней управления;
  • символы страны и знаки государства, такие как флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное, а также символы и знаки муниципальных образований;
  • результаты народного творчества, а также языки программирования;
  • сообщения новостного характера.

Таким образом, объектами могут выступать любые результаты интеллектуального труда, которые не попадают в список выше. Стоит отметить и то, что объектом может быть и часть произведения, и конкретный персонаж.

Защита авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Согласно статье 1255 Гражданского Кодекса РФ, если автор создал произведение, то он может:

  • распоряжаться трудом на свое усмотрение, а также передать его для коммерческого использования другому человеку;
  • навсегда закрепить за собой моральное авторство на произведение;
  • требовать печать имени на экземплярах даже при условии отчуждения исключительного права;
  • опубликовать свой труд и запустить его в массовое обращение;
  • настаивать на неприкосновенности результатов его творчества.

Если какой-то человек прочитал в книге замысловатую фразу и решил сделать вид, что он сам ее придумал, то это будет нарушением — плагиатом.

А если, например, издатель выпустил новую книгу на основании уже существующей и указал там другого автора, то это грубое нарушения имущественных прав. Для таких случаев существует два громких и неприятных слова: фальсификат и пиратство.

Главным методом защиты от пиратства и кражи интеллектуальной собственности являются доказательства. То есть вам нужно иметь подтверждение того, что изначально материал принадлежал именно вам. Сформировать такие доказательства можно следующими способами:

  • публикация произведения в открытых источниках (СМИ);
  • депонирование в авторском обществе или юридической компании;
  • нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения;
  • использование специальных интернет-сервисов.

Эти методы не обеспечивают автору 100% защиты от фальсификата и плагиата. Однако они могут зафиксировать факт, что ваши публикации и экземпляры существовали на определенную дату.

Ответственность за нарушение авторских прав

Если замечено нарушение имущественных прав, то автор или другой обладатель исключительных прав может обратиться в суд с целью возмещения убытков. Однако статьями 1250, 1252, 1253 Гражданского Кодекса РФ зафиксированы и другие меры ответственности, а именно выплата компенсации:

  • в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Во время рассмотрения дела суд приостанавливает использование произведения. То есть производство новых экземпляров и их продажа прекращается.

Такими действиями закон ограждает истинного правообладателя от контрафактных произведений. Также суд может арестовать и изъять все имеющиеся в наличии экземпляры произведения и оборудование, которое необходимо для изготовления.

Источники:

Авторское право

Интернет и авторское право [Реферат №9165]

Содержание:

Введение.

Интеллектуальная собственность приобретает ключевое значение в экономике современного общества. Она напрямую влияет на научно-технический прогресс, хозяйственную деятельность субъектов, уровень развития человека и, как следствие, благополучие нации.

Современные технологии позволяют открыть границы для интеллектуальной собственности, что существенно облегчает обмен научными знаниями между гражданами разных стран, а также обеспечивают возможность для беспрепятственного ознакомления с различными объектами интеллектуальной собственности не в рамках отдельно взятого города или даже страны, а в рамках земного шара. Крупнейшая в мире компьютерная сеть Интернет стала как следствием развития этих технологий и предоставила человечеству совершенно новые возможности для обмена интеллектуальной собственностью.

Проблема авторского права в интернете в настоящее время стоит очень остро в связи с тем, что, создавая свои ресурсы, их владельцы забывают о том, что популярность этих сайтов создана трудом тех, чьи материалы они используют.

До недавнего времени вопросы правового регулирования отношений в сети Интернет не были предметом научного исследования. Лишь с начала 21 века начали появляться работы, посвященные правовому регулированию отношений, связанных с интеллектуальной собственностью в сети Интернет.

Учитывая, что Россия встала на путь интеграции в мировые процессы обмена информацией, совершенствование внутреннего законодательства об интеллектуальной собственности в аспекте глобальной сети Интернет становится одним из приоритетных направлений.

Наличие социально-экономической потребности в развитии глобальных телекоммуникационных сетей, наиболее масштабной из которых является Интернет, сложность правового регулирования общественных отношений в них и масштабность ущерба от внеправового использования объектов интеллектуальной собственности в этих сетях обуславливают актуальность темы настоящей работы.

Безусловно, авторское право по сравнению с традиционными вещными и обязательственными правами — это молодая область цивилистики, но несмотря на это в последние годы права на результаты интеллектуальной деятельности получили достаточно широкое освещение в литературе, хотя нельзя сказать, что все вопросы, касающиеся понятия объектов, их видов, вариантов охраны, а также защиты авторских прав, получили окончательное разрешение.

2. Общие положения авторского права.

2.1. Понятие и функции авторского права.

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

В субъективном смысле авторское право – те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции.

Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства.

Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства – право признаваться автором произведения (ст. 1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания.

Читайте также:  Вус в военном билете: что такое и как расшифровывается

При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст.

1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273 — 1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).

Интеллектуальные права включают в себя:

— исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст. 1270 ГК РФ);

  • — личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ);
  • — иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).
  • Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.

Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п. 1 ст. 1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.

Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

2.2. Объекты авторского права.

  1. Объектами авторского права являются:
  2. — литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  3. — драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  4. — хореографические произведения и пантомимы;
  5. — музыкальные произведения с текстом или без текста;
  6. — аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  7. — произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  8. — произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  9. — произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства;
  10. -фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  11. — географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  12. — другие произведения.
  13. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.
  14. К объектам авторского права также относятся:
  15. — производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  16. — сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
  17. Не являются объектами авторского права:
  18. -официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  19. — государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
  20. — произведения народного творчества;
  21. — сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

3. Интернет-а что это?

3.1. Интернет законодательство об авторском праве в интернете.

До сих пор, несмотря на то, что мы живем в 21 веке, остается актуальным вопрос: что, собственно, представляет собой «Интернет»?

С одной стороны, ответ на удивление прост, так как каждый понимает сущность Интернета по-своему, исходя из тез задач, которые он решает или решения которых ищет, использую Интернет. А с другой стороны, в действующем законодательстве России отсутствуют определения и термины, являющиеся ключевыми для сети Интернет.

Существует несколько точек зрения на природу Интернета.

Первая состоит в том, что Интернет — это одно из средств массовой информации, под которой понимаются периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы или иные формы распространения массовой информации. При этом периодичность обновления информации не должна составлять менее одного года, а число лиц, имеющих доступ к информации, должно быть не менее десяти.

Действительно, большая часть сайтов в Интернете весьма точно подходит под это определение средств массовой информации. Но ведь Интернет не ограничивается наличием сайтов, содержащих обновляемую новостную информацию. Наряду с ними существует огромное количество сайтов, которые не обновляются годами.

Есть Интернет-магазины, на которых размещается информация, никаким образом не относящаяся к разряду новостей.

Вторая точка зрения на Интернет заключается в рассмотрении его как средства передачи информации (сообщения) в различных формах — текстовом, звуковом, графическом и т. п.

Третий взгляд на Интернет состоит в том, что он представляется некой совершенно особой публичной средой, существующей и развивающейся вне пространства по своим собственным законам. Именно с этой точки зрения Интернет, как всякая замкнутая система. Нуждается не столько в государственном регулировании, сколько в поддержке и защите уже существующего «виртуального» порядка.

  • Интернет — это широкое составное понятие, имеющее сложную структуру. Условно он может быть разделен на:
  • — средства массовой информации;
  • — средство связи, причем с самыми широкими возможностями, которыми не обладает ни одно другое средство связи; Интернет также наиболее сложен в техническом плане;
  • — широкую базу данных, которая включает в себя: огромную текстовую информацию как разрозненную, так и собранную в библиотеки; обширную фонотеку;
  • — в Интернете можно найти почти все аудиозаписи мира, а также обширную аудиовизуальную фильмотеку, сборники и базы данных других объектов интеллектуальной собственности;
  • — тематические клубы, различные по своему содержанию и свободе членства в них, а также все виды Интернет-деятельности;
  • — Интернет-магазины, которые являются наиболее ярким примеров ведения коммерции в Интернете;
  • — рекламу.
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет наиболее общие моменты гражданско-правового регулирования института авторского права.

Новым этапом развития законодательства об авторском праве и смежных правах стали разработка, принятие и вступление в силу 1 января 2008 г.

части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации с отменой всех ранее действовавших специализированных законов в области интеллектуальной собственности, в том числе и авторского права таких, как Закон Р Ф от 9 июля 1993 года «Об авторском праве и смежных правах» и Закон Р Ф от 23 сентября 1992 года «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и другие.

Вступление в силу новой части Гражданского кодекса подвело черту под почти десятилетними дискуссиями о соотношении специализированных законов и Гражданского кодекса.

Российская Федерация выбрала вариант кодификации всех положений об интеллектуальной собственности, против которой активно, но безуспешно выступала ВОИС, стремящаяся не допустить кодификацию законодательства об интеллектуальной собственности.

С этой целью ВОИС неоднократно обращалась в Государственную Думу, в Министерство иностранных дел, в Постоянное представительство Российской Федерации при международных организациях в Женеве, пытаясь «разъяснить» недопустимость кодификации права интеллектуальной собственности.

Позиция ВОИС вполне объяснима, поскольку кодификация законодательства затрудняет его изменение и не позволяет ВОИС добиваться унификации законодательства стран-членов с нормами новых международных договоров, разрабатываемых в основном по инициативе развитых стран мира. Кодификация затрудняет глобализацию интеллектуальной собственности и поэтому противоречит интересам США и ряда стран Европейского союза, фактически управляющих деятельностью ВОИС.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *