Учиться сейчас можно очень по-разному: хочешь — в школе, хочешь — дома, хочешь — в школе, но при этом заочно, или, допустим, на экстернате. Ксения Букша разбирается, какие формы обучения сегодня есть, чем они отличаются друг от друга и какая форма может подойти вашему ребёнку.
Для начала: Закон разделяет «форму получения образования» и «форму обучения». Форм получения образования только две: образование можно получать «в организации» и «вне организации».
Получение образования в организации
Если ребёнок получает образование в организации, родители могут выбрать из трёх форм обучения: очная, заочная или очно-заочная.
Очная форма
Ребёнок ходит в школу пять-шесть дней в неделю, там же проходит промежуточные аттестации, получает оценки. В идеальной ситуации образование полностью становится делом учителей и ребёнка, даже если ребёнок ещё совсем маленький. Школа формирует мотивацию к учёбе, помогает пройти сложные темы, там ребёнок общается, находит друзей, в общем — живёт полной жизнью.
На практике бывает по-разному. Многим родителям приходится помогать детям с уроками, а в старших классах — нанимать репетиторов. Социализация в школе тоже бывает разной, а обстановка в классе — не совсем здоровой.
«Мне не очень нравится ходить в школу. Потому что у меня одноклассники плохие. Ян плохой. Сзади подходит, за горло двумя пальцами нажимает. И говорит, что это шутка. А потом дома, когда я валяюсь, мне почему-то очень трудно дышать. Одноклассника Диму ударил его друг. Его тоже зовут Вадик, только он плохой. Очень. Однажды он полез ко мне драться, я оттолкнул его и пошёл домой.
Из-за одноклассников мне трудно учиться. Потому что я что-то запоминаю, а когда бьют — мне ненавистью всю память занимает. И я злюсь больше, чем запоминаю»
Вадик, 4 класс («Когда меня бьют, мне ненавистью всю память занимает и я не могу учиться»)
«Мой сын говорит: „Зачем мы уже два месяца на математике повторяем умножение трёхзначных чисел на двузначные в столбик и деление пятизначных на двузначные.
Для такой ерунды есть калькуляторы, лучше бы задачи решали, какой смысл в этих примерах. Кому какое дело, какой у меня почерк, я всё правильно сделал, а мне снижают за почерк.
На музыке поём одно и то же, а она всё время кричит, что мы поём неправильно, а я вообще не хочу петь, никак“».
Наталья Татарникова, мама четвероклассника («Почему мой сын ненавидит школу»)
Один из вариантов очной формы обучения — надомное обучение (обучение на дому). Школа организует такое обучение для тех детей, которые не могут приходить в школу по состоянию здоровья. Всё остальное — как при обычном очном обучении: контрольные, оценки.
Очно-заочная форма
Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда два-четыре раза в неделю, ходит не на все предметы, выполняет большое домашнее задание. Обязательно приходит писать четвертные и годовые контрольные.
На эту форму обучения в школах идут неохотно, если только родители не приводят каких-то очень весомых аргументов. Например, ребёнок всерьёз занимается спортом или музыкой — это обычно все понимают. Но иногда встречаются и те, кто хочет немного «отдохнуть» от школы, при этом не теряя связи с коллективом класса.
Такой выбор объяснить директору или завучу всё-таки сложнее.
Кстати, ребята тоже могу по-разному воспринимать «особое положение» очно-заочного ученика: почему это ему можно, а нам нельзя?! Впрочем, если процесс налажен хорошо, а руководство школы не ставит преград, это действительно отличный выход: берём в школе то хорошее, что в ней есть, и не тратим времени зря.
Заочная форма
Ребёнок (внимание!) по-прежнему зачислен в школу для обучения. Но может в неё не ходить. Даже промежуточную аттестацию (зачёты, диктанты, контрольные) ребёнок может проходить дистанционно, например, по скайпу. Перед аттестациями можно брать в школе консультации.
Заочная форма обучения годится для детей, которые вообще не хотят тратить время на сидение за партой, но сама по себе школьная система их устраивает. Например, они уже работают или, опять же, всерьёз занимаются спортом.
А может, родители часто путешествуют и хотят в любой момент поехать с ребёнком куда угодно, не стесняя себя рамками школы.
Иногда ребёнок может проучиться заочно какое-то время, а потом снова учиться очно в той же школе — это удобно, потому что школа его не отчисляет, он остаётся «в рядах коллектива», просто меняет форму обучения.
На практике школы обычно разрешают заочную форму старшеклассникам, а с младшими на это почти не идут. Считается, что заочник — большая ответственность для учителей, ведь он по-прежнему «наш, школьный», и за его успехи и неудачи отвечает педагоги. А вдруг не справится?
Получение образования вне организации
Если родители или ребёнок выбирают получать образование вне организации, это значит, что ребёнок зачисляется в школу не для обучения, а только для прохождения аттестации. Причём зачисляться он может весь учебный год или вообще только перед аттестацией.
Семейное обучение
Это может называться семейной формой образования (для всех детей) или самообразованием (для детей старше 15 лет).
Фактически это именно то, что раньше называлось экстернатом (теперь этот термин означает не форму обучения, а только форму аттестации ученика). «Семейники» учат детей сами, или их дети учатся сами.
Выбирают любую программу или обходятся вовсе без неё — с них никто не будет спрашивать, каким образом они учатся. Главное — пройти аттестации в конце года.
«В 6 классе стало совсем плохо. Нам задавали огромное количество домашнего задания, с которым нам, видимо, нужно было сидеть до полуночи. На следующий день опять в школу, а там контрольные и самостоятельные, практически каждый день и чуть ли не на каждом уроке.
Было ощущение, что я не учусь, а бегу дистанцию на скорость. Пять дней в неделю школа, уроки, нервозность, усталость, недосып и больше ничего. Видя мою измотанность школой, мама предложила перейти на семейное обучение. Вот уже почти год я учусь дома.
И сегодня, общаясь со своими бывшими одноклассниками, уверена, что мой выбор был правильным».
Паулина («Я хоумскулер: история школьницы, которая решилась»)
Далеко не все школы принимают семейную форму образования. Но есть специальные организации, в которых можно проходить эти аттестации очно или дистанционно — и получать аттестаты государственного образца.
Семейная форма образования подходит всем, кто не хочет стеснять себя рамками учебного плана и программы. В эту категорию попадают разные дети:
- Отстающие — на семейном у них улучшается самооценка, они идут в своём темпе, не нервничают. Но таким детям, конечно, понадобится что-то вроде «куратора», который будет заменять ему учителя. Например, работающая дома или вовсе не работающая мама, бабушка, тьютор.
- Отличники — на семейном они могут быстро пройти обязательную программу и больше времени на чтение, искусство и всё, что им нравится.
- Самостоятельные подростки, которые просто не вижут смысла сидеть за партой. «Я быстро выучу и пойду заниматься своими делами».
При этом у семейного образования есть два больших минуса:
Во-первых, иногда родители и дети не могут сами модерировать образование, и даже такой неплотный и формальный контроль как в современной школе — лучше, чем ссоры с подростком и растерянность родителя.
«Как-то вечером, придя с работы, я открыла учебник русского и со вздохом сказала: „Давай позанимаемся“. Передо мной была тема про правописание одного или двух „н“ в прилагательных, и там был разветвленный алгоритм, с помощью которого следовало определить, сколько в итоге будет „н“.
И вдобавок к этому слова исключения. Помните, да? „Стеклянный, оловянный, деревянный“. Вечер, который мы обычно тратим на беседы, шутки, чтение вслух, превратился в мои попытки впихнуть эти правила в ребенка.
Это при том, что ему бы хотелось смотреть свои ролики на ютьюбе, а мне читать книгу».
Варвара Оленченко («Как я разочаровалась в домашнем обучении»)
Во-вторых, дома подросток теряет связь со сверстниками, ему может не хватать общения, а «добрать» его на кружках не получится, потому что туда все приходят заниматься, а не тусоваться.
Что ещё почитать про домашнее обучение:
Хоумскулинг и анскулинг: в законе нет, в реальности есть
Хоумскулинг — означает, что ребёнок не ходит в школу, то есть относится ко всем вышеупомянутым формам, кроме очной и очно-заочной.
Второе слово «анскулинг» потруднее. Анскулинг предполагает, что ребёнок вообще ничему не учится целенаправленно, а, так сказать, вбирает знания из окружающей среды исключительно по собственной инициативе.
Анскулинг — это не форма обучения, а скорее философия жизни. На практике анскулинг в российских условиях — это семейная форма обучения без промежуточных аттестаций до конца 9 класса.
Ничему не учась формально, ребёнок должен каким-то образом сдать ГИА.
Среднее образование в России считается обязательным (статья 44 ФЗ «Об образовании», пункт 4). И родителями, которые не обеспечивают его ребёнку, могут заинтересоваться органы опеки.
На тотальный анскулинг могут решиться только экстремалы. Но элементы этого мировоззрения могут украсить жизнь бывшего школьника, особенно если учителя совсем его достали.
Анскулинг помогает соскучиться по знаниям и понять, чего же на самом деле хочется и куда тянет.
Закончим всё на оптимистической ноте: вы необязательно должны выбирать форму обучения и получения образования раз навсегда.
Для многих детей здорово получить разный опыт — поучиться в школе, отдохнуть дома, походить в школу только на английский и пение.
Важно хорошо взвесить свои возможности и возможности ребёнка, не бояться необычных решений, да и вообще — ничего не бояться. Школьные годы даются ребёнку только раз, и хочется, чтобы он прожил их с удовольствием.
Иллюстрации: Shutterstock (Anchalee Ar)
Изображение на обложке: Shutterstock (Vyntage Visuals)
Как дать ребёнку образование, если обычная школа не устраивает
Для того чтобы получить среднее образование, не обязательно каждый день ходить в школу. Можно посещать только любимые предметы или вовсе изучать всё дома. Разобрались, какие альтернативные способы обучения есть в нашей стране, как выбрать удобный формат для ребёнка и эффективно организовать его.
В 43‑й статье Конституции РФ закреплено, что родители или опекуны должны обеспечить ребёнку общее образование. Но ежедневная учёба в государственной школе — не единственный способ. Ребёнок может изучать предметы дома, выборочно посещать уроки в школе и сдавать аттестации по своему графику.
Альтернативные формы образования часто выбирают для юных спортсменов, путешественников или детей с особенностями развития. Впрочем, никакие специальные причины, чтобы не водить ребёнка в школу, не нужны. Достаточно желания.
Альтернативные формы образования в обычной школе
Согласно Закону об образовании, учиться в школе можно очно, заочно и очно-заочно. Это должно быть также закреплено в локальных актах школы (например, как здесь).
Её руководство не может отказать в переводе ученика на заочную или очно-заочную форму, иначе оно нарушит 17‑ю статью Закона об образовании.
Родители ребёнка могут изменить форму обучения на все учебные года или на время, например, на одну четверть.
Очно-заочное обучение
Очно-заочная форма даёт больше свободы, чем традиционная очная. Ребёнок числится в классе, но посещает только часть предметов по своему выбору, а остальные осваивает дома. Контрольные работы нужно сдавать по всем предметам. Также необходимо проходить аттестации не реже раза в четверть. Ответственность за знания ребёнка несёт школа.
Елена, мама двоих детей, предприниматель
Дочка перешла в восьмой класс. Уже третий год она учится на очно-заочной форме. Так ребёнку проще распределять нагрузку, особенно если есть дополнительные занятия.В школу дочь ходит пару раз в неделю, в зависимости от графика занятий. Уроки объясняют репетиторы. Это эффективно, потому что всё внимание учителя направлено на единственного ученика.
Отвертеться от домашнего задания по принципу «авось меня не спросят» не получится. Аттестации дочь сдаёт в виде экзаменов вместе с одноклассниками. Текущие контрольные иногда пишет в классе, иногда онлайн.Мы выбрали именно очно-заочную форму, потому на ней, в отличие от семейной, ребёнок числится в штате школы.
Это удобно: мы можем взять справку о месте учёбы, которая нужна, например, для оформления визы, получаем бесплатные учебники. Плюс дочь может ходить в школу, общаться с друзьями. Она не лишена обычной школьной жизни. Мне было сложно решиться перейти на альтернативный вид образования. Пришлось собирать частями информацию от уже прошедших этот путь родителей.
С оформлением документов сложностей не было, хотя в школе мы были первопроходцами.
Со стороны друзей и знакомых непонимания я не встречала. Наоборот, многие родители хотели бы так же, но понимают, что это требует много времени и сил. Не все готовы на это пойти. Я работаю из дома, у нас семейный бизнес. Поэтому мне удаётся уделять детям необходимое время. Мы планируем продолжить обучение в таком же формате и перевести на очно-заочную форму младшего сына-пятиклассника.
Заочное обучение
На заочной форме ребёнок числится в школе, но не посещает уроки вообще. Однако он должен сдавать все контрольные и аттестационные работы не реже раза в четверть.
Он получает бесплатные учебники, может посещать очные или дистанционные консультации с учителями. Ребёнок учится самостоятельно, с помощью родителей, репетиторов или онлайн-платформ.
Но ответственность за его образование несёт школа, в которой он числится.
Мария, мама четверых детей, специалист по СММ
Когда пришло время отдавать старшую дочь в первый класс, средней было три с половиной года, и у нас ещё родились двойняшки. Четверо детей — большая нагрузка, традиционная школа не помещалась в наш график. Поэтому мы выбрали заочное образование. Жизнь вне школьного ритма стала для нас шансом уделять время всем детям и себе.Родственники сложно восприняли наше решение.
Долго отговаривали, предлагали помощь. Но я в ней не нуждалась. Знакомые сначала удивлялись: «Что, так можно было?», «Как это у вас происходит?», «Кто вам разрешил?» Но большинство не осуждали.Мы прикрепились к школе около дома, чтобы не тратить время на дорогу. Дочь зачислили в первый класс. Я написала заявление, что она будет учиться заочно.
Мы получили в школе учебники и занимались по ним дома самостоятельно. Репетиторов у нас нет. Считаю, что в начальной школе это не нужно. Я сама подбираю учебные материалы. Мы с дочкой планируем, как распределить всё в течение года. Я даю задания, она их выполняет. Если нужно, обращается ко мне за помощью. На заочной форме дети сдают те же контрольные, что и обычные школьники.
Но в первом классе аттестации нет. Учительница, к которой попала дочь, относится к нам дружелюбно, постоянно помогает, консультирует.Со второго класса мы решили перейти на семейное образование. Оно даёт больше свободы, чем заочное. Не нужно сдавать текущие контрольные по графику школы. Только аттестации в удобном нам режиме.
Мы прикрепились к той же школе и за второй и третий класс аттестовывались у нашей первой учительницы.
Сложно сказать, будет ли дочка учиться дома до окончания школы. Пока мы идём этой дорогой и не планируем с неё уходить. Но если обстоятельства изменятся — мы готовы к переменам.
Как перевести ребёнка на очно-заочную или заочную форму обучения
- Написать заявление о переводе ребёнка на заочную или очно-заочную форму обучения. Если есть причины, их нужно указать. Но можно перевестись по «собственному желанию» или «семейным обстоятельствам».
- Согласовать с администрацией график консультаций и аттестаций.
- Вовремя проходить аттестации. Если у ребёнка будут задолженности, школа может перевести его обратно на очную форму обучения.
Частные школы
Очно-заочная форма обучения в школе — это как?
Иногда по той или иной причине ребенок не может или не хочет учиться с классом (болезнь, спорт, творчество, тяжелая семейная обстановка, недостатки внешности, заикание и проч.) Тогда родители выбирают для него другую (не очную) форму обучения:
- домашнее;
- семейное;
- заочное;
- очно-заочное.
Очно-заочная форма обучения — это наиболее щадящий вариант, к которому прибегают, если очное обучение невозможно. Ребенок посещает школу раз или два в неделю, чтобы сдать и получить задания. График составляется с учетом пожеланий всех заинтересованных лиц, следование ему обязательно (это как расписание уроков при очном обучении).
Очно-заочное обучение в сравнении с другими формами
Посмотрим, что такое очно-заочное обучение, сравнив его с другими формами.
Это вариант не для детей с ОВЗ (хотя им тоже можно так учиться, если позволяет здоровье). Так обучаются дети, которые не могут ежедневно посещать школу (например, талантливые спортсмены или музыканты; или просто не нашли общий язык с учителем и одноклассниками).
Возможно, подростку, живо интересующемуся, например, физикой, жаль тратить время, скажем, на литературу и ту же физику в классе, ведь он уже знает всё едва ли не лучше учителя, на уроках ему просто скучно.
Такому ребенку составляют особое расписание, и он приходит, чтобы получить консультации от учителей, сдать выполненные работы и получить новые задания. Возможно посещение одного-двух предметов вместе с классом при самостоятельном изучении остальных.
Для перехода на очно-заочное обучение нужны веские причины. Их необходимо изложить директору, и тогда он пойдет навстречу.
Возможные формы обучения в школе по новому закону об образовании
Очное обучение
Ребенок посещает школу во все учебные дни и работает по общему расписанию класса, выполняет очно контрольные работы в соответствии с общим графиком.
Домашнее (надомное) обучение
Эта форма применяется по решению медико-педагогической комиссии, как правило, для детей с ОВЗ или, например, после операции при длительной реабилитации.
Ребенок занимается на дому по индивидуально составленному графику с учителями, специально приходящими к нему из школы (это могут быть не те учителя, которые ведут уроки в его классе).
Предметов и учебных часов будет наверняка меньше, чем у одноклассников.
Дистанционное (не путать с электронным)
Ребенок участвует в онлайн-уроках в соответствии с расписанием класса (если весь класс на дистанте) или индивидуально разработанным; выполняет контрольные работы в соответствии с общим графиком класса, но онлайн.
Семейное (в старших классах — экстернат)
Ребенок «приписан» к какой-то школе (с ней он будет сдавать экзамены), но учится дома с помощью родителей, курсов, репетиторов и редких вебинаров (обычно перед экзаменами и зачетами); все темы по всем предметам сдает в форме зачета или контрольной работы в соответствии с индивидуальным графиком (раз в месяц, раз в четверть, раз в полугодие…).
Очно-заочное
Ребенок числится в классе, посещает школу очно в соответствии с индивидуально составленным графиком, остальное время работает самостоятельно (или с помощью родителей, репетиторов и т.д.); зачеты и контрольные сдает, по договоренности с учителем, очно или онлайн.
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Чем семейное обучение отличается от очно-заочного и какое образование выбрать
Закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает несколько форм обучения в школе: очная, заочная, очно-заочная и семейная (самообразование). И если с первыми двумя всё более или менее понятно по аналогии с институтом, то последние часто путают. Давайте рассмотрим очно-заочное и семейное обучение подробнее и поймём, в чём разница.
Что такое очно-заочное обучение
Это способ изучения образовательной программы, при котором ребёнок посещает школу несколько раз в неделю, сдаёт выполненные задания и получает новые.
Фактически идёт работа по индивидуальному учебному плану. Большую часть материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно, часто с помощью репетиторов и интернет-ресурсов.
Однако ученик находится в контингенте школы («штатный сотрудник»). Образовательная организация формально отвечает за качество его знаний. Обучающийся должен подчиняться её графику и правилам.
Очно-заочное обучение сокращает время пребывания в школе, но ограничивает свободу выбора и мобильность, в отличие от семейного образования
Что такое семейное обучение
Семейное обучение — это изучение образовательной программы с 1 по 9 класс вне школы. Ответственность за качество знаний лежит на родителях. Они могут преподавать ребёнку сами или вовлекать в учебный процесс репетиторов и онлайн-школы.
Ребёнок, обучающийся дома, зачисляется в школу только на период аттестации. В этот период он становится экстерном и получает ряд обязанностей.
В остальное время не нужно регулярно посещать школу, строго придерживаться её программы и подчиняться её расписанию.
Семейное обучение даёт больше свободы, чем очно-заочная форма.
Что выбрать, очно-заочное или семейное обучение
Для наглядности различий между семейным и очно-заочным обучением мы составили таблицу. Скачайте её себе, чтобы больше не путаться.
Родители вправе выбирать форму обучения ребёнка, а также сочетать их. Но что бы вы ни выбрали, у вас есть надёжный помощник.
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» поможет организовать учебный процесс как на очно-заочном, так и на семейном обучении. Занятия можно посещать онлайн или просматривать в записи.
Преподаватели представляют лучшие вузы страны. А контролировать учебный процесс мамам и папам помогают персональные наставники.
Что такое очно-заочное обучение в средней школе
Закон об образовании предусматривает несколько форм получения среднего образования. Это заочная, семейная, домашняя и очно-заочная. Проблема начинается где-то на уровне местного руководства, иногда даже в городском отделе образования – там тоже могут не знать или не хотеть знать о правах родителей и детей.
Заочное обучение в школе – это возможность освободить ребенка от излишней нагрузки. Бывает, что его воспитывает один родитель и поэтому не имеет времени забирать его или отводить на учебу. Ситуации разные, но выход найти можно. Нужно только знать, как организовать режим дня ученику.
Формы получения среднего образования в школе
С юридической точки зрения ребенок может законно не посещать школу, но сдавать все необходимые экзамены, а также получить аттестат. Оформить школьника на одну из форм удаленного обучения можно в любое время учебного года. Руководство школы обязано выслушать пожелания родителей. Если ситуация действительно серьезная, то пойти навстречу и подготовить все документы.
Анализируя отзывы с форумов, можно сделать вывод, что не все директора хотят брать на себя ответственность за успеваемость учащегося.
А зависит это вот от чего:
- Школьник прикреплен к какому-либо одному классу, поэтому его успеваемость сказывается на общих показателях.
- Учителям нужно выделять время, чтобы проконсультировать ученика по основным предметам и принять промежуточную аттестацию. Эти часы обычно не оплачиваются, поэтому никто не хочет работать больше положенного.
- Директору необходимо найти время, чтобы официально перевести ребенка на другую форму. Часто они просто не знают, как это правильно сделать и не хотят начинать.
Если руководство школы не хочет организовывать заочное обучение в школе, то можно воспользоваться другими методами. Например, оформить ученика на семейное образование. Оно немного отличается от очно-заочного и заочного, а также домашнего.
Семейное образование предполагает, что ученик на базе данной школы будет сдавать экзамены в конце года, а также ОГЭ и ЕГЭ. Больше ничего от руководства не требуется, потому что все заботы об образовании ребенка родители берут на себя.
Домашнее образование – эта форма чаще всего применяется для детей с ограниченными возможностями. Они прикреплены документально к школе, преподаватели ходят к ним домой и проводят уроки, которые официально оплачиваются.
Заочное образование похоже на домашнее, только школьник абсолютно здоров. Просто в силу некоторых причин не может посещать школу.
Это могут быть дополнительные занятия в музыкальной, спортивной или художественной школе, после которых не остается времени на подготовку домашних заданий – как известно, нагрузки в отечественных школах растут с каждым годом.
Если ребенок хорошо усваивает материал, ему нет смысла просиживать столько времени на уроках, ведь программа рассчитана на средний уровень.
Очно-заочное образование в средней школе
Очно-заочное образование – это вариант посещения школы через день или один раз в неделю, чтобы взять задание, определиться, что надо учить и когда. Для того, чтобы перевестись, необходимо заявление родителей. Директор школы обязана выслушать аргументы и предоставить такую возможность.
К сожалению, в большинстве случаев приходится добиваться своих прав через Рособрнадзор. Иногда не помогают даже местные органы управления – родителям предлагают искать другую школу, бросать работу (это уже вообще никуда не годится, а жить как?) и заниматься только ребенком. Многие перестают надеяться, а зря.
Среди нас есть родители, которые добиваются признания своих прав, находят другие школы, более лояльных директоров, которые стараются выполнять предписания Министерства образования.
Противники такого обучения ссылаются на недостаток знаний у родителей, которые будут помогать детям. Но ведь речь идет не только о взрослых родственниках школьника – есть профессиональные репетиторы, курсы, школы. Иногда даже вне общеобразовательного заведения можно получить гораздо более серьезные знания и заинтересоваться предметом.
Какой смысл тратить рабочий день на просиживание за партой, если оно не приносит пользы?
Сейчас преобладают ситуации, когда главным ресурсом является именно время – что человек успеет сделать, то и будет иметь. К сожалению, общеобразовательные школы ввели много ненужных дисциплин, которые отнимают это самое время у детей. В результате его не хватает на дополнительные занятия или даже на отдых.
Кому из детей можно учиться очно-заочно
Далеко не всем ученикам подходит такая форма обучения. Очно-заочное образование предполагает, что основную часть работы ученик будет делать дома с помощью родителей или репетиторов.
Если родители думают, что уйдя со школы, ребенок будет что-то делать самостоятельно, они ошибаются. Со временем ученик вообще перестанет вспоминать про уроки. Нужно или хорошо знать своего ребенка, или постоянно контролировать процесс получения знаний.
Если взрослые понимают важность контроля и готовы с этим жить, пока школьник не окончит учебу, значит, перевод на заочное среднее образование будет оправдан. В противном случае, пусть ходит вместе со всеми и учителя частично проконтролируют процесс.
Необходимо четко понимать, для чего совершается данный поступок, что вы планируете делать в свободное время. Возможно, хотите записать ученика на какие-либо заочные курсы по определенным предметам, которые будут проходить в то время, когда ребенок должен находиться в школе.
Есть еще одна причина, по которой родители хотят, чтобы дети получали среднее образование заочно:
- это неблагоприятная атмосфера в классе;
- конфликты с преподавателями;
- ограниченные возможности ребенка или какое-то внешнее отличие, что вызывает у других насмешки;
- слабое преподавание предмета, который интересует ученика, или даже таких несколько.
Важно, чтобы в таких случаях родители встали на защиту ребенка и не дали сломать ему психику некомпетентными методами учителей. Такое часто встречается в школах, хотя руководство старается умалчивать.
Слабые преподаватели практически не дают шансов ребенку поступить в вуз по своему любимому направлению. Это, кстати, может быть еще одним аргументом в пользу своих прав: ученик имеет право получить знания в полном объеме, а не только то, что знает преподаватель.
Бывали случаи, что дети успокаивались и начинали учиться, находясь дома. Можно только представить, как тяжело им было в школе и через что они, возможно, прошли. Не все любят рассказывать дома о негативе, тем более направленном на них самих.
Как проходит обучение
Очно-заочное обучение в школе проходит по индивидуальному графику, который в обязательном порядке должен устраивать и детей, и родителей, и школьных учителей.
Заранее оговариваются дни, в которые ребенок будет посещать школу. Это может быть один или два дня в неделю. Возможно, он захочет ходить только на определенные уроки, например, математику, потому что ему это нравится.
Отдельно необходимо обсудить, как ученик будет писать контрольные работы – самостоятельно или со всем классом, тогда дни посещений могут не совпасть. Одним словом, нужно понимание обоих сторон, чтобы всем было удобно и понятно, что делать.
Для кого из обучающихся должно быть организовано обучение в очно-заочной форме?
Действующий Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» дает возможность детям и их родителям выбирать различные форм получения образования. Формами обучения в образовательных организациях являются: очная, очно-заочная, заочная.
Основное различие между этими формами заключается в различном объеме обязательных занятий педагогического работника с обучающимися. Наиболее распространенной формой получения образования является получение образования в образовательных организациях.
Но у родителей и обучающихся есть возможность получить образование в очно-заочной форме. Очно-заочное обучение представляет собой форму обучения в рамках которой обучающийся осваивает часть общеобразовательных программ самостоятельно, а часть в школе.
Очно-заочная форма обучения предполагает освоение учеником федерального государственного образовательного стандарта в полном объеме. Школа в свою очередь осуществляет контроль за освоением программы.
Помимо Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.20012 № 273-ФФ вопросы получения образования в очно-заочной форме следующие нормативные документы.
- СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября2009 г. № 373 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1879 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Нередко именно родители являются инициаторами перехода на очно-заочную форму обучения в связи с различными семейными обстоятельствами, состоянием здоровья, особенностями физического или психического здоровья ребенка, профессиональным занятием спортом, различными видами искусств и т. д. Предусмотрено сочетание различных форм получения образования. Федеральные государственные образовательные стандартны всех уровней общего образования предусматривают возможность обучения по очно-заочной форме.
Ребенок может не систематически посещать школу, но должен в рамках любой формы образования сдавать все необходимые экзамены и получить аттестат. Альтернативой очно-заочному обучению служат семейное обучение, самообразование или обучение по индивидуальному плану.
Для того, чтобы перевестись на очно-заочное обучение, необходимо письменное заявление родителей.
В соответствии с Федеральным законом выбор формы получения образования до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка осуществляют родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.
Такой выбор родители (законные представители) вправе сделать в любой момент, в том числе, при возникновении неликвидированной академической задолженности.
Таким образом, обучающийся по заявлению родителей (законных представителей) обучающего и при наличии педагогической необходимости может быть переведен на очно-заочную форму обучения. Необходимо помнить о том, что перевод обучающегося на очно-заочную форму обучения не может быть применен как карательная мера в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Очно-заочное обучение предполагает, что большую часть работы ученик будет делать дома самостоятельно. У ребенка должны быть хорошо развиты навыки самоконтроля и саморегуляции. Родители должны взвесить все возможности ребенка и сделать правильный выбор при переходе с очного обучения.
Очно-заочное обучение в школе проходит по индивидуальному графику, который должен быть согласован администрацией с родителями, учителями и детьми.
Нормативные сроки освоения программы в рамках очно-заочной формы обучения следующие:
- начальное образование — 4 года;
- основное общее образование — 5 лет;
- среднее общее образование — 2 года.
Для некоторых категорий обучающихся нормативные сроки могут быть продлены или сокращены.
Прием на обучение по очно-заочной (заочной) форме осуществляется в соответствии с порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32.
Обучающиеся, осваивающие образовательные программы в форме очно-заочного обучения, включаются в контингент обучающихся ОО.
Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по очно-заочной (заочной) форме с календарным учебным графиком, учебным планом, в котором указываются виды учебной деятельности, календарные сроки выполнения домашних контрольных работ и сроках проведения промежуточной аттестации под роспись.
Документация по обучающимся в очно-заочной (заочной) форме обучения выделяется в отдельное делопроизводство и содержит:
- учебный план очно-заочного (заочного) обучения;
- журналы успеваемости;
- календарный учебный график очно-заочного (заочного) обучения;
- расписание учебных занятий.
Очно-заочная (заочная) форма обучения предполагает формирование отдельного учебного плана, отличного от учебного плана очной формы обучения.
Как перевести школьника на очно-заочную форму обучения
Рассказывает экспертЕсли об очной и дистанционной форме обучения знают все родители без исключения, то о том, что такое очно-заочная форма обучения в школе, слышали единицы. Тем не менее любой родитель может воспользоваться правом обучать ребенка по очно-заочной форме.
В чем особенность таких занятий и что важно знать родителям об этой форме обучения, «Летидору» рассказала заместитель директора школы № 2120 г. Москвы Алла Шурухина.
Очно-заочная форма доступна на любой ступени обучения и любого ученика.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучение с учетом потребностей, возможностей обучающегося осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
- Обычно родители выбирают такой формат при невозможности ребенка посещать все учебные занятия очно — частое отсутствие в школе из-за участия в выездных соревнованиях, олимпиадах, съемках или, если ребенок обучается в организациях дополнительного образования, например, спортшколах и не успевает на все уроки, или по состоянию здоровья, повышенной утомляемости, необходимых процедур.
- Школа не может отказать, но если программа не будет освоена, в соответствии с тем же 273-ФЗ в следующий класс ученик будет либо переведен условно с обязательной ликвидацией пробелов, либо оставлен на повторный год обучения.
- После того как родители подали заявление, школа заключает с ними двусторонний Договор и прописывает все учебные предметы, которые ребенок будет изучать самостоятельно.
Классный руководитель согласовывает с родителями график консультаций и аттестации по предметам, выбранным для самостоятельного изучения. Остальные уроки ученик посещает в соответствии с расписанием класса.
Он их изучает самостоятельно, с использованием материалов МЭШ, с применением возможности для самодиагностики в библиотеке МЭШ и портала «Мои достижения». Мы на сайте школы собрали электронные ресурсы в помощь самостоятельного освоения программы.
Сроки и количество контрольных мероприятий определяют при составлении двустороннего договора. Обычно это триместровая комбинированная работа.
Ее ученик может сдавать очно или с применением прокторинга, когда аттестация проходит онлайн, но за учеником наблюдает с помощью веб-камеры администратор, или как его еще называют, проктор.
Для обучающихся 8-11 классов аттестация проводится Московским центром качества образования.
Главный и единственный недостаток такого формата очевиден – высокая нагрузка на ученика, так как часть учебного материала он изучает самостоятельно. Не все дети даже в старшей школе способны организовать свободный график обучения, чтобы успеваемость не упала. Младшим школьникам нужна поддержка родителей, иногда им приходится обращаться за помощью к учителям, чтобы «догнать» одноклассников.
Depositphotos