Отличие административного правонарушения от преступления

Отличие административного правонарушения от преступления

В повседневной жизни нередко происходят различные нарушения норм права. Они могут касаться норм налогового, трудового, административного и других его отраслей. Иногда эти нарушения именуют преступлениями и путают с административными правонарушениями.

О преступлении

В уголовном праве выработано понятие преступления, которое означает совершение противоправного деяния, за которым следует наказание, предусмотренное уголовным кодексом. Из самого этого понятия следует, что таким образом переступается предел нормального поведения.

Из всей массы различных правонарушений преступление выделяется тем, что оно запрещено уголовным законом. Его нарушение предполагает ответственность в виде уголовного наказания. При этом преступление должно представлять высокую опасность для общества, существенно нарушать существующий правопорядок.  Лицо его совершившее должно быть признано виновным.

Это сложное социальное явление, изучением которого во многих странах занимаются ученые-криминологи.

Отличие административного правонарушения от преступления

Уголовное право относит преступление к деяниям человека, которое может выражаться в конкретном противоправном действии, или в виде бездействия.

Принципиальным здесь является причинение физического, морального или имущественного ущерба. Преступными могут признаваться препятствия нормальной работе предприятий, нанесение ущерба окружающей среде и пр.

Понимание преступления как деяния означает, что им может признаваться только акт человеческого поведения, а не мысли или убеждения.

Однако внешние выражения этих убеждений и мыслей в виде призывов к насилию, оскорблений и клеветы могут признаваться преступными. Преступление должно быть расследовано.

Отличие административного правонарушения от преступления

Деяние признается преступным, если оно представляет опасность для общества, государства и личности, причиняют им вред или создают угрозу таких действий. Такая опасность является признаком, отграничивающим преступление от прочих правонарушений, которые могут быть вредны, но общественной опасности не представлять.

Уголовным правом предусматриваются деяния, которые формально являются преступлениями, но не могут признаваться преступными в силу определенных обстоятельств. Преступление может признаваться таковым, если лицо, его совершившее действовало умышленно, либо из преступной неосторожности.

В таком случае оно признается виновным.

Отличие административного правонарушения от преступления

Общественно опасное деяние признается противоправным и квалифицируется в соответствии с уголовным кодексом. За него устанавливается уголовная ответственность, и судом назначается наказание в виде лишения свободы и пр.

Уголовное право предусматривает и обратный процесс, когда деяние не признается преступным и исключается из уголовного кодекса.

Это может происходить, например, при установлении за определенное деяние административной ответственности вместо уголовной.

К административным правонарушениям также относятся виновные деяния физического или юридического лица. При этом может происходить нарушение общественной нравственности и порядка, покушение на собственность, нарушение нормативных актов в сфере охраны здоровья, экологии, транспорта и пр.

Законодательство об административных правонарушениях предполагает за это административную ответственность. Как и в уголовном преступлении, административное Правонарушение должно содержать признаки действия или бездействия нарушающего административное и иные отрасли права. Правонарушитель действует по неосторожности или умышленно.

За это он привлекается к административной ответственности.

Отличие административного правонарушения от преступления

Основным признаком является отсутствие большой общественной опасности и нанесения существенного вреда обществу. В странах СНГ кодексами об административных правонарушениях содержатся понятия таких нарушений права, предусматриваются условия привлечения к ответственности.

Специальными статьями определяется ответственность отдельных лиц, в частности:

  • Собственников автомашин и других средств транспорта.
  • Владельцев и собственников объектов недвижимого имущества.
  • Иностранцев, лиц без гражданства.
  • Лиц, находящихся на военной службе.
  • Должностных лиц.
  • Юридических лиц и пр.

Административным правом определяются понятия невменяемости, крайней необходимости, условия освобождения от ответственности в силу малозначительности нарушения.

В случае выявления нарушения должностное лицо, уполномоченное государством, принимает решение о возбуждении дела и его расследовании. Прокурор может выносить соответствующее постановление.

Расследование осуществляется в том месте, где нарушение было выявлено или совершено. Обычно такое расследование должно проводиться в течение месяца.

По его завершению оформляется протокол об админправонарушении или постановление о прекращении дела.

Преступление и правонарушения относятся к категории противоправних деяний. Однако они имеют существенные отличия:

  1. Преступление представляет собой деяние, наивысшую общественную опасность. Опасность административных правонарушений существенно менше.
  2. Преступление является нарушением уголовного права и конкретно указывается в уголовном кодексе. Административное правонарушение означает нарушение других отраслей права и описывается в кодексе об административных правонарушениях.
  3. Наказание лица, совершившего преступление, обычно предусматривает лишение свободы и  другие серьезные санкции по приговору суда. Такое лицо считается судимым  За совершение административного правонарушения обычно накладывается Штраф. Понятия судимости в таком случае нет.
  4. Возраст, с которого можно привлекать к уголовной ответственности, выше, чем у лиц, которых привлекают к административной ответственности.
  5. Преступление предполагает посягательство на собственность, интересы личности, конституционный строй и безопасность.  Административное правонарушение связано обычно с социальными интересами, нарушением предусмотренных законодательством запретов и предписаний, причинением ущерба людям и организациям.

Отличие административного правонарушения от преступления

Юриспруденция – наука сложная и строгая и в многообразии её терминов порой легко запутаться.

Многие далёкие от юридической сферы деятельности люди не смогут, к примеру, объяснить, чем отличается административное правонарушение от преступления, хоть эти понятия и обозначают абсолютно разные вещи.

В рамках данной статьи мы рассмотрим оба обозначенных термина и поймём, в чём именно заключаются принципиальные различия между ними.

Смысл данного понятия можно вычленить из корней слов, входящих в его состав. АП – это противоправное действие против какой-либо личности, чьего-либо имущества или даже против буквы закона.

Само по себе правонарушение для социума огромной опасности не представляет, однако оно может привести к негативным последствиям, либо к подрыву установленного порядка в той или иной сфере.Отличие административного правонарушения от преступления

Справка. Некоторые юристы называют административные правонарушения «общественной вредностью».

Человека, совершившего правонарушение, нельзя назвать преступником и отправить отбывать тюремный срок. Более того, многие из нас, порой сами того не ведая, совершают административные правонарушения регулярно.

К таковым можно отнести переход улицы на запрещающий сигнал светофора или курение в неположенном месте.

Все правонарушения и способы наказания за них можно найти на страницах документа, обозначающегося аббревиатурой КоАП РФ.

Отличие административного правонарушения от преступления

Важно! Правонарушение при определённых условиях (например, особо тяжёлые последствия противоправного деяния) может быть рассмотрено как преступление.

Под преступлением профессиональные юристы понимают направленное против общества незаконное деяние, условия ответственности за которое регулируются УК РФ и чаще всего предусматривают изоляцию преступника от общества в местах «не столь отдалённых».

Преступление, как правило, подразумевает в своём составе деяние, несущее угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу его имуществу, либо угрозу имуществу государства.

Кроме того, преступление может быть направлено против конкретной организации или даже против природы.

Отличие административного правонарушения от преступления

Важно! В случае отсутствия состава преступления рассматриваемое изначально как преступное, действие может быть переквалифицировано в процессе суда в административное правонарушение.

Отличие административного правонарушения от преступления

Что общего

На самом деле, между рассматриваемыми нами деяниями сложно найти множество общих черт. Впрочем, оба термина относятся к правовой сфере и подразумевают правовое регулирование по своим вопросам и нюансам.

И за АП, и за преступление, предусматривается определённая ответственность (пусть и прописанная в разных документах), с целью предотвращения повторения подобных противоправных действий в будущем, однако на практике, как правило, так получается далеко не всегда.

В чём разница между преступлением и административным правонарушением

Прежде всего, отличаются данные понятия степенью тяжести как самого действия, так и его последствий. Преступник является социально опасным элементом, в то время как правонарушитель – чаще всего обычный человек, намеренно либо непредумышленно нарушивший то или иное правило.

И если преступника за совершённые действа, скорее всего, будут судить и отправят в тюрьму на долгий срок, то совершившему АП такое, как правило, не грозит. В отличия АП от «уголовки» можно также записать и все последствия наличия во втором случае судимости как обязательного наказания.

Различаются и документы, регулирующие определения тех или иных действий и наказания за них: для правонарушений – это КоАП РФ, а для преступлений – УК РФ. Кроме того, к административной ответственности привлекают с 14, а к уголовной – только с 16 лет. Вся ответственность за действия личности до этого периода ложится на плечи его родителей либо опекунов.

В общем и целом – преступление подразумевает антиобщественное деяние гораздо более тяжкое, нежели правонарушение. К таким можно отнести кражи, разбой, телесные повреждения различной тяжести, хранение и распространение наркотиков и многое другое.

Отличие административного правонарушения от преступления

Таблица № 1

Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРИЗНАКИ административного правонарушения
1. Противоправность выражается в совершении деяния (действия или бездействия), запрещенного административным законодательством, соответствующими административно-правовыми нормами.
2. Виновность выражается в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное осуществлено умышленно или по неосторожности.
3. Наказуемость выражается в том, что за совершенное деяние административным законодательством предусмотрена ответственность.

Таблица № 2

СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ – это совокупность признаков, определяющих конкретное противоправное действие или бездействие, как правонарушение.
Объект – это круг общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в котором произошло деяние, причинившее этим отношениям вред, возникающие сфере государственного управления, регулируемые нормами права то есть то, на что посягает конкретное правонарушение.
Объективная сторона характеристика действия или бездействия, способа совершения правонарушения, обстоятельств (может выражаться как в действии, так и в бездействии).
Субъективная сторона выражается в его виновности. Без вины нарушителя не может быть и административной ответственности. Вина может быть в форме умысла и неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).
Субъект — это физическое и юридическое лицо, совершившее правонарушение и подлежащее в силу этого административной ответственности.

Таблица № 3

Отличие преступления от административного правонарушения
1. По степени общественной опасности.
Административное правонарушение обладает меньшей степенью общественной опасности.
2. По степени уголовной противоправности.
а) за правонарушение наступает административная ответственность, за уголовное преступление – уголовная ответственность. б) за правонарушение несут ответственность не только физические лица, но и юридические и должностные лица; уголовную ответственность несут только физические лица.
в) административная ответственность наступает с 16-ти лет; уголовная ответственность наступает с 16-ти лет, а за преступления представляющих повышенную опасность – с 14-ти лет. г) уголовную ответственность несут все на общих основаниях; а военнослужащие и сотрудники ОВД, за совершенное правонарушение, несут дисциплинарную ответственность, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 2.5 КРФоАП).
3. По применению мер уголовного наказания.
Административная ответственность наступает по решению конкретных должностных лиц, государственных органов или суда; уголовная ответственность наступает только по решению суда.
Читайте также:  Посмертная психиатрическая экспертиза: ходатайство о назначении, проведение, результаты

Таблица № 1

Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРИЗНАКИ административного правонарушения
1. Противоправность выражается в совершении деяния (действия или бездействия), запрещенного административным законодательством, соответствующими административно-правовыми нормами.
2. Виновность выражается в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное осуществлено умышленно или по неосторожности.
3. Наказуемость выражается в том, что за совершенное деяние административным законодательством предусмотрена ответственность.

Таблица № 2

СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ – это совокупность признаков, определяющих конкретное противоправное действие или бездействие, как правонарушение.
Объект – это круг общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в котором произошло деяние, причинившее этим отношениям вред, возникающие сфере государственного управления, регулируемые нормами права то есть то, на что посягает конкретное правонарушение.
Объективная сторона характеристика действия или бездействия, способа совершения правонарушения, обстоятельств (может выражаться как в действии, так и в бездействии).
Субъективная сторона выражается в его виновности. Без вины нарушителя не может быть и административной ответственности. Вина может быть в форме умысла и неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).
Субъект — это физическое и юридическое лицо, совершившее правонарушение и подлежащее в силу этого административной ответственности.

Таблица № 3

Отличие административного правонарушения от преступления

Отличие преступления от административного правонарушения
1. По степени общественной опасности.
Административное правонарушение обладает меньшей степенью общественной опасности.
2. По степени уголовной противоправности.
а) за правонарушение наступает административная ответственность, за уголовное преступление – уголовная ответственность. б) за правонарушение несут ответственность не только физические лица, но и юридические и должностные лица; уголовную ответственность несут только физические лица.
в) административная ответственность наступает с 16-ти лет; уголовная ответственность наступает с 16-ти лет, а за преступления представляющих повышенную опасность – с 14-ти лет. г) уголовную ответственность несут все на общих основаниях; а военнослужащие и сотрудники ОВД, за совершенное правонарушение, несут дисциплинарную ответственность, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 2.5 КРФоАП).
3. По применению мер уголовного наказания.
Административная ответственность наступает по решению конкретных должностных лиц, государственных органов или суда; уголовная ответственность наступает только по решению суда.



Конституционный суд разделил событие и состав преступления — новости Право.ру

Судьи КС сегодня проверили конституционность п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК, которая предписывает отказывать в возбуждении уголовного дела или прекращать производство по нему, если нет состава преступления.

 Дело рассматривалось по жалобе полицейского из Москвы Давида Михайлова.

На него было подано заявление о злоупотреблениях, но следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела как раз за отсутствием состава преступления. 

Как посчитал Михайлов, это неправильное основание для отказа. Он пожаловался в Останкинский районный суд. По его мнению, отсутствовало само событие преступления (п. 1 ч. 2 ст. 24 УПК). А если следователь отказал в возбуждении дела за отсутствием состава – это может косвенно указывать на совершение проступка.

https://www.youtube.com/watch?v=6zFCsY8payw

Останкинский суд, а за ним и Мосгорсуд, отказались удовлетворить жалобу, поскольку судья не вправе давать правовую оценку отказу в возбуждении дела. Судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции и Верховного суда согласились с этой позицией.

Позиция Конституционного суда

Михайлов пожаловался в Конституционный суд, который рассмотрел его дело и вынес постановление. Основываясь на предыдущих решениях, судьи КС подчеркнули: если нет события преступления – то нет и состава. Но одно не тождественно другому.

Когда нет достаточных данных, что лицо совершило общественно опасное деяние, содержащее признаки преступления, то следует отказывать в возбуждении дела именно по причине отсутствия события преступления, указал Конституционный суд. Если же следователь не увидел всех признаков преступления, этот вывод он должен подкрепить достаточным объемом доказательств.

Иное, по мнению КС, приводит к подмене понятий: даже если доказательств недостаточно, фактически может утверждаться, что лицо причастно к общественно опасному деянию. Путаница двух оснований прекращения уголовного дела оставляет сомнения в правомерности поведения человека.

С такими выводами Конституционный суд разрешил обжаловать законность и обоснованность причины отказа в возбуждении уголовного дела.

Что касается дела Давида Михайлова, то оно подлежит пересмотру. 

Мнения юристов

Есть большая разница между отсутствием состава преступления и отсутствием события преступления, считает адвокат Ксения Амдур, советник уголовно-правовой и общей практики Федеральный рейтинг. группа Санкционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании
.

Это серьезно влияет на права и законные интересы лица, в отношении которого проводится доследственная проверка. Так, например, если кто-то потребует возместить вред, причиненный действиями такого лица, то сделать это будет проще, если отсутствует состав преступления, и сложнее, если нет самого события преступления.

Отличие административного правонарушения от преступления

Когда нет состава преступления, не хватает признаков объективной стороны преступления, что не исключает причастность отдельного человека к конкретному деянию. Если нет события преступления, следователь констатирует, что общественно опасного деяния не было.

Ксения Амдур, 
Федеральный рейтинг. группа Санкционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании

Решение КС – это сигнал судебной системе при рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК (на отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение дела и так далее), считает Ольга Истомина из адвокатской группы «СанктаЛекс».

По ее словам, суды вечно указывают, что не могут оценивать или переоценивать обстоятельства дела, углубляясь в их рассмотрение по существу.

КС подчеркнул необходимость проверки всех имеющихся в деле фактов хотя бы для того, чтобы верно установить основание для отказа в возбуждении уголовного дела, а это «уже большой плюс», – отмечает Истомина. С ней согласен адвокат АБ «Q&A»  Роман Нефедов.

По его словам, «фактически КС разрешил судам оценивать на досудебной стадии решения следователя не только по формальным признакам, но и давать оценку  фактическим обстоятельствам. Такой подход является струей свежего воздуха, расширяя полномочия судов, установленные ст. 125 УПК». 

А вот Денис Саушкин, управляющий партнер АБ Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 16место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 41место По выручке Профайл компании
, считает различия между двумя основаниями несущественными с точки зрения привлекаемого. Ведь оба основания реабилитирующие, то есть не возникает судимости и иных негативных последствий.  

По его словам, в возбуждении дела отказывают в связи с отсутствием состава – не доказан хотя бы один из обязательных элементов. 

Следователи и суды редко обращают внимание на то, отсутствовал ли состав или событие преступления: «Не посадили – ну и радуйся».

Денис Саушкин, АБ Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 16место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 41место По выручке Профайл компании

Административное преступление

Административное правонарушение является основанием административной ответственности. Определение дается в ст. 2.1 КоАП РФ:

Определение 1

Административным правонарушением, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В данном определении употребляются понятие действия и бездействия. В работах таких ученых как М.А. Лапина, А.П. Алехин, А.А Кармолицкий, А.И. Стахов, П.И. Кононов и других ученых в области административного права указывается, что административное правонарушение включает конкретное деяние, иными словами – противоправное поведение физического или юридического лица.

Правонарушение может составлять только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме. Возможные варианты противоправных деяний физических и юридических лиц заключаются, как ранее было отмечено, в действии и бездействии.

Действие представляет собой активную форму поведения правонарушителя, которая непосредственно связана с невыполнением законных требований, нарушением запретительных норм. Например, вовлечение несовершеннолетних в распитие алкогольных напитков.

Бездействие является пассивной формой поведения правонарушителя, которое непосредственно связано с невыполнением обязанностей и законных требований. Например, несоблюдение техники безопасности, касающейся условий пребывания детей в дошкольном учреждении.

Замечание 1

Отдельные административные правонарушения могут совершаться только в результате действия (мелкое хищение), другие, напротив, путем бездействия. Существуют «смешанные» правонарушения, их объективная сторона заключается в совокупности действия и бездействия.

Отличие административного правонарушения от преступления

Необходимо выделить различия административного правонарушения от преступления:

  • административное правонарушение не несет общественной опасности, чем и отличается от преступления. Качественное отличие преступлений и правонарушения в том, что преступления – это общественно опасные деяниям, а правонарушения не являются таковыми, представляются как вредоносные или общественно вредные;
  • правонарушения хотя и несут определенную опасность, но в гораздо меньшей степени, чем преступления. Такое мнение высказывали многие ученые. Как полагает Д.Н. Бахрах, некоторые правонарушения являются общественно опасными, в то время как остальные вредоносными. Необходимо отметить, что в УК РФ выделяются степени общественной опасности, в то время, как в КоАП такой термин отсутствует.

В практическом применении встречаются сложности, которые связаны с квалификацией административных правонарушений и их соотношением с преступлениями. Они находятся в зависимости от определенных критериев:

  • характер последствий (нарушение ДТП с причинением вреда – ст. 12.24 КоАП и тяжкие последствия от аналогичного деяния – ст. 264 УК);
  • размер причиненного ущерба (мелкое хищение составляет административное правонарушение, в то время как крупное подлежит уголовной ответственности – ст. 158 УК);
  • способ причинения вреда (так, мелкое хулиганство, согласно ст. 20.1 КоАП РФ – нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважение к обществу; хулиганство, квалифицирующееся по уголовному законодательству – это грубое нарушение общественного порядка, с применением оружия – ст. 213 УК).
Читайте также:  Сколько платят в декретном отпуске - до 3 лет, до 1,5 лет, ежемесячно

Замечание 2

Таким образом, административное правонарушение имеет четкое определение, которое дается в административном законодательстве, имеет определенные отличия от преступлений.

Отличие административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка

  • Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
  • Преступление — это общественно опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.
  • Дисциплинарный проступок — противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за которое предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.
  • В соответствии со ст. 192 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Российская Правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок .

Во-вторых, они установлены федеральными законами.

В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).

  1. В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.
  2. В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.
  3. В условиях режима законности очень важно различать виды правонарушений, чтобы правильно квалифицировать конкретные правонарушения, законно и обоснованно наказывать виновных.

Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия — это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего учитывается материальный критерий — уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.

В юридической литературе существует два мнения об общественной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все они общественно опасны, но преступления более опасны, а проступки менее.

  • Представляется, что общественно опасным следует считать только такое деяние, которое причинило или реально способно причинить существенный ущерб общественным отношениям.
  • Объект посягательства
  • Объектами правонарушения могут быть какие-либо социальные интересы.

Основным объектом преступления являются общественные отношения. А также интересы личности, любые формы собственности, конституционный строй, безопасность и окружающая среда.

Степень общественной опасности

Степень общественной опасности является главным критерием при разграничении правонарушения и преступления. Эта граница достаточно условная и подвижная. Одно и то же действие может быть классифицировано и как правонарушение, и как преступление. Чем больший вред был нанесен объекту посягательства, тем больше вероятности рассмотрения данного проступка при помощи Уголовного кодекса.

Характер противоправности

Правонарушения включают в себя невыполнение норм, предусмотренных любыми законами и нормативными актами. Регулируются при помощи Административного кодекса.

  1. Отличительной особенностью преступления является то, что противоправные действия регулируются уголовным законодательством.
  2. Наказуемость
  3. Вред, который наносится преступлением или правонарушением, имеет негативное социальное воздействие, а значит следствием такого поступка должно быть наказание.
  4. Только преступления предполагают уголовное наказание, назначенное решение суда, и как следствие – наличие судимости у субъекта.

При правонарушении меры воздействия не настолько жесткие. Это могут быть штрафы, общественные работы и даже арест, но все это не предполагает судимости.

ЭУП

Ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Понимать правовую регламентацию административных правоотношений, их источники.
  2. Знать цели и виды административных правонарушений и административной ответственности.
  3. Иметь представление об ответственности за нарушения в сфере финансовой деятельности.

Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

Признаки административного права:

  • предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
  • метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.
  • Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.
  • Виды отношений, представляющих предмет административных отношений
  • 1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;
  • 2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;
  • 3) функционирование общегосударственного контроля;
  • 4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;
  • 5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.

Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный*, судебный*, договорно-согласительный*.

Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления.

Источники1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.).

Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.

  1. Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:
  2. 1) Российское законодательство,
  3. 2) международные договоры и соглашения,
  4. 3) действующие акты СССР и РСФСР,
  5. 4) Административные договоры.
  6. Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.
  7. Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.
  8. Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.
  9. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.20012. № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями.

Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения.

Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования.

Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных.

А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.

10.2. Административные правонарушения и административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

  • 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
  • 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
  • 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
  • 5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Отличия административного правонарушения от преступления

  • Сложность разграничения административного правонарушения от иных правонарушений обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушения.
  • По основному признаку — степени общественной опасности все правонарушения делятся на:
  • 1. преступления (меньшая степень опасности — административное правонарушение);

2. проступки.

Преступление — это деяние, закрепленное уголовным законом, за нарушения которого следует уголовно-правовая ответственность.

Уголовно-правовая норма — это норма, которая закрепляет ответственность за правонарушения, которые представляют большую общественную опасность для общества.

Административное правонарушения — деяние, запрещенное административным законодательством. Эти правонарушения, которые представляют меньшую общественную опасность, чем уголовное преступление.

Одни и те же деяния могут расцениваться как более или менее опасные, и, следовательно, признаваться преступлениями или административными правонарушениями.

Административное правонарушения, занимает промежуточную позицию, между преступлениям и проступком.

Правонарушение — это деяние, направленное на нарушение общественного порядка, причинение морального и материального ущерба, не выполнение установленных предписаний и игнорирование запретов. Любое правонарушение имеет конкретные характеристики: совершается некоторым лицом в определенном месте, противоречит имеющемуся закону и четко определяется по данным признакам.

Объектами правонарушения могут быть какие-либо социальные интересы.

Основным объектом преступления являются общественные отношения. А также интересы личности, любые формы собственности, конституционный строй, безопасность и окружающая среда.

Степень общественной опасности является главным критерием при разграничении правонарушения и преступления. Эта граница достаточно условная и подвижная. Одно и то же действие может быть классифицировано и как правонарушение, и как преступление.

Только преступления предполагают уголовное наказание, назначенное решение суда, и как следствие — наличие судимости у субъекта.

При правонарушении меры воздействия не настолько жесткие. Это могут быть штрафы, общественные работы и даже арест, но все это не предполагает судимости.

Читайте также:  Могу ли я вернуть монтажную пену

За преступление подросток может быть судим при достижении 16 лет, но в некоторых случаях допускается привлечение к ответственности и с 14. Административная ответственность наступает с 16 лет.

До этого за правонарушение ребенка ответственны его родители.

  1. Таким образом, отличие преступления от правонарушения заключается в следующем:
  2. — Наивысшая степень общественной опасности является преступлением.
  3. — Судимость наступает только при совершении преступления.
  4. — Правонарушение регулируется Административным кодексом, а преступление — Уголовным.
  5. 2.2 Отличия преступления от дисциплинарных проступков

Бесспорно, что между проступком и преступлением существует огромная разница. Но, как показывает практика, человек сначала допускает проступки и, в случае, когда остается без наказанным, переходит к совершению более тяжких преступлений. Следовательно, бороться необходимо и с малейшими нарушениями закона, а не только с преступлениями.

Граница между проступком и преступлением очень зыбкая. Например, водитель сильно превысил скорость — это проступок, но если он собьет пешехода, то это будет уже преступлением. Даже самые мелкие отступления от закона могут привести к трагическим последствиям, а это значит, что в повседневной жизни законы нужно знать и соблюдать их.

В законодательстве описаны случаи, смягчающие и отягощающие вину. К первым относятся: совершение преступления впервые, несовершеннолетними, под влиянием обстоятельств или под принуждением, а также Явка с повинной, наличие малолетних детей и оказание помощи потерпевшему.

К обстоятельствам, отягощающим вину, относятся: неоднократное совершение преступлений, привлечение других людей, особая жестокость, применение оружия или взрывчатых веществ, использование служебного положения. Не принимайте от малознакомых людей ценные вещи или колющие и режущие предметы на хранение, всегда есть опасность стать соучастником.

  • Дорожно-транспортное происшествие будет считаться преступлением, возникшим в условиях дорожного движения, вследствие виновного противоправного деяния, выраженного в нарушении Правил дорожного движения с причинением тяжкого вреда здоровью или приведшего к смерти человека.
  • Дисциплинарный проступок (англ disciplinary offence, misdemeanour) — противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за который предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.
  • Для дисциплинарного проступка характерно неисполнение сотрудником (работником) своих функциональных (трудовых) обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, воинскими уставами и положениями о внутренней дисциплине, должностными инструкциями, вытекающими из трудового договора (контракта), заключенного сотрудником (работником) с конкретной организацией.

Не является дисциплинарным проступком поведение работника, не имеющее отношения к его трудовым обязанностям. Дисциплинарный проступок отличает противоправный характер, то есть такое поведение работника, которое нарушает действующее законодательство, иные нормативные акты о труде.

Отказ выполнить неправомерный приказ не является дисциплинарным проступком. Судебная практика расценивает как правомерное поведение неповиновение работника приказу руководителя организации, нарушающему требования Закона.

Дисциплинарный проступок всегда есть виновное действие (умышленное или неосторожное). Неисполнение трудовых обязанностей не по вине работника не может считаться дисциплинарным проступком. За совершение дисциплинарного проступка работник привлекается к дисциплинарной ответственности с наложением дисциплинарного взыскания.

В свою очередь преступление — это наиболее тяжелый вид правонарушений. Их закрытый перечень приводится в таком сборнике документов, как Уголовный Кодекс.

В соответствии с законодательством все преступления делятся на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяж кие.

К сведению: нахождение лица в момент совершения им преступления под действием алкогольного, токсического или наркотического опьянения не смягчает вину.

  1. Признаки преступления, отличающие его от дисциплинарного проступка:
  2. 1) Неисполнение военнослужащим приказа
  3. 2) Оскорбление военнослужащим военнослужащего
  4. 3) Самовольная отлучка военнослужащего
  5. 4) Промотание имущества
  6. 5) Нарушение уставных правил караульной или конвойной службы
  7. 6) Нарушение правил внутренней службы
  8. 7) Злоупотребление властью, превышение, бездействие власти или халатное отношение к службе лица начальствующего состава.

Преступления и проступки — противоправные деяния (действия или бездействия). В этом тоже их сходство.

В большинстве случаев проступком является уже само нарушение правовой нормы, но иногда им признается невыполнение предписания органа, должностного лица об устранении нарушенных правил.

Как уже отмечалось, проступок может выражаться в действии или бездействии. В первом случае лицо делает то, что запрещено законом (например, совершает мелкое хищение).

Преступление тоже может быть совершено путем действия или бездействия. Убийство является действием. Примером противоправного бездействия может служить неоказание помощи больному.

Субъектом (т. е. тем, кто совершает) и проступка, и преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее определенного возраста.

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Не подлежит ответственности, как известно, и лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения обвинительного приговора заболевшее болезнью, лишающей возможности отдавать отчет в своих действиях. Аналогичным образом решается вопрос и применительно к проступкам.

Важно отметить, чем отличается первый случай от второго: в первом нет самого преступления или проступка, а во втором он был, однако лицо, его совершившее, не подлежит ответственности, так как нет смысла наказывать человека, находящегося в болезненном душевном состоянии.

По общему правилу субъектом проступка и преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего. Однако законодательство допускает привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших деяния, предусмотренные некоторыми статьями УК, уже с 14 лет (убийство, изнасилование и др.).

И преступлениям, и проступкам присущ такой признак, как виновность. Понятие вины и в административном праве, и в уголовном едино: психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям; вина имеет формы умысла и неосторожности.

Умысел налицо в случае, если человек сознает противоправный характер своего поведения, предвидит вредные последствия и желает их, либо сознательно допускает наступление таких последствий. Например, мелкое хищение всегда совершается умышленно.

Нарушение будет квалифицироваться как совершенное по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таковых, хотя должно было и могло их предвидеть.

Так, безбилетный проезд на транспорте пассажира, Имеющего проездной билет, но забывшего его дома, не избавляет его от штрафа.

И проступки, и преступления причиняют вред. Правда, не все проступки сопряжены с реальными вредными последствиями и содержат лишь возможность их наступления. Взять, например, нарушения противопожарных правил.

Лица, виновные в этом, подвергаются административной ответственности даже тогда, когда пожара или иных реальных вредных последствий не было.

Но все, же вред налицо — нарушается установленный в обществе правопорядок, тормозится нормальное осуществление функций государства.

Прежде всего, если говорить обобщенно, такой признак преступлений, как общественная опасность.

Преступления наиболее вредны для общества, и степень их вредности столь велика, что у них формируется новое качество — общественная опасность: эти деяния либо подрывают основы общественного и государственного строя, либо причиняют весьма существенный вред наиболее важным общественным отношениям.

Именно данное качество и обусловило тот факт, что подобные деяния объявляются преступлениями. Проступки, не являются общественно опасными. Чтобы верно решить вопрос о том, является ли данное правонарушение преступлением или проступком, нужно во многих случаях сопоставить соответствующие нормы уголовного и административного законодательства.

При этом следует, прежде всего, иметь в виду, что КоАП закрепил: «Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности».

Кроме этой общей нормы, надо учитывать и те указанные законодательством конкретные критерии, с помощью которых можно отличить «смежные», проступки и преступления.

Иногда для квалификации нарушения обязательных правил в качестве преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия.

Так, нарушения правил хранения, пользования, учета или перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, а также пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия, рассматриваются как преступления.

Если же последствия реально наступили, то уголовная ответственность усиливается. В других случаях для привлечения к уголовной ответственности необходимо совершение тождественного правонарушения, а притом условии, когда применение за первое нарушение мер административного воздействия.

Так, жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных, совершенное лицом, к которому в течение года была применена мера административного взыскания за такие же действия, влечет уголовную ответственность.

Мотив и цель — тоже один из признаков, определяющих водораздел между проступком и преступлением. Если изготовление самогона производилось, например, с целью сбыта, то это преступление, а если такая цель отсутствует, то административный проступок.

Многие ученые-юристы считают, что повторное совершение административного правонарушения, даже если за предыдущее данное лицо подвергалось административному взысканию, не должно служить основанием для признания его преступным.

Факт применения административного взыскания за предшествующий проступок, говорят они, относится только к личности нарушителя и не повышает степени общественной опасности второго деяния, а потому и не должен служить основанием для квалификации его как преступления.

Ведь сколько бы раз одно и то же лицо не совершало административные правонарушения, каждое из них — всего лишь проступок и не может переходить в другое качество. Преступление — это категория, на которую свойства личности правонарушителя влияния не оказывают.

Поэтому вполне обоснованно, на наш взгляд, они ставят вопрос об исключении из уголовного кодекса тех деяний, уголовная ответственность за которые связана с административной преюдицией (повторностью), и о переводе их в разряд административных правонарушений. Но это пока лишь теоретическая позиция.

Действующим законодательством большое значение иногда придается форме вины — совершенное умышленно деяние рассматривается как преступление, а объективно такое же, но происшедшее по неосторожности, — как административное.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *