Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Для многих из нас понятие «государственная служба» ассоциируется с приближенностью к высшим эшелонам власти, особыми полномочиями и возможностью принимать судьбоносные решения. Однако следует учитывать, что законодательство, регулирующие эту сферу, налагает внушительный список ограничений и запретов, связанных с гражданской службой.

Госслужба

Кто сегодня относится к категории гражданских служащих? По существу, это довольно широкое понятие. В него входят все специалисты, получающие вознаграждение за счет бюджетных средств, утвержденные на должность на основании служебного контракта.

Речь идет о работе в сфере законодательной, исполнительной, судебной центральной или региональной власти.

В соответствии с законодательством, у них есть определенные права и обязанности, а также целый ряд ограничений и запретов, связанных с гражданской службой.

Помимо основных моментов, связанных с рабочим процессом и режимом, госслужащий, к примеру, имеет право запрашивать необходимую по службе информацию, профессионально развиваться и занимать вышестоящие должности на конкурсной основе, быть членом профсоюза.

К его обязанностям помимо должностных относится необходимость регулярно повышать квалификацию, беречь государственное имущество, строго следовать нормам служебного поведения.

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Закон о гражданской службе

Законодательная база, определяющая основные принципы и условия гражданской службы, была разработана и утверждена в 2004 году. Закон о госслужбе определяет ее экономические, правовые и организационные основы.

В нем перечислены группы и категории должностей, квалификационные требования, а также запреты, связанные с государственной гражданской службой.

Кроме того, определен механизм приема на государственную службу, заключения и расторжения контракта.

В документе содержится 17 глав и более 70 статей, регламентирующих все детали служебной деятельности, начиная от принципов начисления заработной платы и аттестации и заканчивая спецификой разрешения должностных противоречий.

В 79-ФЗ запреты, связанные с гражданской службой, равно как и ограничения, перечислены в соответствующих разделах. Ключевым моментам, связанным с правами, обязанностями, служебным поведением, ограничениями по службе, посвящена третья глава федерального закона о правовом статусе гражданского госслужащего.

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Разница между «ограничением» и «запретом»

Чем принципиально отличаются эти понятия, и почему в федеральном законе они прописаны отдельно? Юристы утверждают, что такое разграничение вполне обосновано.

К запретам, связанным с гражданской службой, относятся ситуации, в рамках которых служащий не имеет разрешения на выполнение каких-либо действий. Запрет не может быть снят по воле вышестоящего руководителя. Это можно сделать только на законодательном уровне.

В случае с «ограничением» человек не может выполнять те или иные действия или вступать в правовые отношения до тех пор, пока не будет соответствовать определенным требованиям или не предпримет конкретных действий. То есть ограничения могут быть сняты служащим самостоятельно, если он выполнит необходимые требования.

Например, чтобы занять должность на гражданской службе, кандидату требуется получить допуск к гостайне. После прохождения соответствующей процедуры это ограничение перестанет действовать.

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Ограничения: основные пункты

Обратимся к списку ограничений, препятствующих поступлению на службу или пребыванию в должности. По количеству пунктов он уступает перечню запретов, связанных с прохождением гражданской службы, но все же выглядит довольно внушительно.

К первоочередным ограничениям, не позволяющим занимать должность, относятся следующие случаи.

  1. Кандидат признан недееспособным решением суда.
  2. У него есть не снятая судимость, или он находится под следствием.
  3. Кандидат отказывается оформлять допуск к информации, составляющей гостайну.
  4. Служащий «теряет доверие» руководства в связи с невыполнением требований о предотвращении конфликта интересов или противодействии коррупции.
  5. Присутствует подтвержденное заболевание, не позволяющее выполнять должностные обязанности.

Для определения последнего служащие регулярно проходят диспансеризацию по установленному графику.

Какие заболевания относятся к категории неприемлемых? В первую очередь, это расстройства поведения и психики, умственная отсталость, бредовые расстройства и шизофрения, расстройства влечений и привычек.

Также сюда относятся расстройства, связанные с употреблением психотропных веществ, и болезни нервной системы (эпилепсия).

Родственные связи, гражданство, воинская обязанность

Серьезное влияние на перспективы гражданской службы оказывают семейные обстоятельства кандидата и его правовой статус.

Препятствием для вступления в должность могут стать близкие родственные отношения с потенциальным руководителем или подчиненным. В эту категорию попадают родители, дети (и их супруги), супруги (а также их дети, родители, братья, сестры).

Запрет на прохождение госслужбы налагается и в том случае, если человек перестает быть гражданином страны и получает зарубежное гражданство. Также не может стать гражданским служащим иностранный подданный, если речь не идет о дипломатическом корпусе.

Обязательным условием беспрепятственного поступления на службу для мужчин становится прохождение срочной или контрактной военной службы. Исключение составляют граждане, получившие соответствующее заключение призывной комиссии.

Ложные сведения или непредоставление данных

В разделах закона, посвященных ограничениям и запретам, связанным с гражданской службой, кратко описываются сведения, которые обязан предоставлять сотрудник. Это могут быть как документы о полученном образовании, так и информация о доходах.

Все эти сведения должны быть достоверными. Документы тщательно проверяются, и в случае подлога кандидат теряет возможность поступить на госслужбу.

Аналогичная ситуация складывается при подаче данных об имуществе и доходах. Ложные сведения или их утаивание препятствуют вступлению в должность.

Сотрудники госучреждений также обязаны предоставлять информацию о своих аккаунтах в социальных сетях, адресах сайтов или их разделов, где размещена информация личного характера, позволяющая произвести идентификацию. В случае поступления на госслужбу подаются данные за 3 года, затем информация ежегодно обновляется.

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Служебное поведение

Помимо запретов, связанных с гражданской службой, определен также ряд ограничивающих условий, связанных со служебным поведением. В список того, как должен вести себя госслужащий на профессиональном поприще, входит достаточно много правил.

Сотрудники, занимающие определенные должности госслужбы, обязаны: соблюдать законодательные нормы в рамках служебной деятельности; выполнять профессиональные задачи на высоком уровне; защищать свободы и права граждан; беспристрастно относиться к решению служебных вопросов, не выказывать предпочтения тем или иным социальным, профессиональным, политическим, конфессиональным группам; не преследовать личные или финансовые интересы при выполнении служебных обязанностей; быть корректным в общении, не вести себя вызывающе; учитывать особенности социальных и этнических групп, быть толерантным, не допускать конфликтных ситуаций; придерживаться правил публичных вступлений.

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Основные запреты связанные с гражданской службой

  • В число запретов, налагаемых на сотрудников госслужбы, входит ряд моментов, связанных с выполнением должностных обязанностей и возможностями совмещения.
  • Так, гражданскому служащему запрещается избираться на должности в местном самоуправлении (в этом случае госслужбу придется покинуть) и структурах профсоюза.
  • Госслужащий не может одновременно быть предпринимателем, участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими структурами (здесь существует ряд исключений), представлять в своей организации интересы третьих лиц.

Несколько запретов, связанных с гражданской службой, в статье 17 федерального закона относятся к ограничениям после увольнения. Бывший госслужащий не имеет права сообщать и использовать в собственных интересах конфиденциальную служебную информацию. Также есть ряд ограничений по занятию в течение 2 лет должностей в организациях, деятельность которых непосредственно связана с обязанностями по госслужбе.

Имущественные запреты

Особое внимание в законе уделяется имущественным запретам, связанным с прохождением государственной гражданской службы. Сотрудники не должны:

  • получать доход в связи с приобретением ценных бумаг;
  • совершать служебные поездки за границу за счет частных или юридических лиц;
  • получать вознаграждения от сторонних лиц (денежные средства, подарки, ссуды, оплата отдыха и т. д.);
  • открывать счета и хранить средства в иностранных банках (этот запрет распространяется также на супругов госслужащих и детей, не достигших совершеннолетия);
  • владеть ценными бумагами (долями, паями), если это вызывает конфликт интересов.

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Антикоррупционные запреты

Ряд запретов, связанных с гражданской службой, направлен на исключение возможной коррупционной составляющей в профессиональной деятельности.

Сотрудникам запрещается:

  • использовать госимущество и материально-техническое обеспечение в личных целях, вне служебных обязанностей;
  • принимать почетные звания и награды иностранных государств без особого разрешения;
  • разглашать служебную информацию и конфиденциальные сведения;
  • публично оценивать деятельность государственных органов и руководства;
  • создавать политические структуры в госорганах;
  • выполнять работу, оплачиваемую только зарубежными организациями;
  • входить в состав попечительских и управленческих советов иностранных организаций.
Читайте также:  Товарный знак: определение, примеры, функции, защита

Как проверяется соблюдение запретов?

В настоящее время действует определенная система проверки соблюдения запретов, связанных с государственной гражданской службой.

Первичная проверка кандидатов на должность проводится на основе представленных документов и анализа информации, находящейся в распоряжении госорганов.

Сотрудники и кандидаты обязаны подать сведения о расходах и доходах. В случае отказа или предоставления неверных или неполных сведений контракт с сотрудником может быть расторгнут.

Сведения о доходах и имуществе сотрудника, его супруга(и) и несовершеннолетних детей не могут использоваться для определения его платежеспособности или разглашаться.

Проверки осуществляются на основе законодательства в сфере противодействия коррупции и других нормативных актов.

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Ответственность за несоблюдение

На сотрудников соответствующих организаций возлагается ответственность за несоблюдение запретов, связанных с гражданской службой. Мера ответственности определяется, исходя из положений федеральных законов, в зависимости от типа нарушения.

Если нарушение носит дисциплинарный характер, служащий может получить:

  • замечание,
  • взыскание,
  • выговор или предупреждение.

В конечном счете может последовать увольнение сотрудника с гражданской службы.

Если речь идет о более серьезных проступках, в дело вступают иные нормативные акты: гражданский, административный и уголовный кодексы. В зависимости от степени нарушения в качестве наказания может последовать Штраф, дисциплинарное взыскание, возмещение убытков и даже лишение свободы.

Резюмируя, можно утверждать, что определенная приближенность к власти одновременно налагает на госслужащих значительное количество обязательств и ограничений.

Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих

Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.

По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.

Требования таковы:

  • Совершеннолетие;
  • наличие российского гражданства;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.

Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.

Запреты для госслужащих

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.

Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить Административное взыскание.

Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.

Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема №1. Запреты по сферам деятельности

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Схема №2. Ограничения по ключевым критериям

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Ключевое отличие ограничений от запретов заключается в том, что для госработников или кандидатов на государственный пост допускается устранение ограничений. Например, работник не претендует на гражданство иного государства, не открывает счета в иностранных банках, не предоставляет ложную и недостоверную информацию о себе и т. д. А запреты обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, что с подарками?

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.
Читайте также:  Декретный отпуск для мужчин: как уйти и какие нужны документы

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушения

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Работодатели наказывают госслужащих следующими видами взысканий:

  • делают замечание;
  • объявляют выговор;
  • оформляют предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольняют с гражданской службы.

В отношении правонарушителей назначают и финансовые санкции, например возмещение причиненного вреда по ст. 1069 ГК РФ или убытков по ст. 15 ГК РФ, административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей по ст. 2.4 КоАП. Это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой



В данной статье подробно рассматриваются понятие и основные характеристики ограничений и запретов гражданских служащих при реализации ими своей деятельности на гражданской службе. Также подробно проанализированы некоторые виды указанных выше категорий. Высказывается необходимость реформирования данных ограничений и запретов, поскольку указанная тема сегодня актуальна.

  • Ключевые слова: государственная гражданская служба, госслужащий, Российская Федерация, запреты на государственной гражданской службе, ограничения на государственной гражданской службе.
  • Ограничения и запреты считаются элементами правового статуса государственных гражданских служащих, которые определяются в качестве правовых, позволяющие создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений.
  • Отметим, что ограничение — это условие, при котором Гражданин не может быть принят на гражданскую службу или не может более находиться на ней, а запреты — это то, что гражданский служащий не вправе делать при нахождении его на государственной службе.

Фиксирование в законе истинно рабочих средств¸ которые имеют вид запретов и ограничений, связано с реализацией важных задач, таких как противоборство с коррупцией и злоупотреблением государственными служащими своих полномочий.

Подробная регламентация указанных выше мер способствует интересам правового регулирования государственной гражданской службы, так как вопрос противодействия коррупции и злоупотребления полномочий считается по-прежнему актуальным на сегодняшний день.

Поэтому госслужащие должно точно знать границы, в пределах которых они обязаны выполнять свою профессиональную деятельность и не злоупотреблять предоставленными им действующим законодательством полномочиями .

Итак, под правовыми запретами следует трактовать «зафиксированные нормами административного права предписания, которые не позволяют государственному служащему выполнять характерные действия, хотя подобного рода действия могут носить общественно полезный характер, однако их реализация несовместима со статусом государственного служащего» [1, с. 213].

Сам перечень запретов, связанных с гражданской службой, закрепляется в статье 17 главы 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [5].

Рассмотрим основные их них:

  1. «Замещать должность гражданской службы в случае:
  1. а) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  2. б) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза
  3. Подобного рода запрет направлен на важность объективного выполнения должностных обязанностей, а также недопустимостью столкновения интересов.
  1. Осуществлять предпринимательскую деятельность, участвовать в управлении коммерческой организацией или некоммерческой организацией.

Такого рода запрет на участие в деятельности органа управления коммерческой организацией включает в себя случаи, когда такая деятельность осуществляется на коммерческой, то есть платной основе.

  1. Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, которые отнесены к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, которая стала ему известна при вступлении в должность.

Как только лицо вступает на должность госслужащего, оно приобретает доступ к информации, которая носит конфиденциальный характер, а значит, ее разглашение может нанести вред не только самому служащему, но и всему государству.

Отметим отдельно, что даже после увольнения с гражданской службы гражданин не вправе разглашать или применять в интересах организаций либо физических лиц информацию конфиденциального характера или служебную информацию, которая стала ему известной благодаря реализации должностных обязанностей.

  1. Прекращать исполнение должностных обязанностей, чтобы урегулировать спор, сложившийся при несении службы».

Гражданский служащий не вправе приостанавливать свою работу, как это может сделать, например, обычный гражданин, который выполняет свою трудовую функцию согласно договору, заключенному в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Но прямой запрет на участие в забастовках госслужащего не устанавливается в законе, что можно назвать одной из недоработок законодателя.

Если же государственный служащий нарушает запреты, связанные с гражданской службой, то это считается основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы [1, с. 215].

На наш взгляд, сущность запретов, которые формируются в области государственной службы, сводится к тому, что они иллюстрируют отрицательную правовую мотивацию, нацелены на уменьшении негативной активности, а также защищают общественные отношения.

Что касается ограничений, то под ними следует понимать совокупность мер сдерживающего воздействия от противозаконного деяния и нарушения законодательства о службе, гарантирующих качественную и эффективную реализацию государственными служащими своих профессиональных обязанностей, а также они создают обстоятельства для недопущения возникновения конфликта интересов и личной заинтересованности на службе [3, с. 170].

Отметим, что ограничения в качестве составляющих частей правового статуса государственного гражданского служащего имеют другую правовую природу.

Ограничения, по сути, можно представить как права, входящие в статус гражданина, которые прекращают быть у него при прохождении государственной службы, а после её оставления, согласно действующему законодательству, не имеет права пользоваться ими в рамках конкретного временного промежутка [1, с. 215].

Специалист в сфере юриспруденции А. В. Малько существо правового ограничения улавливает «в правовом удержании субъекта указанных правоотношений от противозаконных действий, в том числе и от отрицательных последствий противоправного деяния [2, с. 99].

Отсюда можно сделать вывод, что если на лицо законом устанавливается какое-то ограничение, то оно не должно выполнять конкретные противозаконные действия или вступать в правоотношения, пока не будет подпадать под определенные требованиям или не станет совершать определенные действий для поступления на службу либо нахождения на ней в будущем.

Перечень ограничений, которые устанавливаются по отношению к государственному служащему закрепляется детально в ст, 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [5].

Итак, назовем следующие из них:

  1. «Признание государственного служащего недееспособным или ограниченно дееспособным;
  2. Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства, а также наличия гражданства другого государства.

Подобного формата ограничения вытекают из статьи 32 Конституции Российской Федерации, где фиксируется, что именно граждане Российской Федерации имеют право на замещение государственной должности [4].

  1. Осуждения лица к наказанию, которое исключает возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

Здесь речь идет о том, что если государственный служащий будет признан виновным по приговору суда в совершении преступления, то подобного рода обстоятельства не позволяет ему исполнять свои должностные обязанности в рамках занимаемой должности на госслужбе, что вполне логично.

  1. Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.
Читайте также:  Заявление на стандартный вычет за детей: образцы, бланки, инструкция по заполнению

При поступлении на государственную службу имеет важное значение предоставление реальной информации о кандидате, поэтому решение о приеме на государственную службу должно быть принято исходя из объективных данных, которые не должны быть предоставлены путем использования подложных документов или заведомо ложных сведений.

  1. Непредставления сведений или представления ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Нарушение указанного выше обстоятельства ведет к наличию состава правонарушения, санкцией за которое является освобождение от должности, занимаемой работником, а также влечет наложение дисциплинарной ответственности.

Отметим, что ограничения, связанные с прохождением гражданской.

службы принято разделять на подобного рода категории: ограничения, связанные с гражданством и наличием судимости; ограничения, касающиеся здоровья и способностей государственного служащего; ограничения, направленные на недопущение применения служебных полномочий; ограничения, связанные с действиями служащего для поступления на службу [2, с. 100].

Кроме фиксирования в федеральном законодательстве ограничения и запреты могут устанавливаться другими федеральными законами. Так, они выделяются в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25.12.

2008 № 273-ФЗ. Здесь регламентируются единые запреты, а также и правовые последствия несоблюдения госслужащими запретов и ограничений, а также привлечение их к ответственности за данное обстоятельство [6].

На основе анализа статей, посвященных запретам и ограничениям, можно сказать, что, в качестве одной из проблем в государственной гражданской службе считается огромное количество этих ограничений и запретов, а также появляется вопрос о взаимосвязи указанных юридических категорий, которые близки по своему смыслу, но не считаются равными.

Отметим, что большинство пунктов требуют дополнений и конкретизации.

А также нарушение запретов и ограничений может влечь к проявлению коррупции и злоупотреблению возложенной компетенцией, что сегодня по-прежнему особо актуально в Российской Федерации при реализации государственной службы, поскольку это влияет на граждан нашей страны и государственную власть.

Итак, делаем вывод, что рассмотренные выше нами ограничения и запреты государственных служащих играют ключевую роль в эффективности деятельности данных лиц.

Именно от этих инструментов будет зависеть развитие и успешное функционирование государственной службы.

Ключевым отличием указанных категорий считается то, что ограничения, в основном, действуют при поступлении на службу, а что касается запретов, то они — при прохождении данной службы.

Литература:

  1. Бугакова, Н. Ю. Запреты и ограничения как элемент правового статуса государственных гражданских служащих в свете изменений Конституции Российской Федерации / Н. Ю. Бугакова, Н. В. Юрасюк // Балтийский морской форум: материалы VIII Международного Балтийского морского форума: в 6 т., Калининград, 05–10 октября 2020 года. — Калининград: Калининградский государственный технический университет, 2020. — С. 213–216.
  2. Жуманова, Д. Т. Запреты и ограничения на государственной гражданской и военной службе / Д. Т. Жуманова // Молодёжь Сибири — науке России: Материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 24 апреля 2020 года / Сост. Л. М. Ашихмина. — Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2020. — С. 99–101.
  3. Рузина, С. В. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой / С. В. Рузина, Ю. А. Бородулина // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 27 января 2020 года. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. — С. 170–172.

Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой

Определение 1

Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой – это система требований и принципиальных условий, устанавливаемых в отношении лиц, занимающих должности в системе государственной гражданской службы.

Любой работник, независимо от занимаемой должности, должен добросовестно и ответственно осуществлять исполнение своих должностных обязанностей.

При этом к государственным служащим, помимо соблюдения должностных обязанностей, предъявляется еще ряд запретов и ограничений.

Нарушение этих запретов и ограничений влечет за собой неизбежную ответственность, которая может подразумевать даже освобождение от занимаемой должности в системе государственного управления.

Система запретов и ограничений в отношении государственных служащих устанавливается Федеральным законом № 79-ФЗ. В соответствии с данным нормативным документом устанавливаются условия, ключевые правила и требования к лицам, несущим государственную службу.

Государственные служащие должны отвечать следующим общим требованиям:

  • во-первых, являться совершеннолетними;
  • во-вторых, иметь российское гражданство;
  • в-третьих, знать русский язык;
  • в-четвертых, обладать квалификацией, соответствующей занимаемой должности в системе государственной службы.

Совокупность обязанностей, исполняемых государственным служащим, можно условно разделить на две группы:

  • во-первых, это обязанности, которые определяются соответствующими инструкциями и регламентами;
  • во-вторых, это обязанности по выполнению антикоррупционных мер. Данная группа обязанностей предусматривает необходимость отчета государственных служащих о полученных доходах и имеющемся имуществе, а также препятствование возникновению конфликта интересов.

Система запретов и ограничений в отношении государственных служащих направлена на обеспечение исполнения ими их должностных обязанностей на добросовестной основе.

Характеристика ограничений, действующих в отношении государственных служащих

Лицо, претендующее на замещение должности в системе государственной службы, должно соответствовать ряду ограничений, установленных федеральным законодательством.

К числу таких ограничений относятся:

  • полная Дееспособность;
  • отсутствие непогашенной или неснятой судимости;
  • отсутствие приговоров суда, запрещающих или ограничивающих государственную службу;
  • отсутствие заболеваний, которые препятствуют осуществлению государственной службы;
  • отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на гражданство другого государства;
  • отсутствие попыток уклонения от несения военной службы по призыву;
  • наличие доступа к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, при условии, что должностные обязанности государственного служащего предполагают наличие такого доступа;
  • отсутствие близкого родства с непосредственными начальниками и подчиненными в системе государственной службы;
  • возраст в пределах 65 лет при отсутствии продленного со стороны нанимателя трудового контракта;
  • отсутствие ложных и недостоверных сведений об образовании, доходах, имуществе, здоровье и иных существенных условиях назначения на должность в системе государственной службы при трудоустройстве.

На должность государственного служащего не могут претендовать лица, нарушившие ограничения и запреты в отношении антикоррупционных мер, участвовавшие в конфликте интересов, либо утратившие доверие нанимателя.

Запреты, действующие в отношении государственных служащих

Федеральное законодательство устанавливает ряд запретов в отношении государственных служащих, к числу которых относятся:

  • во-первых, запрет на совмещение государственной службы и предпринимательской деятельности. Государственный служащий не может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или быть участником хозяйствующих субъектов, в том числе некоммерческого характера. Запрет действует и на осуществление предпринимательской деятельности через доверенных лиц;
  • во-вторых, запрет на приобретение ценных бумаг, предназначенный для получения прибыли. Такой запрет распространяется только на те ценные бумаги, которые могут привести к конфликту интересов;
  • в-третьих, запрет на выступление в качестве официального представителя каких-либо лиц по доверенностям или другим правоустанавливающим документам при возможности возникновения конфликта интересов;
  • в-четвертых, запрет на получение подарков, презентов, вознаграждений и других поощрений от граждан и хозяйствующих субъектов в виде оплаты или вознаграждения за исполнение должностных обязанностей государственного служащего;
  • в-пятых, запрет на разглашение конфиденциальных сведений или использование этих сведений в личных интересах;
  • в-шестых, запрет на высказывания публичного характера о деятельности органов государственного управления, их руководителей, служащих и представителей;
  • в-седьмых, запрет на открытие банковских вкладов, депозитов и счетов в иностранных банках государственным служащим, их супругам, несовершеннолетним детям. Данный запрет также распространяется на использование финансовых инструментов зарубежных стран.

Помимо установленных запретов существует часть запретов, которые распространяются на государственных служащих даже при условии их увольнения с государственной службы. К числу таких запретов относятся:

  • недопустимость разглашения конфиденциальных сведений. Разглашение конфиденциальной информации даже после увольнения с государственной службы ведет к привлечению бывшего государственного служащего к ответственности;
  • запрет на работу бывшего государственного служащего в подконтрольной ему организации в период несения государственной службы.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *