Международная охрана авторских прав — теория и практика

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право распространяется на широкий круг произведений: книги, музыкальные произведения, произведения изобразительно искусства, скульптуру и кинофильмы, компьютерные программы, базы данных, рекламу, карты и технические чертежи.

Как правило, в законодательстве нет исчерпывающего перечня произведений, охватываемых авторским правом. Однако, если говорить в общем плане, то в мировой практике авторское право традиционно распространяется на следующие произведения:

  • литературные произведения, такие как романы, стихи, пьесы, справочные издания, газетные статьи;
  • компьютерные программы, базы данных;
  • фильмы, музыкальные произведения и хореографию;
  • художественные произведения, такие как рисунки, картины, фотографии и скульптуры;
  • архитектурные сооружения; и
  • рекламные объявления, карты и технические чертежи.

Авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Авторское право может распространяться – или не распространяться – на названия, лозунги или логотипы, в зависимости от того, содержат ли они достаточную степень авторского творчества.

В рамках авторского права существует два типа прав:

  • имущественные права позволяют правообладателю получать финансовое вознаграждение в результате использования его произведений другими лицами; и
  • неимущественные права защищают нематериальные права автора.

Большинство законов об авторском праве гласят, что правообладатель имеет право разрешать или не допускать определенные действия в отношении произведения или в отдельных случаях получать вознаграждение за использование третьим лицом его произведения (например в рамках схемы коллективного управления). Обладатель имущественных прав на произведение имеет право запрещать или разрешать:

  • его воспроизведение в различных формах, таких как печатное издание или звукозапись;
  • его публичное исполнение, например в виде пьесы или музыкального произведения;
  • его запись, например в форме компакт-дисков или DVD;
  • его передачу в эфир по радио, кабелю или через спутник;
  • его перевод на другие языки; и
  • его переработку, например переделку романа в сценарий для фильма.

Примерами широко признаваемых неимущественных прав является право претендовать на авторство произведения и право возражать против внесения в произведение изменений, которые могут повредить репутации автора.

В большинстве стран, согласно Бернской конвенции, охрана авторского права предоставляется автоматически без необходимости регистрации или выполнения других формальностей.

При этом во многих странах действует система, предусматривающая добровольную регистрацию произведений. Эта система может помочь при разрешении споров о владельце или авторе произведения, а также упростить финансовые сделки, продажу, уступку или передачу прав.

Обращаем ваше внимание на то, что ВОИС не предлагает своим клиентам системы регистрации авторского права и не имеет авторско-правовой базы данных с возможностью поиска. Дополнительная информация о системах регистрации и документирования авторского права.

WIPO PROOF дополняет системы добровольной регистрации авторского права, позволяя авторам зафиксировать и в цифровом виде сертифицировать факт владения произведением. Это зашифрованное цифровым способом, не поддающееся изменению, доказательство способно удостоверить существование произведения в определенный момент времени.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Международная охрана авторских прав - теория и практика
( Getty)

Презентация

8 декабря 2021 г. состоится презентация доклада, посвященного системам добровольной регистрации авторского права. Регистрация на мероприятие уже открыта!

Зарегистрироваться

Авторское право является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Читаете ли вы книгу, смотрите фильм, перекидываете музыку или фотографируете – вопросы авторского права возникают постоянно. Смотрите темы и вопросы, связанные с авторским правом.

Международная охрана авторских прав - теория и практика
( Bradley Kanaris/Getty Images)

Инновации и творчество являются ключевыми факторами развития в мире спорта. В каждом виде спорта изобретатели и новаторы работают, не афишируя свои усилия, чтобы расширить границы возможного, при этом создавая новые возможности для получения удовольствия от просмотра соревнований и улучшения профессиональных результатов спортсменов.

Международная охрана авторских прав - теория и практика
( © Waag Society)

Издатель Джейсон Эпштейн делится своим видением будущего издательского дела и роли авторского права.

Международная охрана авторских прав - теория и практика
( © Victor R. Ruiz)

Деятельность музеев по сохранению, управлению и упрощению доступа к музейным фондам и коллекциям связана с рядом уникальных вопросов в сфере авторского права.

Законодательство в области авторского права нацелено на обеспечение баланса интересов создателей контента и широкой общественности в контексте предоставления максимально широкого доступа к авторским произведениям. ВОИС выполняет административные функции ряда международных договоров в области авторского права и смежных прав.

Договоры в области авторского права, административные функции которых выполняет ВОИС

WIPO Lex – это международная база данных, которая обеспечивает бесплатный доступ к правовой информации по интеллектуальной собственности (ИС), включая законы и подзаконные акты в области ИС, профильные договоры ВОИС и других субъектов, а также важнейшие судебные решения по делам, связанным с ИС.

Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам (ПКАП) является форумом, в рамках которого государства-члены ВОИС и наблюдатели встречаются для обсуждения, рассмотрения и решения вопросов, касающихся развития сбалансированной международно-правовой базы по авторскому праву с учетом изменяющихся потребностей общества.

Международная охрана авторских прав - теория и практика
(ИЗОБРАЖЕНИЕ: ВОИС)

Вступление в силу Пекинского договора ВОИС позволит улучшить жизнь актеров и других исполнителей

Консорциум доступных книг (ABC) призван расширить мировой фонд книг в доступных форматах, в частности аудиокниг и книг, напечатанных шрифтом Брайля и крупным шрифтом, и обеспечить доступ к ним слепым и людям с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию.

Марракешский Договор обеспечивает поддержку работы ABC, упрощая производство и международную передачу книг в специальных форматах, предназначенных для сообщества слепых и слабовидящих.

В этих национальных исследованиях изучается вопрос о размерах отраслей, основанных на авторском праве, в отдельных странах. При этом учитывается их вклад в формирование ВВП, создание рабочих мест и торговый оборот.

В рамках ежегодных обследований, посвященных законодательству и практике в области авторского права, ВОИС отслеживает динамику доходов от конкретных видов авторских прав (например, сборов за копирование для личных нужд и использование текста и изображений) в различных странах. В этих исследованиях показаны результаты проведенных обследований.

В этих исследованиях предметно изучается вопрос о роли авторского права и смежных прав в отдельных отраслях. ВОИС также предлагает проекты рекомендаций в отношении оценки более общих последствий обеспечения соблюдения авторского права в социальной, экономической и культурных областях.

Коллективное управление означает реализацию авторского права и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени владельцев прав.

Например, автор может дать разрешение на постановку своего произведения на сцене на определенных условиях или музыкант может согласиться на запись какого-то исполнения на компакт-диск.

Однако для автора или музыканта едва ли возможно контактировать с каждым театром или каждой радиостанцией и обсуждать условия лицензий на использование его произведения.

Именно здесь вступают в дело коллективные права и, в частности, организации коллективного управления (ОКУ).

  • WIPO Connect – это информационно-технологическая система для организаций коллективного управления, предназначенная для облегчения коллективного управления авторским правом.

Международное авторское право

Международная охрана авторских прав - теория и практикаИзначально авторские права признавались только в отдельных странах. Более того, правовая охрана, как правило, предоставлялась только своим, но не иностранным гражданам. В связи с этим территория действия авторских прав была ограничена пределами государства. Международное авторское право позволяет преодолеть территориальный характер действия авторских прав и защитить авторские права за рубежом. Современное международное авторское право представляет сложную систему международных договоров и соглашений, но знать его основы будет полезно всем авторам и пользователям произведений, особенно с учетом развития Интернета и международной торговли.

1. Международное авторское право. Понятие и общие положения

Международное авторское право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения между государствами, а также гражданами различных государств в сфере возникновения, использования и защиты прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

Как правило, международное авторское право относят к отрасли международного частного права, т.к. субъектами авторских прав являются граждане и юридические лица, действующие в своем собственном интересе. Однако международное авторское право является и частью публичной права, т.к.

международно-правовая охрана авторских прав основана на обязательствах государств по принятию необходимых для этого мер. Так, нормы международных договоров требуют от государств признавать авторские права иностранных граждан и предоставлять авторам свободный доступ к административным и судебным мерам защиты.

С этой точки зрения, международное авторское право регулируют не только частные отношения между авторами и правообладателями, но и властные отношения в этой сфере.

Международно-правовая охрана авторских прав обеспечивается двумя методами регулирования: материально-правовым и коллизионным.

Читайте также:  Можно ли лишиться водительских прав за распитие в заглушенном авто

Международная охрана авторских прав - теория и практика

1) Материально-правовой метод регулирования авторских прав заключается в принятии международных договоров, содержащих нормы, непосредственно разрешающие те или иные вопросы авторского права.

Например, согласно статье IV Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года  «Срок охраны произведений не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти».

Здесь срок действия авторских прав установлен непосредственно международным договором и является общим правилом для всех стран-участниц конвенции. Другими словами, материально-правовой метод регулирования позволяет сказать, как разрешать определенный вопрос.

2) Коллизионный метод регулирования авторских прав не дает прямого ответа на вопрос, но указывает, где этот ответ следует искать. Коллизионный метод отсылает к праву определенного государства, согласно которому вопрос должен быть решен.

Например, российский автор заключает лицензионный договор на произведение с гражданином Великобритании для использования произведения на территории США. Право какого государства должно регулировать такой договор? Согласно п.8 ст.1211 Гражданского кодекса РФ к лицензионному договору будет применяться право США.

Как правило, международное авторское право регулирует все договоры путем отсылки к законодательству определенного государства.

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

Ввиду особой значимости Бернской конвенции посвящена отдельная статья.

3. Всемирная конвенция об авторском праве

Всемирная конвенция об авторском праве была принята в Женеве в 1952 году. Поэтому часто ее также именуют Женевской конвенцией об авторском праве. Всемирная конвенция об авторском праве разработана под эгидой ЮНЕСКО, а ее участницами сейчас являются 100 стран.

В современном международном авторском праве значение Всемирной конвенции скорее историческое.

Дело в том, что Бернская конвенция установила довольно высокий Стандарт охраны авторских прав, что не устраивало целый ряд стран, в том числе США и СССР.

Поэтому понадобился международный договор, предъявляющий более низкие требования. Таким международным договором стала Всемирная конвенция об авторском праве.

Основные положения Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года:

  • предоставление равных авторских прав гражданам одного государства на территории другого государства-участника конвенции;
  • возможность установления в национальном праве формальных требований, необходимых для возникновения авторских прав;
  • минимальный срок охраны объектов авторского права – срок жизни автора и 25 лет после его смерти, но для некоторых категорий произведений можно предусмотреть более короткий срок – 25 лет с момента выпуска произведения в свет;
  • за автором признано исключительное право на перевод произведения, но по настоянию Советского Союза предусмотрены исключения, когда перевод можно осуществить и без разрешения правообладателя.

Таким образом, Всемирная конвенция об авторском праве признала действие авторских прав за рубежом, но установила скромные гарантии и требования к международно-правовой охране авторских прав. Международное авторское право того времени нуждалось в подобном международном соглашении, но в настоящее время конвенция применяется крайне редко.

По этой ссылке доступен текст Всемирной конвенции об авторском праве с учетом пересмотра отдельных положений в Париже в 1971 году.

4. Договор ВОИС по авторскому праву

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву был принят в 1996 году. Иногда его именуют Договором по авторскому праву (сокращенно – ДАП) или Интернет-договор по авторскому праву. На английском языке его название пишется как WIPO Copyright Treaty. Сегодня участниками Договора ВОИС по авторскому праву являются 89 стран.

К 1996 году международное авторское право включало уже несколько универсальных международных договоров в области охраны авторских прав за рубежом.

Однако стремительное развитие техники, в первую очередь интернета и коммуникаций, требовало принятия новых мер защиты авторских прав. Это и послужило основной причиной принятия Договора ВОИС по авторскому праву.

К слову, одновременно с ним был принят и международный договор, защищающий интеллектуальные права обладателей смежных прав.

Основные положения Договора ВОИС по авторскому праву:

  • признается юридическая сила Бернской конвенции 1886 года и отдельно указывается, что никакие положения Договора ВОИС по авторскому праву не ущемляют прав, предоставленных авторам Бернской конвенцией;
  • закреплено исключительное право на доведение произведения до всеобщего сведения, что означает запрет без разрешения автора размещать и распространять охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в сети, в том числе в. сети Интернет. Эта норма является основной в Договоре ВОИС по авторскому праву и расширяет перечень авторских прав, предусмотренных Бернской конвенцией;
  • установлено, что авторские права распространяются только на форму произведения, но не на идеи, методы, процессы и концепции как таковые. Этому ключевому в международном авторском праве правилу посвящена статья «Форма и содержание произведения»;
  • продлен срок правовой охраны фотографических произведений, который стал равен сроку действия авторских прав на иные произведения литературы, науки и искусства;
  • признаны авторские права на программы для ЭВМ и базы данных, которые как объекты интеллектуальной собственности приравниваются к литературным произведениям;

Таким образом, Договор ВОИС по авторскому праву усовершенствовал и дополнил нормы Бернской конвенции. Его значение сложно переоценить, так как. именно благодаря этому договору современное международное авторское право охраняет произведения, выраженные в цифровой форме, и позволяет правообладателям защищаться от неправомерного использования произведений в Интернете и других сетях.

Здесь Вы можете скачать текст Договора ВОИС по авторскому праву.

5. Соглашение ТРИПС (международное авторское право)

Соглашение ТРИПС, принятое в 1994 году, является основным международным договором, регулирующим правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. Оно является одним из важнейших в международном авторском праве сегодня.

Это соглашение посвящено не только авторским правам, но и патентам, товарным знакам, защите от недобросовестной конкуренции.

Поэтому предлагаю Вам прочитать отдельную статью под названием “Соглашение ТРИПС – интеллектуальная собственность в ВТО” .

6. Коллизионное регулирование международно-правовой охраны авторских прав

Как я рассказывал немного выше, международное авторское право включает два метода регулирования – материально-правовой и коллизионный. Коллизионное регулирование необходимо, потому что далеко не все проблемы авторского права разрешены в международных договорах и соглашениях.

В частности, международные договоры практически не касаются такого важнейшего аспекта, как передача авторских прав на произведения. В действительности же нет ни одного пользователя, который не заключал в своей жизни лицензионного договора с иностранным правообладателем.

По этой причине коллизионное регулирование – неотъемлемая часть международного авторского права.

Здесь расскажу Вам о коллизионных нормах, существующих в России. Именно ими будет руководствоваться российский суд при рассмотрении споров об авторских правах с участием иностранцев.

Если спор возник в связи с договором об отчуждении исключительного права на произведение, к правам и обязанностям сторон применяется право страны, на территории которой действует передаваемое исключительное право. Если же исключительное право действует на территории нескольких стран, то руководствоваться следует правом страны места жительства правообладателя (лица, которое передает право).

Если спор возник в связи с лицензионным договором, к отношениям применяется право страны, где лицензиату разрешается использование произведения. Если территория действия лицензионного договора охватывает несколько стран, то применимо право страны места жительства лицензиара.

Вышеуказанные правила содержатся в статье 1211 Гражданского кодекса РФ, текст которой доступен по ссылке.

В заключение рассказа о том, что такое международное авторское право предлагаю Вашему вниманию схему, на которой в хронологическом порядке расположены международные договоры в авторском праве, а также изменения к ним. Схема поможет запомнить историю развития международно-правовой охраны авторских прав.

Международная охрана авторских прав - теория и практика

Полезные ссылки по теме «Международное авторское право»

1. Статья в Википедии про Договор ВОИС по авторскому праву (на английском  языке)2.

Раздел Юридическая консультация по авторскому праву, если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы столкнулись с проблемой защиты авторских прав за рубежом.3.

Страница Распоряжение авторскими правами, если Вам потребуется помощь юристов по интеллектуальным правам фирмы “ЭрГрэинпат” в области авторского права.

Международное авторское право: вопросы теории и практики

Хакиева, М. М. Международное авторское право: вопросы теории и практики / М. М. Хакиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35214/ (дата обращения: 15.03.2022).



Международное авторское право — отрасль международного частного права, система межгосударственных отношений, образующих международно-правовой порядок регулирования авторских прав.

Международное авторское право следует рассматривать, как совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между государствами и их гражданами в сфере использования и защиты прав авторов интеллектуальной собственности.

Читайте также:  Порядок апелляционного обжалования

Первый в истории Закон, благодаря которому введено авторское право, утвержден 10 апреля 1710 года. Статут Королевы Анны был принят британским парламентом и защищал авторов книг, карт и чертежей.

Закон признавал права автора произведения на свое творение в течение четырнадцати лет и, предусматривал по истечении срока возможность продлить право еще на четырнадцать лет.

Возникновение и развитие же международно-правового регулирования авторских прав произошло значительно позже и претерпело определенную эволюцию.

Принятие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года послужило началом формирования международной системы охраны авторских прав.

На основе Бернской конвенции был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств — участниц. В настоящий момент участниками Бернской конвенции являются более 150 государств.

Российская Федерация присоединилась к их числу в редакции Парижского акта 1971 года.

В период Второй Мировой войны нормотворческая деятельность международно-правовой системы в области авторских прав была приостановлена.

Новым скачком в ее развитии стало принятие Всемирной конвенции об авторском праве, подписанной 6 сентября 1952 года в Женеве, текст которой разрабатывался в течение трех лет.

Главной особенностью Всемирной конвенции, как отмечают многие исследователи, является то, что в ней изначально регулировалось только одно правомочие авторов — право на перевод. Кроме того, в отличие от Бернской конвенции Всемирная конвенция не имеет обратной силы.

В качестве основополагающего принципа во Всемирной конвенции был закреплен принцип национального режима. В соответствии с данным принципом каждое государство — участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав как собственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественные произведения.

Каждое Договаривающееся Государство обязуется принять все меры по обеспечению соответствующей и эффективной охраны прав авторов и других лиц, обладающих авторским правом, на литературные, научные и художественные произведения, в том числе: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, скульптуры и гравюры. [1]

Данное соглашение связано с желанием государств добровольного сотрудничества в научной и культурной сфере, что приводит к взаимному обогащению народов разных стран. Культура и наука не признают территориальных границ, тем самым важность охраны прав в данной области не может быть переоценена.

Для того, чтобы лучше понять систему международного авторского право следует дать определение ее субъектам и объектам. Субъекты авторского права — лица, обладающие исключительным правом на произведение, в первую очередь речь идет об авторах произведений. Также к ним относятся:

  1. различные предприятия (издательства, радио — и телекомпании), которым принадлежит монопольное право на коммерческое использование произведений;
  2. в случае создания произведения служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает у нанимателя;
  3. в результате создания произведения изобразительного искусства или фото произведения по договору заказа субъектом авторского права выступает заказчик;
  4. Наследники автора или другого обладателя.

Объекты авторских прав в соответствии с Бернской конвенцией — это произведения литературы, науки и искусства, каким — бы способом, и в какой — бы форме они ни были выражены.

Данные произведения должны выступать результатом творческого труда, интеллектуальной деятельности.

К ним относят произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; кинематографические произведения; книги, монографии, брошюры; произведения прикладного искусства и другие.

Охрана и защита в области международных авторских прав имеет свои особенности в сравнении с регулированием авторских отношений в отдельном государстве. Рассмотрим некоторые из них:

– субъектами в системе международного авторского права выступают кроме граждан государств иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, а также международные организации;

– значительно расширенный круг объектов авторского права, к примеру, информационные, коммуникационные технологии, сеть Интернет и т. д.;

– территориальный принцип действия авторских прав, все операции, связанные с авторскими правами регулируются законами того государства, в котором произведение было опубликовано и выпущено в свет;

– различие сроков обладания авторскими правами в зависимости от конкретного государства.

Помимо Бернской и Всемирной Конвенций существует еще множество соглашений в области охраны авторских прав. Так Мадридская Конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения воспрещает двойное налогообложение прав, связанных с продуктами интеллектуальной собственности.

Основной причиной необходимости международных соглашений в области охраны авторских прав является распространение в современном мире в крупных масштабах интеллектуального пиратства, то есть деятельности, направленной на незаконное присвоение себе авторства чужих произведений с целью получить от этого выгоду.

В связи с этим защита просто необходима, чтобы автор имел правовые основания пресекать подобные посягательства на продукты своей творческой деятельности.

Так, для борьбы с интеллектуальным пиратством была принята Брюссельская конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемых через спутники. Ее задача заключалась в разработке эффективной стратегии, для того чтобы применить спутниковую связь на все больших уровнях, но при этом обеспечивая должный уровень охраны авторских прав.

Ярким примером нарушения международных авторских прав является деятельность СССР, так как в СССР закона об авторском праве не было и вовсе. Ведь идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству.

В связи с этим долгое время распространялись пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не платя при этом владельцам ни копейки. Так, например, вплоть до 1986-го года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно-известной группы «Битлз».

Однако бесплатно советские меломаны получить пластинки все же не могли, их надо было покупать.

В истории периода СССР известен случай, когда правообладатель сумел отсудить у государства довольно большую денежную сумму. Речь идет о знаменитом оперном певце Федоре Шаляпине. После того, как в 1922 году он покинул страну, он выступал с мировыми гастролями, а позже поселился во Франции.

Еще во время проживания в СССР он вместе Максимом Горьким написал книгу «Страницы моей жизни», которая была опубликована в СССР. Шаляпин, обратившись с иском в Парижский Коммерческий трибунал, добился компенсации материального урона от нарушения его авторских прав.

Суд удовлетворил Иск, и обязал СССР выплатить певцу 10000 франков.

Срок действия авторских прав также вопрос дискуссионный. Во многих странах могут действовать свои законы касательно данного вопроса. Затрагивалась данная тема и в случае защиты авторских прав сестер Петти Хилл и Милдред Дж. Хилл, являющихся автором всеми известной песни «HappyBirthdaytoYou».

Авторские права официально были утверждены в 1935 — м году и по законам США они истекают лишь в 2030 — м. В художественных фильмах эту мелодию почти и не ставят.

Это связано с тем, что каждое исполнение песни в коммерческих целях требует платы, что приносит правообладателям доход в размере двух миллионов ежегодно.

Кропотливая работа по созданию международно-правовых условий по охране авторского права продолжается и по сей день.

В современном мире, где происходит интенсивное развитие средств массовой информации, значительный прорыв в области кинематографии и радиовещания, полиграфии и книгопечатания, эти и другие факторы требуют регулярного совместного контроля со стороны государств.

Система международной охраны авторских прав продолжает совершенствоваться. Пересмотр Бернской и Всемирной конвенций, а также принятие новых соглашений способствуют преодолению коллизий, которые постоянно встречаются на практике.

Политика любого государства направлена на достижение высокого экономического прогресса. Для улучшения условий жизни населения особенно важен приток новых технологий и идей.

Однако в связи с усложнением информационных систем, непрерывным развитием сети Интернет одновременно повысился и уровень нарушений в области международных авторских прав. В 1994 году было принят один из последних международных договоров, Соглашение ТРИПС, которое осуществляет правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО.

В данном соглашении рассматриваются вопросы не только авторских прав, но и установлению патентов, товарных знаков, осуществлению защиты от недобросовестной конкуренции.

Законодательства различных стран, к сожалению, не предусматривают решения всех проблем в области авторских прав. В связи с этим возрастает роль международно — правового регулирования, предоставления охраны принципа свободы творчества.

Таким образом, международное авторское право, безусловно, необходимо. Ведь только общими усилиями мы можем разрешить важнейшую задачу каждого из государств, охрану и защиту прав граждан, независимо от того, к какому государству они принадлежат.

Литература:

  1. Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская Конвенция), ст. 1.
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в ред. от 28 сентября 1979 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. — М., 1993.
  3. Международное частное право // Под ред. М. М. Богуславского. М.: Юристъ, 2001.
  4. Богш А. Бернская Конвенция в России (История авторского права в России) // Международная жизнь. 1995. № 10.
Читайте также:  Вправе ли приставы снять деньги с кредитной карты - запрещает ли это закон

Основные термины (генерируются автоматически): Всемирная конвенция, Бернская конвенция, произведение, СССР, авторские, государство, интеллектуальная собственность, интеллектуальное пиратство, область авторских, современный мир.

Международная охрана авторских прав — теория и практика

Всемирная паутина – это масса полезной, интересной информации, но одни используют ее по назначению, а другие — в мошеннических целях. Международная охрана авторских прав гарантирует создателям произведений правовую защиту от «пиратских» посягательств. Об основных положениях международной практики в отношении защиты авторских прав я расскажу в статье.

Понятие, основные положения

В сфере правовых отношений международная охрана авторского права является весьма специфической. Большинство людей, особенно пользователей интернета, даже не подозревают, что постоянно сталкиваются с фактами мошенничества:

  • размещении видеороликов и фильмов;
  • распространение книг в разных форматах;
  • программное обеспечение;
  • прослушивание музыкальных файлов;
  • просмотр фотографий.

Любой контент, размещенный на сайте должен иметь защиту. Ну существует два характерных отличия между понятиями защита и охрана.

Защита подразумевает подтверждение или восстановление права на интеллектуальную собственность и возникает тогда, когда права были нарушены, потеряны или просто украдены.

Охрана – предоставление автору полномочий для беспрекословного владения своей собственностью. Оба этих понятия как бы дополнят друг друга. Но имея международно-правовую охрану авторских прав, необходимость в защите просто отпадает.

И если подобная ситуация возникает, то владелец имеет возможность восстановить свои права и наказать злоумышленника, попытавшегося воспользоваться чужой интеллектуальной собственностью.

Это могут быть не только книги, но и такие виды собственности:

  • фотографии;
  • художественные произведения;
  • полиграфия;
  • художественные произведения;
  • музыка;
  • сценарии;
  • топографические, астрономические, космические карты;
  • танцевальные, балетные постановки;
  • объекты архитектуры.

Несмотря на то, что список ограничен, каждый случай рассматривается отдельно. Поэтому, каждый, кто решил воспользоваться чужой интеллектуальной собственностью, должен понимать, какая ответственность за это предусмотрена. Это воровство, которое обязательно должно быть наказано или предупреждено.

Важно! Если в названии произведения имеется значок ©, то он предупреждает, что владелец против того, чтобы его собственность использовалась кем-либо другим.

Даже небольшая фраза из книги, цитата, репродукция, фотография не могут быть использованы без согласования с автором. Не имеет никакого значения, какую ценность имеет интеллектуальная собственность. Все охраняемо и наказуемо одинаково.

Но в законодательных рамках не считаются охраняемыми такие варианты собственности:

  • официальная документация, законодательные статьи;
  • гербы, символики государств, регионов, городов;
  • объекты фольклорного искусства, если нет данных об авторе;
  • сообщения информационного характера со ссылкой на источники.

Все объекты умственного труда, которые находятся под международной охраной авторских прав, могут быть использованы владельцем по его личному усмотрению. Сдаваться в аренду, издаваться, но только на основании отдельных соглашений, дающих право временного использования. Информация об этом обязательно должна быть указана.

Например, публикация размещена на основании договора за номером таким-то, заключенным с владельцем интеллектуальной собственности. Или: все прав данного материала принадлежат такому–то лицу. Формулировка в данном случае не столь важна. Главное, чтобы она давала понять, кто является истинным владельцем данного материала.

Охран авторских прав в международном формате обеспечена коллиозным и материально правовым методом регулирования.

  1. Коллиозный метод не имеет четкой формулировки, но дает направление на места, где можно найти необходимую информацию о владельце. Например, это может быть договор, на основании которого владелец дает право некому лицу использовать его интеллектуальную собственность в другой стране. Все претензии и споры по этому вопросу будет рассматриваться на основании законодательства именно этой страны.
  2. Материально – правовой – это договора международного формата, ссылающиеся на конкретные условия авторского права. Например, согласно статьи Всемирной конвенции автору предоставляется право владения на весь период его жизни и на протяжении определенного количества лет после его смерти.

Законодательство любого государства, признавая авторское право, обязательно ссылается на различные конвенции:

  • Бернская, охраняемая литературные и художественные произведения;
  • Всемирная (Женевская) дает возможность обеспечить охрану более чем в ста странах мира, которые являются ее участниками.

Именно Всемирной обеспечена более надежная охрана. Разработана она была еще в 1952 году эгидой ЮНЕСКО. В конвенции предусмотрены основные положения, обеспечивающие право:

  • обладать равными правами на интеллектуальную собственность на территории всех стран участниц;
  • минимальные период – вся жизнь и 25 лет после смерти;
  • автор имеет право переводить произведение в любой стране участнице.

Для тех, кому не совсем понятно, советую посмотреть ролик.

Как оформить международную охрану интеллектуальной собственности

Для оформления необходимо собрать определенный пакет документов, представленный в таблице.

Вид документа Форма Особые отметки
Заявление Оформлено заявителем на бланке специального формата.
Личные данные заявителя Паспортные данные, место жительства, контакты Для компании – название, юридический адрес, код
Данные на вид интеллектуальной собственности Данные об окончании работы над объектом, место его публикации, данные о защите прав в собственной стране.
Пример произведения на материальном или съемном носителе Отсканированное произведение на А-4 или перенесенное на съемный носитель
Авторский договор Копия договора, заверенная нотариально
Данные на наследников Паспорта наследователей, степень родства
Договор регистрации собственности в таможенном реестре Предоставляется только оригинал. Чтобы исключить потерю, копия оригинала заверяется нотариально и остается на руках обладателя.

Некоторым владельцам такая Процедура может показаться сложной, не совсем понятной. Поэтому существуют юридические компании, для которых это является ежедневной работой. Они готовы выполнить ее в максимально сжатые сроки.

Международный реестр

При регистрации авторских прав на территории РФ, все данные на интеллектуальную собственное и на ее владельца имеются в специальном реестре. Многих обладателей интересует, где можно получить подобные сведения в международном формате. Сразу стоит огорчить многих. В связи с тем, что процедура регистрации почти полностью автоматизирована, подобных реестров нет.

В отдельных государствах существуют базы, добровольные депозитарии, куда данные вносятся в ручном режиме. Это целесообразно, так помогает экономить время в случае возникновения споров.

Ситуации из практики

Учитывая то, что международная охрана осуществляется на высоком уровне, сталкиваться с подобным спором приходится редко. Но бывало.

Обратился клиент, с жалобой на то, что некое издание в Германии опубликовало его книгу без всяких согласований. При выяснении данных дела, удалось узнать, что у правообладателя просто истек срок, о чем он просто не знал.

Все, что удалось предпринять, это заставить издание изъять произведение из продажи и восстановить его только после соответствующего соглашения с владельцем. Этот договор был заключен позже.

После того, как автор сумел зарегистрировать международную охрану пожизненно.

Еще один автор обнаружил, что на некотором сайте была опубликована его книга в переводе. Никаких разрешительных соглашений на это он не давал. Пришлось потеребить автора издания. Стало известно, что он просто взял информацию с личного сайта автора, перевел произведение и опубликовал. Как он утверждал, что таких у него много на сайте и до сих пор споров не возникало.

Наказать его на основании законодательства его страны не удалось. Международной охраны интеллектуальная собственность не имела. Но удалось заставить владельца убрать произведение с сайта и согласовать вопрос с автором. Что и было сделано после того, как было обеспечена международная охрана.

Заключение

Большинству владельцев интеллектуальной собственности хорошо знакома ситуация с международной охраной. О защите авторских прав стоит предупредить не совсем порядочных пользователей, предпочитающих развивать свой бизнес путем не совсем правомерных действий.

Даже одна страница, фраза, иллюстрация из книги, опубликованная без соответствующего соглашения обладателя, влечет серьезные проблемы. Перед тем, как что-то копировать и размещать, обратите внимание на наличие значка ©. Это гарантия, что произведение охраняемо и его несанкционированное использование влечет серьезные проблемы с законом любой страны.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *