В результате освоения данной главы студент должен:
знать
- • понятие и особенности интеллектуальной собственности;
- • специфику авторских и смежных прав в международном частном праве;
- • специфику права промышленной собственности в международном частном праве;
- • коллизионное регулирование прав интеллектуальной собственности;
- уметь
- • использовать полученные знания в учебном процессе и в практической деятельности;
- владеть
- • навыками работы с российскими и иностранными нормативными правовыми актами, документами международно-правового характера, научной литературой и аналитическими материалами.
Понятие и особенности интеллектуальной собственности
На международно-правовом уровне понятие «интеллектуальная собственность» закреплено в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г., в соответствии со ст. 2 которой «интеллектуальная собственность включает права, относящиеся:
- • к литературным, художественным и научным произведениям;
- • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
- • изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
- • научным открытиям;
- • промышленным образцам;
- • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
- • защите против недобросовестной конкуренции;
- • а также ко всем другим правам, относящимся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».
Интеллектуальная собственность подразделяется на две категории: промышленную собственность (изобретения (патенты), товарные знаки, промышленные образцы и географические указания места происхождения) и объекты авторского права (литературные, художественные, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, архитектурные сооружения). Смежные права включают права артистов-исполнителей, права производителей фонограмм и права вещательных организаций.
В качестве объектов права интеллектуальной собственности рассматриваются все права, относящиеся к изобретениям, открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, фирменным наименованиям; права на защиту против недобросовестной конкуренции; права на литературные, художественные и научные произведения, и другие права, связанные с интеллектуальной деятельностью.
Объекты права интеллектуальной собственности представляют собой бестелесные и нематериальные вещи. Необходимо проводить разграничение между разными видами бестелесных вещей — правами требования и объектами права интеллектуальной собственности.
Источником возникновения прав требования является обязательство, неисполнение которого влечет за собой возможность требовать совершения определенных действий. Источник права интеллектуальной собственности — непосредственная интеллектуальная деятельность.
Основным видом прав на интеллектуальную собственность являются «исключительные права», имеющие особый правовой статус.
Существуют две основные ветви исключительных прав: форма, как результат творческой деятельности (охраняется авторским правом), и существо творческой деятельности (охраняется нравом промышленной собственности).
Им присущи, соответственно, две системы охраны: фактологическая (авторское право — возникает в силу факта создания произведения) и регистрационная (право промышленной собственности — специальные действия по обособлению результата).
Одновременно «в рамках фактологической системы охраны существует «факторегистрационная» подсистема (охрана компьютерных программ)»[1].
Право интеллектуальной собственности имеет территориальный характер, оно возникает, признается и защищается только на территории того государства, где создано произведение, зарегистрировано изобретение или открыт секрет производства (в праве промышленной собственности территориальный характер проявляется более рельефно, чем в авторском).
Принцип территориальности — одно из основополагающих начал права интеллектуальной собственности. Он нашел отражение в договорах в области охраны интеллектуальной собственности (Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.).
Единственным способом преодоления территориального характера права интеллектуальной собственности являются международные соглашения. Договоры о взаимном признании и защите прав на результаты творческой деятельности декларируют признание и защиту прав интеллектуальной собственности, возникших в иностранном государстве на основе иностранного закона.
Важную роль в становлении международного права интеллектуальной собственности сыграло заключение Стокгольмской конвенции от 14 июля 1967 г., в соответствии с которой была учреждена ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности — единый центр международного сотрудничества в области охраны интеллектуальной собственности, имеющий статус специализированного учреждения ООН.
Интеллектуальная собственность имеет двойственную природу: она одновременно является и результатом творческой деятельности, и товаром (это проявляется в делении прав автора на имущественные и неимущественные).
Двойственная сущность прав интеллектуальной собственности — причина того, что данная сфера регулируется как законодательством об авторском праве и праве промышленной собственности, так и правилами международной торговли.
Данная специфика послужила причиной принятия в рамках ВТО Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 г. (ТРИПС/TRIPS).
Соглашение ТРИПС — это свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность. В ТРИПС оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций.
Под «интеллектуальной собственностью» понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация (торговые секреты).
Соглашение ТРИПС одновременно выполняет несколько функций.
Оно является своего рода «зонтичным» или «рамочным» международным договором, определяя и регулируя взаимоотношения между государствами в связи с обязательностью для них четырех других международных договоров: (1) Парижской конвенции, (2) Бернской конвенции, (3) Римской конвенции и (4) Вашингтонского договора[2]. Главное обязательство, которое налагает ТРИПС на своих участников — обеспечение предоставления национального режима с отдельными изъятиями, указанными в ТРИПС. Допускается предоставление более высокого уровня правовой охраны.
В Российской Федерации произведена кодификация права интеллектуальной собственности: нормы об авторском праве, смежных правах, о патентном праве, праве на товарные знаки, на другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации составляют часть четвертую ГК РФ («Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»). В доктрине подчеркивается, что поскольку законодательство о праве интеллектуальной собственности «регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, нет сомнения в том, что эго законодательство является частью гражданского законодательства»[3].
Статья 1225 ГК РФ устанавливает перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации и подчеркивает, что интеллектуальная собственность охраняется законом. В сферу действия ст. 1225 входят объекты авторского права, смежных прав, промышленные образцы.
На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации закрепляются интеллектуальные права, которые включают исключительное право (являющееся имущественным), личные неимущественные и иные права (право следования, право доступа и др.).
Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
На территории России действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, установленные международными договорами РФ и ГК РФ (ст. 1231).
С точки зрения МЧП эта норма имеет наиболее важное значение.
Даже те объекты, которые охраняются в России на основе обязательной государственной регистрации, могут получать охрану без такой регистрации, если это предусмотрено международным договором РФ.
Если исключительные интеллектуальные права признаны на основании международного договора, содержание таких нрав, их действие, ограничения, порядок осуществления и защиты определяются российским законом независимо от положений законодательства страны возникновения исключительных прав (и. 2 ст. 1231 ГК РФ). Данная норма имеет диспозитивный характер: международным договором или ГК РФ может быть предусмотрено иное.
Если произведение должно охраняться на территории России в соответствии с международным договором, такая охрана распространяется на произведение, которое отвечает одновременно двум условиям:
- • произведение либо охраняется в стране своего происхождения, либо отсутствие такой охраны не является следствием истечения срока действия исключительного права на произведение;
- • если бы это произведение охранялось в Российской Федерации в соответствии с ее законодательством, то в отношении его еще не истек бы срок действия исключительного права.
Страной происхождения для обнародованных произведений является страна, где произведение было впервые обнародовано, для необнародован- ных — страна гражданства автора или страна, где произведение находится в объективной форме (по выбору автора). Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав (п. 3 ст. 1256 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 сг. 1256 ГК РФ действие исключительного нрава на произведения науки, литературы и искусства на территории России распространяется:
- • на произведения, обнародованные на территории России или необна- родованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории России, и признается за авторами независимо от их гражданства;
- • на произведения, обнародованные за пределами территории России или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории России, и признается за авторами — гражданами России;
- • на произведения, обнародованные за пределами территории России или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории России, и признается на территории России за авторами — гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами РФ.
Таким образом, на территории России исключительное право предоставляется тому произведению, которое отвечает хотя бы одному критерию охраны — критерию гражданства или критерию места первого обнародования.
Под гражданством автора имеется в виду гражданство, которое автор имеет на момент создания произведения, а если произведение было обнародовано — на момент обнародования произведения. Последующее изменение гражданства не меняет правового статуса произведения.
В соответствии с критерием гражданства произведениям российских граждан исключительное право предоставляется всегда, а произведениям иностранных лиц — только в тех случаях, когда они подпадают под действие международных договоров РФ.
Если произведение создано иностранным гражданином и не подпадает под действие международного договора РФ, в России исключительное право на него не возникает.
В соответствии с критерием места первого обнародования на те произведения, которые были впервые обнародованы в России, всегда возникают исключительные права.
На произведения, впервые обнародованные за рубежом, исключительные права возникают в случаях, предусмотренных в международных договорах РФ.
На произведение, впервые обнародованное за рубежом и не подпадающее под действие международного договора РФ, исключительное право в Российской Федерации не возникает[4].
Исключительное право изготовителя базы данных — иностранного гражданина или иностранного юридического лица — действует на территории России и на основе материальной взаимности (при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства на его территории предоставляется охрана исключительному праву изготовителя базы данных — гражданина России или российского юридического лица (ст. 1336 ГК РФ)). Исключительные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы признаются, если они удостоверены патентами, имеющими силу на территории России в соответствии с международными договорами (ст. 1346 ГК РФ).
Личные неимущественные и иные интеллектуальные права, нс являющиеся исключительными, признаются за иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами и апатридами и действуют на территории России независимо от наличия международного договора, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В отечественной доктрине высказывается мнение, что четвертая часть ГК РФ занимает отличное от других его частей место[5]:
- 1) большинство норм ГК РФ об интеллектуальных правах имеют иную сферу действия в пространстве, чем нормы других отраслей гражданского права, соответственно, эти нормы ГК РФ по-иному соотносятся с нормами иностранного права, регулирующими такие же отношения по поводу прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
- 2) в нормах части четвертой ГК РФ учтено и воспроизведено значительное число норм международных договоров о правовой охране интеллектуальной собственности с участием России (в некоторых случаях — и договоров, в которых Россия пока не участвует). Приблизительно до трети общего объема разд. VII ГК РФ составляют нормы, имплементируемые из международных договоров в сфере интеллектуальных прав.
Международная охрана интеллектуальной собственности
Как уже говорилось, право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации имеет территориальный характер. Оно не действует само по себе (автоматически) на территории других государств.
Для того чтобы, например, права правообладателя охранялись на территории другой страны или нескольких стран сразу, необходимо заключение соответственно двустороннего или многостороннего международного договора.
Первым универсальным договором в сфере промышленной собственности была Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года. Затем появилось универсальное соглашение в области авторских прав – Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года.
Перечень охраняемых объектов авторского права постепенно расширялся. Так, в сфере авторского права и смежных прав с развитием техники (звукозапись, радиотрансляция и т.д.
) назрела необходимость выделить группу прав организаций – производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания (субъекты смежных прав).
Этот процесс сопровождался принятием на международном уровне изменений в соглашениях между государствами и заключением новых международных договоров.
В настоящий момент Российская Федерация является участницей ряда международных соглашений, ключевые из которых необходимо упомянуть.
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года. Текст соглашения пересматривался несколько раз (в 1908, 1928, 1948, 1967 и 1971 году). В числе участников конвенции – более 145-ти государств.
Российская Федерация присоединилась в 1994 году, при этом Россия сделала уведомление, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием.
Этим нарушается принцип ретроохраны, то есть охраны произведений, которые на момент вступления Конвенции в силу еще не стали общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны (ст. 18 Конвенции).
По своей сути, Конвенция базируется на трех принципах:
- принцип национального режима – произведения, созданные в одной из стран – участниц Конвенции, получают в других странах-участницах такую же охрану, как и произведения, созданные собственными гражданами;
- принцип автоматической охраны – национальный режим не зависит от выполнения каких-либо формальностей (депонирование произведения, регистрация и т.п., которые существуют в некоторых странах, таких как США, Англия);
- принцип независимости охраны – произведение охраняется в странах-участницах Конвенции независимо от того, предоставлена ли охрана в стране происхождения произведения.
Ст.
2 Конвенции определяет круг охраняемых произведений и приводит их примерный перечень: «Термин «литературные и художественные произведения» охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены, как-то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам».
Конвенция предусматривает деление авторских прав на имущественные и личные неимущественные. К последним относится право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.
К имущественным правам Конвенция относит:
- право на перевод;
- право на воспроизведение;
- право на публичное исполнение и передачу исполнения для всеобщего сведения драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений;
- право на передачу произведений в эфир или публичное сообщение этих произведений любым другим способом беспроволочной передачи знаков, звуков или изображений;
- право автора литературного произведения на публичное чтение своего произведения, осуществляемое любыми средствами или способами;
- право автора на передачу любым способом чтения своего произведения для всеобщего сведения;
- право авторов литературных и художественных произведений на переделки, аранжировки и другие изменения своих произведений;
- право авторов литературных и художественных произведений на кинематографическую переделку и воспроизведение своих произведений и распространение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений, а также право на публичное представление и исполнение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений и сообщение их по проводам для всеобщего сведения.
Другим заслуживающим внимание документом является Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. Российская Федерация участвует в Конвенции в редакции 1952 г. – с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. – с 9 марта 1995 г. Всемирная конвенция не действует с обратной силой, в отличие от Бернской конвенции.
Важное положение, имеющее практическое значение, содержится в статье III Всемирной конвенции: если какое-либо государство предусматривает соблюдение формальностей для цели предоставления охраны произведению (депонирование произведения, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства), то для иностранных авторов, произведения которых впервые выпущены в свет вне территории этого государства, эти формальности считаются выполненными, если, начиная с первого выпуска в свет этих произведений, все их экземпляры, выпущенные с разрешения автора или любого другого обладателя его прав, будут носить знак г с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет; этот знак, имя и год выпуска должны быть помещены таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право сохраняется.
Всемирная конвенция признает право на перевод, но ограничивает его в связи с потребностями развивающихся государств.
Если зарубежное произведение не было переведено на национальный язык государства по истечении 7 лет с момента его выпуска в свет, то любой Гражданин этого государства – участника Конвенции может получить от компетентного органа данного государства неисключительную лицензию на перевод и выпуск в свет переведенного таким образом произведения на национальном языке, на котором оно до этого не было выпущено в свет.
Срок охраны произведений, на которые распространяется действие Конвенции, не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти.
Но если государство ограничивает этот срок для произведений определенных категорий периодом, исчисляемым со времени первого выпуска в свет произведения, то оно вправе сохранить такие отступления или распространить их на произведения других категорий.
Для произведений всех этих категорий срок охраны не может быть короче двадцати пяти лет, считая со времени первого выпуска в свет (п. 2 ст. 4).
Еще один важный международный документ – Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. Российская Федерация – участница Конвенции с 13 марта 1995 г.
Как признается в Конвенции: «Каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики» (ст. 2). Таким образом, за производителем фонограмм закрепляется право на воспроизведение и право на импорт. Естественно, ввоз (импорт) фонограмм для личных нужд не подпадает под действие этого права.
«В тех случаях, когда одно из государств-участников в соответствии со своим национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограмм, распространяемые среди публики, или их упаковка имеют специальную надпись в виде символа P (в круге) с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной; если копии или их упаковка не устанавливают производителя фонограмм, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии» (ст. 5).
Кроме того, Россия является участницей Конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция).
Это первое международное соглашение по смежным правам, которое охватывает всех субъектов: исполнителей, производителей фонограмм, вещательные организации.
После этой конвенции международные соглашения в области смежных прав касались только отдельных субъектов и их прав. Россия стала участницей этой конвенции с 26 мая 2003 г.
Конвенция основана на принципе национального режима, который относится ко всем трем субъектам смежных прав. Конвенция предусматривает, какими правами пользуются исполнители, производители фонограмм и организации вещания.
Срок охраны, предоставляемый в соответствии с Конвенцией, длится по меньшей мере до конца двадцатилетнего периода, исчисляемого с конца года, в котором:
- была осуществлена запись фонограмм и включенных в них исполнений;
- имели место не включенные в фонограммы исполнения;
- имела место передача в эфир.
Помимо названных, Российская Федерация является участницей Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г.
Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (далее – Брюссельская конвенция), была подписана в Брюсселе 21 мая 1974 года. Для СССР указанная конвенция вступила в силу 20 января 1989 г., Российская Федерации является участницей конвенции как правопреемница СССР.
Брюссельская конвенция направлена на запрещение противозаконного распределения программонесущих сигналов, передаваемых с помощью спутника.
Дело в том, что вещание через спутники не охватывается определением Римской конвенции «передача в эфир» («передача беспроволочными средствами звуков или изображений и звуков для приема публикой»), поскольку на момент принятия Конвенции «публика» еще не могла непосредственно принимать сигналы со спутников – обязательно присутствовал посредник, который, принимая сигналы со спутника, затем распространял их по кабелю.
Согласно положениям Брюссельской конвенции договаривающиеся государства вправе выбирать способ предотвращения противозаконного распространения сигналов. Положения Брюссельской конвенции не распространяются на случаи передачи сигналов от органа-источника или по его поручению и излучения через спутники для непосредственного использования публикой.
Таким образом, из сферы действия Конвенции исключается распространение сигналов, полученных от спутников прямого вещания, позволяющих принять передачи непосредственно при помощи радиоприемников и телевизоров без использования наземной станции.
Кроме того, положения данной конвенции не применяются к распространению вторичных сигналов, полученных от сигналов, которые уже были распространены лицом, для которого эти сигналы предназначались.
Ст.
4 Брюссельской конвенции предусматривается ряд исключений в целях повышения образовательного уровня населения развивающихся стран. Разрешается использовать несущие программы сигналы, если сигналы несут короткие выдержки из передаваемой с помощью спутника сигналов программы, содержащие сообщения о текущих событиях, предназначенные для использования в информационных целях или в качестве цитат, или передаваемая сигналами программа распространяется в развивающихся странах в образовательных или научно-исследовательских целях.
- Однако в указанной конвенции новые права организациям вещания непосредственно не предоставляются.
- Среди региональных международных соглашений, участницей которых является Российская Федерация, необходимо отметить Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.
- Соглашение предусматривает, что «государства-участники предпримут необходимые меры для разработки и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Женевской конвенции об охране производителей фонограмм от неразрешенного воспроизведения их фонограмм, Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций телерадиовещания».
В соответствии с соглашением: «Государства-участники будут проводить совместную работу по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав и через свои компетентные организации будут содействовать разработке конкретных программ и мероприятий» (ст. 4 Соглашения).
Сравнительно недавно наша страна стала участником Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г. и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.
Договор ВОИС по авторскому праву является ключевым в этой области, хотя оба названных договора ВОИС 1996 г. приняли вызов цифровых технологий и, в частности, в согласованном заявлении к ст.
1 Договора по авторскому праву закрепили следующее положение: «Право на воспроизведение в том виде, как оно определено в Бернской конвенции (ст. 9), и допускаемые этой статьей исключения полностью применяются в цифровой среде и, в частности, к использованию произведений в цифровой форме.
Понимается, что размещение охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле ст. 9 Бернской конвенции».
Также в соответствии с Договором по авторскому праву авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения, включая их «доведение до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору» (ст. 8). Эта замысловатая формулировка относится, прежде всего, к сети Интернет.
Договор также ввел понятие «информация об управлении правами».
Это информация, которая «идентифицирует произведение, автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение или информацию об условиях использования произведения и любые цифры или коды, в которых представлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения или появляется в связи с сообщением произведения для всеобщего сведения» (п. 2 ст. 12).
Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, как и предыдущий, ориентирован на цифровые технологии, но уже применительно к своей сфере. В преамбуле договора содержатся, в частности, такие слова: «Договаривающиеся стороны…
признавая глубокое влияние развития и сближения информационных и коммуникационных технологий на производство и использование исполнений и фонограмм…».
Этим определено содержание последующих статей – многие из них обусловлены возникновением новой среды распространения исполнений и фонограмм, цифровой среды.
