Как не лишиться прав: завершение обгона через сплошную

Ни для кого не секрет, что наиболее сложным маневром во время дорожного движения является обгон.

Для этого водитель должен заранее рассчитать траекторию движения и обратить внимание на разметку. Многие полагают, что достаточно просто посмотреть на встречную полосу и на этом все.

Но опасность может подстерегать с любой стороны, из-за чего водители нередко совершают ошибки.

Как не лишиться прав: завершение обгона через сплошнуюКогда маневр уже почти заканчивается, впереди образуется сплошная линия. Многие в таких условиях теряются и вообще выезжают на встречную обочину

Во время движения водители совершают большое количество ошибок. Самая распространенная — завершение обгона через сплошную линию разметки. Такое происходит, когда водитель неправильно оценивает свои возможности и пускается на обгон.

А когда маневр уже почти заканчивается, впереди образуется сплошная линия. Многие в таких условиях теряются и вообще выезжают на встречную обочину. Ведь в уме у каждого лежит мера наказания за пересечение сплошной.

Но что делать водителю, если поблизости стоит экипаж ГИБДД? Можно ли выйти из такой ситуации и избежать административного наказания?

Для начала вспомним, что считается правонарушением. Это противоправное действие или же бездействие, за которое предусматривается ответственность, согласно закону.

Если же рассматривать указанную ситуацию с завершением обгона через сплошную, сотрудники ГИБДД могут указать на часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Данная норма устанавливает меру наказания за выезд на встречную полосу в запрещенном для этого месте.

Как не лишиться прав: завершение обгона через сплошнуюЗавершение обгона через непрерывную линию разметки приравнивается к выезду на встречную полосу через сплошную линию

Данный факт вызывает возмущение у многих автомобилистов.

Одно дело, когда водитель видел знак и разметку, и намеренно совершил обгон в запрещенном месте, а другое — когда обгон совершался в разрешенном для этого месте, но водитель не рассчитал расстояние до сплошной линии. В последнем случае человек не собирался нарушать Правила дорожного движения, значит и мера наказания за такой проступок должна быть более мягкой.

К сожалению, Верховный Суд в таком деле встал на сторону сотрудников ГИБДД.

В Пленуме №20 от 2019 года указано, что завершение обгона через непрерывную линию разметки приравнивается к выезду на встречную полосу через сплошную линию.

Напомним, что в 2021 году за пересечение сплошной предусматривается штраф в размере 5000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев.

Как не лишиться прав: завершение обгона через сплошнуюИзбежать наказания можно только в том случае, если автомобиль наехал на разметку лишь одним колесом

Самый разумный совет для водителей в таком случае — перестраховаться. Если нет уверенности в том, что вы сможете вернуться в свою полосу вовремя, лучше отложить обгон.

Избежать наказания можно только в том случае, если автомобиль наехал на разметку лишь одним колесом. В ПДД запрещено выезжать на встречную полосу, но зато нет такого понятия как «езда по разметке».

Поэтому такая ситуация может являться спорной. Иногда водителям удается отделаться штрафом в размере 1500 рублей.

Главное — отстоять свои права можно только при помощи доказательств. Хорошо, если в автомобиле будет установлен видеорегистратор, с которого можно взять запись и просмотреть факт нарушения или его отсутствия. Перед подписанием протокола следует указать, что все зафиксировано на видеорегистратор. Записывать файл и передавать его сотрудникам ГИБДД можно только после подписания протокола.

Итог. Обгон — наиболее сложный маневр на дороге. При его завершении следует убедиться, что впереди прерывистая линия разметки. В противном случае можно получить штраф.

Можно ли завершать обгон через сплошную линию разметки

Банальная ситуация на дороге – движущийся впереди автомобиль перемещается со скоростью черепахи, нагоняя смертельную скуку.

Что станет делать любитель адекватной езды или экстремального драйва? Попробует обогнать едва «ползущий» автомобиль, как только впереди замаячит прерывистая линия, разрешающая обгон.

Но не всегда удается правильно рассчитать пространство для такого маневра как завершение обгона через сплошную линию, поэтому автомобилистов живо интересует, что делать, если обгон начал на прерывистой, а закончил на сплошной.

Ответ тем более актуален, если подобные действия фиксирует ДПС – пересечение сплошной линии влечет денежный штраф или лишение прав на 4-6 месяцев.

Завершение обгона через сплошную линию

Как не лишиться прав: завершение обгона через сплошную

Водителю вменяют нарушение ПДД и штраф за завершение обгона через сплошную линию разметки. И что интересно, сотрудник ДПС зафиксирует обгон с выездом на «встречку», а не начало обгона на разрешенном участке пути с невозможностью завершить маневр по правилам.

Для начала не помешает продемонстрировать инспектору свою грамотность, поэтому водитель может предпринять следующие действия:

  1. Сфотографировать участок дороги на мобильный телефон. На снимках четко должна быть видна проезжая часть, разметка, дорожные указатели, автомобили сотрудников ДПС и «правонарушителя». Очень не помешает запечатлеть знак «3.20», отмечающий начало сплошной.
  2. Сделать замеры разметки. Перед сплошной 1.1, которую пересекать категорически нельзя, всегда идет разметка 1.6 (между 1.1 и 1.5) – «маякует» о приближении к сплошной. Длина 1.6 на трассе составляет 100 метров, в населенном пункте – 50 м – стоит проверить эти цифры.
  3. Если длина предупреждающей разделительной полосы не соответствует ГОСТ, можно «съезжать» на невозможность завершить маневр обгона с технической стороны – мало пространства. Нужно четко обозначить место совершения вменяемого правонарушения.

Подобные действия не порадуют сотрудника ГИБДД. За редким исключением инспектор захочет связываться со слишком умным водителем и пожелает «Счастливого пути».

Если инспектор составил протокол, не стоит подтверждать свое согласие или несогласие с фактом правонарушения. Лучше указать на наличие фотографий участка дороги и замеров разделительной полосы. Полчаса потраченного времени могут сохранить водителю удостоверение.

Пересечение сплошной линии разметки при завершении обгона

Описанные выше действия помогают не всегда – разметка соответствует ГОСТу, инспектор не в настроении. Смысл ст. 2.1 КоАП применительно к данной ситуации выглядит так:

  1. У лица была возможность соблюсти правила.
  2. Лицо не предприняло зависящие от него меры.
  3. Лицо является виновным в правонарушении – и с этим можно поспорить.

Манёвр обгона начат правильно, указатель «3.20» не был в поле зрения водителя, к примеру, обзор закрыла габаритная техника.

Можно ли закончить обгон на сплошной линии

Чтобы завершить обгон правильно, то есть, не пересечь сплошную линию, водителю пришлось бы затормозить на «встречке». Это могло спровоцировать опасную ситуацию на дороге или привести к аварии.

Вывод – водитель не располагал всеми возможностями для соблюдения правил и норм КоАП. Так и нужно обозначить в протоколе, а чтобы избежать подобных неприятностей, стоит перед обгоном убедиться, что пространства для маневра достаточно.

Какое наказание, если обгон начал на прерывистой, а закончил на сплошной

Всякое бывает. Так попытка обогнать другую машину на прерывистой линии может завершиться совсем не так, как вы планировали. И уж если автомобиль оказался на сплошной, и это зафиксировали сотрудники ГИБДД, то результат будет плачевным: придется отправиться в мировой суд.

Причем причина не имеет никакого значения. Погода, другие водители, плохое настроение…

Впрочем, есть один нюанс: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.02.2012 года. Если сослаться на него и доказать, что сплошная линия не была пересечена, то это спасет от негативных последствий, т.к. водитель, начиная обгон не мог предвидеть, что начнется сплошная линия разметки.

Однако сделать это будет непросто. Зачастую судьи игнорируют подобные попытки. Поэтому водителям приходится платить штраф в размере 5 000 рублей. Или их могут лишить прав.

Более того, если вероятность лишения прав вас пугает, то целесообразнее признаться во всем и отделаться одним штрафом. Правда, даже при таком исходе есть вероятность, что придется расстаться с правами.

Обгон на прерывистой — 830 советов адвокатов и юристов

В ПДД установлены точные определения и условия. Например, в них указано, что пересекать сплошную линию запрещается. Также установлено требование, чтобы автомобиль находился справа от указанных линий. Последнее условие установлено недавно, и действует в 2020 году.

Что делать, если вас хотят наказать лишением прав или оштрафовать, если обгон завершен по сплошной линии? А начинали вы его, еще находясь на прерывистой линии, и ничего не нарушали. Можно ли по Правилам таким образом пересекать сплошную линию на дороге, как избежать штрафа и изъятия прав?

Можно ли заканчивать обгон по сплошной

Такая ситуация на дорогах возникает часто. Вы движетесь на автомобиле по двухполосной дороге. Одна полоса предназначена для попутного движения, другая – для встречного. Вы начинаете обгон, пересекая прерывистую линию. Но неожиданно возникает сплошная разметка, и вернуться на свою полосу можно только, проехав по ней.

Таким образом выглядит описанная ситуация:

  Универсальный контроллер (ДХО) дневных ходовых огней

Здесь показано два вида разметки проезжей части:

  • 1.1 – сплошная одинарная (указывается на двухполосных дорогах).
  • 1.3 – сплошная двойная (согласно ПДД, наносится на дорогах с четырьмя и более полосами). Правила обгона не отличаются от разметки 1.1.
Читайте также:  Как положить человека в психиатрическую больницу без его согласия

Отвечая на вопрос, можно ли закончить обгон по сплошной, если вначале была прерывистая разметка, Правила отвечают отрицательно.

Причиной этого является условие действия разметки 1.1 и 1.3, которые категорически запрещают их переезжать на автомобиле. Кроме этого, в ПДД пункте 9.1.1 указано, что запрещено находиться по левую сторону от сплошных линий. Исключением является только сплошная линия, которая отделяет парковку или обочину. Трамвайные линии, разделяющие две противоположные полосы, также нельзя пересекать.

Если обгон начат и закончен на прерывистой разметке

Другой случай – более хитрое движение на дороге водителей, которые любят обгонять. Начало маневра было по прерывистой разметке, и закончено опережение также по прерывистой. Хотя двигался водитель по встречной полосе возле сплошной линии.

В ПДД два года назад введен в действие пункт 9.1.1, который совпадает с решениями Верховного суда. Он указывал, что автомобиль не должен находиться по левую сторону от сплошной.

Они изымали права у водителей или штрафовали на крупную сумму, если это требование нарушалось. Другими словами, ПДД пункт 9.1.

1 недвусмысленно говорит нам, что запрещено ехать по встречной полосе, если справа находится разметка 1.1 или 1.3.

Когда допускается завершение маневра

И все же завершение обгона через сплошную линию разметки иногда можно оправдать. Удается даже избежать наказания, если речь об одном из следующих случаев:

  • Запрещенная к пересечению разметка началась в буквальном смысле внезапно. По правилам ее должна предварять предупреждающая линия, имеющая номер 1.6. Эту разметку наносят перед тем, как начнется 1.1 или 1.11, и протяженность ее должна быть 50 м в населенном пункте. А вне его это расстояние установлено не менее 100 м. В отсутствие 1.6 водитель не может догадаться, что вскоре на дороге пойдет сплошная.

Поэтому, начав обгонять, имеет право закончить действие и встать в свой ряд. Ведь иначе не получится вернуться на нужную полосу и соблюсти безопасность. Если 1.6 завалена снегом или залеплена грязью, водитель тоже не обязан догадываться, что она есть.

  • Автомобиль не смог вернуться на свою полосу другим способом по объективным причинам. Например, обгоняемое ТС прибавило скорость, из-за чего обгоняющий более долгое время вынужден находиться на встречной. А сзади в его ряду уже возник третий автомобиль. Здесь завершение маневра обгон через сплошную становится единственным способом избежать столкновения со встречным транспортом.
  • Для возврата на свою полосу пришлось бы применить экстренное торможение, что могло стать причиной аварии. В этих условиях присутствует крайняя необходимость именно в завершении маневра.
  • Мнение эксперта
  • Надежда Смирнова
  • Эксперт по автомобильному праву

Но и при наличии любого из этих обстоятельств придется доказывать свое право пересечь непрерывную разметку. Проще будет, когда виноваты дорожные службы, забывшие нанести линию 1.6 или вовремя не расчистившие дорогу. В других случаях сотрудник ГИБДД наверняка захочет выписать штраф.

Еще нужно помнить, что иногда речь может идти не об обгоне, а опережении. Это разные действия, которые дифференцируют и ПДД. Опережение тоже выполняется в отношении транспорта, едущего в попутном направлении, но без выезда на встречную полосу, то есть и без пересечения сплошной. В этом случае состава правонарушения вообще нет.

Смотрите в этом видео о правилах обгона:

Штраф и изъятие прав

Статья КоАП, позволяющая наложить штраф за обгон по сплошной, 12.15. За это грозит строгое наказание за нарушения Правил на дороге, которое предусматривает штраф 5000 рублей. Но еще строже будет лишение прав, оно установлено частью 4 статьи. Срок изъятия прав составляет 4-6 мес.

Другие меры за данное нарушение применяться не могут:

  1. На штрафную стоянку отправить ваш автомобиль не могут, согласно статьи КоАП 27.13.
  2. Запретить эксплуатировать авто и снять госномера также не имеют право.
  3. Конфискации имущества или ареста не предусмотрено.

Лишение прав или штрафная санкция используются в виде вариантов: одно из двух наказаний. Первое считается более строгой мерой и используется в том случае, если есть одно из условий:

  1. Неоплаченные штрафы за обгон.
  2. ДТП из-за совершения обгона.
  3. Маневр совершен при алкогольном опьянении.

При наличии смягчающих обстоятельств вместо лишения выписывают штраф:

  • признание вины в нарушении;
  • наличие малолетних детей, беременность;
  • несовершеннолетний возраст;
  • другие обстоятельства.

Кто может выбирать вид наказания? Дело о нарушении вначале приходит начальнику ГИБДД, где совершен запрещенный обгон. Инспектор не имеет права составлять постановление на дороге, он может только оформить протокол, открыв административное дело.

Затем вас вызовут в отделение, где нужно подробно изложить обстоятельства нарушения и свое мнение. В ГИБДД можно не приходить, но тогда вы рискуете лишиться своих прав.

Сотрудники ГИБДД, и даже начальник, не могут изъять права в качестве наказания. Такое решение может принять только судья. Поэтому сотрудник, рассматривающий дело, собирает все документы, доказательства и отправляет их в суд.

После этого судья принимает решение о лишении или наложении штрафа.

Повторность

Есть у такого обгона по сплошной разметке рецидив. Он заключается в том, что если вы повторно попались за один год с таким же нарушением, то права заберут сроком на 1 год. Если запрещенный обгон был обнаружен камерой автоматической фиксации, то налагается штраф 5 тысяч рублей.

Как отсчитывать срок 1 год? Начало его будет от даты исполнения наказания за первое нарушение. То есть, когда водителю были возвращены права, или оплачен штраф.

Штраф за нарушение

Наказание за маневр может налагаться по разным частям статьи 12.15 КоАП. Это зависит от квалификации проступка. Собственно штраф за завершение обгона через сплошную требуют в соответствии с разделом 4 статьи:

  1. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
  2. А если нарушение фиксируется не в первый раз за 12 месяцев, водитель «заработал» себе подпункт 5 той же статьи:
  3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
  4. Но если удается доказать, что наличие препятствия вынудило завершение обгона через сплошную, наказание налагают по более мягкой части 3:
  5. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

  Средняя тяжесть вреда здоровью при ДТП

Как не допустить лишения прав

Если у вас хотят изъять водительское удостоверение, либо оштрафовать, воспользуйтесь некоторыми нюансами, которые помогут избежать ответственности. Однако к ним нужно подходить осторожно.

Разметка 1.16

Это линия, изображенная на дорожном полотне, в виде длинных штрихов с небольшими промежутками. Рассмотрим, насколько правильно наносится такая разметка перед сплошными линиями (одинарной или двойной). Она предназначена предупреждать водителей о скором начале сплошной линии, и что обгон будет запрещен.

Согласно ГОСТ Р 52289-2004 пункта 6.2.8, прерывистая разметка должна иметь длину свыше 50 метров.

При выявлении более короткой линии, этот факт можно использовать для доказательства причин и связи того, что вы не успели завершить маневр обгона до начала сплошной.

Поэтому привлечение вас к ответственности будет нарушением закона. Можно утверждать, что вина не ваша, а дорожной службы, которая не соблюдала правила нанесения разметки.

Измерять параметры линий на дороге можно после вынесения постановления: во время рассмотрения дела или его обжалования. Для этого нужно собрать доказательства. Можно предъявить видеозапись, на которой видно ваше расположение на местности, название улицы, номер дома.

Изменение вида наказания

Если у вас хотят забрать права за запрещенный вид обгона по сплошной линии, можно переквалифицировать меру наказания на штраф. Это было рассмотрено подробно выше.

Если у инспектора нет видеозаписи

В таком случае избежать лишения прав будет трудно, но все-таки попробовать можно. При этом доказательством является обычный протокол инспектора. А судьи доверяют глазам сотрудника ГИБДД больше, чем простому водителю.

Поэтому, если инспектор в суде скажет, что видел, как автомобиль закончил обгон на сплошной разметке, то суд наверняка ему поверит. А без видеозаписи доказать что-либо будет трудно. Но практика судов постепенно склоняется к водителям. Этому способствовал Верховный суд. Он считает, что для наказания водителя мало иметь один протокол.

Инспектор отказался показать видео

Сотрудник сказал, что у него имеется видеозапись запрещенного обгона, но не показывает водителю. По закону инспектор не обязан показывать видеозапись нарушения. Но его отсутствие повлияет на результат решения суда или начальника ГИБДД.

Сплошную линию не видно из-за условий погоды

Это сыграет важную роль в вашу сторону. В такой ситуации выписать вам штраф, а тем более, лишить прав будет трудно. Вашей вины нет в том, что линия запачкана грязью или засыпана снегом. Но собрать подтверждения нужно заблаговременно. Видеосъемку нужно провести таким образом, чтобы время и дата определялись.

Не смог вернуться

Что делать водителю, если он начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной, но при этом вся разметка нанесена без нарушений? В этом случае вам придётся доказывать в суде, что у вас не было возможности вовремя вернуться в свой ряд без создания аварийной ситуации на дороге.

Согласно КоАП, любой человек может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, если судом будет выявлено, что у него была возможность соблюдения всех установленных Кодексом норм и правил, однако им не были приняты к действию все меры по их соблюдению. Иными словами, вам нужно будет доказать, что вы использовали все попытки и возможности вернуться обратно в свой ряд, но безопасно это сделать у вас бы не получилось.

Можно упирать на то, что вас кто-то не пустил обратно в свой ряд, а это уже попадает под «опасное вождение» для того, кто вас не пускал.

Лучше ещё добавить, что для безопасного завершения манёвра вам бы пришлось существенно увеличить скорость обгона или применить экстренное торможение, что намного опаснее той ситуации, при которой вы завершили обгон, вынужденно, пересёкши сплошную линию разметки.

Судебная практика

  • В Ставропольском крае водитель стал обжаловать лишение прав за обгон на сплошной, начатый на прерывистой. Он предъявлял доказательства, что не важно, где закончен обгон, главное, что его начало было в разрешенном месте. Суд отклонил такую жалобу, но смягчил меру с лишения прав до 5000 рублей штрафа.
  • Похожее дело рассматривалось, когда водитель в суде просил снизить наказание из-за того, что не заметил знак «Обгон запрещен».
  • В Московской области водитель просил уменьшить наказание, мотивировав суд — малолетним сыном. Он указал, что автомобиль для него является средством заработка. Судья смягчил наказание с лишения до штрафа.
  • В Симферополе водитель подал жалобу на постановление о лишении прав. Он сообщил, что автомобиль, который он обгонял, стал повышать скорость, и препятствовал завершению маневра. Но суд жалобу отклонил.
  • Саратовский суд из-за отсутствия состава нарушения прекратил дело по причине несоответствия длины разметки. Она была меньше 50 метров, что не соответствует ГОСТу.

Знаки

Как известно, знаки, особенно установленные на временной штанге, имеют приоритет перед дорожной разметкой. И многие недобросовестные полисмены этим пользуются, выставив его в неприметном месте, и собирая дань с тех, кто вынужденно «нарушил» правила.

В этом случае закон также на вашей стороне. Вы можете просто не увидеть этот знак, если его, например, закрыла листва или, обгоняемый вам грузовик. Более того, знак 3.

20 «Обгон запрещён» подразумевает под собой запрет на начало осуществления манёвра по обгону, а никак не его процесс или завершение. Поэтому если вы уже на встречной полосе, разметка прерывистая, и тут вы проезжаете знак 3.

20, вам законно разрешено продолжить обгон, и, убедившись в безопасности манёвра, спокойно вернуться на свою полосу.

Следует помнить также о том, что отбирать права на месте у вас никто не имеет право. Инспектора обязаны выписать вам протокол, отправить доказательства в суд, а вас отпустить. И не забывайте о том, что обгон на дороге и опережение впередиидущего автомобиля — это совершенно разные манёвры.

Можно ли пересекать сплошную при завершении обгона? Будет ли лишение прав?

Последнее обновление: 02.02.2021

Дорожная ситуация, знакомая любому городскому автолюбителю — идешь на обгон крупной фуры, соблюдая все ПДД, но внезапно прерывистая разметка коварно обрывается.

В результате, завершать маневр приходится через сплошную. Казалось бы, штраф или лишение прав гарантированы, однако это не всегда так.

Материал, составленный нашим автоюристом, поможет разобраться с проблемой, обогатит дельными юридическими советами, прояснит правила.

Завершение обгона через сплошную — лишение или нет?

Законодательство РФ ни в одном пункте не содержит слов или разъяснений о начале обгона на разрешенном участке с завершением “через сплошную полосу”. Поэтому подобные ситуации не могут быть истолкованы однозначно.

Любой отдельный случай подлежит персональной правовой оценке на предмет правомерности действий водителя, начавшего объезд ТС с положенного места, а закончившего за пределами допустимого. Пункт 11.

1 отечественного свода ПДД однозначно гласит, что водитель, приступая к обгону, сперва должен оценить состояние полосы для выезда.

Важно, чтобы она предоставляла достаточно свободного пространства (не было активного движения других авто) на расстоянии, необходимом для совершения маневра. Категорически нельзя становиться источником аварийной опасности, а также преградой, мешающей передвижению остальных машин.

Практика судопроизводства неутешительна: если инспектор или камера зафиксирует подобную ситуацию, административные штрафные санкции в 5 000 руб., а также утрата возможности управлять транспортным средством (от 4 месяцев до полугода лишения прав – первое нарушение, годичный срок – повторное) – самый вероятный исход. Вместе с тем, не все потеряно.

Об аргументах при защите в суде по пунктам:

1. Особенности разметки

Согласно отечественному требованию ГОСТ, сплошная разметочная линия на полотне дороге внезапно никогда не начинается. Гарантированно перед ее появлением сначала встречает водителя прерывистая, которую еще именуют «линией приближения».

Отличает ее “разреженная” пропорциональность нанесения: штрихи на асфальте втрое длиннее промежутков. За пределами городской черты норма отступа сплошной разметки от прерывистой («предупреждающей») составляет от 100 метров.

На всех городских трассах и дорогах — это 50 метров.

Важно! Лайфхаком защиты на суде, как и аргументом инспектору, станет отсутствие зримой разметки. Линия может отсутствовать, если стерлась без своевременного обновления либо не заметна, поскольку занесена снегом, песком, мусором.

В таком случае, особенно зафиксированном на регистратор или камеру телефона, предельно возрастают перспективы сохранить права! При остановке авто представителем службы ГИБДД, первым делом, в обязательном порядке, заполняя протокол, надо зафиксировать факт отсутствии соответствующей разметки.

Подтверждением показаний, данным в протоколе, что также требуется отметить письменно, должны стать фото и видеоматериалы с места. Надо не лениться их делать, как обеспечение гарантии невиновности. 

2. Присутствие фактора крайней необходимости

Крайняя необходимость завершения обгона через сплошную — основание, закрепленное законодательством. При судебном разбирательстве подобный довод относительно часто срабатывает. Вместе с тем, требуется веская аргументация со стороны защиты — доказательства этой «крайней необходимости», вынудившей пойти на обгон с нарушениями.

Рассматривая условные аналогии, можно выбрать следующий пример:

При заходе на свою полосу, после маневра, совершенного в положенном месте, водитель внезапно замечает выезжающую из-за поворота (или сворачивающую с лесной дороги) груженую фуру. Пришлось продолжить движение по чужой полосе, чтобы не допустить неминуемого столкновения.

Следует отметить, что без подкрепления показаниями свидетелей, фото и видео, суд вряд ли примет подобные аргументы к сведению. Российская практика судопроизводства базируется на реальных (материальных) доказательствах, не особо доверяя и обращая внимание на объяснения.

Приблизительно такая же ситуация с обращением к здравому смыслу. — Это также аргумент, но пользоваться им надо уметь.

Если нарушение было не злостным, автолюбитель не прошел по встречной полосе километры, а лишь случайно заехал на сплошную, пытаясь объехать колонну большегрузов, перспектива обращения к нему есть.

И непременно нужно отразить в протоколе, что были предприняты все возможные меры для возвращения вовремя на свою полосу (и почему это не удалось сделать, что послужило помехой). Также необходимо указать отсутствие умысла совершать нарушение ПДД.

3. Не позволили возвратиться на полосу вовремя

Отечественное законодательство запрещает автомобилистам препятствовать и становиться причиной помех обгону транспорта любыми действиями. Например, нельзя повышать скоростной режим, чтобы не пропустить другую машину вперед.

Таким образом, когда водитель ТС, намеренно давя на газ, норовит «проучить» стремящегося совершить обгонный маневр, то злостно нарушает ПДД. Разумеется, оправдать себя, как и привлечь к ответственности вредителя, помогут лишь фактические доказательства версии.

Ими выступают традиционно: свидетели, камеры регистрации, собственные отснятые видео.

В качестве заключения стоит сказать, что при развитии ситуации до стадии остановки автоинспектором с оформлением протокола, лучше сразу обзавестись надежным адвокатом. Как минимум, иметь возможность с первых минут консультироваться с ним по телефону. Идеально его присутствие при составлении протокола.

Практически обязательно — при разбирательстве дела в судебном порядке. Его миссия состоит в анализе положения сообразно знаниям о решениях, вынесенных ранее (при сходных обстоятельствах) другими судами. Разбор аналогичных случаев оправдания подзащитного обеспечит аргументы.

Поможет отменить или смягчить приговор, связанный с возможной потерей прав.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Как правильно выполнить завершение обгона через сплошную

Обгоняя идущий попутно транспорт, автомобилист может обнаружить, что пунктирная дорожная разметка сменилась сплошной. Сотрудники ГИБДД и правила такой маневр, мягко говоря, не приветствуют.

Но не все так однозначно, и иногда водителя даже не штрафуют. О том, что такое завершение обгона через сплошную, как его выполнить без нарушения ПДД, удастся ли избежать наказания, читайте в статье.

Можно ли выполнить завершение обгона через сплошную

Чтобы обогнать автомобиль, тем более несколько, необходимо довольно много пространства. А выполнение маневра разрешено только там, где для этого есть условия, то есть:

  • отсутствует знак «Обгон запрещен»;
  • нет разметки 1.1, 1.1, 1.3;
  • дорога имеет достаточную ширину;
  • пути разных направлений не пересекаются на светофоре;
  • речь не идет о пешеходном переходе и прочих запрещенных зонах.

Все эти требования закреплены в ПДД, то есть подлежат обязательному исполнению. А нарушивший любое из них водитель должен быть наказан. И то, что он пересек непрерывную линию, уже возвращаясь на свою полосу, ничего не значит. При фиксации проступка сотрудником ГИБДД тот имеет право составить протокол о нарушении.

Рекомендуем прочитать о нарушении правил обгона. Из статьи вы узнаете о том, в каких случаях обгон является нарушением правил на перекрестке, по сплошной, под знаком «Обгон запрещен» и других ситуациях.

А здесь подробнее о ДТП при обгоне.

Когда допускается завершение маневра

И все же завершение обгона через сплошную линию разметки иногда можно оправдать. Удается даже избежать наказания, если речь об одном из следующих случаев:

  • Запрещенная к пересечению разметка началась в буквальном смысле внезапно. По правилам ее должна предварять предупреждающая линия, имеющая номер 1.6. Эту разметку наносят перед тем, как начнется 1.1 или 1.11, и протяженность ее должна быть 50 м в населенном пункте. А вне его это расстояние установлено не менее 100 м. В отсутствие 1.6 водитель не может догадаться, что вскоре на дороге пойдет сплошная.

Поэтому, начав обгонять, имеет право закончить действие и встать в свой ряд. Ведь иначе не получится вернуться на нужную полосу и соблюсти безопасность. Если 1.6 завалена снегом или залеплена грязью, водитель тоже не обязан догадываться, что она есть.

  • Автомобиль не смог вернуться на свою полосу другим способом по объективным причинам. Например, обгоняемое ТС прибавило скорость, из-за чего обгоняющий более долгое время вынужден находиться на встречной. А сзади в его ряду уже возник третий автомобиль. Здесь завершение маневра обгон через сплошную становится единственным способом избежать столкновения со встречным транспортом.
  • Для возврата на свою полосу пришлось бы применить экстренное торможение, что могло стать причиной аварии. В этих условиях присутствует крайняя необходимость именно в завершении маневра.

Но и при наличии любого из этих обстоятельств придется доказывать свое право пересечь непрерывную разметку. Проще будет, когда виноваты дорожные службы, забывшие нанести линию 1.6 или вовремя не расчистившие дорогу. В других случаях сотрудник ГИБДД наверняка захочет выписать штраф.

Еще нужно помнить, что иногда речь может идти не об обгоне, а опережении. Это разные действия, которые дифференцируют и ПДД. Опережение тоже выполняется в отношении транспорта, едущего в попутном направлении, но без выезда на встречную полосу, то есть и без пересечения сплошной. В этом случае состава правонарушения вообще нет.

Смотрите в этом видео о правилах обгона:

Штраф за нарушение

Наказание за маневр может налагаться по разным частям статьи 12.15 КоАП. Это зависит от квалификации проступка. Собственно штраф за завершение обгона через сплошную требуют в соответствии с разделом 4 статьи:

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

А если нарушение фиксируется не в первый раз за 12 месяцев, водитель «заработал» себе подпункт 5 той же статьи:

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Но если удается доказать, что наличие препятствия вынудило завершение обгона через сплошную, наказание налагают по более мягкой части 3:

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Как оспорить наказание

В ситуации с обгоном, начатом без нарушения ПДД и завершаемом проездом через сплошную линию, сотрудник ГИБДД всегда должен рассматривать ситуацию в общем. Полицейские редко делают это без настояния автомобилиста. Какие доводы следует приводить во избежание наказания или ради максимального смягчения:

  • Непросматриваемая или вовсе отсутствующая разметка 1.6. Здесь водитель объективно не мог предвидеть, что возврат на свою полосу произойдет с пересечением сплошной. Ведь начало маневра было выполнено на разрешенном для этого участке.
  • Избегание путем проезда через непрерывную линию разметки более тяжких последствий, то есть завершение обгона через сплошную в условиях крайней необходимости. Например, чтобы уйти от столкновения или опрокидывания. Причиной, вынудившей закончить обгон в нарушение правил, может быть внезапное препятствие на дороге, выбоины, игнорирование ПДД другими участниками движения.

Объяснения не должны быть голословными. Лучше всего подтвердить их записью видеорегистратора. Необходимо также найти свидетелей, зафиксировать с помощью камеры мобильного положение автомобилей, дорожную обстановку, знаки, линии на полотне, его состояние. Это пригодится, если придется обращаться в суд.

Конфликт стоит попытаться решить с остановившим автомобиль сотрудником ГИБДД. Иногда полицейские руководствуются здравым смыслом и не наказывают водителя, пересекшего сплошную, но спасшего себя и других от ДТП. Если штраф все же выписан, или нарушение зафиксировано автоматической камерой, нужно обращаться к руководству ГИБДД, а потом в суд.

Постановление Верховного суда

Вопреки надеждам автомобилистов завершение обгона через сплошную Постановление Верховного суда вовсе не оправдывает. Но некоторые послабления есть. Вот что решил Пленум по поводу спора об этом:

  • Если водитель пренебрег сплошной разметкой, запрещающими обгон знаками, выехал на трамвайные пути, и все это не ради объезда препятствия, его следует наказать по части 4 статьи 12.15 КоАП.

Требование относится к двухполосным и многополосным трассам, перекресткам и другим участкам, где маневр не допускают правила.

  • Если нарушение совершено на дороге с двусторонним движением под одним из запрещающих знаков (3.20, 3.22, 5.11, 5.15.7) или с пересечением линий 1.1, 1.3, 1.11, в отношении автомобилиста применяется часть 4 той же статьи закона. Она действует и при аналогичном проступке на перекрестке с круговым движением.
  • Если под 3.20 с одновременным пересечением сплошной линии обогнать тихоходное ТС (даже без обозначения на нем), мопед, двухколесный мотоцикл, повозку, статья 12.15 применяться не должна. При маневре, совершенном в отношении этих видов транспорта, запрет не работает.
  • Если через непрерывную линию или символ 3.20 обогнать машину, едущую со скоростью до 30 км/ч, но способную двигаться быстрее, часть 4 статьи 12.15 должна быть применена. Такое авто не является тихоходным.

Рекомендуем прочитать о лишении прав за встречку. Из статьи вы узнаете о том, штраф или лишение прав ждет водителя за езду по встречной полосе, примерах ситуаций с выездом на встречку.

А здесь подробнее о штрафах ГИБДД за пересечение линий разметки.

Завершение маневра через сплошную линию при обгоне может быть опасным, чем бы ни оправдывалось. И подобного всячески стоит избегать. Это возможно, если совершать маневр по правилам, то есть убедившись, что он ничем не грозит участникам движения.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *