Плохое поведение ребенка в детском саду

Первый поход ребенка в детский сад — стресс не только для малыша, но и для родителей. Он плачет, отказывается идти в садик, у малыша портится поведение и возникают проблемы со здоровьем. В такие моменты родители начинают сомневаться в своем решении.

Им кажется, что либо они рано отдали ребенка в садик, либо ошиблись с выбором заведения. Обо всем, что важно знать родителям в такой ситуации, корреспонденту Tengrinews.

kz рассказала профессор кафедры дошкольного образования и социальной педагогики КазНПУ имени Абая, доктор педагогических наук Роза Бекмагамбетова. 

Как проходит адаптация к садику

В первые дни в садике у большинства детей реакция одинакова — слезы, протест, истерики. Привычная жизнь ребенка меняется. Малышу нужно придерживаться четкого режима дня и слушаться воспитателя. А самое главное — ему нужно привыкнуть к отсутствию родителей и постоянному нахождению в кругу сверстников. 

Адаптация ребенка к новым условиям  бывает очень болезненной. Она может сопровождаться тяжелыми переживаниями, изменениями в поведении, расстройством сна, аппетита, снижением речевой и игровой активности. Все это сказывается и на здоровье ребенка.

В процессе привыкания к садику некоторые дети худеют, иногда повышается температура, появляется рвота, чувство страха, истерики, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых. Адаптация, помимо возраста, состояния здоровья и уровня развития, зависит и от индивидуальных особенностей ребенка и типа характера. 

При этом у детей бывает разный уровень адаптации. Кто-то легко привыкает к новым условиям, а есть дети, которые тяжело приспосабливаются. В некоторых случаях начальный период адаптации к детскому саду может затянуться и перейти в дезадаптацию. 

Привыкание к яслям обычно длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года — 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — месяц. Адаптацию к детскому саду можно разделить на три вида: тяжелая, легкая, средняя.

Плохое поведение ребенка в детском садуИллюстративное фото: pixabay.com

Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка ухудшается аппетит вплоть до полного отказа от еды, нарушается сон.

Малыш может писаться по ночам, родители могут заметить у него резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. При тяжелой адаптации возможен срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка.

Из-за нежелания идти в садик он начинает часто болеть. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

Средняя адаптация — когда малыш терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Легкая адаптация —  ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические «срывы» все же возможны.

Лучший возраст для детского сада

Оптимальный возраст для детского сада — три года. Тогда ребенок умеет разговаривать, он готов к общению с ровесниками и у него уже сформирован иммунитет. К этому времени малыш уже должен уметь самостоятельно садиться на стул, пить из кружки, пользоваться ложкой, сам умываться и одеваться при небольшой помощи взрослого, проситься на горшок.

Отдавать детей в сад в 1,5-2 года детские психологи не советуют. В этом возрасте навыки самообслуживания слабо развиты. Ребенок до двух лет еще слишком привязан к матери, очень тяжело переносит ее отсутствие. Кроме того, у детей до двух лет нет острой потребности в общении со сверстниками и незнакомыми людьми.

Кроме того, как считают специалисты, посещать сад в раннем возрасте вредно: хуже развиваются речь и умение выражать свои мысли. Все потому, что ребенок много общается со сверстниками с такой же неразвитой речью и мало со взрослыми людьми. Также из-за того, что малыш много времени проводит вне дома, нарушается контакт с семьей, что может повлиять на общение с родителями в будущем.

С 2-3 лет дети должны научиться свободно общаться с родителями, составлять целые фразы и предложения. Дети, которых до трех лет отдавали в детский сад, склонны утаивать свои переживания, они неохотно делятся ими с родителями. 

Как считает профессор, при решении вопроса с детским садом нужно учитывать и темперамент ребенка. К примеру, сангвиник активен, коммуникабелен, всегда в хорошем настроении. Его можно отдать в садик и в два года.

Плохое поведение ребенка в детском садуИллюстративное фото: pixabay.com

Флегматик готов влиться в новый коллектив в три года. Он будет спокойно вставать утром  и идти в детский сад без истерик и капризов, при прощании помашет ручкой.

Холерика можно отдать в детский сад в 3-4 года. Но он будет выплескивать свои эмоции на сверстников и воспитателя. Холерик безболезненно привыкнет к посещению детского сада.

Меланхолика лучше отдать в детский сад в пять лет. Он быстро устает, не проявляет интереса к играм и детям, не любит перемен, к детскому саду привыкает очень медленно и тяжело.

Как легче пережить адаптацию ребенка

Для того чтобы ребенок успешно адаптировался к детскому саду, его нужно готовить к новой обстановке заранее. Эксперт дала советы о том, как подготовить ребенка к садику.

  • В первую очередь, родители сами морально должны быть готовы к разлуке с ребенком. Малыш считывает эмоции мамы, поэтому нужно максимально спокойно себя вести, улыбаться и не показывать беспокойства.
  • Вылечите все детские недуги и сделайте необходимые прививки. Прививки надо делать не позднее, чем за месяц до поступления малыша в детский сад. 
  • Устраивайте ребенку воздушные ванны, влажные обтирания и длительные прогулки на свежем воздухе. Закаленные, физически подготовленные малыши почти не болеют в новых для них условиях.
  • Научите ребенка общаться с другими детьми и взрослыми. Ходите в детские парки и на площадки, на дни рождения друзей и другие праздники чаще. Ваша задача — показать, как надо общаться, делиться игрушками, вместе играть.
  • Подготовьте ребенка психологически, настройте на позитивный лад. Например, говорите ему: «Скоро ты пойдешь в садик, это же здорово! Ты теперь большой».
  • Постоянно рассказывайте ребенку, что такое детский сад и что там очень интересно. Чем больше ребенок знает о предстоящем событии, тем меньше тревоги оно вызывает.
  • Соблюдайте режим дня дома, иначе слезы и капризы ребенка неизбежны. Обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час — с 13.00 до 16.00 часов. Перестраиваться на новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.
  • Познакомьте ребенка с блюдами «общественного питания»: приучите есть каши, творожные запеканки, суфле, овощные блюда, пить компот, чай с молоком и тому подобное.
  • Научите навыкам самообслуживания и личной гигиены: кушать и пить самостоятельно, надевать и снимать одежду (носки, колготки, обувь). Также подготовьте ребенка к временной разлуке с родителями.
  • Перед тем как отдавать малыша в детский сад, сходите туда на экскурсию. Посмотрите группу, в которую будет ходить ребенок, и другие помещения. Познакомьте ребенка с детьми и с воспитателями группы, куда он скоро придет. Погуляйте на участке детского сада, можно поиграть с ребенком в игру «Детский сад».
  • В первый день родителям лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем.
  • В первые дни пребывания в группе без родителей малышу очень большой подмогой будет любимая игрушка.
  • Не оставляйте ребенка в первую неделю посещения детского сада на целый день. Приводите на 3-4 часа, постепенно увеличивая время пребывания, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводите ребенка на целый день.
  • Устраивайте иногда малышу «выходной день» среди недели, чтобы предупредить нервное истощение.
  • В выходные также соблюдайте режим дня, больше гуляйте, чтобы снизить эмоциональную нагрузку.

Как понять, что ребенку плохо в садике из-за воспитателя

В новостях часто появляются заметки, что над детьми издеваются в детском саду. Поэтому, когда ребенок отказывается идти в садик, многие родители считают, что это связано с плохим отношением воспитателей.

На самом деле, такое бывает нечасто.

Но если ребенок, который до этого нормально ходил в садик, потом резко изменил свое отношение — плачет и абсолютно не соглашается на уговоры родителей — можно провести собственный анализ ситуации.

Есть несколько способов узнать, что ребенка бьют или на него повышают голос.

  • Спросите у ребенка, как наказывает воспитатель. Не спрашивайте совсем в лоб: «Апай тебя бьет?» Лучше задавать такие вопросы, которые подразумевают вариативные ответы. Например, «А если ты/Димаш/Аделя будешь/будет в садике хулиганить и не слушаться, то что апай сделает?» Вероятность того, что ребенок ответит, исходя из своего опыта, гораздо выше. Правда, тут ребенок может рассказать о том, чем ему обычно в садике грозят, например «милицию вызвать» или «в другую группу (младшую) отправить».
  • Просто понаблюдайте за игрой ребенка. Многие дети, начиная ходить в садик, активно играют в него дома. Так они отрабатывают свои новые переживания. Если взрослые переваривают все внутри, то дети делают это через игру. Если в игре ребенка персонаж, выполняющий роль воспитателя, будет бить других героев, обзывать их и тому подобное, то это тревожный звонок.
  • Предложите ребенку поиграть в «детский сад». В такой ситуации сначала вы будете ведущим в игре, но при этом подключайте активно малыша. Выберите для себя роль ребенка. А он будет играть сначала ребенка, а затем попросите его быть воспитателем.
  •  Если самостоятельно узнать причину нежелания ребенка идти в садик не удается, можно обратиться к специалистам — детским психологам.
  • Желательно выбирать детские сады, в которых установлены камеры, чтобы в случае сомнений можно было запросить записи видеонаблюдения.

Плохое поведение ребенка в детском садуИллюстративное фото: pixabay.com

«Можно просто понаблюдать за поведением ребенка после детского сада. Он не должен плакать, должен быть веселым и оптимистичным. Если же наоборот — у него нет желания идти в сад. Нужно обеспокоиться и, может, даже поменять детский сад. Здесь надо выбирать талантливого творческого педагога, который бы дальше помог сформироваться как личности ребенку», — отметила Роза Бекмагамбетова.

«Только плохой педагог может повысить голос. Каждый ребенок — это сундучок, к которому нужно подобрать нужный ключик, знать индивидуальные особенности ребенка. И в соответствии с этим применять определенные методы воспитания и обучения. Педагог должен хорошо знать детскую психологию, дошкольную педагогику и изучить педагогическое мастерство», — считает профессор.

Отдавая ребенка в детский сад, помните, что психологические травмы полученные в детском возрасте остаются и влияют на дальнейшую жизнь человека.

Поэтому нужно очень серьезно подходить к выбору как детского сада, так и воспитателей, которым вы доверите своих чад.

Если все же неприятности в детском саду произошли по вине воспитателей, нужно решать проблемы со специалистами, не откладывая в долгий ящик.

Подготовила Айдана Усупова

Адаптация к детскому саду: как пережить капризы и плохое поведение ребенка. Поведение ребенка в детском саду: как помочь быстрее адаптироваться?

Если ваш ребенок этой осенью идет в детский сад, вы, вероятно, уже изменили режим его жизни, приблизив его к режиму сада, много разговариваете о садике. Сегодня мы поговорим о том, как родителям пережить период адаптации ребенка в детском саду и к какому поведению малыша себя готовить.

Плохое поведение ребенка в детском саду

Капризы и плохое поведение ребенка, который пошел в детский сад

Все дети, начиная ходить в детский сад, первые месяц-два чувствуют себя не в своей тарелке. Родителям стоит настроиться на то, что в период адаптации малыш будет сам на себя не похож.

Читайте также:  Госпошлина на алименты в 2021 году: стоимость через суд

Многие дети очень хорошо ведут себя в детском саду, у воспитателей к ним нет никаких претензий. Но придя домой, «золотой» ребенок становится неуправляемым, не делая тех вещей, с которыми раньше он отлично справлялся.

Такое поведение вполне объяснимо: в саду ваше чадо выкладывается, показывая лучшие свои достижения, а маме достается самое плохое поведение.

Мы уже говорили о временном регрессе, когда ребенок из-за перегрузки нервной системы начинает вести себя как беспомощный младенец. Нервозность, плач, крики, отказ от самостоятельного выполнения простейших действий, своеволие очень раздражают взрослых и вызывают у них желание отшлепать его.

Провокационное поведение малыша выносить сложно. Однако помните, что капризы — это прежде всего просьба о любви и повышенном внимании со стороны мамы. Просто выражена она таким образом, что материнская реакция может быть прямо противоположной.

В подобных ситуациях часто начинает работать модель негативного взаимодействия матери и ребенка: плохое поведение — наказание — еще более плохое поведение — более сильное наказание и т.д.

Старайтесь не попасться в этот замкнутый круг. Дайте малышу как можно больше любви, выраженной в вашем присутствии, в тактильном контакте, в ласковых словах, играх по возрасту.

Не отдаляйтесь от ребенка, который стал «колючим».

Когда нынешние родители начинали ходить в садик, жизнь была устроена весьма жестко. Маме настолько необходимо было выйти на работу через полтора-два года и приходить к точно назначенному часу, что у нее часто не хватало сил вынести ребячьи причуды. Дети без слов это понимали и просто не смели сопротивляться.

Современные малыши растут в более комфортной обстановке, когда у многих мам есть возможность повременить с выходом на работу. Поэтому дети противятся родительскому давлению. А взрослые сердятся, потому что у них вызывают гнев те ситуации, в которых ребенок требует заботы и внимания столько, сколько они никогда не получали в своем детстве.

Не стоит идти у ребенка на поводу. Задача родителя — понимать и принимать детские чувства, но при этом устойчиво гнуть свою линию, помогая малышу преодолеть период адаптации и справиться с первой непростой жизненной ситуацией.

Как говорить с ребенком о детском саде

В детский сад хотят почти все дети до тех пор, пока несколько раз там не побывают. Дело в том, что у большинства малышей формируются совершенно нереалистичные ожидания от сада. Им представляется, что это сказочный домик, населенный симпатичными детишками, которые целыми днями играют и едят всякие вкусности.

Тот факт, что мамы там нет, заранее как-то не воспринимается отчасти потому, что у многих не было такого опыта — долго находиться без мамы. Поэтому, заговаривая о садике, говорите ребенку правду и только правду — может быть, не всю, но без искажений.

Ребенок заранее должен знать, что в сад ходят большие дети. Он вырос, он большой, поэтому пойдет в детский сад. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом как местом, куда ссылают нехороших малышей. Наоборот, говорите, что те дети, которые плачут, когда их приводят в детский сад, просто еще маленькие.

Вы можете спросить у ребенка, большой он или маленький. Он наверняка ответит, что большой. А большие и ведут себя как большие. По крайней мере стараются. Только не надо брать с него обещаний, что он будет паинькой. Помните: дети часто не хозяева своего поведения, они находятся во власти сильных чувств и эмоций.

Плохое поведение ребенка в детском саду

Адаптация к детскому саду и новый режим дома

Считается, что для завершения периода адаптации необходимо полтора-два месяца непрерывного хождения в садик. Если ребенок заболел и в сад не ходит, нужно заново начинать отсчет, предварительно разделив то время, которое малыш отходил до болезни, как минимум на два.

Если ребенок не будет ходить в сад непрерывно, то не сможет наладить общение с другими детьми, которые ходят туда постоянно. Учтите, что ребята детсадовского возраста не любят тех, кто сильно выбивается из коллектива.

Для дошкольников крайне важен устойчивый распорядок дня, поэтому непрерывное хождение в сад и строго определенное время, когда малыша забирают домой, — это факторы, которые помогут спокойнее перенести период адаптации.

Резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой, мешает ребенку привыкнуть к садику. Если вы не стараетесь находить время на общение с вашим повзрослевшим малышом, то ему намного труднее будет приспособиться.

Многие хорошие сады рано закрываются, но не для того, чтобы осложнить жизнь родителям. Просто организаторы этих садов считают, что ребенку очень важно проводить дома не один-два часа перед сном, а гораздо больше.

Оптимальный режим для малыша, который первый год ходит в сад, — это уход домой сразу после полдника. А дома его жизнь должна максимально напоминать досадовский период. Полностью сохранить досадовскую обстановку невозможно, однако очень важно, чтобы в первый год хождения в сад не было вечеров, нагруженных еще и занятиями.

В наше время родители часто так поступают. Ребенок соскучился по дому, пока он был в саду, а его куда-то еще тащат.

Возможность сохранить досадовскую обстановку— это дать вечер провести дома и после сада вернуться как будто в прошлый год: спокойно гулять, спокойно прийти домой, никуда не бежать, не грузить никакими развивающими вещами, никакими танцами. Вечер должен быть спокоен и посвящен играм.

Учитывая все факторы адаптации, о которых говорилось выше, становится понятно, что работа full-time — не лучший режим для мамы ребенка, который недавно пошел в сад. Лучше отложить выход на работу, предполагающую полную занятость, на полгода-год. Тогда у вас останутся силы, чтобы помочь малышу справиться со всеми сложностями.

Причины плохого поведения ребенка в детском саду

Причины плохого поведения ребенка в детском саду

Что делать родителям, если ребенок плохо себя ведет в детском саду? Прежде всего, не игнорировать замечания воспитателя.

     Понятно, что после рабочего дня, когда уставший родитель приходит за любимым чадом в детский сад, любая подобная информация воспринимается в штыки.

Ближе к вечеру дети тоже устают и уже не так активны; к тому же сам приход родителей дисциплинирует их, поэтому картина абсолютно мирного поведения дочери или сына никак не вяжется с рассказами воспитательницы о том, что ребенок вел себя ужасно: бегал, дрался, заводил остальных ребят.

Как оценить объективность слов воспитательницы?

    Обычно на группе работает два воспитателя и одна нянечка. Если все взрослые едины во мнении насчет поведения ребенка, значит, действительно есть повод серьезно задуматься об этом.

Если же одна воспитательница хвалит, другая ругает – тогда можно не так волноваться: возможно, педагог просто не смог найти подход к ребенку.

Но и в таком случае нельзя оставлять проблему без внимания: надо помочь воспитателю понять малыша, рассказать об особенностях его характера.

Может ли быть предвзятое отношение со стороны взрослых?

   Бывает, что родители сами себя утешают тем, что их ребенок «ангел», а замечания – это всего лишь придирки к нему.

Спрашивается: какой смысл воспитательницам придираться к малышу? Не будем приводить примеры того, какие объяснения находятся родителями, потому что все они на самом деле беспочвенны.

Если ребенок ведет себя хорошо, никому не придет в голову придумывать небылицы о его выходках.

Первый шаг к перевоспитанию маленького озорника

   Сначала нужно попытаться понять мотивы негативного поведения ребенка, а это не так легко. Придется обратиться за помощью к воспитательнице: попросить ее пристально последить за малышом в течение нескольких дней и отметить, на какое время дня приходится пик неуправляемого поведения ребенка.

      Если он не слушается по утрам, возможно, он не высыпается. Во время занятий – значит, у него совершенно отсутствует усидчивость или интерес к заданиям. На прогулке – нет навыков общения с детьми, не приучен играть в спокойные игры. После сна – не успевает отдохнуть: не засыпает сразу или не спит вовсе. Получает замечания во время приема пищи – не привита культура поведения за столом.

     Причина плохого поведения ребенка может быть совсем неожиданной. Например, он может стесняться вовремя сходить в туалет и от этого нервничать.

Или бояться кого-то из сверстников или взрослых и вести себя вызывающе исключительно с одной целью – никому не показать свой страх.

Ребенок может быть раздраженным и непослушным из-за того, что быстро устает в детском коллективе: по характеру все дети, как и взрослые, разные. Одним доставляет удовольствие пребывание в кругу сверстников, для других длительное нахождение среди людей – пытка.

    Еще один повод для непослушания малыша: обычная детская ревность. Дома все внимание уделяется ему одному – в группе детей много: воспитательница не может все время смотреть только на него.

Лучший способ заставить ее это делать – вести себя плохо: и чем хуже, тем чаще она будет к нему обращаться.

А в конце дня он и вовсе будет героем: с его родителями воспитательница будет разговаривать особенно долго.

   Бывает, что причину плохого поведения надо искать не в саду, а дома.

Это может быть излишняя строгость родителей: дома за любые провинности ребенок наказывается физически – шлепком или ремнем; воспитательница может воздействовать только словами – этого он не боится и наслаждается своей безнаказанностью.

На психике ребенка обязательно отразятся частые ссоры, скандалы родителей, пагубные привычки последних, отсутствие режима дня, полноценного питания и другие негативные факторы.

Если ни одна из возможных причин не подходит?

     Вы пересмотрели все возможные варианты, но так и не нашли никаких видимых поводов: дома все хорошо, нет никаких претензий и к работникам детского сада – они хорошо смотрят за ребенком. Но все-таки малыш периодически или постоянно ведет себя из рук вон плохо, и воспитатели нисколько не сгущают краски: это правда!

   Можно махнуть рукой и сказать: «Перерастет!» Вполне вероятно, что так и будет: малыш, став старше, поймет, чего от него добиваются взрослые, и станет вести себя совсем по-другому. Но есть и другой сценарий развития действия: ребенок перейдет в школу с теми же привычками капризничать, не слушаться, озорничать.

Вот тогда с ним станет еще сложнее: при таком поведении ученика наивно ждать от него особых успехов в учебе – ему будет трудно проявить свои способности, поскольку вся его энергия будет уходить на «борьбу» со школьной дисциплиной. Поэтому лучше избавиться от этой проблемы до школы.

И самое верное решение, если родители сами не смогли установить и устранить причину дерзкого поведения малыша, – это обратиться за консультацией к детскому психологу.

Дети никогда не скрывают свои эмоции: если им плохо, они не могут вести себя хорошо. И долг родителей сделать все для того, чтобы им везде было комфортно: и дома, и в детском саду!

«Не все коллеги могут сдержаться»: воспитатель — о неуправляемых детях, ссорах и наказаниях в садике

Ходил ко мне в группу непослушный ребёнок, рос без отца, воспитывали мама с бабушкой. Однажды в сончас он стал снимать с себя трусы и прыгать по всей спальне. Мы его вывели в раздевалку, дали одежду и сказали, что будет сидеть там до тех пор, пока не извинится. За мальчиком пришла мама. Он ей сказал, что я его ударила, сказала закрыть рот, обозвала собакой. Мама устроила разборки.

  • Я ему говорю:
  • Ты хоть раз от меня такие слова слышал?
  • — Нет.
  • А почему тогда так говоришь?
  • — А вы меня из спальни вывели.
  • А за что?

Молчит. Я рассказала маме, что случилось. Тут уже она сама извинилась.

А бывает так, что некоторые рассказывают случаи из жизни садика, а родители их неправильно понимают. Допустим, у нас постоянно все бегают, бесятся. Кто-то кого-то толкнул, ударил. Ты видишь, что ребёнок летит, сейчас упадет, и первое, что приходит в голову — схватить, не важно за что, лишь бы не стукнулся.

Читайте также:  Рекламация поставщику о некачественном товаре: Образец претензии по качеству

Через это я тоже проходила несколько раз. Родители приходили с наездами. Я объясняла, и все относились с пониманием.

Но в любом случае, если ребёнок говорит, что воспитатель его бьёт, надо реагировать. Может, это действительно так. Нельзя говорить ребёнку: «Да ты обманываешь», он закроется и дальше не будет родителям ничего рассказывать. Всё надо проверять.

Некоторые воспитатели говорят детям:

— Всё, что происходит в садике, — это секрет. Не надо родителям знать, что у нас происходит. Всё, что им надо, мы расскажем сами.

Я считаю, что секретов быть не должно, если только речь не идёт о каких-то сюрпризах к праздникам. Тогда да, лучше не показывать танец и не читать стихотворение дома.

Родители любят оставлять в садике свои диктофоны, камеры. Если честно, это очень страшно для воспитателей. Вроде, кажется, что такого. Ты же ничего противозаконного не делаешь. Просто не всегда какие-то ситуации могут правильно понять.

Мне поначалу приходилось очень много кричать в группе. Не на детей из-за того, что они плохие. А потому что они в принципе тогда не слышали мой голос. Это сейчас они быстро реагируют, если я начинаю говорить какую-то условную фразу для привлечения внимания. Но чтобы их к этому приучить, приходилось надрывать голос. Я домой вечером приходила, у меня горло болело.

Сейчас тоже приходится чуть повысить голос для привлечения внимания. Но диктофоны могут этого не передать. И естественно, возникнет много вопросов. Из-за того, что ситуацию не видно, может быть неправильная трактовка.

Был такой случай. Кто-то из родителей снял на телефон в дверную щель, как воспитатель садит ребёнка за стол и даёт ему кружку кефира. Якобы заставляет пить. Как потом выяснилось, она её не заставляла. Просто у ребёнка была истерика. Воспитатель её умыла, привела за стол, посадила, пододвинула еду и дала ей кружку. Да, это было сделано резко. Но никакого вреда девочке она не причинила.

В каждой группе своя атмосфера, и даже нам не всегда известно, что происходит за закрытыми дверями. Поэтому уделяйте внимание детям и чаще общайтесь с ними, чтобы ничего не упустить в их воспитании.

Похожие статьи

Психология

Безопасность в садике. Что делать, если в группе есть агрессивный ребенок

12 сентября 2019 40 998 просмотров

Лиана Хазиахметова

Агрессивный ребенок — не редкость в детских садах. Причины буйного поведения могут быть разные — от проблем со здоровьем до педагогической запущенности со стороны родителей. Детский психолог Екатерина Ильичева работала в садике воспитателем, и за это время она не раз сталкивалась с проявлением агрессии у детей. Екатерина поделилась с нами мыслями на эту тему.

Первые действия

Если ваш ребенок пришел домой со следами драки или жалобой на то, что его обижают, нужно обратиться к воспитателю лично.

Не стоит писать в родительский чат или сразу звонить родителям обидчика, потому что ситуация может быть совсем не такой, какой кажется на первый взгляд.

Каждый родитель будет защищать своего ребенка, и разбираясь в ситуации самостоятельно, вы можете нарваться на агрессию. Ваша задача — не участвовать в конфликтах, а решить проблему как можно скорее.

«Если ребенок жалуется, конечно, родителю стоит подойти к воспитателю и узнать, в чем действительно дело. Мама может на эмоциях защищать собственного ребенка, хотя синяк или ссадина могла появиться в результате защитной реакции. Другими словами, „жертва“ может быть и агрессором, которому дали отпор. В любом случае, надо разговаривать с воспитателем», — говорит Екатерина.

Что может сделать воспитатель? Поговорить с родителем агрессора, подключить психолога и заведующего детским садом к решению проблемы.

Если воспитатель не реагирует…

Может возникнуть ситуация, когда жалобы родителя не приводят к результату. Тогда можно корректно поговорить с мамой ребенка, но в личном общении. Или же пойти к заведующему детским садом. Поговорите с другими родителями — вдруг есть еще «пострадавшие»?

Сейчас даже агрессивного ребенка не могут отчислить без согласия его родителей. В данной ситуации единственный выход — помощь психолога. Хороший специалист привлечет к решению проблемы не только ребенка, но и маму с папой. Но не все так просто — на это должны согласиться сами родители.

Если они отказываются, тогда заведующий может созвать комиссию, которая решит — рекомендовать ли ребенка к отчислению или нет. Есть два момента. Первый — комиссия вынесет решение об отчислении, только если ребенок действительно представляет опасность.

Они будут исходить, в первую очередь, из количества заявлений — если жалуетесь только вы, то даже комиссию вряд ли соберут. Второй момент — комиссия может только рекомендовать, а не отчислять.

Правила безопасности, которым можете научить вы

Вы можете научить ребенка отстаивать свои границы. Не факт, что эти меры принесут пользу в детском саду: по-настоящему агрессивные дети не слышат никого вокруг и воздействовать на них словами, скорее всего, не получится. Но техника безопасности может помочь ребенку во время конфликтов вообще в жизни, не только в детском саду.

«Учите детей правильным действиям во время конфликта, — объясняет Екатерина. — Ребенку нужно научиться выражать негативные эмоции словами, а не криком, киданием игрушек или толчками. Ребенок должен говорить, что ему не нравится, чтобы он мог сказать обидчику, например: „Мне не нравится, когда ты отнимаешь мои игрушки“.

Уже этого может хватить, чтобы конфликт не разгорелся. Может, в садике это эффект и не принесет (ведь часто агрессивные дети попросту не слышат окружающих). Но навык проговаривания эмоций, умения сказать „нет“ важен в жизни.

Еще учите ребенка выставлять ручку вперед и говорить слово „стоп“: „Стоп! Не подходи, не кричи, остановись!“ Агрессор, увидев такой отпор, может испугаться и отказаться от планов».

Родителям нужно своим примером показывать, как отстаивать границы. Если мама хлопает дверью и бьет посуду, то и ребенок будет так реагировать на конфликты. Если мама проговаривает то, что ей не нравится, решает проблемы в диалоге, то и ребенок будет так делать.

Давать ли сдачи?

Как психолог, Екатерина не может однозначно ответить на этот вопрос.

«Здесь может сработать эффект „обезьяны с гранатой“, — говорит она. — То есть ребенок, которого научили давать сдачи, будет все время всех бить, не понимая, в каких случаях это нужно делать, а в каких нет».

Каждый родитель сам решает, обучать ли ребенка давать сдачи. В любом случае, делать упор только на этом не стоит. Ведь физическая сила — не главный аргумент в жизненных конфликтах.

Если агрессор — ваш ребенок…

Агрессия — это не причина, а следствие внутренних проблем. Именно на них должны обратить внимание воспитатель, психолог, родители.

Екатерина рекомендует родителям агрессивных детей терапевтические сказки и игры, с помощью которых ребенок сможет выражать эмоции. Они помогут в случае педагогической запущенности. Важно пройти обследование у хорошего невролога, чтобы исключить проблемы со здоровьем

Терапевтические сказки и игры лучше подбирать с психологом индивидуально, чтобы понять, какая потребность у ребенка нарушена, почему он кулаками или кусанием проявляет свои эмоции и не может переключиться на что-то другое.

Вы также можете научить детей выражать отрицательные эмоции конструктивно. Об этом читайте в нашей статье.

А еще вы можете скачать чек-листы по адаптации к детскому саду → Пусть ваш ребенок ходит в садик с удовольствием!

Обложка поста: unsplash.com

Непослушный ребенок или непрофессионалы — воспитатели

У меня это не первая статья о взаимоотношениях детей, родителей с детским садом. Реакция читателей на поднимаемые мною темы разные. Есть те, кто меня поддерживают. Ну и всегда есть те, кто — против. Что делать, каждый по своему относится к процессам воспитания и образования.

В продолжение общей темы – мои рассуждения о профессионализме работников детских учреждений. Я сама в молодости работала в детском саду воспитателем. Я знаю требования к этой профессии.

Скажу, что перед истинными профессионалами в этой сфере, я преклоняюсь. Здесь не просто нужно любить детей. Здесь не просто нужно уметь их чему-то научить.

Это особая возрастная детская категория, которая требует особого внимания, особого подхода.

Поэтому, я считаю, что это трудная и ответственная работа. И сто раз надо подумать, прежде чем в ней задерживаться. Я не смогла долго в ней поработать. Не потому, что не справлялась. А потому, что выкладываться на 100 % каждый день и всю жизнь – видно не для меня.

Но и смотреть, когда воспитатели совсем игнорируют такие понятия, как «ответственность», я не хочу. Поэтому иногда приходится «качать» права. Как вы считаете, у детей в детском саду есть права? Дети, понятное дело, таких вещей еще не понимают. Но для этого и есть родители.

И если мы видим, что что-то идет не так, надо об этом обязательно говорить.

Чтобы не быть голословной, вот некоторые факты, на которые не хочется «закрывать глаза».

1. Когда дети сидят за столами и кушают. Как вы думаете, что в это время должен делать воспитатель? Лично я, когда работала, всегда внимательно наблюдала за этим процессом. Зачем? Дети любят за столом разговаривать, крутиться и, конечно, хулиганить.

Например, начать переливать суп из своей тарелки к соседу. Или покрошить хлеб другому в порцию. Примеров множество. У детей фантазия безграничная.

А если ребенок подавится? Да и вообще, воспитатель должен прививать и культуру поведения за столом, и проконтролировать, чтобы ребенок все скушал.

Наши воспитатели, когда дети кушают, тоже кушают и ведут свои задушевные беседы. Это не мои выдумки. Просто у меня есть практика внезапно приходить за ребенком.

2. А чем должен заниматься воспитатель на прогулке? Ну, наверное, не разговорами по телефону, причем в это время даже не смотреть чем занимаются дети. Я эту картину наблюдала со стороны.

А теперь о непослушных детях. Их так принято называть в народе. В действительности, это дети, требующие особого внимания. В педагогике появилось понятие «индивидуального подхода».

Это, как правило, подвижные, гиперактивные и просто любознательные дети. Их развитие отличается от основной массы. В школе, например, учителя выделяют еще медлительных детей. Они трудней усваивают новый материал.

Для них так же требуется индивидуальный подход.

Есть еще дети лидеры. Опытные педагоги понимают их влияние в детском коллективе. Поэтому, от того насколько ответственно педагог относится к воспитанию такого ребенка, зависит не только формирование отдельной личности, но и микроклимат в этом коллективе.

Хочу поделиться отдельной проблемой — шестилетний ребенок получил клеймо «непослушного» в садике. Воспитателя игнорирует. Ведет себя вызывающе, иногда враждебно. Хотя дома каждый день родители с ним проводят «работу над ошибками». Дома ребенок разумный, спокойный и послушный. Обещает вести себя хорошо, но на следующий день опять замечания и жалобы.

Несколько месяцев я анализировала эту ситуацию. И пришло такое понимание. За поведение ребенка в детском саду отвечает воспитатель. Родителей там нет.

Соответственно, родители не могут знать всех особенностей взаимоотношения как с детьми, так и со взрослыми. Значит, что-то упускается в воспитательном процессе (не подконтрольном для родителей). Ну и ложка дегтя.

Воспитатель не имеет педагогического образования. Только курсы профессиональной переподготовки.

Консультация для родителей «Причины плохого поведения ребенка в детском саду»

Что делать родителям, если ребёнок плохо себя ведёт в детском саду? Прежде всего, не игнорировать замечания воспитателя. Понятно, что после рабочего дня, когда уставший родитель приходит за любимым чадом в детский сад, любая подобная информация воспринимается в штыки.

Ближе к вечеру дети тоже устают и уже не так активны; к тому же сам приход родителей дисциплинирует их, поэтому картина абсолютно мирного поведения дочери или сына никак не вяжется с рассказами воспитательницы о том, что ребенок вел себя ужасно: бегал, дрался, заводил остальных ребят.

Как оценить объективность слов воспитательницы? Обычно на группе работает два воспитателя и одна нянечка. Если все взрослые едины во мнении насчет поведения ребенка, значит, действительно есть повод серьезно задуматься об этом. Если же одна воспитательница хвалит, другая ругает – тогда можно не так волноваться: возможно, педагог просто не смог найти подход к ребенку.

Но и в таком случае нельзя оставлять проблему без внимания: надо помочь воспитателю понять малыша, рассказать об особенностях его характера. Может ли быть предвзятое отношение со стороны взрослых? Бывает, что родители сами себя утешают тем, что их ребенок «ангел», а замечания – это всего лишь придирки к нему.

Спрашивается: какой смысл воспитательницам придираться к малышу? Не будем приводить примеры того, какие объяснения находятся родителями, потому что все они на самом деле беспочвенны. Если ребенок ведет себя хорошо, никому не придет в голову придумывать небылицы о его выходках.

Читайте также:  Мошенничества при аренде квартир

Первый шаг к перевоспитанию маленького озорника: сначала нужно попытаться понять мотивы негативного поведения ребенка, а это не так легко. Придется обратиться за помощью к воспитательнице: попросить ее пристально последить за малышом в течение нескольких дней и отметить, на какое время дня приходится пик неуправляемого поведения ребенка.

Если он не слушается по утрам, возможно, он не высыпается. Во время занятий – значит, у него совершенно отсутствует усидчивость или интерес к заданиям. На прогулке – нет навыков общения с детьми, не приучен играть в спокойные игры. После сна – не успевает отдохнуть: не засыпает сразу или не спит вовсе.

Получает замечания во время приема пищи – не привита культура поведения за столом. Причина плохого поведения ребенка может быть совсем неожиданной. Например, он может стесняться вовремя сходить в туалет и от этого нервничать. Или бояться кого-то из сверстников или взрослых и вести себя вызывающе исключительно с одной целью – никому не показать свой страх.

Ребенок может быть раздраженным и непослушным из-за того, что быстро устает в детском коллективе: по характеру все дети, как и взрослые, разные. Одним доставляет удовольствие пребывание в кругу сверстников, для других длительное нахождение среди людей – пытка. Еще один повод для непослушания малыша: обычная детская ревность.

Дома все внимание уделяется ему одному – в группе детей много: воспитательница не может все время смотреть только на него. Лучший способ заставить ее это делать – вести себя плохо: и чем хуже, тем чаще она будет к нему обращаться. А в конце дня он и вовсе будет героем: с его родителями воспитательница будет разговаривать особенно долго.

Бывает, что причину плохого поведения надо искать не в саду, а дома. Это может быть излишняя строгость родителей: дома за любые провинности ребенок наказывается физически – шлепком или ремнем; воспитательница может воздействовать только словами – этого он не боится и наслаждается своей безнаказанностью.

На психике ребенка обязательно отразятся частые ссоры, скандалы родителей, пагубные привычки последних, отсутствие режима дня, полноценного питания и другие негативные факторы.

Если ни одна из возможных причин не подходит, вы пересмотрели все возможные варианты, но так и не нашли никаких видимых поводов: дома все хорошо, нет никаких претензий и к работникам детского сада – они хорошо смотрят за ребенком.

Но все-таки малыш периодически или постоянно ведет себя из рук вон плохо, и воспитатели нисколько не сгущают краски: это правда! Можно махнуть рукой и сказать: «Перерастет!» Вполне вероятно, что так и будет: малыш, став старше, поймет, чего от него добиваются взрослые, и станет вести себя совсем по-другому. Но есть и другой сценарий развития действия: ребенок перейдет в школу с теми же привычками капризничать, не слушаться, озорничать. Вот тогда с ним станет еще сложнее: при таком поведении ученика наивно ждать от него особых успехов в учебе – ему будет трудно проявить свои способности, поскольку вся его энергия будет уходить на «борьбу» со школьной дисциплиной. Поэтому лучше избавиться от этой проблемы до школы. И самое верное решение, если родители сами не смогли установить и устранить причину дерзкого поведения малыша, – это обратиться за консультацией к детскому психологу. Дети никогда не скрывают свои эмоции: если им плохо, они не могут вести себя хорошо. И долг родителей сделать все для того, чтобы им везде было комфортно: и дома, и в детском саду!

  • В чем может выражаться плохое поведение детей в детском саду:
  • -нарушение режима дня;
  • -присвоение чужих вещей и ложь;
  • -агрессивное поведение в отношении сверстников и персонала ДДУ;
  • -умышленное причинение физического вреда себе или окружающим;
  • -частый плач и истерики;
  • -умышленная порча имущества детского сада.
  • Причины плохого поведения

Прежде чем корректировать плохое поведение ребенка, необходимо разобраться с его причинами. Сначала нужно выяснить, в какое время суток малыш становится более нервным, агрессивным и раздражительным.

Например, если ребенок плохо себя ведет утром, то причиной может быть банальное недосыпание.

Если плохое поведение замечается во время занятий, то это свидетельствует о недостатке усидчивости и отсутствии интереса, во время прогулки и игр с детьми − у ребенка нет навыков общения со сверстниками.

Иногда причина плохого поведения может быть совершенно неожиданной. Например, малыш стесняется ходить в туалет в детском садике, поэтому нервничает.

Или боится оставаться без родителей, поэтому ведет себя плохо, чтобы не показывать свой страх окружающим.

Распространенным поводом плохого поведения деток может быть ревность, в этом случае ребенок желает обратить на себя внимание родителей и воспитателей.

  1. В любом случае плохое поведение детей в детском саду является следствием ошибок в воспитании детей: излишняя строгость или попустительство, частые ссоры домочадцев и многие другие.
  2. Если родители и воспитатели не в состоянии самостоятельно определить причину плохого поведения ребенка, то поможет в этом хороший детский психолог.
  3. Методы коррекции плохого поведения

Борьба с плохим поведением ребенка должна быть направлена, в первую очередь, на устранение его причины. Таким образом, родители должны сначала пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Каждый проступок ребенка должен обговариваться, причем не следует строить воспитательные беседы как монолог, важно дать ребенку возможность высказаться и объяснить свое поведение. Родители должны сформировать у ребенка модель адекватного поведения. Это можно сделать с помощью чтения сказок и рассказов с воспитательным уклоном, в ходе игр и искусственного создания воспитательных ситуаций.

Ни родители, ни воспитатели не должны потакать капризам ребенка, каждый проступок должен сопровождаться соизмеримым с ним наказанием, но и не стоит при этом кричать и ругаться. Спокойно объясните малышу, чем вы недовольны и какое наказание его ждет.

Подчеркните тот факт, что вы наказываете его не потому, что не любите, а потому что он плохо себя вел.

Научитесь находить общий язык с ребенком, воспитывайте его в атмосфере любви и доброжелательности − это самый эффективный способ борьбы с плохим поведением.

Что касается воспитателей, то они не имеют права применять к ребенку, который, по их мнению плохо себя ведет, никаких физических мер воздействия. Даже такое популярное наказание, как стояние в углу, недопустимо в ДДУ.

Наказание должно быть символическое, к примеру, нашалившего малыша можно посадить на стульчик, в то время как другим разрешается играть и бегать.

Но и здесь перегибать палку не стоит: время «сидячего наказания» должно быть строго ограничено, к примеру, 5 минутами.

Конфликты детей в детском саду

Отправляя малыша в детский садродители надеются, что его пребывание там будет интересным и комфортным. И когда ребенок жалуется, что его обижают или он с кем-то подрался, то первое побуждение многих пап и мам − это отправиться в детсад и немедленно разобраться с обидчиками и поставить в известность педагогов.

Но при этом родители должны понимать, что конфликты между детьми неизбежны, ведь это первый опыт их жизни в социуме. Если не случилось чего-то из ряда вон выходящего, то детки должны самостоятельно справляться с проблемами. Иначе где еще они этому научатся?

Психология детских конфликтов

Как раскрыть истинные причины плохого поведения ребенка в садике?

Каждая возрастная группа в ДДУ представляет собой отдельный коллектив, сформировавшийся в результате общей деятельности. Отношения между детками являются системой, в которой каждый участник занимает свое место. Детские психологи утверждают, что популярность ребенка в коллективе зависит от его пола и возраста, а также некоторых умений и навыков. Рассмотрим эту систему более подробно.

Например, в любой группе есть особенно активные детки. Именно на них опираются воспитатели, организовывая занятия или игры, что приводит к повышению самооценки и развитию «звездности».

Активисты начинают свысока относиться к другим, менее активным деткам, которые, в свою очередь, могут в знак протеста замкнуться в себе или же, наоборот, начать искать дружбы со «звездами».

Подобное разделение группы на активистов, их свиту и замкнувшихся деток способствует формированию таких качеств, как эгоизм, заносчивость, злобность, что вызывает конфликты детей в детском саду.

  • Особенности конфликтов в разных возрастных группах
  • Причины конфликтов между детьми во многом зависят от их возраста, поэтому и решаться должны соответственно.
  • Конфликты в младшей группе

Основной причиной детских ссор в этом возрасте является недостаточность навыков общения. Главный аргумент − это физическая сила: детки плачут, толкаются и дерутся из-за игрушек, разрушенных построек или обстановки. Избежать таких конфликтов можно, только повышая культуру общения.

Конфликты в средней группе

Для 4-5-летних деток большое значение имеет эмоциональная связь с партнером по играм, поэтому большинство конфликтов возникает по причине отсутствия этой связи.

Например, желание быть лидером в игре и командовать участниками может привести к тому, что ребенок не станет играть со своим другом и подберет участников, которые будут его слушаться.

Взрослым не стоит вмешиваться в такие конфликты, поскольку дети должны самостоятельно обозначить свою позицию, научиться отстаивать свое мнение и управлять своими желаниями.

Конфликты в старшей группе

Конфликты между старшими дошкольниками уже переходят на личности, в этом возрасте дети могут дразниться, обзывать друг друга. В попытке самостоятельно решить конфликтную или спорную ситуацию ребята грозятся пожаловаться взрослым, прекратить игру или дружбу.

Советы по разрешению и предупреждению конфликтов

Общение и конфликты детей в детском саду представляют собой важный этап социализации ребенка. Взрослые должны научить детей правильному поведению в конфликтных ситуациях.

В детский конфликт необходимо вмешаться только в случае обострения ситуации, причем не стоит требовать «немедленно прекратить», лучше пригласить обе стороны разобраться в причинах конфликта.

Иногда у ребенка появляется постоянный «враг», в этом случае родители и воспитатели должны попытаться наладить хорошие отношения между детьми в садике и вне его. Очень часто бывшие враги со временем становятся лучшими друзьями. Если, несмотря на все попытки, мирное разрешение конфликта невозможно, то детей следует просто держать подальше друг от друга.

Таким образом, предупредить конфликты и научить ребенка правильно вести себя помогут сюжетно-ролевые игры.

Проигрывая конфликтные ситуации, необходимо дать малышу возможность сыграть роль сначала одной, а потом другой стороны.

Обсудите ситуацию, поговорите о том, кто прав, а кто виноват, постарайтесь найти оправдание каждому участнику конфликта. Научите малыша справляться со своими эмоциями.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *