Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства

Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства

Приветствую вас, друзья. Самая весомая статья доходов государства – это налоги граждан. Они поступают в бюджет страны, откуда распределяются на различные нужды.

Сегодня мы разберем, куда идут налоги в России у граждан, на что были потрачены эти средства в 2020 году и какие планы у государства на 2021 год.

Виды налогов

Давайте для начала вспомним, какие налоги платят физические и юридические лица в России. Все сборы можно разделить на три группы:

  1. Федеральные налоги.
  2. Региональные.
  3. Местные.

К федеральным относятся:

  • НДФЛ (налог на доходы физического лица);
  • на прибыль организаций;
  • госпошлина;
  • акцизы;
  • НДС;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;
  • на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Региональные налоги:

  • на имущество организаций;
  • на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

К местным сборам относятся:

  • земельный налог;
  • на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.
  • Все вышеперечисленные виды сборов можно найти во второй главе Налогового кодекса.
  • Исходя из плана поступлений в бюджет того или иного уровня власти расписывают доходы и расходы – все как и на любом предприятии, либо при составлении семейного бюджета.
  • Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства
  • Есть дотационные регионы, которые не могут покрывать свои расходы за счет налоговых поступлений и поэтому получают дотации из федерального бюджета (к примеру, Воронежская, Брянская, Липецкая области).
  • А есть регионы-доноры, которые полностью обеспечивают себя самостоятельно (к примеру, Москва, Санкт-Петербург, Татарстан).

Основные направления расходов госбюджета

Итак, куда уходят все виды налоговых сборов в нашей стране. Согласно 69 статье Бюджетного кодекса РФ, основными расходными статьями являются:

  1. Социальное обеспечение населения.
  2. Обслуживание госдолга.
  3. Межбюджетные трансферты (сюда входят субсидии, дотации и прочие перечисления, которые идут из федерального бюджета в бюджет субъектов страны).
  4. Инвестиции в проекты, которые инициируют коммерческие предприятия.
  5. Закупка товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
  6. Субсидии физическим лицам, предпринимателям и юридическим лицам.
  7. Перечисления по судебным искам к субъектам РФ, муниципальным образованиям или самой федерации с целью возмещения вреда, причиненного представителями вышеназванных структур физическим или юридическим лицам.

В регионах могут быть свои статьи расходов:

  1. Создание и поддержание коммунальной инфраструктуры.
  2. Обеспечение топливом.
  3. Строительство и содержание жилищного фонда.
  4. Улучшение жилищных условий малоимущих граждан.
  5. Обеспечение досуга жителей и т.п.

Доходы и расходы бюджета в 2020 году

Статьи, на которые планируется направить деньги налогоплательщиков, и фактическое исполнение этих расходов может посмотреть любой желающий на официальном сайте Минфина. Документ называется «Бюджет для граждан».

Также можно оценить и бюджет своего региона.

На официальном сайте регионального центра можно также найти раздел «Бюджет для граждан» или «Бюджет для граждан города …». Документ доступен для скачивания в формате PDF.

Давайте посмотрим, какие доходы были опубликованы Минфином за 2020 год и сравним их с планируемыми расходами.

Доходы:

  • Налог на добычу полезных ископаемых – 5 979, 3 млрд рублей
  • Вывозные таможенные пошлины – 1 726, 1 млрд
  • Акциз на нефтяное сырье – 329, 1 млрд
  • Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья – 95,9 млрд
  • НДС – 7 492, 4 млрд
  • Налог на прибыль организаций – 1 210, 3 млрд
  • Акцизы – 1 085, 7 млрд
  • Ввозные таможенные пошлины – 656, 3 млрд
  • Прочие – 2 462, 4 млрд

Расходы:

  • Социальная политика – 5 004,1 млрд рублей
  • Национальная оборона – 3 087 млрд
  • Национальная экономика – 2 658,4 млрд
  • Национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 2 430,4 млрд
  • Общегосударственные вопросы – 1 557,4 млрд
  • Здравоохранение – 1 027,9 млрд
  • Межбюджетные трансферты – 1 010,2 млрд
  • Образование – 912,5 млрд
  • Обслуживание государственного и муниципального долга – 897 млрд
  • Охрана окружающей среды – 343,8 млрд
  • Жилищно-коммунальное хозяйство – 260,8 млрд
  • Культура, кинематография – 144,4 млрд
  • Средства массовой информации – 94,8 млрд
  • Физическая культура и спорт – 74,7 млрд

Отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год тоже есть в открытом доступе. Ознакомиться с ним можно здесь https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/03/main/Ispolnenie_2020_god.pdf

В плане расходов значилась цифра 19 503,3 млрд рублей, но по итогам их вышло больше на 4 339,2 млрд. Наибольших затрат потребовали:

  • межбюджетные трансферты (39 %);
  • закупки товаров, работ и услуг для обеспечения госнужд (18 %);
  • выплаты персоналу государственных и муниципальных органов власти и госучреждений (14 %).

Выделенные средства были направлены на реализацию 43 государственных программ по нескольким направлениям:

  1. Новое качество жизни.
  2. Инновационное развитие и модернизация экономики.
  3. Обеспечение национальной безопасности.
  4. Сбалансированное региональное развитие.
  5. Эффективное государство.

Доходы и расходы бюджета в 2021 году

Поступления и распределение бюджета в 2021 году и на плановый период 2022—2023 годов можно посмотреть в документе Минфина https://www.minfin.ru/common/upload/library/2020/12/main/2021—2023.pdf

Итак, на 2021 год планировались следующие статьи доходов:

  • Налог на добычу полезных ископаемых – 4 212,8 млрд рублей.
  • Вывозные таможенные пошлины – 1 246, 1 млрд.
  • Акцизы – 1 057, 2 млрд
  • Налог на добавленную стоимость – 7 582, 8 млрд
  • Налог на прибыль организаций – 1 197, 8 млрд
  • Ввозные таможенные пошлины – 701, 1 млрд
  • Налог на дополнительный доход – 636, 7 млрд
  • НДФЛ – 60 млрд
  • Прочие – 2 179 млрд

Планируемые расходы:

  • Социальная политика – 5 692, 9 млрд
  • Национальная оборона – 3 113, 2 млрд
  • Национальная экономика – 3 328, 3 млрд
  • Национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 2 456, 7 млрд
  • Общегосударственные вопросы – 1 582, 6 млрд
  • Межбюджетные трансферты общего характера – 969, 2 млрд
  • Обслуживание государственного и муниципального долга – 1 230, 9 млрд
  • Образование – 1 082, 7 млрд
  • Здравоохранение – 1 129, 4 млрд
  • Охрана окружающей среды – 335, 7 млрд
  • Жилищно-коммунальное хозяйство – 322, 2 млрд
  • Культура, кинематография – 135, 1 млрд
  • Средства массовой информации – 102, 8 млрд
  • Физическая культура и спорт – 65, 3 млрд
  1. Если сравнивать с предыдущим годом, то были сокращены расходы на социальную политику, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, национальную экономику и некоторые другие статьи.
  2. При этом существенно увеличены траты на обслуживание долга и охрану окружающей среды.
  3. Фактические результаты исполнения мы сможем оценить только в следующем году.

Подводим итоги

Несмотря на то, что расходы федерального бюджета имеют общедоступный характер, все-таки в отчете указаны лишь обобщенные сведения, и никто не знает, на что конкретно тратятся налоги, к примеру, в статье «Образование» или «Здравоохранение».

Совсем не секрет, что эти сферы в нашей стране из года в год становятся только хуже.

Если бы Минфин более детально раскрывал направления, на которые идут средства налогоплательщиков, я уверен, что серых зарплат и черной бухгалтерии было бы меньше.

Всем до встречи в новых публикациях.

Александр Иванов

  • Более 8 лет изучаю инструменты интернет заработка, создал несколько источников дохода.
  • Активно инвестирую в различные направления.
  • На страницах блога помогаю людям становиться финансово грамотными и улучшать качество своей жизни.

Этой статьей стоит поделиться c друзьями: Вам также может быть интересно:

  • Александр Иванов На заметку: кто и как делал деньги в 2008 году во время кризиса Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства Какие методы использовали компании, чтобы оставаться на плаву в кризис 2008 года и какие уроки были извлечены руководителями бизнеса в России и за рубежом?
  • Александр Иванов Какие акции имеют наибольший потенциал роста в 2020 году Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства В следующий перечень вошли бумаги, которые могут показать опережающую динамику исходя из фундаментального и технического анализа.
  • Александр Иванов Что такое IPO и как купить акции на первичном размещении частному инвестору Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства Большинству частных инвесторов не стоит воспринимать покупку акций компаний, только вышедших на IPO, как полноценный инструмент для спекуляций. Угадать волатильность и направление цены бумаг новичку очень сложно.
  • Александр Иванов Стоит ли брать кредит и на что обращать внимание при выборе банка в 2020 году Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства Иногда кредит — это оптимальный способ получить то, что с лихвой окупит любые проценты в перспективе, пусть даже и не материально.

Куда уходят налоги

Каждое физлицо обязано отчислять установленную ставку от заработанных или полученных средств. Это установлено в налоговом законодательстве.

Согласно федеральным законам отчисления, получаемые с физлиц в виде налогов, идут в бюджет. При любых нарушениях, которые были допущены гражданами, применяются меры ответственности.

У самого процесса налогообложения и распределения полученных средств имеется много нюансов, которые установлены законодательно.

​​Какие налоги с зарплаты выплачиваются государству

Налоговое законодательство подразумевает ежемесячное отчисление средств при получении заработной платы. За этим процессом следит налоговая инспекция.

Если работодатель нарушает указанные правила перечисления средств, то возникает ответственность, которая включает в себя разнообразные штрафные санкции.

Примером может служить занижение налога, что позволяет взыскать сверх необходимой суммы еще 20% в виде штрафа.

Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства

Любые нарушения ведут к ответственности из-за того, что все отчисления необходимы для обеспечения бюджета региона, а также поддержания социальных фондов. Это приводит к ужесточению налоговой политике государства.

Основным налогом является НДФЛ, который высчитывается для заработной платы в размере 13% для резидентов РФ, патентных специалистов с высокой квалификацией или лиц, имеющих гражданство стран ЕАЭС. Для нерезидентов налог установлен в размере 30%.

Какие еще взносы выплачиваются

Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государстваКаждая организация и работодатель имеют обязательство по взносам страхового характера в ФНС. Тарификация данного сегмента установлена статьями 427—429 НК РФ. Вычет производится с совокупности выплат работнику или лицу, работающему по договору гражданско-правового типа. В среднем общий взнос равен 30%.

Ряд компаний имеют льготные условия, что позволяет производить оплату в сниженном варианте. Но в 2019 году число таких организаций было сокращено.

Еще одним вариантом взносов является отчисление в виде страховых средств, которые в дальнейшем могут использоваться при несчастном случае или производственных травмах, а также профзаболеваниях.

Дополнительным вариантом является повышенная выплата за транспорт с превышением мощности в 410 л.с.

Все варианты оплаты имеют установленный срок в виде 15 числа ежемесячно. При превышении сроков будут начисляться пени, которые потребуется выплатить дополнительно к сумме, установленной изначально.

Статья 427 Налогового кодекса «Пониженные тарифы страховых взносов»

Читать так же:  ​​Дом-интернат для престарелых

Статья 428 Налогового кодекса «Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков»

Статья 429 Налогового кодекса «Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»

Читайте также:  Как снизить процент по действующей ипотеке в Сбербанке

Дополнительные (косвенные) налоги

В качестве дополнительного косвенного налогообложения часто подразумевают НДС, который представляет собой налог на добавленную стоимость.

Его оплачивают все компании, производящие товары или оказывающие какие-то услуги.

Чаще всего организации этот налог включают в стоимость своей продукции или услуг, то есть получается, что оплата данного налога ложится на потребителей.

Ставки НДС:

  • товары продовольственного типа — 7%;
  • непродовольственная продукция — 9%;
  • водка и аналогичные напитки — 50%;
  • бензин — 25%.

Дополнительным косвенным налогом является ежегодный вариант отчислений на землю, транспорт и имущество. В 2019 году эта категория была дополнена экологическим, туристическим отчислением, а также налогом на самостоятельную деятельность (самозанятые).

Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства

Куда и на что идут налоги в государстве: распределение средств

Каждый вариант налогообложения имеет свое распределение. Например, НДФЛ, высчитываемый с заработной платы гражданина, идет в региональный бюджет в виде 85% от всей суммы сбора.

 15% передается в местный муниципалитет, где производится распределение по нуждам.

Согласно законодательству последние средства идут на поддержание инфраструктуры, ремонт объектов общественного типа, а также общественный порядок и безопасность.

Фонды медстрахования, пенсионного обеспечения и соцзащиты осуществляют сбор средств в одном месте, после чего распределяются по необходимым затратам на указанные варианты нужд.

Бюджет федерального типа пополняется за счет полноценного сбора НДС. Все средства распределяют в ежегодной форме на ряд отраслей. Среди них:

  • полиция и госструктуры аналогичного типа;
  • госаппарат;
  • армия и национальная оборона;
  • образование и его программы;
  • наука и все исследования, а также разработки;
  • аналогичные отрасли, которые относятся к важным в деятельности государства.Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства

Налогообложение необходимо для реализации всех государственных программ, включая социальные. Получается, что отдаваемые доходы гражданин искусственно инвестирует в улучшение своей жизни и жизни общества.

Вся структура распределения средств осуществляется через приток денег в бюджет, откуда производятся отчисления уже в каждую сферу согласно плану.

Примером плана является госбюджет, который представляет собой проектную документацию, принимаемую правительством в качестве основного акта, определяющего экономическое развитие на требуемый период (чаще всего год).

Проект имеет несколько частей, в частности открытую и закрытую.

По открытой части рассматривают расходы на различные сферы деятельности и жизни общества, то есть возможно проводить анализ на улучшение или ухудшение жизни граждан за счет изменения уровня оплаты труда и социального обеспечения.

Читать так же:  Закон о возврате страховки по кредиту в 2021 году

К закрытой части относят оборонные расходы и все, связанное с безопасностью и военными расходами. Обычно закрытая часть превышает остальные расходы, которые заложены в бюджете.

При возникновении дефицита снижается федеральное субсидирование регионов и вырастают затраты в виде дотаций на погашение госдолга. Именно этот момент в совокупности с тем, что налогообложение граждан является одним из основных доходов, приводит к увеличению налоговой базы отчислений и ужесточению налогового законодательства, в частности при нарушениях.

Стоит учитывать, что бюджетное распределение осуществляется на основе запланированных экономических показателей, в том числе инфляции, цен на различные полезные ископаемые, которые являются доходами бюджета и аналогичных вариантов.

Вот как эти деньги будут распределены в 2021 году

Все отчисления, получаемые от налогоплательщика, должны быть заложены в бюджет. Примером может служить работа в Москве и соответствующие отчисления.

Официальная зарплата за месяц составляет 30000 рублей. Налоговых вычетов нет, по этой причине гражданин будет получать 26100 рублей на руки, а за год в бюджет работодатель перечислит 46800 рублей. Соответственно на основе одного налогоплательщика можно сформировать таблицу.

Сфера Пример Единичные годовые отчисления с одного плательщика и распределение Совокупность необходимого бюджета на указанную сферу, млн
Транспортная Ремонтная работа и замена эскалаторов, создание маршрутной сети 8136.9 288 473.5
Социальная Различные социальные программы, а также дополнительная помощь 7805.3 276 717.1
Образовательная Художественные выставки, проведение выпускных, олимпиады 7746.9 274 647.1
Жилищно-коммунальная Капремонт дополнительного характера, ремонт и обновление коммуникаций, уборка дорог, в том числе от снега 6705.3 237 718
Медицинская Проведение бесплатных обследований, вакцинаций и улучшение скорой помощи бесплатного характера 5143.5 182 349.8
Экономическая и с/х Ярмарки, поддержка хозяйств и предприятий 5089 180 416.4
Работа правительства и чиновников Заработная плата и страховка госаппарата Москвы 2693.8 95 503.1
Культурная Проведение культурных мероприятий и поддержка музеев, театров, библиотек 1321.6 46 854.3
Спортивная Проведение соревнований и массовых спортивных мероприятий 834.9 29 600.1
МЧС, полиция и аналогичные структуры Борьба с ЧС, пожарами и другими происшествиями 581 20 596.5
СМИ Создание вещательных региональных каналов 328.8 11 658.3
Экологическая Создание приемных пунктов металла и проведение массовых мероприятий по озеленению 210.2 7 451.3
Оборонная Содержание полигонов 26.3 933
Дотационная Выдача местным бюджетам необходимых средств 21.8 774.4

Почему не хватает денег на социальные выплаты и прочее?

В национальной экономике ситуации имеет негативный вид из-за увеличенного финансирования ряда сфер, при уменьшении полученных сборов. Примером служит региональные отчисления в бюджет, так как большинство регионов получает дотаций больше, чем отдает, а отрицательные суммы, которые составляют госдолг, растут. Причин нехватки средств несколько:

  • уклонение от налогообложения и возникновение большого количества серых схем;
  • слаборазвитая сфера бизнеса в совокупности с упадком производства;
  • зависимость от нефтегазовой отрасли и таможенных сборов;
  • рост затрат на нацбезопасность, в том числе оборону;
  • ухудшение положения коммерческих структур из-за наличия долга перед государством и его увеличение из-за повышения сборов.Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства

Одновременно с ухудшением экономической ситуации и сокращением рынка труда возникает необходимость в увеличении государственной поддержки ряда социальных сфер, что также в свою очередь увеличивает дефицит средств.

Читать так же:  Штрафы Роспотребнадзора для юридических лиц в 2021 году

Для оптимизации расходов и уменьшения нагрузки на работающее население в виде налогов требуется увеличение инвестиций с развитием производственного сектора экономики, что в условиях ухудшения экономического положения становится сложным и связано с возникновением опасности увеличения госдолга. Все это увеличивает жесткость налогового законодательства, а также мер пресечения нарушений и ответственности.

Налогообложение необходимо для пополнения бюджетных средств, идущих на распределение по сферам деятельности государства и общества. Все получаемые отчисления с граждан используются для развития различных областей и обеспечения необходимых государственных программ, непосредственно связанных с улучшением жизни общества.

Куда идут налоги в России: анализ основных направлений расходования средств

Здравствуйте, друзья!

Любое предприятие ведет учет своих доходов и расходов. Без этого легко можно оказаться в ситуации, когда деньги закончились, а покупать сырье и платить зарплату надо. Деньги поступают от покупателей на расчетный счет или в кассу, а потом они тратятся на нужды бизнеса.

Точно такой же механизм действует и на самом большом предприятии – государстве. Основная статья доходов – это налоги. Они приходят в кассу, которую называют бюджет, а оттуда расходуются на государственные цели. В статье рассмотрим, куда идут налоги в России, на что потратили деньги в 2020 г.

и собираемся потратить в 2021 г.

Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства

Какие налоги платит население и бизнес

Думаю, что нет смысла обсуждать, зачем мы платим налоги государству. Ответ банальный и одинаковый для всех стран мира – на наши деньги содержится старая и строится новая социальная инфраструктура (школы, больницы, детские сады, дороги, мосты и пр.

), оплачивается труд работников некоммерческих предприятий (так называемых бюджетников), обеспечивается обороноспособность страны, охрана окружающей среды и т. д.

Отличается сам механизм сбора, размер налоговых отчислений и долевое распределение средств по статьям расходов.

Кратко опишу, какие налоги платят юридические и физические лица в России, и куда поступают собранные деньги. Различают:

  1. Федеральные налоги и сборы – НДС, акцизы, налог на доходы физического лица, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
  2. Региональные налоги – налог на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный налог.
  3. Местные налоги и сборы – земельный, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.

Перечисленные виды налогов и сборов можно посмотреть в Налоговом кодексе РФ (глава 2). Налоговые отчисления поступают в бюджеты разных уровней, каждый в своей пропорции.

Например, транспортный налог в размере 100 % приходит в бюджет субъекта РФ, а подоходный налог с зарплаты работающих граждан и других видов получаемых доходов – только в размере 85 %.

Куда и сколько надо перечислять установлено в Бюджетном кодексе (статьи 50, 56 и 61).

Соответственно, от планируемых поступлений различные уровни власти верстают свои бюджеты: расписывают статьи доходов и расходов.

Есть дотационные регионы, которые не могут за счет собранных налогов выполнять свои региональные обязательства, поэтому получают дотации из центра (например, Ивановская область, где я живу).

Есть регионы-доноры, которые самостоятельно себя обеспечивают (например, Москва).

Основные направления расхода налоговых поступлений

Основные расходные статьи бюджетов согласно Бюджетному кодексу (статья 69):

  1. Социальное обеспечение населения. Наше государство позиционирует себя как социальное. Проверим, так ли это, когда будем рассматривать статьи расходов в 2020 и 2021 годах.
  2. Обслуживание государственного долга, который в последние годы растет в абсолютном и относительном (в % от ВВП) отношении.
  3. Межбюджетные трансферты. Это субсидии, дотации и прочие перечисления из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.
  4. Бюджетные инвестиции в проекты, инициаторами которых являются не государственные, а коммерческие предприятия.
  5. Закупка товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
  6. Субсидии юридическим (кроме государственных структур) и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей.
  7. Перечисления по судебным искам, если таковые были, к РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям с целью возмещения вреда, который был причинен представителями этих ветвей власти физическому или юридическому лицу.

Любой человек может изучить открытую часть федерального бюджета на текущий и на 2 последующих года. Публикуется на официальном сайте Минфина, называется этот документ “Бюджет для граждан”. Именно в нем можно в цифрах посмотреть статьи доходной и расходной частей. А в следующем году сравнить их с фактическими данными в документе об исполнении бюджета.

Кроме того, информацию о доходах и расходах в открытом доступе публикуют региональные власти. Например, по Москве ее можно найти на сайте “Открытый бюджет города Москвы”, а в Ивановской области на сайте областной администрации.

Региональные власти могут тратить собираемые налоги на:

  • создание коммунальной инфраструктуры для населения (электро-, водо-, газоснабжение, канализация);
  • обеспечение топливом граждан;
  • улучшение жилищных условий малоимущих граждан;
  • строительство и содержание жилищного фонда;
  • обеспечение досуга жителей и пр.

Расходы бюджета в 2020 г. и анализ их исполнения

Посмотрим, куда планировали направить наши деньги в рамках федерального бюджета в 2020 г. и насколько выполнили план по итогам года.

Читайте также:  Действует ли брачный договор после смерти одного из супругов

На что и сколько должны были потратить

На основе инфографики из презентации Минфина я составила таблицу доходов и расходов, которые планировало Правительство в 2020 г.

Доходы Расходы
Статья Сумма, млрд ₽ Статья Сумма, млрд ₽
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 5 979,3 Социальная политика 5 004,1
Вывозные таможенные пошлины 1 726,1 Национальная оборона 3 087
Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку – 329,1 Национальная экономика 2 658,4
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) 95,9 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 430,4
НДС 7 492,4 Общегосударственные вопросы 1 557,4
Налог на прибыль организаций 1 210,3 Здравоохранение 1 027,9
Акцизы 1 085,7 Межбюджетные трансферты общего характера 1 010,2
Ввозные таможенные пошлины 656,3 Образование 912,5
Прочие 2 462,4 Обслуживание государственного и муниципального долга 897
Охрана окружающей среды 343,8
Жилищно-коммунальное хозяйство 260,8
Культура, кинематография 144,4
Средства массовой информации 94,8
Физическая культура и спорт 74,7

На первый взгляд видно, что больше всего денег уходит на социальную политику – 5 004,1 млрд ₽. Но совокупные расходы на оборону и безопасность составляют 5 517,4 млрд ₽. Несмотря на то, что рост расходов на здравоохранение был заложен в 50 %, эта статья заняла скромное 6-е место с затратами в 5 раз меньше, чем на оборонку.

Удивительное дело с ЖКХ. Расходы на него уменьшили на 17,7 %. Видимо, мы полностью ликвидировали изношенность коммуникаций и прочей жилищно-коммунальной инфраструктуры. Только трубы напротив моего дома регулярно говорят об обратном.

Как выполнили план

Мы рассмотрели план расходов на 2020 г. Есть и отчет о его выполнении по ссылке. Первоначально планировали потратить 19 503,3 млрд ₽. Но по итогам 2020 г. затраты выросли на 4 339,2 млрд ₽. Правда, освоить получилось на 4,3 % меньше.

Наибольшую долю в объеме расходов составили межбюджетные трансферты (39 %), закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (18 %) и расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов власти и казенных учреждений (14 %).

Выделены деньги на реализацию 43 государственных программ, которые объединили в 5 направлений:

  1. Новое качество жизни.
  2. Инновационное развитие и модернизация экономики.
  3. Обеспечение национальной безопасности.
  4. Сбалансированное региональное развитие.
  5. Эффективное государство.

Доходы и расходы бюджета в 2021 г

2021 год в самом разгаре. Давайте посмотрим, на что пойдут деньги в этом году, в том числе собранные в виде налогов с граждан и бизнеса. Воспользуемся инфографикой от Минфина.

Сколько планируем получить

Обратите внимание, что мы делим все доходы на 2 категории:

  • нефтегазовые,
  • ненефтегазовые.

Государство стремится к снижению доли первых, но пока на ближайшие 3 года заложено увеличение. В прошлом году Минфин делал график снижения зависимости нашего бюджета от нефтегазовых доходов с 2018 г. В этом году такого графика нет.

Доходы 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.
Нефтегазовые 28,7 % 31,9 % 33,4 % 33,6 %
Ненефтегазовые 71,3 % 68,1 % 66,6 % 66,4 %

В 2021 г. запланировали получить:

  1. НДС – 7 582,8 млрд ₽ (+10,8 % по сравнению с 2020 г.)
  2. НДПИ – 4 212,8 млрд ₽ (+10,2 %).
  3. Вывозные таможенные пошлины – 1 246,1 млрд ₽ (+15,8 %).
  4. Налог на прибыль организаций – 1 197,8 млрд ₽ (+21,3 %).
  5. Акцизы – 1 057,2 млрд ₽ (+5,8 %).
  6. Ввозные таможенные пошлины – 701,1 млрд ₽ (+19,9 %).
  7. НДД – 636,7 млрд ₽ (+339,7 %).
  8. НДФЛ – 60 млрд ₽.
  9. Прочие – 2 179 млрд ₽ (-32,4 %).

Появилась новая статья доходов – НДФЛ в части налога на доходы от депозитов и дополнительных поступлений за счет повышения ставки с 13 до 15 % на доходы свыше 5 млн ₽.

Куда потратим деньги

Планируем потратить:

  1. Социальная политика – 5 692,9 млрд ₽ (-17,7 % по сравнению с 2020 г.)
  2. Национальная экономика – 3 328,3 млрд ₽ (-6,1 % %).
  3. Национальная оборона – 3 113,2 млрд ₽ (-5,9 %).
  4. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 2 456,7 млрд ₽ (+4,4 %).
  5. Общегосударственные вопросы – 1 582,6 млрд ₽ (-18,5 %).
  6. Обслуживание государственного и муниципального долга – 1 230,9 млрд ₽ (+42 %).
  7. Здравоохранение – 1 129,4 млрд ₽ (-16,6 %).
  8. Образование – 1 082,7 млрд ₽ (+7,8 %).
  9. Межбюджетные трансферты общего характера – 969,2 млрд ₽ (-30,3 %).
  10. Охрана окружающей среды – 335,7 млрд ₽ (+11,5 %).
  11. Жилищно-коммунальное хозяйство – 322,2 млрд ₽ (-26,2 %).
  12. Культура, кинематография – 135,1 млрд ₽ (-7,5 %).
  13. Средства массовой информации – 102,8 млрд ₽ (-8 %).
  14. Физическая культура и спорт – 65,3 млрд ₽ (-20 %).

По сравнению с 2020 г. мы сократили расходы на социальную политику, здравоохранение, ЖКХ, национальную экономику, оборону и некоторые другие статьи, которые и так были в конце списка. Сильно нарастили затраты на обслуживание долга и охрану окружающей среды, незначительно – на образование.

Год еще не окончен, поэтому фактических результатов исполнения бюджета пока нет. Но картина не радует. Я почти нигде не вижу увеличения расходов, кроме национальной безопасности, охраны окружающей среды и образования. Это печально.

Заключение

Что я могу сказать по итогам проведенного анализа того, сколько государство от нас получает и куда потом тратит деньги. Мне не хватает детальной информации. Названия расходов носят обобщенный характер, а подробной расшифровки нет.

Например, хочу знать, на что именно пошли деньги по статье “Образование”. Я работаю в этой сфере и вижу только ухудшение в ней.

Не понимаю, что входит в статью “Общегосударственные вопросы”, на которую расходуется больше, чем на образование или здравоохранение.

Граждане и бизнес, если они законопослушные налогоплательщики, имеют право на получение подробного отчета о расходовании их денег. В противном случае, мы никогда не избавимся от двойной бухгалтерии, зарплат в конверте, схем ухода от налогов и других игр в прятки с государством. Согласны?

С уважением, Чистякова Юлия

Подписаться на новости сайта Если хотите получать первым уведомления о выходе новых статей, кейсов, отчетов об инвестициях, заработке, созданию прибыльных проектов в интернете, то обязательно подписывайтесь на рассылку и социальные сети! Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии или использовать другой более современный.

За ваши и наши налоги. Кто кому должен в отношениях российского общества и государства

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения, то власть от этого только выиграла бы. Но это не означает, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений. Потому что государство – это придуманное нами понятие.

Оно придумано для нашего удобства и должно нам служить, других задач у них нет и быть не может Как показали последние обсуждения в соцсетях, тема взаимных обязательств российского государства и общества оказалась для самого общества не такой очевидной, как могла бы быть.

Вслед за заявлениями сотрудницы регионального правительства: «Российское государство ничего не должно детям» – и доверенного лица Владимира Путина Игоря Ашманова (автора фразы «»Гугл» – это идеологическое оружие США»): «Нет никакого «на мои налоги», источник денег не вы, а государство», – прозвучало немало высказываний существенно более разумных и менее ангажированных людей, суть которых сводится к следующему: подоходный налог в России составляет лишь небольшую долю бюджета.

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться? 

Государство и его бенефициар

В отличие от ситуации с чиновницей или Ашмановым здесь речь идет об аберрации сознания и непонимании конструкции социальной системы, в которой мы живем. Авторы таких высказываний выделяют термин «государственный» в противовес «нашему», «народному», «частному».

Но «государственное», «принадлежащее государству» – что это?

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно.

Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

https://www.youtube.com/watch?v=xL8Z1mbcQ78\u0026t=158s

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное.

Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц.

Читайте также:  Снилс - что это такое и зачем он нужен в 2022 году

Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные. 

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Россия в этом смысле находится недалеко от стран Запада. В российской Конституции, в частности, записано: «Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (то есть не «государство», не какая-то конкретная личность, а любой и каждый человек. – А.М.). Статья 3.

 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю.

Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее.

Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар.

Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет.

Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Теперь к вопросу «на ваши налоги ничего не сделаешь». Доходы консолидированного бюджета России – единый источник государственного финансирования почти всего на ее территории, аналог выручки, если говорить корпоративными терминами.

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение.

Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги».

В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Но и остальное – тоже наши налоги. Остальное – это доходы государства от добычи и реализации полезных ископаемых (НДПИ & Co), налоги на прибыль госкомпаний и «прочие доходы». Да, мы не платим эти налоги – половину НДПИ платят частные компании, половину – государственные компании, то есть компании в номинальном держании государства в пользу всех нас. Но в любом случае мы – бенефициары.

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Дальше, государство нанимает почти 38% трудовых ресурсов в России. Соответственно, власть решает, сколько платить этим работникам. А их налоги – это возврат в государство части налогов, потраченных на оплату их труда. То есть как бы не налоги, а возвраты. Их объем тоже зависит от нефти: больше нефти – больше у государства денег, больше зарплаты и налоги бюджетников.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы.

 Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность).

При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет.

Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно.

Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может.

Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами. 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *