Варвара Гранкова
36-летний Олег Никольцев работает таксистом более девяти лет. Из них он пять лет трудился в таксопарках. За это время он сменил три таксопарка: либо компания закрывалась, либо не устраивали условия сотрудничества.
Некоторые таксопарки штрафуют водителей, если те даже по уважительным причинам отказываются от заказов, или очень трудно получить допуск машины к рейсам – приходится давать взятку механикам, осматривающим машины перед выездом, а их придирки часто необоснованны, рассказывает он.
В конце концов Никольцев зарегистрировал ИП, арендовал машину у другого ИП и стал работать на себя.
За 15 часов работы в среднем он получает 6000 руб. После вычета аренды, бензина и комиссии агрегатору (Никольцев подключен к трем агрегаторам такси) у него остается 1500 руб. за смену.
В прошлом году в России работало 584 000 таксистов, еще 117 000 выходило на линию время от времени, подсчитал Аналитический центр при правительстве России (АЦ). «Яндекс.Такси» считает, что таксистов еще больше – 900 000 человек, для большинства это временная работа. По данным АЦ, армия водителей увеличивается каждый год примерно на четверть – из-за роста спроса на Услуги извоза.
Таксисты – очень хлопотный трудовой ресурс даже по сравнению с другими категориями массового персонала, говорит консультант по подбору персонала Денис Олейник. В такси приходит много людей, которые потеряли работу, рассказывает Никольцев. Таксистами устраиваются, как правило, люди рабочих профессий, они неорганизованны и с ними сложно проводить собеседования, говорит Олейник.
«Водитель работает таксистом в среднем не больше девяти месяцев. За это время он меняет три таксопарка в поисках лучших условий, убеждается, что много заработать не сможет нигде, и уходит в другую профессию», – подтверждает Виталий Крылов, бывший гендиректор сервиса Gett в России. «Ведомости» выясняли, как же агрегаторы такси и таксопарки набирают и удерживают столь текучие кадры.
В Москве свыше 1000 таксомоторных парков, крупных компаний с 200 и более машинами всего несколько десятков, говорит гендиректор «Формулы такси» Виталий Прокин.
По словам представителя департамента транспорта Москвы, в городе 47 300 машин имеет разрешения на таксомоторную деятельность, в этой сфере работает 1135 юридических лиц и 3576 ИП.
По данным АЦ, в России 32,8% рынка услуг такси приходится на онлайновые агрегаторы, у которых нет своих таксопарков. Они заключают договоры с таксопарками и ИП.
Стать таксистом можно за несколько дней: таксопарк поможет оформить ИП и сразу даст автомобиль в аренду, рассказывает председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов. После этого шофер взаимодействует только с онлайн-агрегаторами, через которых получает заказы за комиссию в 15–25% с поездки, уточняет Амосов.
Считанные таксопарки нанимают шоферов по трудовому договору: из 80 000 московских водителей лишь 1000–1500 устроено в штат, говорит Амосов. На сервисе поиска работы для таксистов JobTop размещают вакансии 75 московских таксопарков, но из них около 20 готовы нанимать водителей в штат, сказал представитель сервиса.
Новые кадры надо набирать постоянно. Таксопарк «Формула такси», у которого 930 автомобилей, сдает машины в аренду 1500 шоферам-ИП.
Каждый месяц таксопарк набирает 80–90 новых водителей, примерно столько же человек уходит, говорит Прокин.
«Таксити групп» (800 автомобилей в Москве, 470 – в Санкт-Петербурге) в месяц заключает Договор аренды с 70 таксистами, а примерно 60 шоферов прекращает сотрудничество, рассказывает владелец «Таксити групп» Феликс Маргарян.
Желающих много: в среднем на одну вакансию приходится по 22 соискателя, по данным JobTop. По словам Прокина, кандидат на работу по арендному договору должен иметь стаж вождения не менее трех лет и российское гражданство. У него не должно быть штрафов ГИБДД и признанных судом долгов. Он должен быть общительным и неагрессивным, продолжает Прокин. По его словам, отсеивается половина.
Большинство кандидатов не выдерживает проверку службы безопасности, отмечает гендиректор таксопарка «Софкар» Ренат Шаяхметов. По его словам, претенденты пытаются скрыть судимости, долги по кредитам и алиментам, факты лишения прав за грубые нарушения правил дорожного движения.
По оценкам JobTop, таксопарки Москвы ежемесячно теряют до 2 млрд руб. из-за нехватки кадров и простоя автомобилей.
Подобрать таксистов с каждым годом становится все сложнее, сетуют представители таксомоторных компаний.
Чаще всего они ищут водителей своими силами: например, кадровая служба «Софкара» публикует объявления на сайте Avito, размещает рекламу и на собственных машинах парка. Другие более изобретательны.
«Яндекс.Такси» помогает партнерам-таксопаркам подбирать водителей, привлекая рекрутинговые агентства и размещая объявления на порталах поиска работы и непосредственно на машинах, рассказал представитель сервиса. Проблема в том, что крупные кадровые агентства отказываются заниматься подбором таксистов.
Это трудозатратно и невыгодно, говорит коммерческий директор агентства Kelly Services CIS Илья Ильин. В начале года его фирма предоставила бесплатный тестовый день крупному агрегатору такси. За сутки рекрутеры поговорили по телефону со 130 кандидатами, но только пятерых пригласили на собеседование в таксопарк.
«Это один из худших показателей среди массовых позиций, поэтому мы прекратили сотрудничество с клиентом», – отмечает Ильин. По его словам, за одного нанятого таксиста агентство получит от 8000 до 20 000 руб.
Для сравнения: за массового кандидата, трудоустроенного в розничную продовольственную сеть, рекрутер получит до 45 000 руб., говорит Олейник.
Группа «Везет» использует рекламу для привлечения водителей в партнерские таксопарки, сообщил представитель группы.
Таксопарки пытаются искать шоферов и с помощью искусственного интеллекта. Но он пока не слишком помогает – прежде всего потому, что таксисты не привыкли выкладывать резюме.
В основном резюме на сайтах поиска работы выкладывают водители, которые хотят устроиться шоферами в корпоративном секторе, поясняет Александр Ураксин, сооснователь компании «Стафори» – разработчика робота-рекрутера Веры. За последний год три таксопарка Москвы привлекли к найму робота Веру, рассказал Ураксин.
По его словам, робот Вера поговорила с 3000 кандидатов, но только 30 пришло на личное собеседование. За каждый контакт таксиста, готового общаться с компанией, разработчик получает 150–500 руб., говорит Ураксин.
Иногда рекрутерами персонала для такси становятся выходцы из этого сектора. Например, бывший гендиректор Gett открыл сервис поиска работы PapaJob для синих воротничков, в том числе для шоферов. Водитель может найти подходящий таксопарк или попробовать себя в другой сфере – устроиться, например, грузчиком на склад, рассказывает Крылов.
«Я подключен к нескольким агрегаторам, имею постоянных клиентов. Если работаю по 16 часов в день, то в месяц удается заработать 60 000 руб.», – говорит Никольцев. По словам Амосова, в среднем таксист зарабатывает 35 000–40 000 руб. при работе 12–14 часов в день. Ильин из Kelly Services считает, что найти шоферов в такси сложно именно из-за непривлекательных условий труда.
Таксопарк «Таксити групп» сдает в аренду ИП 545 автомобилей, а около 300 лучших таксистов оформил в штат по трудовому договору, говорит Маргарян. Штатные шоферы в основном развозят сотрудников компаний – корпоративных клиентов. Среди штатных таксистов текучки практически нет, утверждает Маргарян.
Некоторые таксопарки бесплатно предоставляют сотрудникам автомобиль на один день в неделю («Софкар»), дают скидки на аренду за выслугу лет и премии за безаварийную езду («Таксити групп»), а также скидки на бензин, договариваясь об акциях с АЗС.
Агрегаторы тоже озабочены проблемой текучки кадров. Сервис Gett, например, дает водителям скидки на мобильную связь, на услуги автосервиса, а также скидки в сетевых кафе. «Яндекс.
Такси» и группа «Везет» тоже говорят, что имеют программы лояльности для водителей, но не раскрывают детали.
Никольцев считает, что основная причина текучести – низкие заработки, а они низки из-за дешевизны поездок, а тарифы диктуют агрегаторы такси. Средний чек поездки по Москве за три года упал на 35% и составляет 400 руб., говорится в исследовании АЦ.
Час поездки «Таксити групп» по Москве с использованием внутренней диспетчерской службы таксопарка стоит в среднем 920 руб., рассказал Маргарян. С использованием онлайновых агрегаторов часовая поездка в среднем обходится клиенту в 400 руб., добавляет Никольцев. Если эту цену увеличить до 500 руб.
за час, ежедневный заработок таксиста увеличится на 1000 руб., рассуждает Никольцев. Представитель группы «Везет» полагает, что, если цену поднять столь существенно, люди станут меньше ездить на такси.
В первую очередь будут меньше заказывать короткие поездки от дома до метро, длинные заказы до аэропортов тоже сократятся и заработок таксиста не увеличится, прогнозирует представитель «Везет».
Что делать, если таксист завысил Тариф
Фото www.yellowcheckercabchampaign.com
Сегодня самый удобный способ заказать такси — по интернету. Как правило, при оформлении тут заранее указывается фиксированная сумма оплаты поездки с учетом текущего трафика на маршруте.
Поэтому если вы вовремя сели в машину и не заставили таксиста ожидать вас продолжительное время, водитель не имеет права завышать предварительный тариф.
Чтобы добиться справедливости, ваши действия должны быть следующие…
На всякий случай всегда сохраняйте до конца поездки смс-оповещение от диспетчерской службы такси, а также электронную страничку с бланком заказа, где указана сумма оплаты.
В случае разногласий с таксистом по тарифу, смело требуйте документ, подтверждающий расчет за услугу, при этом весь разговор лучше фиксировать на видео. По закону водитель обязан выдать кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности с обязательным указанием реквизитов транспортной компании.
Пусть он предъявит и прайс-лист, заваренный печатью организации, который вы обязательно сфотографируйте. При дальнейшем разбирательстве все это пригодится.
Звонок диспетчеру
Следующий шаг — звонок диспетчеру, которому необходимо прояснить ситуацию в детальных подробностях. Звонить лучше по факту разногласий с таксистом, не выходя из машины.
При необходимости в качестве доказательства вы можете переслать диспетчеру фото электронной страницы с бланком заказа и кассовый чек. Как правило, на этом этапе все конфликты благополучно исчерпаются, если, конечно, правда на вашей стороне, а компания имеет хорошую репутацию и честных сотрудников.
В этом случае вы договариваетесь рассчитаться по заранее указанному тарифу, а если уже переплатили, вам возвращают разницу.
Если же компромисс на этой стадии не найден, в любом случае включайте тяжелую артиллерию и пишите сразу две претензии — в диспетчерскую службу и в транспортную компанию. Реквизиты первой можно найти на ее сайте в службе поддержки.
Контакты таксопарка должны быть указаны в платежных документах, либо размещены на передней панели такси вместе с данными водителя. Претензии высылайте по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В обращении укажите адекватный срок для ответа — обычно это от семи рабочих дней с момента получения документа.
Если вас игнорируют или вам официально отказали, обращайтесь в Роспотребнадзор или сразу в суд.
Надзорные органы
К жалобе в Роспотребнадзор и к иску приложите копии чека или квитанции, фото электронной страницы с бланком заказа и прайс-листа от службы такси. Доказательством станет и видеозапись вашего разговора с водителем.
Завышение тарифа может классифицироваться как обсчет потребителей. Статья 14.
7 КоАП РФ предусматривает за это административный Штраф в размере трех-пяти тысяч для граждан; 10—30 тысяч — для должностных лиц, а для юридических лиц — 20—50 тысяч рублей.
Что значит «недостаточно различимые линии» на асфальте Что значит «недостаточно различимые линии» на асфальте
★★★
Как действовать в спорных ситуациях, которые могут возникнуть у каждого из нас, когда мы совершаем покупки в магазине или пользуемся теми или иными услугами? Разбираемся вместе с юристами.
Вы заказали такси, оговорили стоимость поездки с оператором, но, когда доехали до места, таксист назвал другую сумму. Что делать в таких случаях? Консультирует Эксперт Роскачества
Наталия Старостина
Юрист, председатель Совета московского отделения Объединения потребителей России.
1. Позвоните диспетчеру
Формально такие действия водителя являются серьезным нарушением, потому что при оформлении заказа была названа фиксированная сумма и изменять ее в дальнейшем водитель не имеет права. Если это произошло, то первое, что вы должны сделать, – позвонить диспетчеру и попросить прояснить ситуацию.
2. Потребуйте кассовый чек или квитанцию
Если диспетчер по какой-то причине не может этого сделать, потребуйте у водителя кассовый чек или квитанцию, подтверждающую факт оплаты. Водитель обязан их предоставить согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (п. 111).
Справочно:
Без чека или квитанции будет сложно подтвердить дату, стоимость пользования такси, а также проверить стоимость поездки.
3. Напишите претензию
Если вы заплатили указанную водителем сумму и хотите вернуть деньги, напишите претензию руководству компании, предоставившей услугу (лицо/компания, указанные в чеке как фрахтовщик).
- В претензии опишите ситуацию (необоснованное изменение стоимости поездки, непредоставление своевременно полной и достоверной информации о стоимости услуги).
- Укажите, на какую сумму денежной компенсации вы претендуете и почему. В эту сумму можете заложить и компенсацию морального ущерба.
- Укажите срок, в течение которого ждете ответа: обычно это 10 дней.
- Претензию отправьте по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Справочно:
Информация о наименовании фрахтовщика, данные водителя и условия оплаты должны быть размещены на передней панели легкового такси, справа от водителя. Там же указаны наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
4. Обратитесь в надзорные органы
Вы вправе подать жалобу в Роспотребнадзор или в орган, обеспечивающий контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
5. Подайте Иск в суд
Если в течение 10 дней клиенту службы такси так и не вернули деньги, он, как Потребитель, вправе обратиться в суд.
Продолжение следует.
Вопросы наших читателей в социальных сетях
Вопрос.
«А вдруг оператор откажет, сказав, что услугу подключили вы сами и доказать обратное нереально?» (Денис Зелепукин, vk)
Отвечает эксперт Роскачества, юрист Наталия Старостина: детализация счета должна показать все движения по счету. В том числе дату и время подключения услуги, а также способ ее подключения. Если подключение услуги указано, но вы этого не делали, оспаривайте факт подключения.
Вопрос.«Билайн сейчас при запросе обещанного платежа автоматически дает 500 рублей, что не соответствует запросу. Потом списывает большую комиссию. Споры ни к чему не приводят. И это при тарифе всё за 800. Беспредел!»(Елена Дюжева, vk)
Вопрос.«Билайн в начале года сделал услугу оповещение о пропущенных звонках платной, пришлось отключить. А до этого на старом тарифе без абонентской платы, Билайн сменил тариф и начал списывать деньги со счёта.
Когда я обнаружил, что баланс на нуле, позвонил в колл-центр Билайн, начал возмущаться — «как могли без моего спроса изменить тариф?» мне ответили, что было SMS оповещение, а всё остальное уже мои проблемы.
(Денис Шевцов, vk)
Отвечает эксперт Роскачества, юрист Наталия Старостина: во всех случаях главное действовать по правилам: отслеживать все смс-оповещения от оператора, хотя бы иногда заходить в свой личный кабинет для проверки счетов и истории подключений, при споре обращаться с письменной претензией, сохранять всю переписку и не лениться отстаивать свои права в суде.
Мы в Яндекс.Дзене: Просто о ваших правах
Памятка для потребителей «защита прав потребителей при оказании услуг по перевозке пассажиров легковым такси»
23.03.2020
- ПАМЯТКА для потребителей
- «Защита прав потребителей
- при оказании услуг по перевозке пассажиров легковым такси»
Услуги такси являются очень востребованными в наше время. Поэтому потребителю данных услуг необходимо знать некоторые правила их предоставления.
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования в устной форме, который Вы можете заключить непосредственно с водителем легкового такси или путем осуществления заказа услуги.
Заказ принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.
Ваш заказ, принятый к исполнению, обязаны зарегистрировать в журнале регистрации. Номер принятого к исполнению заказа сообщается фрахтователю (п. 104, 106 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112 (Далее – Правила).
По прибытии такси к месту его подачи Вам должны сообщить местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи такси (п.107 Правил).
- Чтобы быть уверенным в добросовестности исполнителя услуги, к которому Вы обратились, убедитесь в наличии необходимой информации, которая должна быть размещена на передней панели легкового такси справа от водителя. Она должна включать следующие сведения:
- — полное или краткое наименование фрахтовщика;
- — условия оплаты за пользование легковым такси;
- — визитная карточка водителя с фотографией;
- — наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
- Кроме того, в легковом такси должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются потребителю по его требованию.
Согласно п. 111 Правил таксист обязан выдать кассовый чек либо квитанцию в форме бланка строгой отчетности. Форма квитанции утверждена Приложением № 5 к Правилам. В частности, в бланке должны быть указаны: наименование, серия и номер квитанции, ФИО заказчика такси, дата выдачи квитанции, стоимость поездки.
Рекомендации потребителям услуг такси
Если Вы вызвали такси, а оно не приехало. Что делать?
Такая ситуация возникает нередко. Такси можно вызвать, но обещанная машина либо приедет не вовремя, либо не явится вовсе.
Причин, по которым служба такси может не справиться с Вашим заказом, множество. Начиная от плохих погодных условий, пробок и ДТП и заканчивая просто человеческим фактором.
Не приехал автомобиль к назначенному времени, звоните еще раз и еще, пока не дадут четкую информацию, где Ваше такси.
Также если Вы понимаете, что опаздываете, а таксист не предпринимает никаких действий, чтобы доставить Вас вовремя необходимо добиться подтверждения от диспетчера, что заказ действительно был сделан.
Заказ должен фиксироваться у диспетчера в журналах вызовов. Записывайте на диктофон телефонный разговор с диспетчером. Обратившись в телефонную компанию, можно получить детализацию звонков.
Доказать, что именно по вине такси вы опоздали на самолет или поезд и заставить исполнителя за это заплатить, очень сложно.
Чтобы обезопасить себя заранее, нужно спрашивать номер заказа, номер такси, фамилию диспетчера, который принял Ваш заказ.
И только с этой информацией писать претензию в адрес руководства такси на возмещение ущерба и морального вреда. Если Ваше требование не удовлетворено в добровольном порядке обращайтесь с исковым заявлением в суд.
Выходя из машины, Вы забыли свои ценные вещи.
Что делать в таком случае?
Для того чтобы вернуть свои вещи и избежать других ситуаций
Необходимо в обязательном порядке записывать марку поданного автомобиля, государственный регистрационный знак, марку, цвет, время приезда
Необходимо запомнить
- Если служба такси оказала Вам некачественное предоставление услуг, например, не доставила Вас в пункт назначения по каким либо причинам, Вы имеете право не оплачивать проезд.
- Если Вас не устраивает качество оказания услуг, то стоит произвести запись на диктофон или сделать видеозапись на телефон и обратиться с претензией к исполнителю услуг такси.
Водитель имеет право отказать в перевозке пассажиров, в тех случаях, если:
- пассажиры находятся в состоянии алкогольного опьянения;
- имеют неопрятный вид и могут испачкать салон авто;
- если пассажиров больше чем мест в машине;
- если пассажир едет с животными, которые перевозятся неправильно, например, собака без намордника (п.114 Правил).
Пассажир, которого не устроило качество оказания услуги такси, вправе предъявить требования в соответствии со ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и по своему выбору потребовать:
- Устранения недостатков услуги в процессе поездки;
- Уменьшения цены услуги после обнаружения в ней недостатков или прибытия в пункт назначения;
- Возмещения расходов, понесенных в процессе перевозки, по устранению недостатков услуги своими силами или третьими лицами.
Также пассажир вправе потребовать возмещения убытков, понесенных им вследствие оказания перевозчиком услуги ненадлежащего качества. Требования потребителя излагаются в виде письменной претензии.
Таксист завысил стоимость поездки? Комментирует юрист
Legion-media
«Заказал такси по телефону. Заранее узнал у оператора стоимость поездки, но, когда мы доехали, таксист озвучил сумму почти в два раза выше той, на которую я рассчитывал. Объяснил, что дополнительно оплачивается посадка пассажира, время, проведенное в пробках, и какие-то там еще коэффициенты. Скажите, пожалуйста, может ли таксист по закону менять сумму, озвученную оператором?» — Андрей
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Денис Федоров, юрист
Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Народный контроль и Законность»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Андрей, увы, такие ситуации нередки. Заказывая такси, мы рассчитываем на одну сумму – в полной уверенности, что она фиксированная – а по окончании поездки она оказывается изменена, причем не в нашу пользу. Для начала разберем отработанные «сценарии», при которых стоимость поездки может быть увеличена.
Вариант № 1. Водитель включает счётчик сразу же, как только подъехал к дому, не выжидая положенного времени
Каждая компания предоставляет клиентам для выхода и посадки от 2 до 5 минут. Таксист обязан заранее (до того, как подъехал к месту назначения) позвонить клиенту и предупредить, что машина уже на месте. Это правило должно быть зафиксировано во внутренних документах и инструкциях компании.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вариант № 2. Водитель выбирает самый длинный маршрут до пункта назначения
Таким образом, он искусственно удлиняет маршрут и увеличивает стоимость поездки. При этом дополнительное время и километры оплачивает пассажир. Этот способ мошенничества в сфере транспортных услуг, пожалуй, самый распространённый. И действует он в основном на тех, кто плохо знает дорогу.
Вариант № 3. Водитель требует дополнительную плату за провоз багажа или помощь с его погрузкой и выгрузкой
Кроме того, в некоторых компаниях, где предусмотрен бесплатный провоз животных, водитель может сыграть на незнании пассажира и попросить дополнительную плату за питомца. Информация о таких надбавках должна быть указана на сайте компании.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вариант № 4. Вместо машины эконом-класса приезжает автомобиль повышенной комфортности
Подача автомобиля классом выше сразу же значительно увеличивает стоимость поездки. Согласившись на услугу, вы будете вынуждены переплатить. А при отказе от поездки с вас могут потребовать неустойку за ложный вызов.
Такие действия – ни что иное как еще один вид мошенничества перевозчика, ведь при изменении условий оказания услуги их необходимо согласовать с заказчиком, а не требовать деньги за услугу, которую по факту клиент не заказывал.
Вариант № 5. В конце поездки водитель называет сумму, превышающую первоначальную, и не может толком объяснить, откуда она взялась
Таксист несет откровенный бред про введение новых тарифов в связи с нестабильностью рынка транспортных услуг и даже обвиняет вас в неверном восприятия информации, услышанной от оператора по телефону. Знайте: такие действий — прямое нарушение норм права и откровенное хамство.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вариант № 6. Водитель при следовании в плотном потоке машин, вынужден часто останавливаться
При этом он регистрирует такие остановки как вынужденные, по требованию пассажира. Будьте готовы: за них с вас потребуют деньги как за оплату простоя. Вот это я бы уже назвал прямым обманом потребителя.
Я перечислил самые распространённые способы, которыми пользуются недобросовестные водители. Чтобы не быть обманутым, пользуйтесь услугами только зарегистрированных перевозчиков (с юридическим адресом, исправным автопарком и официально трудоустроенными водителями). Эту информацию, а также информацию об условиях предоставления услуги компания обязана указывать на своем сайте.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Только при этих условиях пассажир может рассчитывать на восстановлении нарушенных прав в соответствии с законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно его положением потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Андрей, в вашей ситуации я бы не рекомендовал просто не платить перевозчику – иначе нарушителем закона уже становитесь вы. За оказание услуги, предусмотренной договором, может быть озвучена твердая или приблизительная цена. Если таксист сильно завысил стоимость поездки, требуйте детальный отчет (расшифровку) по сумме – перевозчик обязан вам его предоставить.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Не забывайте фиксировать все происходящее на камеру вашего мобильного телефона – водитель такси должен видеть серьезность намерений. Не лишним будет звонок оператору. Опишите ситуацию во всех подробностях и выразите несогласие с увеличением стоимости поездки. Возможно, на этом вопрос и решится.
Помните: подобные нарушения допускают, чаще всего, именно нелегальные перевозчики, оказывающие услуги по сниженной стоимости. И, соглашаясь на такую поездку, вы рискуете не только завершить ее с испорченным настроением, но и не завершить её вовсе – ведь «самозанятые» водители не проходят предрейсовый инструктаж, медосмотр, часто игнорируют технические неисправности автомобиля и т. д.»
Таксист взял с вас больше денег, чем оговаривалось при посадке. Что делать?
Однако, водитель после поездки требует, чтобы вы заплатили ему больше. Он уверяет, что вы очень долго стояли в пробке. Или у вас чересчур много багажа.
Или, к примеру, среди пассажиров оказался маленький ребенок, для которого пришлось доставать из багажника детское автокресло.
Если же оплата подразумевается по счетчику, недобросовестный водитель может выбрать самый длинный маршрут и самое долгое время в пути.
Согласно ст. 33 Закона «О защите прав потребителей», на оказание услуги (перевозка), может быть составлена смета. Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель — ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих оказанию услуг.
При оказании дополнительных услуг и по этой причине превышения сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Исполнитель (водитель), своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату услуги в пределах приблизительной сметы.
Стоит ли платить таксисту требуемую сумму?
С возникшей ситуацией лучше разобраться сразу. Напомните таксисту, что пассажир, садясь в такси после получения смс, в котором указана цена перевозки, соглашается на перевозку на указанных в смс-условиях. Таким образом, договор перевозки заключен по цене, указанной в смс. Диспетчерская служба в данной ситуации выступает представителем перевозчика.
Поэтому пассажир не обязан платить сумму выше указанной в смс (если таксист не ожидал пассажира дольше установленного времени и осуществил перевозку по заданным параметрам).
Однако, если водитель продолжает настаивать на своем, сделайте следующее…
1. Получите подтверждающие документы
Возьмите у таксиста документы на указанную услугу — бланк заказа и чек (обычно в чеке указан точный пробег и время). В случае разногласий по цене требуйте у водителя утвержденный прайс-лист и правила перевозок. Сохраните все смс из диспетчерской такси на вашем телефоне (они тоже могут стать доказательствами).
2. Позвоните диспетчеру таксопарка
Позвоните в ту службу такси, через которую был сделан заказ. Лучше сразу, «не отходя от кассы», точнее от автомобиля такси. Но, даже если водитель уехал, звоните. Объясните диспетчеру ситуацию. Как правило, таксопарки, дорожащие своей репутацией, заставляют своего сотрудника развернуться и привезти вам положенную сдачу, если сумма была фиксированной.
Согласно ст.10 Закона «О защите прав потребителей» Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Если же оплата была сделана исходя из времени/ километража, то сотрудники компании должны разобраться, обоснована ли жалоба, и почему был выбран именно такой маршрут.
Возможно, вас попросят предъявить бланк заказа и чек, чтобы рассчитать примерную скорость движения. Чтобы точно убедиться, что водитель вез с накруткой, для начала таксопарк проверит историю пробок на карте Гугл в нужное время в нужном месте.
Сопоставит с данными Автотрекера, где виден маршрут движения борта в момент поездки.
По закону, таксист в ситуации с оплатой, оговоренной заранее, не прав, завышая цену после поездки. Если таксист не предупредил клиента перед посадкой, о том, что цена может вырасти — он не дал потребителю возможности выбора.
3. Отправьте официальную претензию
Если мирным путем переговоров решить проблему не удается, составьте и отправьте письменную претензию в диспетчерскую компанию или в адрес водителя (если он ИП, то у него есть официальное местонахождение, которое должно быть указано в документах, в разрешении на деятельность, информации о перевозчике, и тд.). Претензию отправляйте по почте, заказным письмом, с уведомлением о вручении.
ВАЖНО! В претензии необходимо указать разумный срок для ответа, например «Прошу направить в мой адрес письменный ответ на данную претензию в течение 5 рабочих дней с момента получения претензии.
В случае, если ваша претензия осталась без ответа или вы получили официальный отказ, обращайтесь в Роспотребнадзор или сразу в суд.
4. Напишите жалобу в Роспотребнадзор
Подайте жалобу в свободной форме в территориальный орган Роспотребнадзора. После проверки ведомство наложит штраф на водителя или организацию, если сочтет, что ваша жалоба обоснована.
5. Подайте иск в суд
Иск можно подать параллельно с подачей жалобы в Роспотребнадзор. Самое главное — перед тем, как обращаться в суд — надо направить претензию в службу такси.
Таким образом, будет соблюден претензионный порядок. Прикрепите к иску чеки, бланки заказа или бланки строгой отчетности, тарифы конкретного такси.
Доказательством может также стать видео (снятое вами или ролик с видеорегистратора таксиста) или смс.
Чем грозит для таксопарка или ИП завышение цены на проезд?
Завышение стоимости проезда может классифицироваться как Обман потребителей. Согласно ст. 14.7 КоАП РФ, обсчет потребителей при реализации услуги либо иной обман потребителей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3-5 тысяч рублей; на должностных лиц — 10-30 тысяч рублей; на юридических лиц — 20-50 тысяч рублей.
Источник: https://roscontrol.com/
Работник, а не ИП: как защищают права таксистов и курьеров — новости Право.ру
В сентябре прошлого года власти Калифорнии ввели специальный Закон, который должен защитить права подрядчиков, работающих по договорам с интернет-агрегаторами — в частности, такси «Uber» и «Lyft», а также сервисом доставки еды «Postmates».
Так называемый Assembly Bill No. 5 («Закон штата № 5») определяет статус подрядчика-индивидуального предпринимателя. Им считается тот, кто:
- свободен от контроля со стороны юрлица, которое его нанимает — как по условиям договора, так и по факту;
- выполняет ту работу, которая не является основной деятельностью нанимающей компании;
- на постоянной основе самостоятельно ведёт торговлю, бизнес, или иную деятельность в ходе выполнения работы по договору подряда.
Тот, кто этот тест «не проходит», переходит в разряд наёмных сотрудников. А это налагает на работодателя ряд обязательств: материальную ответственность за действия такого сотрудника, обязательство выплачивать отчисления в страховой фонд, платить ему минимальную заработную плату, покрывать расходы на лечение в случае производственной травмы и так далее.
В этом сюжете
- Uber проиграл суд о трудовых правах таксистов в США
Что означают пункты этого теста на практике? Первое положение подразумевает, например, что интернет-агрегаторы вроде «Uber» не имеют права штрафовать подрядчиков за некачественно-выполненные услуги — сервис лишь помогает пассажиру и таксисту найти друг друга через приложение, а дальнейшие отношения между ними неподконтрольны агрегатору. Иначе таксиста рассматривают уже как сотрудника «Uber». При этом, аналогичное регулирование принято и в ряде других штатов США, где его называют «правом на контроль», а в некоторых регионах используют и сам тест.
Второе положение подразумевает, что если компания-агрегатор выполняет роль диспетчера такси, то её подрядчик не может быть таксистом. Договор подряда здесь уместен, если такая фирма наймёт строителей для отделки помещений, сисадминов для обеспечения бесперебойной связи. Но таксисты, согласно результату теста, будут входить в категорию наёмных работников.
Согласно последнему положению, заказчик должен доказать, что подрядчик сможет продолжить свою деятельность даже после прекращения их отношений. Для этого, надо привести пример контрактов, которые условный таксист «Uber» заключал с другими фирмами, работая одновременно с агрегатором.
В конце августа власти региона приняли ещё один закон — AB-2257. Новый акт уточняет ранее принятый и вносит в него некоторые коррективы.
Так, AB-2257 предусматривает исключения из профессий, которые проходят тест. Сюда, в частности, входят работники творческой сферы: авторы текстов песен, композиторы, продюсеры и режиссёры, художники.
В этом списке оказались также строительные подрядчики, переводчики, оценщики недвижимости и жилищные инспекторы, а также преподаватели мастер-классов, которые проводят их в течение не более, чем одной недели.
Что касается интернет-агрегаторов — под исключение попали лишь посредники, работающие с другими электронными ресурсами.
Агрегаторы против перемен
В то время как одни, в основном таксисты и курьеры, восприняли новый закон на «ура», агрегаторы этого энтузиазма не оценили. И почти сразу подали иск в Верховный суд Калифорнии. В нём «Uber» и платформа для доставки еды «Postmates» требовали признать новый закон неконституционным.
Они утверждали, что AB-5 нарушает право на равную защиту, поскольку предусматривает более жёсткие требования для агрегаторов такси и курьерских служб доставки еды, по сравнению с компаниями из ещё около двадцати других сфер деятельности.
Истцы пытались использовать и более «тонкие» методы защиты, апеллируя к защите прав самих подрядчиков. Так, они заявили, что закон дискриминирует таксистов и разносчиков еды, не позволяя им стать «хозяевами самим себе», нарушая тем самым их право на предпринимательскую деятельность.
Какие налоги должен платить партнёр «Яндекс.Такси», работающий с водителями-физлицами — Право на vc.ru
Разбираемся, почему договоры между компанией-посредником и водителем могут считаться незаконными.
{«id»:60136,»gtm»:null}
Схема работы «Яндекс.Такси»:
1. Пассажир заказывает поездку через приложение.
2. Пассажир оплачивает поездку по карте, и деньги поступают в агрегатор.
3. Агрегатор не работает с водителями-физлицами, только с Партнёрами (ООО и ИП) или водителями-предпринимателями, перечисляя им деньги от пассажира за минусом своей комиссии.
4. Эти Партнёры в дальнейшем удерживают свою комиссию и перечисляют сумму оплаты от пассажира реальному исполнителю заказа — водителю.
Следовательно, движение денег происходит по схеме «пассажир-агрегатор-водитель», если водитель зарегистрирован как ИП, или «пассажир-агрегатор-партнёр-водитель», если водитель — физическое лицо, которое заключило договор с Партнёром «Яндекс.Такси».
«Яндекс.Такси» не работает с водителями-физлицами, потому что при выплатах им агрегатор обязан удерживать НДФЛ. Он, таким образом, снизил налоговые риски тем, что работает только с ООО или ИП и выступает агентом между пассажирами и этими ООО или ИП.
В договоре между «Яндекс.Такси» и Партнёром указано, что именно Партнёр оказывает услуги по перевозке пассажиров.
На самом же деле Партнёры в большинстве случаев создаются не как Таксопарки с наёмными водителями в штате, оказывающие пассажирские перевозки, а как посредники между «Яндекс.
Такси» и водителем-физлицом, оказывающие агентские услуги «по установлению взаимодействия между Сервисом „Яндекс.Такси” и Перевозчиком».
Важно! Если бы можно было на законных основаниях перечислять водителям плату за поездки без уплаты налогов с этих сумм, то «Яндекс.Такси» работал бы напрямую с водителями.
Поскольку водители не хотят регистрироваться как ИП, они заключают договоры с Партнёрами агрегатора.
Те в свою очередь получают деньги на свой счет от агрегатора и перечисляют их водителям за минусом своей комиссии.
Для водителя это выгодно, потому что он получает заказы через сервис, а для Партнёра это выгодно, потому что он получает комиссию. Сумма комиссии устанавливается Партнёром самостоятельно и в среднем равна 5-10%.
В этой системе взаимодействия получается, что Налог с доходов водителя не платит никто. «Яндекс.Такси» платит налоги со своей комиссии, Партнёры платят налоги со своей комиссии, водители получают деньги от Партнёров и не платят налог. Получается, что сами водители работают вне рамок правового поля, а Партнёры оказывают пособничество в незаконной предпринимательской деятельности.
Все Агрегаторы составляют свой договор с Партнёрами так, что никаких претензий к самим Агрегаторам возникнуть не может, поскольку Агрегатор по договору — всего лишь агент, который ни за что не отвечает: ни за перевозку, ни за лицензию, ни за пассажиров. Он лишь передает сведения о заказе и принимает деньги.
А вот отвечать за всё, по идее, должен Партнёр, который по договору оказывает пассажирские услуги. Но он тоже ни за что не отвечает, потому что в договоре с водителем указано, что он тоже только агент и передает сведения от «Яндекс.Такси» водителю. Получается, что один договор противоречит другому и при налоговой проверке у инспектора может возникнуть множество вопросов по этому поводу.
К тому же при перечислении денег от «Яндекс.Такси» водителям Партнёр может быть признан налоговым агентом, то есть налоговая может признать, что обязанность исчислять НДФЛ и перечислять его в бюджет должен именно Партнёр.
В статье 226 Налогового кодекса указано: компании (ООО или ИП), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доход, являются налоговыми агентами и обязаны удержать и перечислить налог на доходы физических лиц.
В договоре между Партнёром и водителем, как правило, есть указание на то, что водитель является выгодоприобретателем и оказывает услуги по перевозке от своего имени, а значит и налоги должен платить самостоятельно.
Но с точки зрения законодательства данный пункт можно признать ничтожным. А судебная практика сложилась таким образом, что лицо, выплачивающее денежные средства физическому лицу, очень часто судом признается именно как налоговый агент, независимо от источника выплат.
Поскольку в договоре с «Яндекс.Такси» указано, что Партнёр является исполнителем услуг, то договор между Партнёром и водителем может быть признан притворным.
Тогда налоговая инспекция может переквалифицировать агентский договор в трудовой и начислить все причитающиеся налоги с заработной платы водителя.
А вместе с налогами ещё и привлечь налогового агента к ответственности за невыполнение обязанности.
Самыми безопасными с точки зрения налогового законодательства являются два варианта:
- Когда водитель — зарегистрированный индивидуальный предприниматель. Он самостоятельно заключает договор с «Яндекс.Такси» и платит налог с полученных средств от агрегатора. Система налогообложения здесь может быть любой — упрощенной, патентной, ЕНВД.
- Когда Партнёр оформляет водителей в штат компании, выплачивает им не агентское вознаграждение, а заработную плату, уплачивая в бюджет налоги и взносы с заработной платы водителя. Вся сумма поступлений от «Яндекс.Такси» в таком случае будет суммой доходов. Однако такая схема является убыточной и нежизнеспособной, поскольку уплаченные налоги будут в разы превышать вознаграждение, которое платит «Яндекс.Такси» партнёрам
Рисковать или не рисковать — каждый владелец бизнеса решает сам. Риски посреднического договора с водителями при работе с «Яндекс.Такси» следующие: риск признания Партнёра налоговым агентом по удержанию НДФЛ и риск признания договора с водителем притворным, что влечёт за собой взимание не только налогов, но и штрафа за неудержание и неперечисление НДФЛ (и, возможно, взносов).
#яндекстакси #агрегаторытакси