У большинства допуск к гостайне ассоциируется лишь с ограничением выезда за рубеж. Главный вопрос у тех, кто собирается получить доступ к секретным сведениям — именно поездки за границу.
Однако ограничения прав и свобод начинаются уже при оформлении допуска к государственной тайне, на этапе проверок кандидата. В дальнейшем контролируется не только выезд за границу, но и выборочно — иное поведение гражданина.
Доступ к секретным сведениям необходим гражданам и юридическим лицам для выполнения служебных или договорных обязательств. Оформлением допуска для должностных лиц занимается работодатель перед назначением кандидата на должность. Для получения доступа к секретным данным организации обязаны предварительно получить лицензию ФСБ на гостайну с оформлением допуска нужной степени на руководителя.
Форма допуска зависит от важности сведений, к которым предоставляется доступ. Они соотносятся так:
- Допуск секретности 3 формы = сведения под грифом «Секретно»
- Допуск секретности 2 формы = сведения под грифом «Совершенно секретно»
- Допуск секретности 1 формы = сведения «Особо важные».
Ограничения при оформлении допуска к гостайне
Об этом мало кто думает, но уже на этапе получения доступа права кандидата могут быть ограничены. При заполнении анкеты по форме 4 Гражданин даёт согласие на проведение проверочных мероприятий со стороны работодателя и ФСБ. Проверка работодателя обычно заключается в сверке данных в документах, и это характерно для оформления доступа по форме 3.
В случае предоставления более серьёзных полномочий за дело берётся ФСБ, и здесь проверка может быть связана с запросом дополнительных сведений в ведомствах и государственных органах, ознакомлении с личными делами на предыдущих местах работы, изучении личных дел близких родственников, в особо важных случаях — запрос данных о содержании переписки или телефонных переговоров у оператора связи, перекрестная проверка и т. д.
Мало кто воспринимает эти мероприятия как ограничения прав при допуске к гостайне. Однако именно на этапе проверки ограничиваются конституционные права претендента на неприкосновенность частной и семейной жизни, телефонных переговоров и прочие основополагающие права и свободы.
Ограничения при наличии допуска 1, 2, 3 формы
Выезд за границу
При 3 форме допуска ограничений практически нет, в том числе и при выезде за границу. Если в других случаях в анкете на загранпаспорт требуется указывать наличие/отсутствие допусков к гостайне, то к 3 форме допуска это не относится — можно поставить прочерк.
Это связано с тем, что к сведениям с грифом «Секретно» принадлежит в основном служебная информация с пометкой «ДСП», куда относятся различные инструкции по делопроизводству, учёту, списки допустимых в работе устройств и обозначений. Допуск необходим лишь формально для назначения на должность по номенклатуре.
При этом сотрудник за всё время работы может так никогда и не увидеть реально засекреченных документов.
Вероятно, поэтому такие сотрудники не представляют особой ценности для охотников за секретными сведениями, а значит, могут беспрепятственно выезжать за рубеж при допуске 3 степени секретности. Для фирмы с лицензией ФСБ на руководителя в большинстве случаев оформляется именно 3 форма.
При 1 и 2 форме допуска к гостайне всё сложнее. При назначении на должность трудовым контрактом предусмотрен запрет на выезд за рубеж в течение 5 лет со дня реального ознакомления с документами или информацией, отнесенными к категориям «Сов. Секретно» или «Особой важности». Если того требуют интересы государства, Межведомственная комиссия вправе распространить этот период до 10 лет.
Учите, что запрет на выезд при допуске к гостайне 1 и 2 формы не обязателен, но возможен при наличии обстоятельств:
- -сотрудник реально работал с информацией, отнесённой к категории «Особо важно» и «Совершенно секретно»;
- -степень секретности 1 или 2 на момент запроса на выезд за границу;
- -цель и обстоятельства выезда, которые связаны/не связаны с работой;
- -страна, которую планирует посетить гражданин (относится к списку недружественных, поддеживающих санкции, с повышенной террористической или экстремистской опасностью и т. д.).
Оформление загранпаспорта и документов для выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени секретности, также имеют свои особенности:
- -чтобы оформить в ФМС заграничный паспорт, нужно разрешение режимно-секретного подразделения компании, согласованное с ФСБ;
- -при отрицательном заключении РСП и ФСБ в 90% случаев в выдаче загранпаспорта отказывают;
- -даже если вы получили все разрешения, оформление загранпаспорта в ФМС растягивается до 3-х месяцев;
- -о каждом намерении покинуть страну придётся сообщать в режимно-секретное подразделение своей организации т. к. нужно получить разрешение и в большинстве случаев по внутренним инструкциям организации загранпаспорт лиц, допущенных к гостайне, хранится в РСП и может быть передан сотруднику лишь при согласовании выезда.
Ограничение на обращение со сведениями, содержащими гостайну
В законе «О гостайне» предусмотрен запрет на сообщение секретных сведений полностью или в части, а также в любом виде в открытый доступ, третьим лицам, не имеющим оснований для получения таких данных. То есть, гражданин, имеющий допуск к гостайне и ознакомленный с секретными документами, не вправе разглашать их содержание, копировать, распространять, публиковать полностью или фрагментами.
Также ограничения касаются порядка обращения с носителями секретных данных. Сотрудник, допущенный к гостайне, не может выносить документы за пределы режимного объекта, переносить данные на внешние носители данных и хранить их в нарушение установленного порядка.
Запрет касается и использования секретных разработок. Нельзя использовать их при демонстрации изобретений и промышленных прототипов, приводить в пример в научных и новостных публикациях, описывать в обзорах оборудования, методов и технологий, иными способами обнародовать засекреченные данные.
Также запрещено вывозить за границу полностью или частично секретные разработки в виде чертежей, прототипов, моделей, планов и опытных образцов, за исключением специально предусмотренных случаев. Ограничение касается и технического сотрудничества с государствами-союзниками.
Иные ограничения при допуске к гостайне
- Каждое ведомство вправе принимать собственные документы, определяющие правила поведения и выполнение служебных функций для своих сотрудников при работе с секретными сведениями.
- Так, например, Минобороны РФ запретило заносить смартфоны, аудио- и видеозаписывающие устройства, GPS-трекеры и прочие устройства передачи информации в военные части, где производится обработка государственной тайны.
- Для сотрудников ВС РФ и правоохранительных органов выпущены рекомендации, ограничивающие использование соцсетей и распространение сведений о службе и работе в сети Интернет.
- Статья по теме: Ограничения для военнослужащих, работающих на режимных объектах
Оформляете допуск к государственной тайне и есть вопросы? Обращайтесь, консультации бесплатны.
Источник: https://srodopuski.com/ogranicheniya-pri-dopuske-k-gosudarstvennoj-tajne.html
Допуск к государственной тайне: нюансы оформления работника | Читайте статьи журнала Кадровое дело
Допуск к государственной тайне — обязательное условие при заключении трудового договора с работником, должностные обязанности которого предполагают доступ к сведениям, составляющим гостайну.
Когда работнику требуется оформить допуск к государственной тайне
Общий перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон о гостайне). В этот перечень, в том числе, входят:
- сведения в военной области;
- сведения в области экономики, науки и техники;
- сведения в области внешней политики и экономики;
- сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Подробнее о допуске к государственной тайне читайте в статьях:
Допуск к государственной тайне работнику потребуется оформить в том случае, когда он трудоустраивается на предприятие, в учреждение или организацию, допущенные к осуществлению деятельности с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Такая деятельность предприятием может осуществляться только при условии получения лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
-
- Скачать документы по теме:
- Предприятие может получить допуск к государственной тайне и соответствующую лицензию после того, как специализированная организация проведет специальную экспертизу. Она должна подтвердить, что:
- в организации обеспечена безопасность сведений, составляющих гостайну;
- используется защищенное от несанкционированного доступа оборудование и программное обеспечение;
- руководители, ответственные за защиту сведений, составляющих государственную тайну, прошли соответствующую аттестацию.
Допуск к государственной тайне могут получить только те работники, чья трудовая функция предусматривает доступ к сведениям, составляющим гостайну.
Допуск к такого рода информации предоставляется работнику только после того, как он пройдет специальную проверку. Оформление допуска осуществляется по месту работы.
Заключить с работником трудовой Договор или перевести его на соответствующую должность, можно только после того, как он получит официально оформленный допуск к государственной тайне.
Обратите внимание! Если вакантная должность предполагает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, трудовой договор с кандидатом может быть подписан только после получения им допуска к государственной тайне.
- На предприятии, имеющем допуск к выполнению работ, с использованием сведений, составляющих гостайну, должно быть создано отдельное режимно-секретное подразделение.
- В небольших организациях эти функции исполняет ответственное лицо, имеющее соответствующую форму допуска к государственной тайне.
- Номенклатура должностей, требующих оформления допуска к государственной тайне, разрабатывается режимно-секретной службой и утверждается руководителем предприятия.
- Справка
Формы допуска к государственной тайне
С учетом степени секретности сведений, которыми будет пользоваться сотрудник в своей деятельности, ему может быть установлена одна из трех форм допуска:
- Первая форма – для тех, которым будут доступны сведения особой важности;
- Вторая форма – для тех работников, которые допускаются к сведениям, имеющим гриф «Совершенно секретно»;
- Третья форма – для тех, кто будет работать с секретными сведениями.
Как работнику оформляется допуск к государственной тайне
Основным документом, регламентирующим оформление допуска к гостайне, является Инструкция, утвержденная постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63. В соответствии с ней, кандидат или сотрудник, которым нужно оформить допуск к государственной тайне, должны предоставить в кадровую службу предприятия следующие документы:
специальную анкету, которая заполняется от руки;
документы, которыми подтверждается информация, указанная в анкете (паспорт, документы об образовании, свидетельство о заключении или расторжении брака, военный билет и прочее);
справку о медицинском освидетельствовании, форма и порядок оформления которой утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2011 г. № 989н.
Поверка сведений, предоставленных гражданином, когда оформляется 1 и 2 форма допуска к государственной тайне осуществляется органами госбезопасности при взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Если оформляется допуск к государственной тайне по форме 3, проверочные мероприятия проводятся силами руководства предприятия и секретно-режимной службы.
Чаще всего, работнику оформляется форма допуска 3 к государственной тайне. Но, независимо от формы допуска сотрудник отдела кадров обязан провести с гражданином беседу, в ходе которой:
- поставить в известность гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне, о гарантиях, нормах и ответственности за нарушение Закона о гостайне;
- проверить указанные в анкете сведения и сверить их с документами;
- уточнить, при необходимости, информацию, указанную в анкете;
- поставить подпись под анкетой, заверить ее печатью кадровой службы или предприятия;
- предупредить гражданина об обязанности неразглашения доверенных ему сведений, составляющих гостайну.
А вы знаете? Увольнение по инициативе работодателя
После того, как форма 3 допуска к государственной тайне или любая другая на сотрудника была оформлена, на него нужно завести специальную карточку, которая хранится в режимно-секретном подразделении вместе с копией трудового договора. В позиции 8 этой карточки ставится отметка о допуске к гостайне, которую руководитель должен заверить своей подписью и печатью учреждения.
Обязательства по соблюдению требований законодательства о гостайне являются условием трудового договора. В случае, когда допуск к государственной тайне получает уже работающий сотрудник, обязательства по соблюдению режима гостайны необходимо оговорить дополнительным соглашением к его трудовому договору.
Как осуществляется лишение допуска к государственной тайне
Согласно ст. 23 закона о гостайне и п. 15 Инструкции, работник может быть лишен допуска к государственной тайне при следующих обстоятельствах:
- расторжения трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
- однократного нарушения сотрудником обязательств и условий трудового договора, связанных с сохранением гостайны;
- возникновение обстоятельств, препятствующих допуску работника к государственной тайне.
Такими обстоятельствами признается, например, лишение гражданина дееспособности, его нахождение под судом, наличие медицинских противопоказаний к работе со сведениями, составляющими гостайну, а также наличие близких родственников за границей.
Прекращение допуска к государственной тайне является основанием для увольнения работника в случае, когда для выполнения трудовой функции ему такой допуск необходим. Образец приказа о прекращении трудового договора в связи с лишением допуска к государственной тайне, представлен на рисунке.
Источник: https://www.kdelo.ru/art/385095-dopusk-k-gosudarstvennoy-tayne-18-m3
Допуск военнослужащего к государственной тайне (формы допуска, порядок оформления и ознакомления, срок действия)
Стало ли понятнее? Утверждены новые правила отнесения сведений к гостайне
В правилах по-прежнему оставили три уровня секретности, но исключили из процесса определения секретных сведений «Росатом» и «Роскосмос». Эксперты утверждают, что главное — четкие правовые определения гостайны, согласно которым все причастные смогут понять, с чем имеют дело
depositphotos.com
Кабмин утвердил новые правила отнесения сведений к гостайне. Секретность сведений, отнесенных к гостайне, будут определять чиновники и силовики. Кабмин исключил из этого процесса «Росатом» и «Роскосмос». Соответствующее постановление правительства вступает в силу 1 января.
Уровней секретности по-прежнему три. Если распространение какой-либо информации наносит ущерб всей стране, то это сведения особой важности. Когда разглашение информации вредит конкретному госоргану или отрасли российской экономики, это особо секретные сведения.
К просто секретным отнесены «все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну».
Их распространение может нанести ущерб отдельным предприятиям, учреждениям или организациям, занимающимся военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельностью.
Раньше руководители «Роскосмоса» и «Росатома» могли направлять собственные списки того, что они решили засекретить, в межведомственную комиссию по защите госутайны. С нового года такой возможности они будут лишены. И это, по сути, единственное значимое изменение. Вот как прокомментировал это бывший пресс-секретарь «Росавиакосмоса» Сергей Горбунов:
Сергей Горбунов бывший пресс-секретарь «Росавиакосмоса»
В последние годы в России было заведено больше десятка громких уголовных дел за разглашение гостайны. Многие из них были связаны, в частности, с учеными и сотрудниками АО «ЦНИИмаш» «Роскосмоса».
Но вряд ли отстранение «Росатома» и «Роскосмоса» от процесса засекречивания сведений как-то повлияет на сотрудников этих организаций в том плане, что они, например, будут лучше понимать, что можно разглашать, а чего нельзя.
Да и в целом на ситуацию с уголовными делами о гостайне это вряд ли повлияет. Так считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности «»«»
И конечно, нельзя не вспомнить громкое дело советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова, которого обвиняют в госизмене.
Какую именно информацию и кому, по версии следствия, он передавал, точно не известно: материалы дела закрыты, потому что в них могут содержаться сведения, отнесенные к гостайне.
Для самого Сафронова, чья вина еще не доказана, наверное, не так уж важно, кто засекретил эти сведения.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Допуск к государственной тайне. Формы, постановление, оформление
Различают тайны двух порядков: государственные и коммерческие. Первый вид защищается более строго. Что собой представляет государственная тайна? Это сведения, которые запрещено разглашать на законодательном уровне.
Это информация, которая относится к государственным делам: внешнеполитическая, экономическая и прочая. Термин «ГТ» раскрывается в ФЗ №5485-1 от 21 июля 1993 года.
Информация, относящаяся к гостайне, выдается только при наличии доступа.
Как осуществляется допуск к государственной тайне?
Какие сведения относятся к гостайне
О том, что именно относится к гостайне, решают уполномоченные органы. Перечень последних содержится в Указе Президента №90 от 11 февраля 2006 года. В частности, это МВД, Министерство обороны, ФСБ, Роскосмос и так далее.
Сведения подразделяются на виды в зависимости от уровня секретности. Различают три грифа:
- Особая важность.
- Секретно.
- Совершенно секретно.
Как производится прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска?
Уровень определяется в зависимости от масштабов вреда, который будет причинен при разглашении данных. В статье 7 ФЗ №5485-1 содержится перечень данных, которые не могут быть отнесены в гостайне:
- ЧП, катастрофы, которые могут стать угрозой для жизни/здоровья населения.
- Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений.
- Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица.
- Состояние здоровья лиц, находящихся на высоких должностях.
- Объем золотого запаса.
- Правонарушения госучреждений.
К СВЕДЕНИЮ! Сохранение гостайны – это одна из трудовых обязанностей. Но это обязанность не только сотрудника, но и работодателя. Последний отвечает за предоставление доступов, за контролем над их использованием.
Особенности предоставления допуска
Допуск к гостайне – это предоставление лицу права на доступ к данным, относящимся к ГК. Доступ может выдаваться не только физическим лицам, но и учреждениям. В последнем случае дается право на проведение работ, связанных с тайной. Учреждениям предоставляются лицензии при соблюдении этих условий:
- Исполнение актов, касающихся защиты гостайны.
- Наличие отделов по защите ГТ.
- Наличие сотрудников, которые могут обеспечить защиту ГТ.
- В учреждении есть сертифицированные инструменты для защиты информации.
Сотрудники, работающие с гостайной, должны предварительно получить соответствующий доступ.
Как производится Процедура прекращения трудового договора в связи с прекращением допуска к государственной тайне?
Формы допуска
Формы допуска подразделяются на виды:
- 1 форма – предоставляется при работе с информацией особой важности.
- 2 форма – при работе с совершенно секретными данными.
- 3 форма – при работе с секретной информацией.
Если у сотрудника есть доступ к данным повышенной секретности, то он автоматически получает доступ и к данным относительно низкой секретности.
Порядок предоставления доступа к гостайне
Доступ к гостайне предоставляется только в добровольном порядке. Мероприятие подразделяется на эти этапы:
- Принятие сотрудником обязательств по защите гостайны.
- Предоставление согласия на ограничение прав. В частности, в отношении лица, работающего с тайной, действуют определенные запреты. Это ограничение на выезд за рубеж, на использование разработок и изобретений.
- Получение письменного согласия на проверку. Последние осуществляются в отношении трудящегося, на которого оформляется допуск. Проверка выполняется ФСБ и органами безопасности. Если выдается допуск третей формы, то проверка органами безопасности осуществляться не будет. Исключение – есть сомнение в достоверности личных данных, предоставленных сотрудником. Проверка нужна для установления данных, которые могут стать препятствием к получению доступа к тайне. В частности, это следующие препятствия: недееспособность или ограниченная Дееспособность, нахождение под судом за тяжелые правонарушения, неснятая судимость, противопоказания для деятельности. Также это постоянное проживание сотрудника или его родственников за границей, подача ими заявления на выезд на ПМЖ в другую страну, предоставление на проверку подложных сведений. Доступ не выдается тем лицам, которые создают угрозу безопасности страны. Решение о предоставлении доступа принимается руководителем госоргана.
- Установление вида и размера соцгарантий, которые получит сотрудник. В частности, это надбавки к ЗП. Устанавливаются в процентном соотношении. Предоставленные соцгарантии должны быть зафиксированы трудовым договором.
- Ознакомление сотрудника с законами и нормами, касающимися гостайны. Лицо должно знать об ответственности за разглашение сведений. В частности, это уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Накладывается на основании статьи 26 ФЗ №5485-1 «О гостайне».
- Руководитель принимает решение о предоставлении допуска.
В статье 25 ФЗ №5485-1 указано, что руководитель несет личную ответственность за выбор сотрудников, которым предоставляется доступ к гостайне.
Оформление допуска к гостайне
ВАЖНО! Образец записи в трудовой книжке об увольнении
в связи с прекращением допуска к государственной тайне от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Оформление допуска к гостайне – ответственность отдела кадров. Если отдела кадров нет, то работа перепоручается сотрудникам, ответственным за кадровые функции. Оформление предполагает работу с этими документами:
- Номенклатура должностей, для которых нужен допуск.
- Анкета, заполняемая самим сотрудником.
- Учетная карточка на лиц с доступом к секретным данным.
- Перечень лиц, которые уже допущены к секретным данным.
- Отметка ФСБ об осуществлении проверки для выдачи доступа.
- Типовое соглашение об оформлении допуска к гостайне.
Согласно пункту 16 Инструкции о порядке допуска, отправлять трудящихся в органы по защите гостайны нельзя.
Инструкция по оформлению
Оформление допуска – процедура довольно сложная, предполагающая работу с множеством документов. А потому в ходе нее часто возникают затруднения. Рассмотрим оформление по шагам:
- Формирование перечня специальностей, на которые нужно оформлять допуск. В этот перечень могут входить только те должности, работа на которых не может быть произведена без доступа к гостайне. В номенклатуру могут вноситься изменения. Но они должны согласовываться и утверждаться в нормативном порядке. Номенклатура меняется не реже раза в 5 лет.
- Сотрудники, на которых оформляется доступ, заполняют анкеты. Заполненная анкета направляется в кадровую службу. Там она подписывается кадровиком. Анкету нужно заверить печатью фирмы.
- Кадровики сверяют данные, указанные в анкете, с данными, указанными в личных документах сотрудника. Уточняются некоторые моменты. Лицо нужно познакомить с типовым содержанием контракта о неразглашении гостайны. Итоги беседы с сотрудником доносятся до руководителя отдела по защите тайны.
- Отдел по защите гостайны оценивает первичные данные на сотрудника. Если их недостаточно, запрашиваются дополнительные документы. К примеру, это может быть справка с прошлого места службы.
- Обязательства сотрудника и фирмы фиксируются в контракте об оформлении допуска. Договор должен соответствовать нормам ГК РФ и ТК РФ. Контракт – это не само трудовое соглашение, но лишь приложение к нему.
С момента подписания этого контракта у сотрудника появляется ряд обязательств. В частности, он не может разглашать гостайну. Если он нарушит это правило, его ждут санкции.
Сроки действия доступа
Сотрудники с доступом периодически проверяются. В процессе проверки устанавливаются эти положения:
- Актуальность сведений, указанных при первичном предоставлении допуска.
- Нужен ли доступ к гостайне при дальнейшей работе на должности.
Проверка выполняется со следующей периодичностью:
- Для 1-й формы допуска – каждые 10 лет.
- Для 2-й и 3-й форм – каждые 15 лет.
Если в ходе проверки выяснилось, что для работы на должности больше не нужно иметь доступа к тайне, сотрудник лишается этого доступа.
Основания для прекращения доступа
Основания для прекращения доступа перечислены в статье 23 ФЗ №5485-1:
- Сокращение штата и прочие организационные мероприятия, в связи с чем действие трудового договора сотрудника прекращается.
- Есть соответствующее решение руководителя.
- Разглашение гостайны сотрудником или другое нарушение обязательств, связанных с доступом.
- Появление препятствий к доступу к гостайне. К примеру, сотрудник уехал за границу.
Прекращение доступа к гостайне не снимает обязательств с сотрудника касательно неразглашения сведений.
КС РФ разъяснил порядок допуска к гостайне в судебном разбирательстве
Конституционный Суд РФ опубликовал постановление по делу о проверке конституционности ст. 21 и 21.1 Закона о государственной тайне, которые оспаривал бывший сотрудник ОБЭП Евгений Горовенко.
Во время прохождения заявителем службы в правоохранительных органах в его отношении осуществлялось дисциплинарное производство в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по ведению дел оперативного учета в процессе ОРД.
За допущение этих нарушений он был уволен из органов, а затем в его отношении было возбуждено уголовное дело за заведомо ложный донос, которое завершилось постановлением обвинительного приговора.
В ходе производства по уголовному делу по ходатайству Евгения Горовенко проводилась почерковедческая Экспертиза, выявившая факты подделки его подписей в делах оперативного учета, в связи с нарушениями при ведении которых он был уволен.
Материалы, касающиеся подделки подписей, были выделены в отдельное производство для проверки наличия в действиях неизвестных лиц признаков преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ «Служебный подлог».
По ее результатам неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии отменялись.
Поскольку Горовенко извещался об этом без ознакомления с содержанием постановлений, он подал жалобу в порядке ст.
125 УПК РФ на бездействие должностных лиц следственного органа, выразившееся в непредоставлении ему информации, связанной с материалами проверки.
Жалоба была частично удовлетворена: суд признал Евгения Горовенко лицом, чьи права и законные интересы затрагивает эта проверка и принятые по ее итогам решения.
Вместе с тем суд, руководствуясь п. 4 ст.
5 Закона о государственной тайне, согласно которому государственную тайну составляют в том числе сведения в области оперативно-розыскной деятельности, пришел к выводу, что Евгений Горовенко, не имея допуска к секретной информации, вправе ознакомиться лишь с той частью материалов проверки, которая не содержит секретных сведений, а также вправе получить копии вынесенных в ходе проверки постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Во исполнение решения суда заявитель был ознакомлен с несколькими томами несекретных материалов, а с томами, содержащими секретные и совершенно секретные сведения, ознакомление не производилось.
Ему также были вручены копии семи постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, за исключением последнего, которому был присвоен гриф секретности.
Жалоба Горовенко на непредоставление ему данного постановления была оставлена судом без удовлетворения со ссылкой на то, что требуемая информация содержит государственную тайну, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
В этой связи Евгений Горовенко обратился в КС РФ, указав, что ст. 21 и 21.
1 Закона о гостайне не соответствуют основному закону, поскольку они, по его мнению, неполно определяют круг лиц, которым может быть разрешен допуск к материалам уголовного судопроизводства, содержащим сведения, составляющие государственную тайну.
Тем самым оспариваемые нормы позволяют отказывать заинтересованному лицу, защищающему свои права, в ознакомлении с материалами проводимой на стадии возбуждения уголовного дела проверки сообщения о преступлении и с вынесенными на их основании решениями об отказе в возбуждении уголовного дела, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, а также в предоставлении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которому присвоен гриф секретности, в связи с отсутствием у такого лица допуска к государственной тайне.
Конституционный Суд принял жалобу к рассмотрению, согласившись, что в поднятом заявителем вопросе обнаружилась правовая неопределенность. В итоге оспариваемые нормы были признаны соответствующими Конституции РФ, однако Суд разъяснил их конституционно-правовой смысл.
КС РФ напомнил, что в своем Постановлении от 23 марта 1999 г. № 5-П он признал неконституционным ограничение права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, на том лишь основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками производства по уголовному делу.
А по смыслу же правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 27 июня 2000 г.
№ 11-П и других его решениях, обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод в уголовном судопроизводстве обусловлено не формальным признанием лица тем или иным его участником, а «наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права».
КС РФ указал, что право обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела предполагает обязанность государства обеспечить возможность его реализации, которая прямо зависит от доступа к обжалуемому решению и материалам соответствующей проверки, поскольку это необходимо для реализации возможности мотивированно оспорить законность и обоснованность такого постановления. В противном случае сообщившее о преступлении лицо, хотя и не признанное в официальном порядке потерпевшим, но полагающее себя пострадавшим от преступления, будет ущемлено в праве на судебную защиту.
Как пояснил Конституционный Суд, использование уполномоченными должностными лицами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результатов ОРД, хотя и включенных в перечень сведений, составляющих государственную тайну, но содержащих лишь информацию о наличии или отсутствии признаков преступления и о других обстоятельствах, имеющих значение для принятия процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела, не может служить препятствием для ознакомления сообщившего о преступлении лица с процессуальным решением об отказе в возбуждении уголовного дела и материалами, дающими основание для его вынесения.
Лишение возможности ознакомиться с таким постановлением фактически обессмысливает право на судебную защиту лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются им, подчеркнул Конституционный Суд.
Также КС РФ сослался на Постановление от 27 марта 1996 г. № 8-П, согласно которому закрепленный ст.
21 Закона о государственной тайне порядок допуска к ней с целью выявления обстоятельств, которые могут служить основанием для отказа в допуске, носит характер общего правила, не исключающего использование иных способов доступа к государственным секретам и защиты государственной тайны. В частности, ст. 21.
1 данного закона предусматривает особый порядок допуска к государственной тайне перечисленных в ней лиц – без проведения предусмотренных его ст. 21 проверочных мероприятий, что предопределяется спецификой занимаемой этими лицами должности или осуществляемой ими профессиональной деятельности.
Также КС РФ указал, что статус участников уголовного судопроизводства определяется не только отраслевыми нормами, но и требованиями Конституции РФ.
Следовательно, их процессуальное положение, наполняемое в том числе конституционно-правовым содержанием, не исключает доступа к конкретным сведениям, составляющим государственную тайну, способами, не связанными с оформлением допуска к таким сведениям, притом что защита государственной тайны будет обеспечена предусмотренными законом средствами.
«Иное приводило бы к тому, что лица, не имеющие допуска к государственной тайне, ограничивались бы в праве на судебную защиту в случаях, когда сведения об оспариваемых решениях (действиях, бездействии) нашли отражение в материалах, которым присвоен гриф секретности», – пояснил Суд.
Соответственно, распространение действия ст. 21 и 21.
1 Закона о государственной тайне на лиц, которые наделены правом обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и которые не осуществляют в уголовном процессе служебную или профессиональную деятельность, и лишение их тем самым возможности ознакомиться с этим процессуальным решением и материалами, послужившими основанием для его вынесения, со ссылкой на отсутствие у них допуска к государственной тайне противоречили бы Конституции РФ.
Конституционный Суд также подчеркнул, что, исходя из принципа равенства перед законом и судом, участники уголовного судопроизводства, относящиеся к одной категории, наделены равными процессуальными правами.
«Действие названного принципа и баланс между защитой прав лиц, заинтересованных в получении информации, и соблюдением правового режима государственной тайны должны обеспечиваться и при реализации этими лицами права на обжалование в суд решений органов государственной власти и должностных лиц и права на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы», – говорится в постановлении КС РФ.
Суд указал, что лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, должно быть ознакомлено с данным процессуальным решением и положенными в его основу материалами, содержащими составляющие государственную тайну сведения в области ОРД, которые отражают фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом отмечается, что средствами обеспечения государственной тайны в различных видах судопроизводства могут, кроме прочего, выступать проведение закрытого судебного заседания, предупреждение участников процесса о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с производством по делу, их привлечение к уголовной ответственности в случае ее разглашения.
Таким образом, Конституционный Суд постановил, что правоприменительные решения, принятые в отношении Евгения Горовенко в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в данном постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.
Адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Владимира Максим Никонов считает, что данные КС РФ разъяснения будут полезны заявителям – потенциальным потерпевшим по уголовным делам.
«Вместе с тем сходные положения, касающиеся прав адвоката – представителя заявителя знакомиться с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и обосновывающими его материалами ОРД, составляющими государственную тайну, были ранее высказаны в Постановлении КС РФ от 6 ноября 2014 г.
№ 27-П по жалобе О.А. Лаптева (докладчиком по обоим делам выступал судья КС РФ А.И. Бойцов).
И в том, и в другом случае КС РФ разграничил собственно результаты ОРМ и организационно-технические сведения, предоставив заявителю и его адвокату возможность знакомиться только с первыми», – отметил Максим Никонов.
Партнер АБ «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Михаил Кириенко указал, что постановление в очередной раз показывает порочную практику правоприменителей, которые игнорируют конституционные гарантии и принципы.
«На практике суды и правоохранители полностью игнорируют положения Конституции РФ, буквально толкуя и применяя уголовно-процессуальный закон, порой очевидно лишая заинтересованных лиц права на доступ к информации и на обжалование решений.
Решение Конституционного Суда является позитивным и позволит обеспечить данные права граждан в рамках уголовного процесса при его сопряженности со сведениями, содержащими государственную тайну», – уверен Эксперт.
Он также обратил внимание на то, что КС РФ сделал дополнительный акцент на важности положений ст. 24 Конституции РФ, которые имеют общий характер и не связываются с конкретным статусом участника уголовного судопроизводства, а предполагают учет сферы негативного влияния и затрагивания интересов гражданина в его рамках.
Старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов назвал решение Конституционного Суда убедительным, а подход к поднятой проблеме – взвешенным.
«Полагаю, что это решение, с учетом его обязательности для исполнения всеми должностными лицами, должно стать достаточным запретительным инструментом в отношении нарушения прав.
Позиция КС РФ о том, что любые интересы государства, связанные с государственной тайной, не могут быть выше личных интересов лиц, чьи права ущемляются, созвучна моей собственной правовой позиции по этому поводу», – отметил он.
Вместе с тем Андрей Гривцов добавил, что теперь необходимо принятие судебного или законодательного акта, позволяющего подвергать объективному сомнению и обжаловать произвольное присвоение документу статуса секретного: «В настоящее время подобное обжалование, по сути, сводится к формальности».
По словам адвоката КА «Лапинский и партнеры» Константина Кузьминых, в своем постановлении КС РФ указал на недопустимость ситуаций, когда из-за одного листа секретных сведений, не имеющих важности для дела, все его материалы засекречиваются.
Суд акцентировал внимание на том, что задачей руководителей оперативно-розыскных подразделений и надзирающих органов является недопущение ситуаций необоснованного засекречивания производств, к которым могут быть допущены лица, не имеющие допуска к государственной тайне.
«Строго говоря, необоснованное засекречивание материалов уголовных производств может граничить с провокацией преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ. На мой взгляд, разъяснения КС РФ понятны: “секретить” уголовное судопроизводство можно только в исключительных случаях, когда без секретных материалов процедура доказывания невозможна», – заключил Константин Кузьминых.