Многие водители на дорогах России сталкивались с непонятными штрафами за опасное вождение и создание потенциально опасных ситуаций на дороге. До сегодняшнего дня это была возможность для инспектора ГИБДД надавить на водителя и выписать при необходимости протокол.
То есть, данный пункт правил был открытой коррупционной составляющей для всей России. Поэтому возникло определенное недовольство незаслуженными штрафами. Множество обращений в суд и выигрыш этих судов водителями заставил правительство пересмотреть пункт правил, касающийся опасного вождения.
Сегодня мы имеем новые пояснения к тому, что же может быть воспринято как опасное поведение на дороге.
На самом деле, создание потенциально опасных ситуаций является и сегодня расплывчатым и непонятным термином в аспекте правил дорожного движения. Но после новых разъяснений от правительства не будет нелепых штрафов. Раньше любая ситуация на дороге могла считаться рискованной, поэтому ее создание можно было наложит на формулировки данного закона.
Следует быть внимательным на дороге, но получать наказания за те проступки, которые вы не совершали, уже не придется. Давайте разберемся с тем, что же на сегодняшний день считается рискованной ситуацией, а также в каких случаях вам реально могут выписать Штраф и представить обвинения по данному пункту правил.
Посмотрим, что касается езды по обочине: штраф и главные особенности нарушения.
Какие новости будут в новой поправке к ПДД об опасном вождении?
Существует несколько новых пунктов, которые добавили в формулировку данного нарушения. Это важные детали, которые будут изучаться автомобильными юристами и станут наиболее важными деталями изменения закона.
Именно эти нововведения позволят без особых сложностей выигрывать суды у государства и доказывать, что ничего рискованного в вашем поведении на дороге не было.
На самом деле, особое внимание стоит обратить на следующий комплект новых понятий и трактовок в поправке:
- теперь нарушением считается не столько однократное действие, которое могло стать причиной ДТП, но серия последовательных действий с неосторожностью на дороге;
- выделено в отдельный пункт неповиновение правилам, которое проявляется в нарушении требований перестроения и отказ уступить дорогу другому ТС, движущемуся по правилам;
- также выделен пункт попытки перестроения в тех случаях, когда все полосы заняты и имеет место интенсивное движение, в таком случае нужно двигаться по своей полосе;
- осталось упоминание о несоблюдении дистанции, боковых интервалов, а также спорный пункт о необоснованном резком торможении на дороге без препятствий;
- уточнение старых формулировок, которые уже не соответствовали реалиям современных дорог в России, а также не могли быть условием для наложения штрафа.
Важной поправкой стала последняя часть пункта, которая гласит, что нарушением также считается препятствие обгону. Этот пункт максимально точно разъяснен, так как именно он вызывал больше всего негодования у злостных нарушителей.
Если вы ехали когда-нибудь по трассе, то однозначно сталкивались с такими водителями, которые всячески не дают себя обогнать. Теперь это нарушение, если такие действия повлекли за собой любое ДТП.
В таком случае именно человек, мешающий обгону, будет отвечать за случившиеся неприятности.
Спорный пункт, касающийся резкого торможения без причин
Одним из нюансов правил дорожного движения всегда было резкое торможение без должных оснований. Возникает вопрос, какие должны быть веские основания для резкого торможения. Возможно, водителю показалось, что дорогу перебегает кот.
Считать ли это веским основанием для торможения? К сожалению, в новой редакции правил также не указано ничего ценного по этому пункту. Такое правило было и остается зацепкой, с помощью которой ГИБДД оправдывает важных персон и «мажоров», обвиняя невиновных людей в совершении ДТП.
Принцип действия этого пункта следующий:
- сотрудники ГИБДД приезжают на вызов, чтобы оформить аварию, участниками которой являются два автомобиля, совершен въезд в заднюю часть одного из авто;
- опрашивая подставных свидетелей, сотрудники дорожной полиции выявляют, что водитель переднего транспортного средства слишком резко затормозил;
- далее выясняют, что перед этим имело место превышение скорости, которое сняла камера за три квартала от места происшествия, соединяют эти данные;
- после этого составляется протокол на водителя переднего транспортного средства, в который включают все мнимые нарушения, плюс резкое торможение;
- это автоматически делает владельца данного транспортного средства виновником ДТП, иногда и сам водитель верит во все происходящее и платит все штрафы.
На самом деле, такую ситуацию можно очень легко устранить с помощью суда, если у вас есть свидетели или запись с видеорегистратора. Поэтому регистратор сегодня оказывается очень важным и нужным прибором в машине.
Один факт его наличия делает инспекторов ГИБДД более покладистыми и заставляет их вспомнить совсем другие пункты правил дорожного движения.