Например, ст.
10 признает исключительное право исполнителей «разрешать доведение до всеобщего сведения своих исполнений, записанных на фонограммы, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору». Аналогичная статья (ст. 14) введена в отношении права производителей фонограмм.
Интерес представляет ст.
18: «Договаривающиеся стороны предусматривают соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых исполнителями или производителями фонограмм в связи с осуществлением своих прав по договору и ограничивающих действия в отношении их исполнений или фонограмм, которые не разрешены исполнителями или производителями фонограмм либо не допускаются законом».
Еще один документ «на подходе» к подписанию со стороны России – Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Оно вступило в силу 1 января 1995 г. и обязательно для всех стран-членов Всемирной торговой организации.
Это соглашение универсально не только по количеству стран-участниц, но и по кругу прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые оно охватывает: авторское право и смежные права, право на товарные знаки, географические указания, промышленные образцы, патенты, топологии (топографии) интегральных микросхем, закрытую информацию (п. 2 ст. 1 Соглашения). Соглашение базируется на принципе национального режима, режиме наибольшего благоприятствования.
Что такое интеллектуальная собственность?
Понятие «интеллектуальная собственность» до конца ХХ века четко не формулировалось, оно использовалось юристами и экономистами только в качестве теоретических рассуждений.
Однако в 1967 году в Стокгольме была утверждена Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
С этого времени понятие стало активно развиваться, включая в себя все новые результаты умственного человеческого труда.
С активным развитием интернета и социальных сетей сталкиваться с нарушениями права собственности на текстовый, фото и видео контент приходится все чаще.
Создатели зачастую не знают, как размещать материалы в сети таким образом, чтобы их никто не смог присвоить.
Если вы столкнулись с присвоением ваших авторских лавров кем-то другим, обратитесь за консультацией к грамотным юристам, специализирующимся на подобных вопросах.
- Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
- Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
- С этим вопросом могут помочь 19 юристов на RTIGER.com
Решить вопрос >
Что такое интеллектуальная собственность
Согласно определению ВОИС (на английском языке данная аббревиатура выглядит как WIPO), интеллектуальная собственность представляет собой право на результаты творения человеческого разума. Ст. 1225 ГК РФ раскрывает это определение, уточняя, что, помимо результатов умственной деятельности, это понятие включает в себя и средства индивидуализации. И то, и другое охраняется законом.
Также ГК РФ добавляет к определению признаки интеллектуальной собственности, для более корректной трактовки и определения принадлежности конкретного предмета к понятию. Вот эти признаки:
- Нематериальность. Нужно четко понимать, что, если существует вещь — она материальна, и права на нее также регулируются законодательством. Однако способы владения и распоряжения творческими объектами отличаются от манипуляций с собственностью в классическом понимании. Именно нематериальность позволяет это реализовать.
- Абсолютность. Автор всегда противопоставлен в праве всем остальным. И отсутствие запрета не дает права владения и пользования другим людям.
- Нематериальное воплощается в материальное. Например, идея становится текстом. Музыка — пластинкой. Однако наличие собственности на материальное отражение произведения не дает прав на интеллектуальную собственность.
- Объект должен быть отнесен к данному виду собственности на законодательном уровне, то есть быть прописан в законодательных актах.
Последний пункт стремительно теряет свою актуальность с появлением все новых средств индивидуализации. Таких, например, как имя домена или ник, аватар. Однако на текущий момент в России защитить права можно только на прописанные в ГК РФ объекты.
Виды интеллектуальной собственности
Как уже было отмечено ранее, в России к объектам интеллектуальной собственности относятся только те, которые закреплены в ст. 1225 ГК РФ. Все остальные не могут быть признаны таковыми, а следовательно, их защита на законодательном уровне не подразумевается.
Авторское право. Это юридический термин, который закрепляет за авторами право на созданные ими произведения.
Помимо литературных творений (текстов, рассказов, романов, пьес и так далее), к авторскому праву относят такие объекты как музыкальные произведения, картины и скульптуры, фильмы и видеоролики, компьютерные программы и базы данных, рекламную продукцию, карты и чертежи.
Авторские права возникают автоматически при создании объекта. Они сохраняются за автором на протяжении всей его жизни. За каждым человеком ГК РФ закрепляет право предъявить претензии в случае установления факта использования материалов или их части другими людьми без ссылки на автора или без официально оформленного разрешения.
Смежные права. Как следует из названия, к ним относят права, смежные с авторскими. Здесь имеется в виду возможность распоряжаться объектом интеллектуальной собственности для исполнителей, создателей фонограмм, аранжировок, ремиксов, для издателей, переводчиков и так далее.
Смежные права возникают по правилам, аналогичным авторским. Однако стоит помнить, что их появление возможно только в том случае, если на это было дано согласие автора. Например, воспроизведение музыкального произведения возможно только при наличии лицензионного договора. При его отсутствии такие действия будут трактоваться как нарушение авторских прав.
Исключением являются произведения фольклора. На них смежные права можно обрести без дополнительных документов. Также исключениями являются произведения, авторов которых нет в живых (в случае отсутствия правопреемников), так как со смертью творца авторское право прекращает свое действие, если не была оформлена его передача.
Патенты. Это понятие подразумевает право на какое-либо изобретение.
При этом у создателя есть закрепленная законодательно возможность решать, кто, каким образом и когда сможет (или, наоборот, не сможет) использовать его изобретение.
Для общества важным является то, что в обмен на патентное право создатель делится подробной технической документацией по созданию и работе устройства.
В патентном праве, в свою очередь, выделяют три наименования объектов интеллектуальной собственности:
- Изобретения. Это могут быть не только технические конструкции, но и биологические производные: вещества или штаммы микроорганизмов, химические формулы, генетические конструкции.
- Полезные модели. Это должен быть новый и применимый в промышленности объект, некое техническое решение, которое относится к определенному техническому устройству.
- Промышленные образцы. Под данным понятием подразумевается художественно-конструкторское решение какого-либо изделия, которое определяет его будущий внешний вид и пользовательские характеристики.
Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. Это общая группа, включающая в себя объекты, не подпадающие под авторские, смежные права и патенты. К ним относят:
- ноу-хау (право на секреты производства);
- селекционные достижения (права на новые сорта растений);
- топографические объекты (географические названия, наименования мест происхождения).
Средства индивидуализации. Как и следует из названия, это любые объекты, которые позволяют юридическим лицам, товарам, услугам выделяться на фоне идентичных. К этой группе относят:
- Товарный знак. Под этим понятием подразумевают отличительное обозначение, позволяющее идентифицировать конкретный продукт в массе ему подобных.
- Фирменное наименование. Позволяет идентифицировать все предприятие в целом. Зачастую не имеет отношения к производимой продукции или оказываемым услугам.
- Наименование места происхождения товара. Обеспечивается свидетельством, полученным в результате государственной регистрации.
Для каждого вида интеллектуальной деятельности в ГК РФ закреплена своя глава, в которой подробно описаны все процедуры, касающиеся приобретения, защиты и сохранения прав.
Защита интеллектуальной собственности
ГК РФ подразумевает некоторые особенности процедур присвоения и защиты прав интеллектуальной собственности для каждой группы объектов. Однако существуют и общие способы, применимые к любому случаю. К ним относят:
- признание права — включая процедуры закрепления права на конкретный объект;
- пресечение нарушения — прекращение неправомерного использования;
- возмещение убытков — в том числе, выплату недополученных премий;
- изъятие контрафакта — как физическое, так и из доступа потребителей;
- публикация решения суда.
В случае установления нарушений прав интеллектуальной собственности законодательством предусмотрено наказание в виде гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Чаще всего в процессе разбирательств назначаются штрафы. Однако плагиат и незаконное использование объектов авторского или смежного прав грозят уголовной ответственностью, вплоть до лишения свободы.
Источники:
Ссылка на сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности