Абсолютно любой человек – это часть той среды, в которой он обитает. Это предполагает нежелание выделяться из общества. Теперь можно сделать вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас – результат влияния общественных суждений.
Зачем нужна оценка?
Основная задача оценки – самоконтроль и самоуправление вкупе с отождествлением себя с обществом. Мы начинаем говорить об оценочном суждении, когда речь заходит о таких понятиях, как защита чести и достоинства. Но чаще всего данное понятие используется именно в научной сфере для того, чтобы дать определение тем или иным фактам и теориям.
Определения понятия
Оценочное суждение — это субъективная оценка человеком какого-либо явления окружающей среды. Проще говоря, это мнение, которое выражается чаще всего с помощью оценочных понятий. Их мы привыкли использовать в повседневной жизни, например, хорошо это или плохо. Таким образом мы объясняем нашу личную позицию в отношении конкретного предмета, человека или явления.
Какие бывают суждения?
Разделяют оценочные суждения обычно по их направленности. Мы можем говорить о трех типах:
- Фактические или объективные суждения фиксируют те события, которые действительно происходили в жизни. Проще говоря, событие, которое было запечатлено людьми или специальными приборами, а также сохранено в любом виде или имеет доказательства. Фактическое теоретическое оценочное суждение может быть результатом как своего собственного, так и чужого опыта. Сюда же можно отнести события, которые происходят не только в реальной жизни, но и могут являться сюжетами книг, кино, рекламы и так далее. Например, Гарри Поттер – волшебник, который учился в Хогвартсе. Это определенно факт, но факт, который произошел в мире фантазии.
- Оценочным суждением является субъективное мнение, которое даже может принадлежать не конкретному человеку, а целому обществу. Такой тип суждений отображает индивидуальное восприятие факта.
- Теоретические суждения – это та информация, которая базируется на опыте не одного поколения. Для того чтобы иметь фактический оценочный теоретический характер суждений, абсолютно не обязательно быть ученым или разбираться в науке. Научный опыт может получить даже самый обычный человек.
Научный опыт
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно определить, что такое научный опыт и где его взять. Тут все просто, обычно это любые события, концепции, теории, схемы, которые излагаются компетентными людьми упорядоченно и конкретно.
Количество знаний в мире сумасшедшее, но научными признаются только те, которые получили свое одобрение научным сообщество и были опубликованы в специальных изданиях. Теоретические суждения нельзя путать с самыми обычными фактами. Ведь явление – это конкретное событие, а теория – схема действий.
Каждый человек дает определенным явлениям и предметам самостоятельную оценку, и она считается таковой, даже если это суждение навязано ему окружающим миром.
Виды оценочного мнения
Психология характеризует оценочные суждения следующим образом. Они бывают: правильные/неправильные, адекватные/неадекватные, оптимальные/неоптимальные. Каждые свои фактические суждения и оценочные суждения человек характеризует в соответствии с этими тремя позициями.
Даже несмотря на то, что человек может ошибаться, он всегда считает свое мнение правильным, адекватным и оптимальным. Каждая из этих характеристик имеет свои свойства. Например, человек может сложить свое мнение о правильности суждения другого человека, если сопоставит его с закономерностями развития событий.
Что касается адекватности, то мы сравнивает суждение с действительностью, уже имеющимися фактами. Оптимальность мнения определяется выгодой мнения тому, кто это мнение высказывает. Например, если человек решил соврать, такое мнение можно будет назвать оптимальным, если благодаря своей лжи человек достигнет поставленной цели.
Примеры оценочного суждения неадекватного и не оптимального могут быть такими: с человеком произошло что-то неприятное, но он посмотрел на ситуацию с оптимизмом и нашел положительные моменты. В будущем такое суждение помогло ему достичь новых целей и изменить свою жизнь к лучшему.
Путем оценки окружающей действительности человек может управлять и контролировать самого себя, тем самым формируя собственную реальность. Если говорить о самой важной миссии оценочного суждения, то это не борьба за правду, а оправдание собственных размышлений, слов, поступков.
Какие бывают высказывания?
Суждение – это предложение, которое высказывается путем повествования. Обычно мы имеем дело со следующими видами мнений:
- Оценочное — обычно предполагает открытое или косвенное выраженное мнение конкретного человека о происходящем с позиции хорошо это или плохо. Если присутствие оценочного суждения косвенно, то его идентифицировать можно, только если задавать дополнительные вопросы говорящему.
- Обосновывающее – суждение, которое подкрепляется аргументами и фактами.
- Аналитическое – суждение, которое отмечает конкретную необходимость существования конкретного явления или объекта, его анализ и степень связи с другими объектами.
- Экзистенциальное – самое обычное мнение в чистом виде. Используется с целью обозначить существование определенного факта без конкретного объяснения.
- Определение – суждение, суть которого раскрыть суть конкретного явления или предмета.
Если мнение вобрало в себя сразу несколько признаков из вышеперечисленных, значит, оно является конструктивным.
Воспитательный процесс
Немаловажное значение имеет оценочное суждение в образовательном процессе. Фактически на оценку и направлена деятельность педагога. Оценки – это своего рода индикаторы достижения определенных результатов учениками, которые воздействуют на учащихся как побуждение к действию. И если с психологией все понятно, то в педагогике существует своя классификация оценочных суждений.
- Разрушительное – мнение педагога об учащемся, которое негативно влияет на самооценку последнего. Обычно такие суждения наполнены экспрессивной лексикой и никак не подталкивают ученика к достижению лучших результатов, даже, наоборот, способствуют тому, что он начинает действовать назло.
- Ограничительное суждение основывается на сравнении определенных результатов с какой-то установленной истиной. Если ученик отклоняется от этой истины, он получает замечание. Таким образом его деятельность ограничивается определенными рамками, установленными учителем.
- Поддерживающее оценочное суждение является самым эффективным. Например, учителя могут похвалить даже самого нерадивого ученика с той целью, чтобы он хотя бы одним глазком глянул в учебник.
- Развивающее оценочное суждение является предпочтительным в образовании. Если предыдущий вариант определяет ученика в некую зону комфорта, где он всегда готов к похвале, то в данном случае замечания педагога направляют учащегося на путь к дальнейшему росту и движению вперед.
Как мы видим, в образовательном процессе оценочные суждения играют одну из главных ролей.
Примеры
Научная интерпретация фактов не имеет места без оценки и выражения мнения. Каждый ученый после анализа и изучение какой угодно информации должен выразить свое мнение, которое сложилось у него в процессе исследования.
Именно поэтому любой материал имеет истинные социальные факты, которые перемешаны с субъективным мнением автора.
Выявить оценочное суждение в научных публикациях можно благодаря использованию в тексте следующих конструкций: по всей вероятности, кажется, скорее всего, есть основания предполагать, я думаю, моя точка зрения и так далее.
Нередко такие суждения могут стать почвой для объяснения влияния событий на другие предметы или явления. Определить их можно по наличию в тексте следующих фраз: эта ситуация может стать примером, данный факт объясняет следующее, исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод и так далее.
Что такое оценочное суждение?
Антон Поташев
Краткое содержание статьи:
Любая информация, которая познается человеком, непременно получает отпечаток его личного мнения. Свое собственное, не похожее ни на что отношение к предмету принято выражать с помощью специальной лингвистической конструкции, именуемой «оценочное суждение». Что это значит, важно знать для правильного толкования текста.
Основные разновидности высказываний
Предложение, выраженное в повествовательной форме, называется суждением. В социологии выделяют следующие их типы:
- Оценочное. Оно может существовать в виде как прямого заявления (открыто выражающего мнение говорящего: «хорошо – плохо»), так и косвенного. В последнем случае идентификация истинного мнения человека затрудняется. Его можно получить только путем задавания дополнительных вопросов;
- Обосновывающее. Говорящий желает обосновать свою точку зрения с помощью имеющихся аргументов;
- Аналитическое. В таком суждении отмечается сама необходимость существования какого-либо явления, анализ объекта и степень взаимосвязи его с другими объектами;
- Экзистенциальное. Используются лишь для обозначения существования какого-либо факта без объяснения, ссылок на источники и т.д. Это мнение в чистом виде;
- Определение. Раскрывает смысл того или иного явления путем перечисления его основных характерных черт;
- Конструктивное. Имеет черты нескольких из вышеперечисленных типов.
Оценочное суждение и оскорбление
Согласно статье 152 Гражданского кодекса, любой дееспособный житель страны имеет полное право на защиту чести и достоинства в судебном порядке. Подвергшийся оскорблению вправе требовать:
- Опровержение информации таким же образом, которым она была опубликована;
- Приостановки дальнейшего распространения нежелательной информации: уничтожение бумажных носителей, дисков и т.д.;
- Относительно новое положение – возможность удалить недобрую славу о себе во Всемирной Сети и из поисковой выдачи;
- Получение компенсации за Моральный вред и прочий ущерб.
Однако не всякое высказывание, показавшееся оскорбительным, является незаконным. Как пояснил в 2005 году Верховный Суд, всякий раз при рассмотрении подобных дел необходимо проводить разграничение между:
- Данными, соответствие которых действительности можно проверить;
- Оценочными высказываниями, степень правдивости которых определить сложно или невозможно.
- Грань между двумя типами высказывания бывает очень тонка и зачастую очень сложно проводима.
Лингвистическая Экспертиза
Штрафы за попрание чести и достоинства могут доходить до нескольких десятков тысяч рублей. Причем наказанию подлежат не только публичные высказывания, но и откровения на стене «ВКонтакте» среди друзей и знакомых.
Согласно букве закона, оценочные суждения в общем случае не являются нарушением. Однако негативно-оценочные высказывания иногда могут быть истолкованы как оскорбление. Например, «По моему личному мнению, мой начальник чмо».
Для того чтобы субъективная оценка попала под статью, она должна содержать такую лексику:
- Обозначение антиобщественных и всеми презираемых личностей (девушки легкого поведения, осужденные и т.д.);
- Слова, имеющие отчетливую отрицательную коннотацию;
- Вполне безобидные слова и выражения в переносном значении;
- Названия животных, которые связаны в народном сознании с отрицательными качествами человека (например, «черепаха» для обозначения очень медлительной личности, «козел», «баран»);
- Бранные слова;
- Изобретенные оскорбителем неологизмы, которые без труда считываются окружающими и оскобленным (например, «дерьмократы»).
В воспитательном процессе
В образовании оценка занимает играет одну из центральных ролей. Именно на нее ориентирована вся педагогическая деятельность. Отметки являются индикаторами достижения результатов в учебе и побудительным образом воздействуют на волю школьника.
В педагогике принято разделять несколько типов оценочных суждений:
- Разрушительное. Это такое мнение учителя об ученике, которое явно затрагивает самомнение последнего и деструктивно влияет на его самооценку. Подобные высказывания изобилуют экспрессивной лексикой и никак не способствуют повышению успеваемости;
- Ограничительное. В большинстве случаев образование в школе основано на сравнении конкретных результатов с некой истиной. При отклонении от нее ребенку делают замечание, чтобы ограничить его действия некоторыми рамками;
- Поддерживающее. Нередко педагоги хвалят двоечника даже в том случае, если он хотя бы посмотрел в учебник;
- Развивающее. Предпочтительный тип суждений. В отличие от предыдущего типа, ученик не находится в зоне комфорта, всегда готовый к похвальбе. Замечания учителя содержат путь к дальнейшему росту и продвижению.
Оценочные суждения: примеры
Научная интерпретация фактов невозможна без их оценки. Всякий ученый при анализе фактического материала не может не выразить собственное к нему отношение. Поэтому при анализе текста необходимо отделять истинные социальные факты от субъективного мнения автора.
Оценочные суждения строятся по следующей модели:
- «Считается, что»;
- «По всей вероятности»;
- «Кажется», «думается» и т.д.;
- «По [чьей-то] точке зрения»;
- «Есть все основания предполагать»;
- «Ряд исследователей сходятся во мнении»;
- «Скорее всего»;
- «Правильно», «неправильно», «хорошо», «плохо»;
- «Отражается на [чем-либо] не самым лучшим образом» и другие.
Оценочные суждения, как правило, легко вычисляются благодаря широкому использованию юмористических элементов, преувеличений и преуменьшений, аллегорий. Применение языковых средств возрастает многократно по сравнению с фактическими высказываниями.
Скорость проникновения сети Интернет в стране значительно отстает от скорости формирования сетевой культуры. В блогах и социальных сетях люди так же, как и реальной жизни вовсю костерят друг друга, не скупясь на матерные выражения. Но за каждое оброненное слово можно призвать к ответу. И тогда обидчик будет доказывать, что его слова не оскорбление, а лишь оценочное суждение.
Видео про эффективное общение
В данном ролике Юрист Антон Абрамов расскажет простыми словами, как сформировать собственное оценочное суждение, при построении диалога:
Что такое характер оценочных суждений?
Характер оценочных суждений — это субъективная оценка прошлых, настоящих и будущих событий. Обычно она выражается в форме личного отношения или прогноза.
Какие бывают суждения?
Все суждения по своему характеру делятся на три части.
- Фактические. Так принято называть реальные свершившиеся события. Факт — это то, что фиксируется группой людей или приборами. Факт может быть запечатлен в виде рукописного, печатного документа, а также как фото и видео. Суждение фактического характера может быть основано на собственном опыте или почерпнуто из иных средств информации. Суждение фактического характера можно привязать к конкретному месту и измерить временными характеристиками. Часто к фактическому суждению относят и события, не происходившие в реальности. Они описаны в литературных произведениях и показаны в кинофильмах. Например, то, что Хоббит сходил туда и обратно, — это факт. Такой же фактический характер носит и суждение о том, что Гарри Поттер учился в школе волшебства. Вторая реальность — это тоже реальность.
- Оценочные суждения всегда носят субъективный характер, даже в том случае, если высказываются от имени группы людей или целой страны. В таких суждениях всегда содержится оценка факта.
- Теоретическое суждение — это описание предмета или явления, основанное на знаниях, полученных предыдущими поколениями или современниками. При этом субъект этого суждения может не иметь никакого отношения к науке, но основывает свои высказывания на знаниях именно научного характера.
Для уточнения следует дать определение научного знания. Это факты, модели, теории, описанные и сформированные по определенным методикам и с помощью специального инструментария. Знания только тогда становятся научными, когда они опубликованы, то есть тиражированы в специальных изданиях.
Не следует путать теоретическое утверждение и фактический характер. Факт может быть научным, но он все равно остается фактом, а теория описывает модель процессов в соответствии с разработанной картиной мира.
Виды оценочных суждений
Отличительным признаком оценочных суждений является их субъективность.
Человек всегда оценивает сам, даже если эта оценка ему навязывается общественным мнением, авторитетом другого человека или привычкой. Однако, несмотря на это, оценочные суждения могут быть:
- правильными;
- неправильными:
- адекватными;
- неадекватными;
- оптимальными;
- неоптимальными.
Это деление основано на анализе субъективных оценочных суждений. Для того, кто высказал суждение, оно всегда правильное и адекватное. При этом субъект может искренне заблуждаться, а может покривить душой, убедив себя в том, что так и должно быть, поскольку очень хочется, чтобы так было.
Под адекватностью в этом случае понимается соответствие фактам, под правильностью — наличие причинно-следственных связей между оценочным суждением и логикой развития событий.
Неадекватность и неправильность суждений можно определить, сопоставив их с фактами. Это может сделать и субъект суждения, что послужит основой для принятия другого оценочного суждения.
Оптимальность оценочных суждений — это степень их полезности для субъекта высказывания. Часто в таких суждениях может содержаться откровенная ложь. То, что это ложь, понимает и сам субъект. Однако его цель заключается не столько в обмане окружающих людей, сколько в обмане самого себя.
Как ни странно, такой самообман может быть оптимальным, поскольку настраивает человека на достижение определенной цели.
Например, случилось какое-нибудь печальное событие: человека уволили с работы или исключили из вуза. Казалось бы, здесь нет места положительной оценке. Однако сильный стресс заставляет человека менять отношение к событию.
Он может оценивать его фразой: «Ну и ладно, нет худа без добра, живут же люди без диплома, причем живут неплохо». Применительно к потерянной работе человек может радоваться тому, что не будет больше видеть вредного начальника.
Такое неадекватное суждение выполняет важную функцию: самообман может привести к подъему самооценки и достижению ранее недостижимых целей.
Функция оценочного суждения
Формируя оценку всему сущему и происходящему, человек управляет миром, а главное, собой. Слушая своих собеседников, мы часто удивляемся их неадекватности и откровенной ложности высказываний. Однако к тому же выводу могут прийти и те, кто выслушивает ваши суждения. В результате правы все и неправы тоже все.
Развивая мысль Марка Твена, можно сказать, что есть еще одна форма лжи: оценочное суждение. Его функция заключается не только в поиске истины и правды, в оправдании своих поступков.
Любая оценка — это анализ и прогноз, в соответствии с которым человек строит стратегию своей жизни, поведения и поступков. Мало того, она влияет на собственное отношение к чему-либо, то есть на будущую оценку.
Людям со здоровой психикой свойственно завышать свою самооценку. Оценивая себя выше среднего, человек получает шанс оставаться хотя бы на среднем уровне.
Речь не идет о гипертрофированных формах, перерастающих в манию величия, когда слишком высокая самооценка выбрасывает человека из общества в разряд психически ненормальных.
Эта функция нереалистического оптимизма, как ни странно, свойственна не только отдельным людям, но и обществу, в том числе всему человечеству. Впрочем, неадекватность оценочных суждений на глобальном уровне уже не самообман во спасение, а марш слепцов в пропасть.
Каждому человеку свойственно желание быть как все. В такой позиции он ощущает себя более защищенным. Это широко тиражированное желание влияет на оценочные суждения и ими же подкрепляется. В них отражается не столько собственное мнение субъекта, сколько мнение толпы или политического лидера.
Таким образом, функция оценочных суждений заключается в самоидентификации, самоуправлении и управлении как на уровне самой личности, так и, в конечном итоге, на уровне общества.
Оценочное суждение — основные виды и общий характер
Я учусь на юридическом факультете одного из самых известных ВУЗов нашей страны. Планирую идти на красный диплом. Так случилось, что в этом году я определенное количество времени проболел, пропустил некоторые лекции. На очередном зачете мне попался вопросы, связанный с таким понятием, как оценочное суждение и его характер. Я не сдал, пришлось пересдавать.
В процессе изучения тематика показалась мне очень интересной. Решил посвятить ей данную статью. Прочитав ее, вы узнаете:
- что такое оценочное суждение;
- что имеется в виду под фактическим характером подобного суждения;
- какие бывают виды оценочных суждений;
- основные функции суждений.
Фактический характер — что это?
Фактический характер присущ определенным событиям, которые уже по факту совершились. В последующем данные ситуации будут являться определенные основой для оценочных суждений, для проведения анализа. Как оцениваются данные события, какие утверждения можно отнести к фактическому характеру? Давайте разбираться вместе.
Оценочное суждение, как таковое, констатирует и точно передает уже свершившиеся события. Именно по этой причине мнения, носящие фактический характер, опровергнуть никто не может.
Случившееся и произошедшее действие опровергнуть нельзя, но можно проанализировать и оценить. Чтобы понять фактический характер, стоит рассмотреть его на примере следующих утверждений:
- «кризис в экономике страны автоматически приводит к увеличению количества безработных граждан»;
- «после окончания военных действий потребуется немало финансовых вложений на восстановление разрушенных населенных пунктов».
Подобные утверждения эмоционально не окрашены. Они просто констатируют наступление тех или иных последствий после определенных событий.
Что представляет собой оценочное суждение?
Любой факт, имеющий место быть, человек может подвергнуть своей индивидуальной оценке. По сути, это выражение собственного мнения. И оно может быть хорошим или плохим. Довольно часто такая оценка выражается в действиях и словах, которые объясняют позицию гражданина.
Более того, общий характер проведенной оценки и соответствующих суждений может носить совершенно безразличную, нейтральную направленность. Понять и распознать оценочное суждение можно по таким характерным фразам, как:
- «на мой взгляд»;
- «как отмечал докладчик»;
- «на основании высказывания»;
- «я считаю» и так далее.
При этом довольно часто подобные оценочные высказывания представляют собой определенную почву для дачи объяснений. Они могут касаться факта воздействия события на те или иные посторонние предметы.
Также подобное суждение необходимо при изучении причин произошедшей ситуации. В речи в такой ситуации могут звучать обороты такого плана — «это событие можно считать примером», «данный фактор является обоснованием для” и так далее.
Характер оценочных суждений
Характеры, присущие оценочным суждениям, представляют собой субъективную оценку событий, которые уже прошли, происходят в настоящем времени или грядут.
Выражается такая оценка в виде выстроенного собственными умозаключениями прогноза или личного отношения к ситуации, основанного на индивидуальных предпочтениях. Все без исключения суждения по особенностям характера можно разделить на три основные категории.
Фактический характер
Подобным образом принято называть свершившееся в реальности события. Как известно, факт — это обстоятельство, которое фиксируется определенными приборами или показаниями нескольких граждан одновременно. Кроме того, он может быть запечатлен на фотографии и видеоролике, а также это может быть печатный или рукописный документ.
Фактический характер суждения довольно часто обосновываются собственным опытом или информацией, взятой из проверенных источников средств массовой информации. Фактическое осуждение всегда и в любой ситуации можно привязать к одному определенному месту. Его можно измерить основными временными показателями.
Довольно часто к фактическим суждением относят ситуации, которые не происходили в реальности. Их приписывают героям романов и кинофильмов. Например, высказывание о том, что Гарри Поттер учился в школе волшебства — это фактический характер суждения. По сути, это выдумка, но с ней никто не будет спорить. Она носит под собой непреложный и неоспоримый реальный факт.
Оценочный характер
Обсуждения такого плана характеризуются определенной субъективностью. Причем оно проявляется даже в том случае, если высказывается определенная группа граждан и даже фиксируется мнение всей страны в целом. Отличительной чертой подобных суждений является то, что они всегда в том или ином градусе оценивают совершившийся факт. То есть могут быть положительными суждениями или негативными.
Теоретический характер
Такие суждения представляют собой описание определенного события, явления или предмета. При этом основаны они должны быть не на вымыслах и пустых словах, но на знаниях, полученных современниками или предыдущими поколениями.
Субъект, который высказывает суждение, к науке может не иметь совершенно никакого отношения. Это обычный человек, который выдают свою точку зрения и обосновывает ее на основании прочитанного или изученного чужого труда.
Последний вид суждения заслуживает особого внимания в плане научных знаний и основания. Стоит знать, что к таковым относятся:
- разнообразные теории;
- разработанные модели;
- принятые обществом факты;
- описанные и сформированные методики.
Знания становится научными только в том случае, если они были опубликованы. Более того, они должны быть изданы в определенном тираже в специализированных изданиях.
Многие путают фактический характер суждений с теоретическими утверждениями. Здесь стоит отметить, что факт может быть научным или ненаучным, но всегда остается фактом. Что касается теории, то она описывает модель определенных произошедших событий или процессов. Но здесь важно проследить за тем, чтобы это соответствовало разработанной и принятой в настоящее время картине мира.
Разобравшись с категориями и характерами оценочных суждений, стоит определиться с тем, какие виды подобных высказываний существуют.
Виды оценочных суждений
Прежде чем описать существующие виды суждений такого плана, стоит отметить, что отличительным их признаком является субъективность. Гражданин всегда дает какому-то предмету или событию свою оценку. Но важно понимать, что подобное мнение на самом деле не является истиной. Обычно оно навязано привычкой, авторитетом иного человека или общественным мнением.
Несмотря на подобную однозначность, оценочные суждения все равно можно распределить на определенные виды. Они могут быть:
- правильными и неправильными;
- оптимальными и не оптимальными;
- адекватными и неадекватными.
Подобное распределение базируется на анализе субъективных оценочных суждений. Для того, кто высказал то или иное мнение, оно всегда является правильным и адекватным.
При этом человек может откровенно заблуждаться и даже врать, предварительно убедив себя, что он говорит истину.
Довольно часто подобная форма самообмана применяется человеком при достижении им определенных целей и для собственного успокоения.
Например, студента исключили из ВУЗа. На первый взгляд может показаться, что здесь нет места положительной оценки. Но мозг и психика человека для защиты от сильного стресса выдают определенные понятия, на основании которых человек начинает высказываться так — «нет худа без добра», «люди и без дипломов неплохо живут» и так далее.
Это достаточно полезная функции человеческой психики. Подобный самообман не только защищает от стресса, но может привести к подъему самооценки и дает силы на достижение новых целей.
Функция оценочного суждения
Оценочное суждение — это важная составляющая мыслительного процесса человека. С его помощью человечество управляет миром и собой. Причина в том, что каждая оценка — это определенный прогноз и анализ, на основании которого выстраивается будущая жизнь человека, стратегии его поведении, а также поступки.
В зависимости от того, как оценивается происходящее, намерения могут быть адекватными, неадекватными, правильными и неправильными, и так далее.
На основании этого можно сделать вывод, что присутствующие у каждого человека способности выдавать оценочные осуждения заключается в таких важных для развития действиях, как сама идентификация, самоуправление, а также управление своей личностью на уровне общества.
Коротко о важном
- Фактический характер подразумевает под собой произошедшие события, опровергнуть которые невозможно.
- Оценочное суждение — это мнение каждого отдельного человека о произошедшем событии.
- Суждения могут быть разных характеров и видов.
- Способность оценивать ситуацию, поступки и мнения других людей полезны для каждого человека. Это помогает развиваться, как гражданину, как личности и помогать развиваться всему обществу.
Оценочное суждение. Клевета. Теория, практика
Оценочное суждение, мнение или убеждение — это выражение субъективных взглядов человека.Оценочное суждение, мнение или убеждение — это выражение субъективных взглядов человека.
Понятие «оценочное суждение» всплывает, когда речь идет о защите чести, достоинства и деловой репутации. В последние годы это стало очень актуальным в связи с тем, что участились случаи обращения в суд по таким вопросам и, соответственно, увеличилось количество «оскорбленных» людей.
Каждый год по данной категории в России в судах общей юрисдикции рассматривается в среднем 5000 дел, в арбитражных судах – 800 дел. Каждый год по данной категории в России в судах общей юрисдикции рассматривается в среднем 5000 дел, в арбитражных судах – 800 дел.
В этой статье мы постараемся разобрать понятие «оценочное суждение» с юридической стороны и правоприменительной практики.
Оценочное суждение, мнение или убеждение — это выражение субъективных взглядов человека. Они не могут быть проверены на предмет действительности. Поэтому не являются предметом судебной защиты.
Для того, чтобы понять является ли высказывание оценочным суждением необходима судебная лингвистическая экспертиза. Только лингвист может установить в какой форме выражена информация – в форме утверждения о фактах или в форме мнения.
Это и является ключевым фактором при вынесении решения судом.
За какие высказывания может наступить ответственность?
За оценочное суждение, мнение или убеждение никакой ответственности не будет.
Ответственность может наступить за:
- Утверждения о фактах, которые можно проверить и они не соответствуют действительности.
- Субъективное мнение (оценочное суждение, убеждение), высказанное в оскорбительной форме.
Разница между мнением и утверждением на примере.
- Утверждения о фактах воспринимаются бессознательно людьми как истина, объективная реальность. Автор принимает на себя ответственность за эту истину. При этом отсутствуют ссылки на чужие точки зрения. Как правило, используется форма повествовательного предложения. Например:
«Накануне высокопоставленный чиновник был задержан правоохранительными органами по подозрению в совершении взятки в особо крупном размере».
- Мнение воспринимается людьми критически. Оно связано с личностью автора, носит субъективный характер. Автор показывает свое личное представление на ту или иную проблему. Своего рода мнение – это предположение автора. Мнение невозможно проверить на действительность, так как это личная картина мира автора. При выражении мнения часто используются слова «наверное», «кажется», «по-моему», «по информации с такого-то сайта», «полагаю», «считаю» и так далее. Например:
«В средствах массовой информации появилась новость о том, что накануне высокопоставленный чиновник якобы был задержан правоохранительными органами предположительно по подозрению в совершении взятки в особо крупном размере».
Клевета. Субъективная и объективная сторона
Согласно положениям ст. 128.1 УК РФ под клеветой понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Согласно диспозиции ст. 128.
1 УК РФ уголовная ответственность за клевету наступает в том случае, если виновный заведомо осознавал ложность сообщаемых им сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, желая их распространить.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.
2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»: «Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения…
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица».В пункте 9 данного Постановления отмечено: «В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности».
Объективная сторона клеветы – распространение заведомо ложных сведений в форме утверждения, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Характеризуется действиями, состоящими в распространении заведомо ложных сведений, не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах и событиях, которые не имели места в реальности, при этом ложные сведения должны быть конкретными, т.е. должны содержать описание конкретных фактов или событий, а не общую оценку личных качеств или поведения потерпевшего, в связи с чем, заявления общего характера, не содержащие указания на определенные факты, не образуют состава клеветы.
Субъективная сторона клеветы заключается в том, что виновный заранее знал, осознавал ложность распространяемых им сведений, заранее выдумал эти сведения, и желал их распространить, при этом умысел виновного направлен на унижение чести и достоинства потерпевшего. Оценочные суждения, предположения не могут быть проверены на соответствие действительности.
Обязательным признаком состава клеветы является заведомость, означающая знание виновным того, что сведения изначально ложные, вымышленные и не соответствующие действительности.
Если лицо, распространяющее ложные измышления, добросовестно заблуждалось относительно соответствия действительности распространяемых им сведений, оно не может быть привлечено к уголовной ответственности за клевету.
Если же лицо уверено в том, что сведения, которые оно распространяет, содержат правдивые данные, хотя на самом деле они не соответствуют действительности, оно не может нести уголовную ответственность по ч.1 ст.128.1 УК РФ.
В заключении.
Многие думают, что если перед (или после) своей статьи, видеоролика или любого другого контента вставить фразу «Все сказанное является моим оценочным суждением», то произойдет чудо и автор закроет себя надежным невидимым щитом от судебных исков и возможных негативных последствий.
После этой фразы якобы можно говорить что угодно, нецензурно ругаться, оскорблять и за это ничего не грозит.
Но здесь стоит вспомнить, что если субъективное мнение сделано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию, на лицо его высказавшее может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением.
Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека, свобода выражения мнения, как она определяется в пункте 1 статьи 10 Конвенции, представляет собой одну из несущих основ демократического общества, основополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена.
Свобода слова охватывает не только «информацию» или «идеи», которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет «демократического общества».
В любом случае, прежде чем что-то заявить или сказать – нужно хорошо подумать, особенно это становится актуальным в наше время.
И всегда помните поговорку: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».И всегда помните поговорку: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».