Но избежать неприятностей в ситуациях с резким торможением будет очень непросто, так что лучше не предпринимать таких действий без реальной острой необходимости.
Опасное вождение и лихачество на дорогах — посмотрим подробнее
На сегодняшний день в России практически не существует способов наказать лихачей, которые придерживаются банальных дорожных правил.
К примеру, резкое перестроение автомобиля не будет считаться нарушением, если был включен сигнал поворота, и маневр не принес никаких негативных последствий.
Но вам точно приходилось сталкиваться с лихачами, и вы прекрасно понимаете, что повороты и отсутствие ДТП не означают, что не было никакого нарушения. Поэтому сегодня нарушением правил, подпадающим под термин «опасное вождение» может быть любое проявление подобного поведения на дороге:
- резкие движения, повторенные неоднократно, которые совершаются без видимых причин и сопровождаются нарушением правил или созданием потенциально аварийных ситуаций;
- попытка перестроиться на многополосной дороге, врезаясь в поток автомобилей и не оставляя шансов другим водителям, кроме как пропустить лихача в поток;
- препятствование безопасному обгону, набор скорости в момент, когда другой автомобиль начал обгон и вышел на встречную полосу, перекрывание движения по дороге;
- необоснованно быстрое ускорение, которое может стать причиной аварии или опасно для окружающих людей, это также можно считать опасным вождением в новой поправке;
- прочие проявления агрессии, резкости и неуважения на дороге, которые, наконец, обрели свое пристанище в правилах, будут использоваться для наказания нарушителей.
Культура на дорогах Российской Федерации на сегодняшний день очень низкая, это замечает любой гость из более развитой в данном плане страны.
Многие гости Москвы из других городов замечают, что ездить по дорогам Столицы просто невозможно. Это создает определенные проблемы и трудности, которые перерастают в неуверенность за рулем и создание ДТП.
Так что новые правила должно немного усмирить лихачей и сделать поездки более безопасными.
Особенности препятствования обгону — деталей пока нет
Правительство пока только вынесло отдельным пунктом в трактовку понятия «опасное вождение» мысль о препятствовании обгону. Но уже сегодня можно сделать вывод, что любые действия в данном случае будут наказаны.
Это важнейший момент нового пункта правил, который пока многие недооценивают. Учитывая обилие камер и регистраторов в современных машинах, будет очень интересно понаблюдать, как добросовестные водители будут сдавать своих обидчиков в полицию за такие нарушения.
Причиной внесения этого пункта в правила были следующие опасные ситуации:
- когда водитель попутного авто набирает скорость, как только вы начинаете его обгонять, вам приходится превышать допустимые скоростной режим для совершения маневра;
- увеличивается время завершения маневра, которое водитель запланировал, а это значит, что вполне допустимо совершение самого страшного ДТП на трассе «лоб в лоб»;
- часто после начала обгона место обгоняющего автомобиля занимает следующее транспортное средство, пути назад в данном случае просто нет;
- при непредвиденной ситуации во время обгона на сложной трассе может возникнуть паника и полная потеря управления, что неоднократно случалось;
- не обязательно быть участником ДТП, чтобы стать его виновником, и новый пункт правил учитывает данные особенности, поэтому он не понравится многим водителям.
Некоторые особенности вождения в России освобождают водителя от ответственности. Нужно помнить о том, что российские дорогие пока не стали качественными, опасное вождение здесь может произойти и без злого умысла.
Конечно, все эти ситуации нужно максимально четко распределять и сортировать, что будет возложено на ГИБДД. Конечно, в этой ситуации не исключено штрафование невинных водителей, но расширение полномочий на дорожных хулиганов и лихачей просто необходимо.
На следующем видео самый распространенный пример препятствования обгону:
Подводим итоги
Несоблюдение правил дорожного движения становится причиной 90% смертей на дорогах России. Но не всегда именно вы не соблюдаете правила и попадаете в ДТП, иногда эти нарушения создает другой водитель, а вы просто оказываетесь жертвой обстоятельств.
До выхода новой поправки водитель оставался незащищенным. Как сотрудник ГИБДД будет трактовать Закон, так и будет определяться судьба участников аварии. Это было причиной коррупции и повальных несправедливых решений в рядах дорожной полиции.
Такое усовершенствование законов однозначно необходимо, это создает предусловия для нового мира на российских дорогах.
Конечно, одной поправкой невозможно изменить все негативные ситуации, но нужно обязательно предпринимать шаги. Иначе все усилия окажутся тщетными, ни у кого не получится изменить ситуацию.
Изменение термина «опасное вождение» сегодня можно воспринимать положительным сдвигом в ПДД и автомобильном законодательстве. Это начало совершенно нового качества правил и штрафов, которые могут выработать новое отношение к дороге у современных лихачей.
А как вы относитесь к подобным изменениях в законодательстве и ПДД?
Штраф за опасное вождение в 2021 году
Опасное вождение и агрессивное поведение автомобилистов на трассе – всегда проблема, которая создает угрозу ДТП и крайне не нравится сотрудникам ГИБДД. Однако в законодательном порядке наказание за это пока никак не оформлено.
Что такое опасное (агрессивное) вождение?
В 2016 году в ПДД появилось понятие «опасная езда». Согласно 2.7 ПДД, опасным будет считаться неоднократное повторение водителем ряда рискованных маневров, в том числе:
- езда на красный сигнал светофора;
- нарушение безопасной дистанции;
- нарушение бокового интервала между рядами;
- многократные опасные и необоснованные перестроения без включенных поворотников;
- перестроения с созданием помехи или опасности для других автомобилей;
- необоснованное «виляние» в полосе или резкое торможение;
- препятствие обгону (в том числе, спецтранспорту);
- отказ уступить дорогу машинам, имеющим преимущество;
- резкий поворот из второго ряда или разворот через сплошную линию;
- дрифтинг, необоснованно быстрый разгон, превышение скорости.
Важно! Под критерии опасной езды такие маневры подпадают в случае, если совершены неоднократно (более одного раза или в любой комбинации) и создают реальную угрозу ДТП с травмированием или смертью людей.
Фактически речь идет о водителях, которые совершают опасные маневры злостно и сознательно (а потому многократно), либо находятся в неадекватном физическом состоянии (стресс, аффект, усталость, наркотическое или алкогольное опьянение).
Штрафы за опасное вождение
К сожалению, в КоАП РФ до сих пор не существует статьи с определением опасной езды и вариантами его наказания. Инспекторы ГИБДД могут использовать для пресечения агрессивных водителей «косвенные» штрафы – например, отказ уступить дорогу, нарушение правил перестроения, несоблюдение дистанции и боковых интервалов, пересечение сплошной разделительной линии (штраф до 1500 рублей).
То есть, наказываются конкретные маневры, что является, в данном случае, следствием агрессивной манеры вождения, но не причина этих действий. За агрессивное поведение (агрессия, брань, попытки рукоприкладства) инспекторы ГИБДД также могут наказывать автолюбителей, но только в случае, когда являются прямыми свидетелями такого поведения.
Возможно, ситуация изменится с принятием в 2022 году нового варианта Кодекса административных правонарушений, куда Министерство юстиции РФ планирует внести статью 12.38 «Опасная езда».
Согласно ее положениям, водитель за опасное вождение будет штрафоваться на 5000 рублей, а при систематическом (более 3 раз) повторении опасных действий на дороге может быть лишен водительских прав на 12-18 месяцев.
Об аресте или конфискации автомобиля, административном аресте самого правонарушителя в проекте ничего не сказано, но, вероятно, наказание будет переведено в статус умышленного уголовного преступления при ДТП с травматизмом или смертью участников дорожного движения в результате опасной езды одного из участников аварии.
Как ГИБДД может доказать опасное вождение
Проблема фиксации сотрудниками ГИБДД факта опасной езды в том, что такое нарушение ПДД происходит быстро и часто не имеет свидетелей. Согласно проекту будущей статьи КоАП, остановить водителя и выписать протокол о возбуждении административного дела по случаю опасной езды инспектор сможет в том случае, если сам стал свидетелем рискованного поведения на дороге.
Но он все-равно будет обязан отпустить нарушителя, так как не имеет право самостоятельно рассматривать дело – это полномочия его начальника, который принимает решение о вынесении постановления.
Сам водитель доказывать свою невиновность он не обязан – его защищает Презумпция невиновности. Доказательства его вины обязаны предоставить сотрудники ГИБДД. Если она будет доказана, водителю выдается или высылается по почте копия постановления.
Важно! Адекватные и ответственные водители, ставшие свидетелями факта опасной езды, также смогут обращаться в ГИБДД с жалобами и доказательствами (видеосъемка с мобильного телефона) правонарушения лично, по почте или онлайн на сайте. Доказательства инспекторы Госавтоинспекции смогут также получить с камер видеонаблюдения в зоне произошедшего инцидента.
Как оспорить штраф за опасное вождение
Юридическая неурегулированность понятия «опасная езда» и несовершенства законодательства об административных правонарушениях создают массу противоречий и недоразумений при фиксации дорожного хулиганства. Следовательно, обжалование постановлений о штрафах за опасную езду становится проще.
Важно понимать, что сотрудники ГИБДД, согласно КоАП, должны принимать решения о правонарушении на свое усмотрение и часто готовы толковать маневры на дороге, как опасные — совокупно или по отдельности. Будут ли они обязаны доказывать факт опасной езды в соответствии с новыми требованиями КоАП – пока непонятно.
Естественно, если вы несогласны с действиями или принятыми решениями автоинспекторов, вы сможете обжаловать постановление о штрафе в вышестоящей инстанции ГИБДД или подать жалобу в суд. Сделать это нужно в течение 10 дней с момента получения уведомления о наложенном штрафе.
- Будут ли штрафы за опасную езду фиксироваться камерами ГИБДД?
Скорее всего, не будут.
Факты опасной езды, изменения скорости и смены траектории должны быть подтверждены видеозаписью, а видеокамеры фиксации делают только фотоснимки, по которым установить такое Правонарушение невозможно.
Также будет невозможно доказать по фото, что опасные маневры совершены несколько раз и создали серьезную угрозу ДТП.
- Как определить «высокую интенсивность» движения на дороге, при которой перестроение будет восприниматься как опасная езда?
На сегодняшний день ПДД и законодательство РФ не предлагает четких критериев, согласно которым перестроение в полосах движения будет считаться опасным. Если это не будет урегулировано в ПДД и новой редакции КоАП, решение вопроса будет оставлено на усмотрение инспекторов ГИБДД.
- Если опасный маневр совершен однократно, либо выполнена комбинация из двух разных маневров, будет ли это считаться опасной ездой?
В первом случае опасная езда фиксироваться не будет, но вы можете быть оштрафованы за иное нарушение ПДД. Во втором случае – да, это опасная езда. Но инспектор ГИБДД на свое усмотрение может рассматривать его как двойное нарушение отдельных правил.
- Можно ли будет оплатить штраф за опасную езду со скидкой в 50%?
Если опасная езда не привела к ДТП и угрозе жизни и здоровью людей, то она будет рассматриваться как административное правонарушение. Следовательно, штраф за него, согласно КоАП, может быть уплачен досрочно (в течение 20 дней с момента получения) и с положенной по закону скидкой.
В заключении следует отметить, что на сегодняшний день четкого понимания и определения опасного вождения в российском законодательстве не существует, а следовательно, проблемы с фиксацией опасной езды, доказательством и обжалованием этого правонарушения обязательно будут.
Прямого штрафа за опасную езду на сегодняшний день не существует, но инспекторы ГИБДД имеют право оштрафовать водителя за другие или сопутствующие нарушения ПДД (штраф 500-1500 рублей). В ближайшее время также планируется внести изменения в КоАП РФ, где статья о наказании за опасную езду появится – такое правонарушение будет наказываться штрафом в размере 5000 рублей.
Штраф за опасное вождение в 2021 году
Не все понимают, что стоит понимать под опасным вождением. И поэтому при наказании не могут понять, что они сделали не так. Долгое время такой категории вообще не было в ПДД. И только три года назад в терминологию на законных основаниях ввелось такое понятие как «опасное вождение». Но даже после этого не было прописано, сколько заплатит нарушитель.
И далее о том, что следует понимать под указанной категорией и какие штрафы предусмотрены Законом.
Есть множество действий, совокупность которых создает опасную езду. Правда есть и множество спорных моментов, о которых будет сказано далее. Относительно ответственности, то:
- на 01.01.2021 законодательством не предусмотрен штраф за опасное вождение;
- законопроект об утверждении взыскания уже на рассмотрение, прошел первое чтение. Если его примут, то наказание составит 5000 рублей.
Если хочется прочитать множество неясной информации, то можно воспользоваться п. 2.7 ПДД. Там очень подробно описано, что это и в каких ситуациях возникает. Вопрос в другом: наличие данного пункта не свидетельствует о четкости категории. Многие водители и далее не могут понять, что является опасной или безопасной ездой. Давайте разбираться.
Под опасной ездой следует понимать многократные маневры водителя, которые он осуществлял в процессе езды на автомобиле.
К таким действиям относятся:
- резкое торможение, осуществленное не во избежание аварийной ситуации;
- несоблюдение дистанции между ТС, в том числе несоблюдение бокового расстояния между объектами;
- необдуманное или неоправданное перестроение из ряда в ряд при активном движении на трассе. Интересно то, что даже при отсутствии помехи со стороны нарушителя, деяние будет расценено как правонарушение;
- перестроение из ряда в ряд с созданием помехи другим участникам движения;
- создание препятствия для обгона.
- Важно понимать: само по себе осуществление указанного действия еще не приравнивается к опасной езде.
- Необходимо соблюдение ряда условий:
- все указанные маневры должны быть осуществлены минимум 2 раза. При этом многократным считается даже разный за характером поступок. Например, 1 раз резко не соблюли боковую дистанцию и один раз резко перестроились при активном движении.
- осуществленные действия повлекли за собой аварийную ситуацию или несли в себе высокие риски ДТП.
Но не все действия водителя, которые на первый взгляд кажутся опасными, могут быть приравнены к опасной езде.
В каких случаях езда не будет приравнена к таковой:
- несоблюдение дистанции с впереди стоящим транспортным средством. Пример – машины стоят близко друг к другу в пробке;
- дрифтинг;
- перестроение из ряда в ряд, осуществленное без включения поворота;
- поворот из второго ряда.
Другими словами, если действие не указано в пунктах опасной езды, то оно и не может быть к ней приравнено. Работает правило: что не запрещено, то разрешено.
Здесь есть несколько моментов. Начнем с первого. Камера не всегда может практически даже зафиксировать опасное управление. Ведь нужно неоднократное повторение маневра в течение короткого промежутка времени, а также сама ситуация должна быть рискованной и создавать риски для участников движения.
Другой момент. Множество маневров, указанных в перечне опасной езды, должны сопровождаться изменением скорости или вектора движения. В ином случае трудно доказать резкое торможение и т.д. Но не все камеры могут это сделать.
Третий момент. Действие водителя должно создать аварийную обстановку. Камера не обладает таким интеллектом, чтобы оценить ситуацию на месте.
Вот и получается, что при опасном управлении невозможно получить штраф на основании камеры.
И да, и нет. Все относительно. Выписать денежное взыскание на месте ни один инспектор не может (именно за опасное вождение). Он может только остановить нарушителя и составить протокол. И далее ситуация должна рассматриваться более детально. Изучает дело не инспектор, а начальник инспекции. Он и принимает решение о вынесении постановления.
Алгоритм получения постановления о нарушение выглядит следующим образом:
- субъект осуществляет агрессивную езду на дороге, неоднократно нарушая правила;
- инспектор фиксирует ситуацию на месте и останавливает водителя, составляя на месте протокол;
- протокол направляется на рассмотрение начальнику инспекции. Тот может принимать решение как при присутствии субъекта, так и без его присутствия;
- если решение принято не в пользу водителя, то ему направляется по почте постановление.
Относительно опасной езды до сих остается множество неточностей и спорных моментов.
И вот несколько неразрешенных вопросов:
- опасная езда считается таковой, которая повлекла за собой несколько маневров в течение короткого времени. Какой же промежуток времени считается коротким? Это может быть минута, час, неделя и т.д. Ни один нормативный документ не дает ответа на этот вопрос.
- что принято считать интенсивным движением на трассе. Это сколько машин на дороге? Вопрос открытый. До сих пор нет ответа на него. Не стоит и забывать о том, что перестраивание из ряда в ряд можно объяснить и необходимостью осуществить поворот. Это вообще уже не нарушение.
- все слышали о безопасной дистанции, но никто не знает, а сколько это в сантиметрах, метрах. Как водитель должен понять, а с какой дистанцией он должен ехать от впереди движущегося ТС.
Но самым спорным вопросом остается вопрос о рисках. Что считать угрозой для аварии, а что не считать таковой? Вопрос также не решен. Все остается на усмотрение инспектора. С камерой вообще все понятно.
Недостаток данной сферы в том, что в каждом индивидуальном случае решение принимает инспектор, составляющий протокол, и начальник, рассматривающий дело. Вот и все. Такие нормы утверждены в КоАП. А то, что может быть сугубо субъективный человечески фактор, никого не волнует.
Главная новость – на текущую дату, февраль 2021 года, нет ни единого документа, который утверждал бы размер взыскания за опасную езду. Поэтому на текущий момент ни один инспектор не может выписать штраф за такие деяния.
Но не стоит радоваться тем, кто любит нарушать. Сейчас есть разработанный законопроект, в котором предусмотрена норма за опасную езду. Согласно законопроекта в действующий КоАП внесут правки. Эти корректировки внедрят в практику новый вид штрафа – за опасное вождение на дорогах. За это предусмотрено денежное взыскание в размере 5000 рублей.
Получается, что ответственность за такие деяния находится только в плоскости материальной составляющей. За правонарушение водитель не будет лишен прав.
Вероятность принятия данного законопроекта огромна, поскольку он уже принят в первом чтении. Нужно пройти еще несколько чтений и водителей начнут штрафовать.
Если отойти от плоскости опасного вождения, а рассмотреть судебную практику, то получается следующее: инспектор не должен доказывать, что водитель осуществлял правонарушение.
В судах почти всегда доверяют инспекторам, которые же работают на благо общества. Людей лишают водительских прав или выписывают постановления на взыскания лишь на основании слов инспектора.
Доказательной базы никто не просит.
С другой стороны, не так давно Верховный Суд опроверг такую безапелляционную правоту ГИБДД. Он постановил, что нельзя привлекать к ответственности водителя только на основании протокола. Обязательно должна быть доказательная база.
Работает ли решение Верховного Суда? Не совсем. Суды и далее выносят постановления на основании взаимодействия с ГИБДД. Пока прецедентов доверия к водителям мало.
Ситуация с опасным вождением будет примерно такой же. Есть множество спорных вопросов, есть критерии, которые невозможно оценить и соизмерить. Следовательно, нет доказательств, которые реально будут работать на благо граждан.
Опасное вождение: определение, штрафы и примеры
Столь спорную, но, безусловно, нужную поправку после долгих обсуждений все же приняли. Теперь в пункте 2.7 ПДД появился целый абзац, согласно которому в нашей стране вводится новый термин в ПДД — опасное вождение.
Новшество, о котором идет речь, вступило в силу 30 мая 2016 года после вынесения постановления Правительства РФ № 477. Т.е. если ранее были несогласованности относительно закрепления данное нормы в законодательном виде, то сейчас решение принято окончательно.
Закон об опасном вождении в 2020 году с трудом «выбил» себе утверждение, т.к. имел целый ряд противников, главными из которых являются автомобилисты.
Последние остаются уверенными, что поправки в ПДД (об опасном вождении) дадут возможность сотрудникам ГИБДД по личному усмотрению квалифицировать некоторые нарушения на дороге, относя их к опасному вождению.
Отсюда вам и резкий рост количества штрафов. Но норма принята, а значит, имеется смысл рассмотреть то, как она будет работать.
Далее мы расскажем о то, что такое опасное вождение как определение в России.
Определение термина
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
-
Позвонить:
- Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74
Противники данной поправки в виде основного довода указывали на то, что она является лишней, т.к. в законодательстве уже есть смежный термин — агрессивное вождение, который, в принципе, и охватывает все возможные ситуации. Т.е. надобности в новой номе никакой нет. Но законодатели посчитали по иному, и дали определение новой норме.
Сейчас определение понятия опасное вождение характеризуется следующим образом — это такое движение, которое выражается:
- в многократном совершении одного или же нескольких идущих друг за другом маневров,
- заключающихся в неисполнении при маневре требования уступить путь транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом направления,
- маневре при плотном движении, когда все имеющиеся полосы дороги заняты, кроме ситуаций поворота налево или направо, разворота, остановки или обхода препятствия,
- несоблюдении положенной дистанции до движущегося впереди автомобиля, несоблюдении бокового расстояния, резком торможении, если такое торможение не делается для предотвращения ДТП,
- воcпрепятствовании обгону, если описанные маневры повлекли создание участником в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) следование иных участников дороги в этом же направлении и с той же скоростью создает вероятность гибели или ранения людей, повреждения машин, зданий и строений, грузов или причинения иного материального вреда.
Как видно, здесь все же имеются и некоторые исключения. Именно это еще больше усложнит работу и применение данного новшества на практике.
Изменения, внесенные в ПДД
Официальная трактовка нормы, которая прямо закреплена в пункте 2.7 ПДД и введена в действие соответствующим постановлением. Т.е. поправки в ПДД (опасное вождение) внесены именно в этом виде, и каких-либо дополнений не требуют.
По мнению специалистов и просто автолюбителей эта норма содержит довольно много пробелов и недочетов (к примеру, проблемы в установлении факта на дороге при отсутствии видео фиксации). Но как эта норма будет работать, и будет ли работать вообще, мы узнаем только через некоторое время. Далее расскажем о том, какой штраф предусмотрен за опасное вождение.
Штрафы за опасное вождение в 2020 году
Штраф за опасное вождение в 2020 году характеризуется, как самое «больное» место у описываемой нами нормы. Дело в том, что само по себе опасное вождение не нарушение. а лишь угроза (т.е.
всего лишь вероятность) создания неблагоприятной ситуации на дороге. Но здесь следует понимать различие с созданием аварийной ситуации, что давно прописано в КоАП РФ (ст. 12.
14), в соответствии с которой нарушении заключается в действиях, которые стали (в фактическом виде) причиной ДТП.
В случае же с опасным вождением, как мы уже отметили, ДТП имеет лишь гипотетический или возможный характер. Получается, что опасное вождение внесено в законодательство 2016 года, но как и каким способом оно будет наказываться пока неясно.
В процессе разработки нормы (который, к стати, берет начало с марта 2014 года) звучали совершенно разные варианты: одни законодатели предлагали
- Ввести штраф в размере 500 рублей, указывая на то, что подобное правонарушение не влечет за собой последствий, кроме вероятности их наступления.
- Другие же сочли такой размер штрафа за опасное вождение слишком мягким, и предложили установить фиксированный размер в виде 5 тыс. рублей.
- Более радикальные сторонники введения новой нормы указывали на то, что помимо штрафа необходимо и лишать водителя прав. При этом звучали совершенно различные сроки, вплоть до одного года.
Естественно, что ни о каком лишении прав здесь речи идти не должно, т.к. инициаторы законопроекта прекрасно понимают, что это такое наказание не соразмерно с самим нарушением. К слову, термин опасное вождение в КоАП РФ пока также никак не закреплен, поэтому и нет соответствующего наказания. Предполагается, что это будет сделано в самое ближайшее время.
Примеры опасного вождения в РФ
Перед тем, как придавать норме юридическую силу, необходимо скомбинировать все возможные ситуации подпадающие под рассматриваемое нами определение. Конечно, это делается для сведения проблем с квалификацией (установлении факта) к минимуму. Т.е.
сотрудник ГИБДД должен четко указать на нарушение, а водитель должен четко понимать, что в данный момент совершает правонарушение. Поэтому законодатели уже обозначали несколько примеров, которые уже точно будут подпадать под определение опасного вождения.
Пример 1: резкое торможение
Вы двигаетесь с положенной скоростью, соблюдаете дистанционный режим, но тут понимаете, что едите в неправильном направлении (просто перепутали дорогу) и решили развернуться.
Если маневру предшествует резкое торможение, то это будет расценено как опасное движение. Т.е.
водитель, который двигается сзади может вовремя не среагировать, отсюда вам и вероятность ДТП, о какой мы говорили ранее.
Но чаще всего применение этого случая находится в народном понятии «учитель». Когда один водитель решил проучить другого, резко оттормаживая автомобиль перед «учеником», тем самым провоцируя ДТП.
Пример 2: шашки
Вы не нарушаете никаких правил, но в процессе движения необоснованно часто перестраиваетесь из одного ряда в другой. В народе данный маневр значится как «игра в шашки». Т.е.
неоднократный обгон (даже если он и допускается на данном участке) с перестроением, будет расцениваться как опасное вождение.
Ведь проделывая подобный маневр, вы заведомо вносите неблагоприятную ситуацию, что может помешать другим водителям в процессе движения.
Пример 3: несоблюдение бокового интервала
Новые правила ГИБДД опасное вождение, по которым приравнивается к правонарушению, затронули и так называемый режим боковой дистанции.
Здесь имеется в виду ситуации, когда, к примеру, на двухполосном участке дороги со встречным движением, некоторые автолюбители слишком двигаются слишком близко к разделительной полосе. Т.е. когда расстояние между встречными машинами является минимальным.
Получается, для того, чтобы ваши не подпадали под действие описываемой нормы, по мнению ее разработчиков, следует двигаться немного правее от разделительной полосы. Это снизит вероятность возникновения ДТП.
Пример 4: подрезание
В среде автолюбителей данный маневр снискал себе название как «подрезание». Т.е. это происходит тогда, когда один водитель не соблюдает требование преимущественного движения, и тем самым намерено препятствует движению другого автомобиля, который пользуется прерогативой.
Пример 5: препятствие обгону
Новые правила ПДД опасное движение, по которым совсем скоро будет называться денежным штрафом, охватили и ситуацию, когда один автомобиль намерено, препятствует обгону другим машинам. Т.е. вы двигаетесь с положенной скоростью, и на допустимом для маневра участке хотите пойти на обгон, но впереди идущий автомобиль вас намерено не пропускает — это типичный пример опасного движения.
Пример 6: соблюдение дистанции
Каждый водитель прямо обязан соблюдать положенную дистанцию от впереди идущего автомобиля.
Но ведь подобная норма уже давно действует, и для чего требовалось ее приобщать к опасному движению? Все дело в том, что ранее само по себе это не являлось нарушением, а лишь говорило о вине водителя в случае совершения таковым ДТП — т.е.
двигался с нарушением дистанции, а значит, является виновников аварии. Теперь же, такое движение, даже без ДТП, будет являться самостоятельным правонарушением.
Поэтому, вопрос относительно того, когда вступит в силу закон об опасном движении, сейчас уже не актуален, т.к. изменения уже закреплены в законодательном виде, и с ними можно ознакомиться в тексте пункта 2.7 ПДД, либо в тексте Постановления за номером 477 от 30 мая 2016 года.
Штрафы ГИБДД за опасное вождение
Актуально на 2022 год
За агрессивное и опасное вождение водителя могут оштрафовать. Госдума рассматривает специальный штраф за это нарушение, но в КоАП уже есть наказания для любителей дрифта, гонок в черте города и автохамов. Рассказываем, как штрафуют тех, кто любит подрезать и ведет себя на дороге неадекватно.
Законодатель описал опасное вождение в п. 2.7 правил дорожного движения. К нему относится шесть основных нарушений.
Обязанности водителей в ПДД
Не уступать дорогу при перестроении. Водитель перестраивается в соседнюю полосу и создает помехи для тех, кто уже в ней едет — они вынуждены резко тормозить, возникает угроза ДТП.
Перестраиваться из полосы в полосу. Это запрещено делать при интенсивном движении, то есть в пробке. Когда все полосы заняты, менять ряд можно только для поворота, разворота, остановки или объезда препятствия, например машин, которые остановились из-за аварии.
Не соблюдать дистанцию. Водитель слишком прижимается к машине, которая едет перед ним. По закону он обязан соблюдать расстояние, которое позволит не врезаться при резком торможении.
Ездить между рядами. Боковой интервал часто не соблюдают мотоциклисты, которые ездят между машин.
Резко тормозить. Автохамы иногда обгоняют машину, а потом резко перед ней тормозят. По правилам водитель может так затормозить, только если пытается предотвратить аварию.
Мешать обгону. Вредный водитель может не давать себя обогнать. Для этого он увеличивает скорость, когда другая машина опережает его по соседней полосе. Если дорога двухполосная и второй водитель едет по встречке, такое поведение может привести к лобовому столкновению.
Эти ситуации считаются опасным вождением, если водитель допускает больше двух нарушений подряд и создает угрозу ДТП
Каждое из этих нарушений само по себе еще не означает опасного вождения. Чтобы классифицировать агрессивное поведение водителей, ввели два дополнительных условия.
Больше двух нарушений подряд. Водитель должен нарушить правило несколько раз одно за другим. С какой частотой должны быть нарушения, в законе не указано. По мнению законодателей, это создает опасность для других участников движения: они не могут спрогнозировать поведение водителя и адекватно среагировать, чтобы избежать аварии.
Угроза ДТП. Другое обязательное условие опасного вождения — водитель создает ситуацию, при которой другие участники движения вынуждены менять направление и скорость, иначе они рискуют попасть в аварию.
ГИБДД с 2016 года добивается, чтобы в КоАП внесли новую статью 12.38 об опасном вождении. В этом случае за агрессивное поведение на дороге будут назначать штраф — 5 000 рублей. Законопроект о новом штрафе прошел первое чтение в Госдуме, но пока не принят.
Законопроект о штрафе за опасное вождение
Дарья Пономарева, судебный Эксперт-автотехник «Авто МФЦ»
Прежде чем законопроект примут, он должен пройти глобальную процедуру согласования в разных инстанциях и ведомствах. Заседания по законопроекту неоднократно откладывались, потому что требовалось экспертное заключение по этому вопросу.
В административном кодексе уже есть наказания за отдельные нарушения:
перестраиваться в другую полосу и не уступать дорогу машине в этой полосе — 500 рублей по ч. 3 ст. 12.14 КоАП;
Штраф за нарушение правил маневрирования
нарушать правила расположения машины на дороге: перестраиваться из полосы в полосу в пробке, не соблюдать дистанцию и боковые интервалы между машинами, резко тормозить, препятствовать обгону — 1500 рублей по ч. 1 ст. 12.15 КоАП.
Штраф за нарушение расположения
Эти штрафы по закону можно оплатить со скидкой 50%, если успеть сделать это в первые 20 дней.
По презумпции невиновности водитель не обязан доказывать, что он что-то нарушил. Это должны сделать сотрудники ГИБДД. Исключение — когда нарушение попало на камеру видеофиксации. Случаи опасного вождения сфотографировать невозможно, поэтому ГИБДД доказывает их в обычном порядке.
Протокол. Инспектор останавливает нарушителя и составляет протокол, чтобы зафиксировать нарушение. Копия остается на руках у водителя.
Постановление. Позднее ГИБДД вместе с водителем или в его отсутствие проводит разбор. По итогам автоинспекция отправляет водителю постановление об административном нарушении. Оно приходит по почте, но не всегда — лучше проверять свои штрафы.
Как оспорить. Если водитель не согласен с постановлением, он может подать жалобу на имя начальника подразделения ГИБДД, которое выписало штраф. Заявление можно отправить через сайт автоинспекции, на странице приема обращений. На это есть 10 дней с даты постановления. Другой вариант — подать жалобу в суд.
- Опасное вождение по закону — когда водитель больше двух раз подряд нарушает правила маневрирования и перестроения, при этом создает угрозу ДТП.
- Штрафа за опасное вождение нет, но есть — за неправильное перестроение и маневрирование, от 500 до 1500 рублей.
- Эти штрафы можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней.
- Такие нарушения не фиксируют камеры. Инспектор должен остановить нарушителя, составить протокол, позднее ГИБДД пришлет постановление.
- Если не согласны с нарушением, его можно обжаловать — в ГИБДД или через суд.
Штраф за обгон под знак «Обгон запрещен» Какие штрафы за вождение в нетрезвом виде