Для пенсионеров, которые продолжали работать и получать пенсионное обеспечение, 2016 год стал некой точкой отсчета потерь. Именно в 2016 году Правительство РФ решило приостановить индексацию тем гражданам, которые были официально трудоустроены.
Мораторий на индексацию для работающих пенсионеров по-прежнему в силе. Если взять во внимание официальные заявления чиновников, экономическую ситуацию в стране и новшество в виде пенсионной системы, то ожидать возвращения индексации не имеет смысла.
Так, получается, что на индексацию имеет право только те граждане, которые не работают. Из этого появляется вполне логичный вопрос, какого пенсионера принято считать работающим? Казалось бы, ответ на вопрос лежит на поверхности. То есть человек работает по трудовому либо гражданскому договору, получает заработную плату, значит, является работающим лицом.
Но в действительности все не так. В последнее время сотрудники Пенсионного фонда перестали индексировать пенсионное обеспечение тем гражданам, которые официально не трудоустроены, не имеют дохода в виде заработной платы. Почему так? Будем разбираться.
Очередной «сюрприз» от ПФР для пенсионеров
- Подводный камень скрывается в тонкостях бухгалтерского учета, в частности – сдаче отчетности в Пенсионный фонд о трудовом стаже, который обязаны предоставлять все работодатели о своих сотрудниках каждый месяц.
- Именно на основании этих сведений сотрудники ПФР получают информацию, кто работает на пенсии, соответственно, индексировать пособие не будут, а кто нет.
- Сотрудники бухгалтерии придерживаются общих правил, и к категории работающих пенсионеров относят тех граждан, у которых с предприятием заключен Договор трудовой либо гражданско-правовой природы.
Но в марте 2018 году Министерством труда было опубликовано официальное письмо, которое внесло значительные изменения в общую практику разграничения пенсионеров на работающих, неработающих граждан (16.03.2018 года письмо под номером 17-4/10/В-1846).
В настоящий момент Министерством труда трудовые отношения стали толковаться в расширенном диапазоне. Так, к трудовым отношениям относят не только трудоустройство на основе договора, но и все ситуации, когда гражданина фактически допустили к работе без заключения договорных отношений.
На базе этой информации можно сделать вывод, что информация о трудовом стаже должна предоставляться по всем сотрудникам, которые работают в организации и состоят в трудовых отношениях как формально, так и фактически. Это касается и руководителей, и членов организации, собственников имущества.
При этом отсутствие начислений по взносам страхового характера не означает, что работодатель не должен предоставлять сведения о таких работниках в ПФР.
Руководители организаций коммерческого характера
Итак, отныне в ежемесячной отчетности Пенсионного фонда как работающих пенсионеров будут указывать руководителей коммерческих организаций, которые выступают единственным учредителем либо одним из учредителей.
Такой Гражданин, который предстает исполнительным единоличным органом юрлица, руководитель выполняет трудовые функции (вне зависимости от наличия трудового договора). Даже если организация существует исключительно формально, отсутствует Предпринимательская деятельность, то сведения о руководителе передаются в ПФР. И сотрудники последнего органа считают такого человека работающим.
Руководители организаций некоммерческого характера
Руководители организаций (некоммерческих), то есть председатели товариществ владельцев жилых объектов, гаражных кооперативов, СНТ и члены правления – это люди, которые фактически работают.
При этом не важно, имеется ли наличие трудового договора или нет, получает ли председатель за свою деятельность денежные средства или нет. Фактически, такой человек работает, как результат, он не имеет право на индексирование пенсионного обеспечения от ПФР.
Достаточно часто обязанности председателей исполняют пенсионеры. В большинстве случаев это происходит на безвозмездной основе. Но органы Пенсионного фонда, которые получат отчет, обязательно отнесут таких граждан в категорию работающих людей. Поэтому индексацию приостановят, а надбавки к пенсионному обеспечению уберут.
Любопытный факт заключается в том, что Министерство труда упоминает членов организаций, то есть к работающей категории могут отнести и тех граждан, которые являются членами СНТ, ГСК и пр. А это куда более внушительный масштаб. И в такой ситуации без вмешательства Верховного суда не обойтись.
Индексация и пенсии в 2019 году
(2
Работающим пенсионерам восстановят индексацию: правда или выдумка?
|
Максим Иванов Автор статьи Практикующий Юрист с 1990 года |
В 2020 году индексация пенсий для работающих пенсионеров рискует стать “кровоточащим фурункулом” для нынешней власти. Всему виной инициатива президента закрепить в Конституции требование об обязательной индексации пенсий. Такое предложение Путин сделал в Послании Федеральному Собранию от 15 января 2020 года. Сегодня индексация по закону предусмотрена только для неработающих пенсионеров, это правило действует с 2016 года.
Инициативы президента быстро обрели облик законопроекта и даже уже были одобрены Госдумой в первом чтении.
Во время рассмотрения проекта депутаты как раз подняли вопрос возврата индексации работающим пенсионерам: предусмотрено ли это поправками в Конституцию? Ответ представителя рабочей группы был неоднозначен: мол, Конституция изъятий не предусматривает, они возможны только в федеральном законе. Так что, да, предусмотрено.
Ряд СМИ расценили такое заявление как планы вернуться к практике индексации пенсий для работающих пенсионеров. Но что на самом деле предусмотрено в проекте поправок в Конституцию? Правда ли ежегодный пересмотр пенсий будет проводиться не только для неработающих стариков? Правовед.RU разрушает мифы современного законотворчества!
На самом деле, в проекте поправок в Конституцию нет ни слова об индексации именно для работающих пенсионеров. Там лишь предлагается зафиксировать принципы формирования системы пенсионного обеспечения в России:
«В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование», – говорится в проекте.
Порядок же индексации, основания, условия ее проведения для различных категорий пенсионеров, в том числе и для работающих, надлежит определять специальным законом.
«…а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом».
Отсылка к федеральному закону не случайна. Дело в том, что Конституция и не должна регулировать вопросы индексации – государственные пенсии и социальные пособия, в соответствии с ней, устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 КРФ).
А поэтому регулирование вопросов индексирования пенсий – вопрос компетенции отраслевого законодательства, в частности, ФЗ «О страховых пенсиях».
Все, что будет гарантировать новая редакция Основного закона – регулярную индексацию пенсий, а кому ее проводить, когда и в каком объеме, предстоит отдельно определять федеральным законом.
Отсюда первый вывод: предложенные президентом поправки в Конституцию, кто бы и что ни говорил, не могут вернуть индексацию тем, кому ее отменили – эти вопросы регулирует только Закон. А он, как вы знаете, однозначен.
Что говорит закон?
Тут все просто: согласно ст. 26.1 ФЗ «О страховых пенсиях», сегодня работающим пенсионерам индексация не предусмотрена.
От нее отказались на фоне существенных экономических проблем еще 5 лет назад, последняя индексация пенсий трудоустроенным проводилась в конце 2015 года.
Мол, они и сами способны за счет зарплаты компенсировать инфляционные потери покупательной способности выплат от ПФР, в государственной помощи не нуждаются.
С момента ее отмены единственное, за счет чего повышаются пенсионные выплаты работающим пенсионерам – это ежегодный августовский перерасчет с учетом накопленных за год пенсионных коэффициентов и страхового стажа. Но закон, впрочем, не столь строг:
- во-первых, право на индексацию без ограничений восстанавливается уже со следующего месяца, после завершения пенсионером трудовой деятельности;
- во-вторых, уже с первого числа следующего за увольнением месяца пенсионер получает выплату с учетом всех ранее пропущенных индексаций – ПФР должен насчитать и выплатить прибавку к пенсии работающим пенсионерам автоматически, без дополнительных обращений. В момент прекращения работы эти граждане получают всю накопленную за последние 5 лет индексацию.
Получается, что вопрос индексации уже урегулирован в федеральном законе, это и есть тот порядок, на который ссылается проект новой Конституции.
Он может быть таким или законодатели его изменят – сути вопроса это не меняет.
Но второй вывод уже сделать можно: изложенные в новой редакции Основного закона положения о ежегодной индексации не гарантируют соответствующего механизма и для работающих пенсионеров.
Тот факт, что этот вопрос обозначен в законе, уже и есть уточнением норм Конституции. Принятие поправок в том виде, в котором они предложены, не дает оснований для отмены ст. 26.1 ФЗ «О страховых пенсиях» или признания ее неконституционности. По крайней мере, пока на обратное не указал Конституционный суд – лишь его разъяснение расставило бы все точки над «i».
Почему индексацию не вернут?
Несмотря на общественный интерес к этому вопросу, в правительстве не дали каких-либо внятных разъяснений, чего же пенсионерам ждать.
В Минтруда, например, на соответствующий вопрос о возврате индексации, заявляют, что на сегодня она законом не предусмотрена.
Изменят закон – будет и индексация, не изменят – не будет, все просто! То же самое говорят и авторы поправок в Конституцию: индексацию вернут только после корректировки федерального закона.
А его изменение в планы президента и правительства пока не входило. И вот почему.
На 1 января 2019 года в РФ, по данным Пенсионного фонда, насчитывалось 9,66 млн работающих пенсионеров. По информации Росстата, их количество по сравнению с 1 января 2016 года сократилось на более чем 5 миллионов человек, в связи с чем достигнуть цели отмены индексации – сокращения дефицита бюджета ПФР, так и не удалось. ПФР продолжает быть зависимым от федерального бюджета.
Поэтому на возврат индексации у Фонда банально нет денег. По заявлениям его руководства, только в 2020 году на восстановление индексации для трудоустроенных потребовалось бы 368 млрд рублей.
«Чтобы восстановить индексацию пенсий работающим пенсионерам в 2020 году нам потребуется 368 млрд руб. Это большие деньги, и таких денег у нас сейчас нет, поэтому мы в своем бюджете исходим из тех законодательных норм, которые сейчас существуют», – говорил в октябре 2019 года Антон Дроздов, действующий тогда председатель ПФР.
При восстановлении индексации с 2021 года потребуется уже 400 млрд рублей, и эти расходы будут расти на 10% ежегодно. Искать пути их финансирования не будут. По сообщению на сайте ПФР, изменений в законодательстве в части возврата к индексации для работающих в 2020 году не предусмотрено. Их даже обсуждать не спешат.
Чаще всего ссылаются, во-первых, на то, что лишение работающих индексации пенсий – нормальная мировая практика.
В развитых странах работающим гражданам пенсия вообще не назначается, так как ее цель – компенсация утраченного заработка. Если работа есть, страховой случай не наступил, а значит, и оснований для выплаты пенсии нет.
Такой подход попытались адаптировать для России, лишь с той разницей, что отменили не пенсии, а их индексацию.
Во-вторых, в пользу противников возврата к индексации Конвенция 102 Международной конференции труда, ратифицированная РФ в 2018 году. Пункт 3 ст. 26 Конвенции предусматривает возможность национального законодательства приостанавливать пенсионное обеспечение на весь период, пока его получатель занимается оплачиваемой деятельностью.
Все сказанное выше свидетельствует лишь об одном: в 2020 году трудоустроенным пенсионерам индексацию не вернут.
Поправки в Конституцию, предложенные президентом, не имеют ни таких целей, ни механизмов, и носят скорее декларативный характер.
Как и ранее, для возврата к индексации нужна политическая воля, соответствующие законодательные изменения и необходимый объем финансирования. Отсутствие последнего, вероятно, и является самым крупным камнем преткновения.
|
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Даже неработающий пенсионер может лишиться прибавки с января
Три причины.
Как известно, с 2016 года страховые пенсии не индексируются, пока их получатель числится работающим. Однако, как показывает практика, отсутствие официального трудоустройства у пенсионера еще не гарантирует, что он может рассчитывать на индексацию.
- Все дело в том, что ПФР придерживается широкого понимания термина «работающий пенсионер».
- Поэтому есть несколько категорий людей, которые могут лишиться предстоящей прибавки пенсии с января 2020 года (индексация на 6,6%) несмотря на то, что последняя запись в их трудовой книжке — об увольнении.
- 1. Руководитель
В 2016 году Министерство труда высказало такую позицию: гражданин, который является единственным учредителем, членом или собственником имущества коммерческой организации (ООО и пр.), признается трудоустроенным (письмо от 7 июля 2016 г. № 21-3/10/В-4587).
При этом не имеет значения, что у него не оформлен трудовой договор и нет записи в трудовой книжке: если организация действует — значит, единственный ее участник выполняет определенные функции.
А по правилам Трудового кодекса РФ фактический допуск работника к работе (с ведома работодателя или по его поручению) влечет возникновение трудовых отношений, даже при отсутствии трудового договора. Поэтому Минтруд, а вслед за ним и Пенсионный фонд РФ обязали работодателей сдавать сведения о стаже таких лиц (как за работающих) — значит, индексация пенсии для них приостанавливается. Аналогичное правило действует в отношении председателей и членов правления некоммерческих организаций (ТСЖ, СНТ, ГСК и пр.), которые избираются на свою должность общим собранием.
По мнению ПФР и ФНС, выполнение функций в рамках такой должности также приравнивается к трудовым отношениям и на таких руководителей следует сдавать отчетность по стажу (письмо ФНС от 30 октября 2017 г. № ГД-4-11/22066@). А это означает приостановку индексации пенсии.
Правда, нельзя не отметить позицию Верховного суда РФ по этому поводу: он не признал трудовыми отношения между ТСЖ и его председателем, т. к.
председатель, будучи членом ТСЖ, представляет не только интересы жителей, но и свои собственные (дело № 84-КА19-1).
Поэтому руководители перечисленных выше организаций, которым приостановили индексацию пенсии, теперь имеют все шансы добиться ее восстановления в суде.
- 2. Опекун
- Приемные родители, опекуны и попечители, которые получают от органов опеки ежемесячные денежные выплаты, к сожалению, до сих пор признаются работающими.
- Дело в том, что закон не предусматривает эти выплаты в числе доходов, которые освобождены от уплаты подоходного налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Видя поступление страховых взносов на лицевой счет пенсионера, ПФР автоматически приравнивает его к работающим (ведь по правилам периоды, за которые перечислены страховые взносы, включаются в стаж). Поэтому указанные лица лишаются индексации пенсии — при том, что не трудоустроены фактически.
В этом году была попытка внести соответствующие изменения в закон, чтобы устранить, наконец, эту несправедливость. Однако Госдума вернула законопроект из-за отсутствия правительственного заключения.
- 3. Гражданский договор
- Не только трудовой, но и гражданско-правовой договор (на оказание услуг или выполнение работ) приводит к тому, что пенсионер лишается индексации.
- Во-первых, вознаграждение, полученное по таким договорам, облагается страховыми взносами.
А во-вторых, даже если пенсионер только заключил договор и еще не получил никаких выплат, организация все равно обязана сдать сведения о его стаже (за тот месяц, в котором был заключен договор). Такие требования предъявляет ПФР.
Поэтому даже неработающие пенсионеры в января могут лишиться прибавки, если относятся к одной из перечисленных категорий.
Гость, заканчивается набор на курс по пяти новым ФСБУ
Индексации пенсии могут лишить даже пенсионера без дохода – что нужно знать?
Нашим законодательством каждый год предусмотрена индексация пенсий. В этом году, в связи с пенсионной реформой, пенсии были проиндексированы на 7,05%, или в среднем на 1000 рублей.
Но есть один важный нюанс — такая индексация положена лишь тем пенсионерам, которые не работают. При этом сама работа предполагает получения дохода.
Работодатель за работника-пенсионера выплачивает необходимые страховые взносы, в связи с чем такому пенсионеру индексация приостанавливается.
Тем не менее, наше законодательство несовершенно и нередко бывают случаи, когда пенсионер, не имея никакого дохода, так же приравнивается к работающему и может лишиться индексации.
Совсем недавно это четко разъяснил ПФР. Рассмотрим подробнее.
Как ПФР определяет работающего пенсионера
Если пенсионер устроен официально, то у ПФР не будет никаких проблем, чтобы определить работающего пенсионера и приостановить индексацию пенсии. Работодатель обязан сдавать отчет в ПФР, а именно – сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М). Каждый месяц работодатель направляет этот отчет.
Таким образом, если пенсионер числится в данном отчете, то автоматически он считается работающим пенсионерам со всеми вытекающими последствиями. Причем размер дохода в данном случае никакого значения не имеет.
Если же пенсионер пропадает из данного отчета, то в таком случае ПФР возобновляет индексацию пенсии.
Но проблема в том, что такие отчеты могут подавать не только в отношении работников, получающих доход. Бывают случаи, что данный отчет подается в отношении тех, у кого нет никакого дохода. А это значит, что пенсионер, не получая никакого дополнительного заработка, может лишиться важной индексации своей пенсии. В каких случаях такое может произойти?
Участник юридического лица
ПФР разъяснил, что независимо от наличия дохода, в отчет СЗВ-М должен быть включен единственный участник юридического лица, который также является руководителем, при этом соответствующий договор не заключен. Т.е.
, если пенсионер решил открыть ООО, став его единоличным учредителем, при этом являясь генеральным директором, то даже в случае отсутствия заработной платы и нулевой деятельности, пенсионер будет считаться работающим, и индексации пенсии он будет лишен.
Если руководит некоммерческой организацией
Без индексации пенсии может остаться пенсионер, который избран или назначен на руководящую должность некоммерческой организации.
Например, к таким организациям могут быть отнесены садовые некоммерческие товарищества, товарищества собственников жилья, кооперативы и т.п.
При этом, совершенно не имеет значения, есть ли заключенный договор, получает ли пенсионер какой-либо доход от данной деятельности.
По мнению Пенсионного фонда, пенсионер получит статус работающего и, соответственно, теряет право на индексацию своей пенсии.
Резюме
Подводя итог, хочется отметить, что правильнее было бы усовершенствовать законодательство, а именно уточнить, что при отсутствии дохода пенсионер в любом случае имеет право на получение индексации.
На данный момент мы сталкиваемся с большой несправедливостью, ведь лишения достаточно немалой части пенсии серьезно ухудшит материальное положение пенсионера. А, как правило, в председатели и члены правления ТСЖ, СНТ и т.п., идут именно пенсионеры, поскольку более молодым людям это не особо интересно.
Пенсионеры начали активно накладывать обременение на свое жилье (подробнее тут).
Благодарю за внимание!
Как Налог на профессиональный доход влияет на пенсии
Ответы ФНС касаются тех пенсионеров, что получают страховую или социальную пенсию от государства, но при этом имеют подработки. То есть кроме пенсии у них есть дополнительный доход. Неважно, какой налоговый режим применяет пенсионер: о позиции ФНС и законе нужно знать всем, потому что это повлияет на решения и выплаты.
От того, как этот доход оформляется с точки зрения налогов и документов, зависит прибавка к пенсии.
Прямой ссылки на ответы ФНС на сайте нет, они появляются как результат поиска. Чтобы найти разъяснения ФНС на эту тему, в разделе с часто задаваемыми вопросами нужно установить такие значения фильтра:
С точки зрения прибавки к пенсии пенсионеры условно делятся на работающих и неработающих.
Если пенсионер не работает. Неработающим пенсионерам каждый год индексируют ежемесячные выплаты.
Например, с 2019 года страховые пенсии по старости проиндексировали на 7,05% — в среднем прибавка составила 1000 рублей в месяц. С 2020 года пенсии вырастут еще на 1000 рублей: индексация составит 6,6%.
Неработающим пенсионерам с небольшой пенсией доплачивают до прожиточного минимума в регионе, и это сверх индексации.
Если у пенсионера статус ИП, то он считается работающим, а его пенсию не индексируют. И это притом что каждый предприниматель-пенсионер платит за себя почти по 30 тысяч рублей на пенсионное страхование.
До 2019 года, даже если пенсионер просто имел статус ИП, но ничего не зарабатывал, ему не индексировали пенсию. Он платил страховые взносы, жил на одну пенсию, а полноценной прибавки с 1 января не получал. Даже попытка начать свое небольшое дело или легализоваться приводила к потере выплат: пенсию переставали индексировать.
Всё, что вы хотели знать о пенсияхКому повысят и как получить положенное — в нашей бесплатной рассылке раз в месяц. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные новости
В 2019 году на территории четырех регионов появился новый налоговый режим: налог на профессиональный доход (НПД). А тех, кто его применяет, стали называть самозанятыми. У нас про НПД есть несколько разборов:
Пенсионеры тоже могут применять этот режим. Им не запрещено быть самозанятыми, если соблюдаются остальные условия: место ведения деятельности, ограничение по уровню дохода и видам бизнеса.
Например, пенсионерка Елена Ивановна из Калуги раньше работала поваром, а теперь вышла на пенсию, уволилась, сама печет торты и продает их через Инстаграм.
Она может зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и легально работать: в Калужской области действует новый спецрежим.
С учетом налогового бонуса, со стоимости каждого торта к детскому дню рождения Елена Ивановна будет платить 3%, а с корпоративных заказов отдаст в бюджет по 4%.
Виктор Анатольевич из Химок решил на пенсии заняться ремонтом квартир и офисов. Если он зарегистрируется как самозанятый, то сможет легализоваться и даже работать с юрлицами, причем без кассы и деклараций. Клиентам это будет выгодно: не надо платить страховые взносы и можно учесть расходы по чеку. А у Виктора Анатольевича не будет проблем с налоговой.
Но кроме подработок у Елены Ивановны и Виктора Анатольевича есть еще пенсия. До регистрации на НПД каждый год они получали прибавку за счет индексации. А Елене Ивановне еще доплачивали до прожиточного минимума. И был вопрос: что произойдет с их пенсиями после регистрации в качестве самозанятых?
После разъяснений ФНС стало понятно: с их пенсиями ничего плохого не произойдет. Самозанятые пенсионеры, которые применяют НПД, не платят за себя страховые взносы на пенсионное страхование.
И их клиенты такие взносы тоже платить не обязаны.
Даже если у самозанятого статус ИП — то есть Виктор Анатольевич применял упрощенку, а потом перешел на НПД, — он тоже перестает платить обязательные страховые взносы.
Кроме индексации и доплаты до прожиточного минимума пенсионеры получают льготы: субсидии, материальную помощь, деньги на оплату проезда и лекарств. Обычно эта господдержка тоже положена неработающим пенсионерам — то есть тем, за кого не платят взносы на ОПС. Пенсионеру на упрощенке или ЕНВД при таком раскладе откажут в выплатах.
Самозанятыми называют не только тех, кто платит налог на профессиональный доход. Этот термин начали использовать раньше: так называли репетиторов, нянь, сиделок и помощников по хозяйству, которые имели право не платить НДФЛ. С 2017 года для них установили налоговые каникулы: если подать уведомление, можно легально получать деньги за репетиторство, но не декларировать их и не платить налог.
Репетиторы, няни и сиделки, которые уже на пенсии, тоже могут использовать эту льготу. В отличие от НПД она третий год действует по всей России. На 2020 год ее пока не продлевали, но, скорее всего, продлят, потому что заранее приняли закон о взносах на медицину. Но эти взносы пенсий вообще не касаются.
Не пытайтесь понять эту логику законодателей, просто имейте в виду и объясните тем, кого это касается.
На льготы может повлиять дополнительный доход, а не только взносы на пенсию. Например, субсидия на оплату услуг ЖКХ зависит от всех доходов пенсионера.
Если у него есть подработки, их тоже нужно учесть при расчете доли расходов. Самозанятые пенсионеры должны будут учесть не только свою пенсию, но и чеки, которые сформировали в приложении «Мой налог».
В результате расходы на коммуналку могут оказаться в пределах допустимых — и в субсидии откажут.
Кроме обязательных взносов на пенсионное страхование есть еще добровольные. Самозанятые на НПД не должны платить обязательные взносы, даже если они имеют статус ИП. И их заказчики такие взносы за них тоже не платят. Самозанятые пенсионеры в период применения НПД не получают дополнительного стажа и баллов.
Любой человек может платить такие взносы добровольно. Но тут есть подвох: взносы хоть и называются добровольными, но вносят их на обязательное пенсионное страхование.
То есть самозанятый пенсионер, который решил покупать себе стаж и баллы в надежде увеличить пенсию, становится участником системы обязательного пенсионного страхования.
А значит, он мало того что отдает государству деньги — по 30 тысяч рублей в год, — так еще и сразу же теряет право на индексацию и доплату до прожиточного минимума.
Пенсионеры лишаются части социальных доплат из-за действий Пенсионного фонда
Законодательство в сфере пенсионного обеспечения граждан зачастую меняется, причем далеко не в пользу пенсионеров. Не перестает удивлять и непродуманность некоторых законодательных изменений. С одним из примеров таких законодательных новшеств мне пришлось столкнуться на практике.
Гражданину исполнилось 60 лет 19 января 2018 г. Он обратился с заявлением о назначении пенсии 20 декабря 2017 г. Пенсионный фонд с целью проверки документов на основании ч. 8 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» 12 января 2018 г. приостановил срок рассмотрения заявления. Решение о назначении пенсии было получено им 5 апреля 2018 г.
, и через пять дней – 10 апреля 2018 г. – пенсионер с заявлением, а также копиями документов о назначении пенсии обратился в органы социального обеспечения, которые назначили ему социальную доплату с 1 мая 2018 г.
Таким образом, за период, на который орган пенсионного фонда приостановил срок рассмотрения заявления (почти три месяца), пенсионер социальную доплату не получил.
Обжалование и законодательное регулирование
Гражданин обратился в органы социального обеспечения с просьбой компенсировать ему размер социальной доплаты и приложил документы, обосновывающие его заявление.
Однако орган социального обеспечения ответил отказом, ссылаясь на норму подп. «д» п. 14 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г.
№ 1268-ПП, в соответствии с которой региональная социальная доплата назначается: «в остальных случаях – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты и всеми необходимыми документами» (п.
14 в редакции постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП). В постановлении правительства Москвы в предыдущей редакции было предусмотрено, что региональная социальная доплата назначалась с даты, когда пенсионеру начинается выплата пенсии. Но эта норма была изменена.
Цель законодателя понятна – пресечь возникновение ситуации, когда пенсионер мог обращаться за получением региональной социальной доплаты после истечения года после назначения пенсии, и ему выплачивалась социальная доплата за весь период. Теперь такого быть не может, и это справедливо.
Но как быть, если пенсионер не виноват в том, что не может своевременно предоставить документы в органы социального обеспечения? Указанная законодательная норма, на мой взгляд, существенно ущемляет права пенсионеров в г. Москве и ухудшает их положение.
Пенсионер обратился также с аналогичным заявлением в Пенсионный фонд и снова получил отказ. Фонд указал в ответе, что действовал в рамках действующего законодательства РФ, так как в соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря г. 2013 № 400-ФЗ (в ред.
от 27 июня 2018 г.
) «О страховых пенсиях» в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредоставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, предоставления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Формально органы социального обеспечения действовали в рамках закона, поэтому оспаривать действия органа социального обеспечения не представляется возможным. В отношении органа пенсионного фонда еще можно ставить, например, вопросы, а была ли необходимость запрашивать сведения и запрашивались ли они в принципе, но ответы на них можно получить только в суде.
Получается, что ни Пенсионный фонд, ни органы социального обеспечения не виноваты в сложившейся ситуации, а права пенсионера существенно нарушены.
В данной ситуации кто-то скажет, что пенсионер мог сразу после достижения пенсионного возраста обратиться с заявлением в органы социального обеспечения за назначением социальной доплаты, а не ждать решения Пенсионного фонда.
Но для назначения социальной надбавки одного только заявления недостаточно, нужны еще документы, подтверждающие назначение пенсии. Поэтому даже наличие указанного заявления с отметкой органа социального обеспечения о получении не гарантирует положительного решения данного вопроса.
Получилось, что больше путей для получения утраченной социальной доплаты за период приостановления рассмотрения заявления нет. Единственный выход в данной ситуации – обращение в суд, а также принятие мер для внесения изменений в законодательство с целью устранения несправедливой нормы.
Обращение в компетентные органы
- В интересах доверителя принял следующие меры: обратился в прокуратуру, в правительство Москвы и в Правительство РФ, обратив внимание властных органов на несправедливость нормы действующего законодательства и с предложением изменить его.
- Ответа из прокуратуры пока нет, на письма в уполномоченные органы власти были даны формальные ответы об отсутствии нарушений действующего законодательства.
- Мной была изучена судебная практика, и я не нашел аналогичных споров по таким делам, тем не менее было принято решение обратиться в суд.
При подготовке иска встал вопрос, кто же будет надлежащим ответчиком – орган пенсионного фонда или социального обеспечения? Поскольку в законодательстве нет прямой нормы, предусматривающей выплату пенсионеру компенсации не полученной своевременно социальной доплаты, я счел, что указание в качестве ответчика органа социального обеспечения – заведомо проигрышный вариант.
Единственная норма, которую можно применить, – это п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г.
№ 1268-ПП, в соответствии с которым суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г.
Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (п. 38 в ред. постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП).
- В таком случае становится очевидным, что основной ответчик – территориальный орган пенсионного фонда, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлекается территориальный орган социального обеспечения.
- Иск в суд был заявлен о компенсации убытков, то есть о взыскании с органа пенсионного фонда компенсации региональной социальной доплаты, которую пенсионер не получил по вине органа пенсионного фонда.
- Требования мной обосновывались следующим образом:
- в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (Упущенная выгода);
- согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия отнесена законодателем к доходам гражданина.
Также в судебном заседании был поставлен вопрос, действительно ли у органа Пенсионного фонда было реальное основание для приостановления рассмотрения заявления.
В судебном заседании представитель ответчика не представил никаких документов и доказательств, подтверждающих тот факт, что Пенсионный фонд действительно за период приостановления направлял запросы, ожидал ответов на них.
Я полагал, что обсуждение этого вопроса – единственный шанс выиграть дело, установив, что Пенсионный фонд необоснованно приостановил срок рассмотрения заявления о назначении пенсии.
Однако судебный спор моего доверителя завершился в Зеленоградском районном суде г. Москвы не в пользу пенсионера (дело № 02-2289/2018), суд исковые требования оставил без удовлетворения.
Отказ суда в удовлетворении иска обоснован ссылкой на то, что вопросы о назначении региональной социальной доплаты не находятся в ведении ответчика, а разрешаются органами социальной защиты населения.
Указанное решение будет обжаловаться мной вплоть до Верховного Суда РФ.
Предложение по внесению изменений в законодательство
Итак, по действующему законодательству пенсионер лишается минимум на три месяца региональной социальной доплаты и вынужден получать минимальную пенсию – ориентировочно 6 тыс. руб.
на период рассмотрения Пенсионным фондом заявления о назначении пенсии, что существенно ниже минимального размера оплаты труда по г. Москве (в настоящий момент МРОТ по Москве составляет 18 742 руб.).
При этом пенсионер никак не может повлиять на получение социальной доплаты за этот период.
Считаю целесообразным внести дополнения в п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП и изложить его в следующей редакции:
- п. 38. Суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г. Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по причине приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии органом пенсионного фонда, выплачиваются пенсионеру за период, равный сроку рассмотрения заявления.
Сложившаяся ситуация требует того, чтобы законодатели обратили внимание на эту проблему и устранили несправедливую норму закона. Пока законодатели не внесут соответствующие изменения в законодательство, бороться с этим явлением остается только через суд.
Самозанятый пенсионер: является ли работающим: индексируется ли пенсия, лишают ли надбавок и льгот
Самозанятый пенсионер является ли работающим с точки зрения пенсионного и налогового законодательства? И каким образом самозанятость пенсионера влияет на размер пенсии и на право ее ежегодной индексации? Рассказываем в нашей статье.
Для начала разберемся, кто такой «самозанятый». Прямого ответа в законодательстве найти не удастся, поскольку такого термина нет — он используется только в быту.
До 2018 года самозанятыми считались люди, указанные в п. 70 ст. 217 НК РФ. К ним относились няни, сиделки, репетиторы, домработницы, уборщики жилых помещений. И они с 2017-го по 2019 год освобождались от уплаты налогов и взносов.
П. 70 ст. 217 НК РФ допускал расширение списка самозанятых законодательным актом региона. Чтобы получить статус, необходимо было уведомить налоговый орган о том, что вы этого хотите.
В 2018 году принят закон «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ, по которому к самозанятым отнесли физических лиц — плательщиков налога на профессиональный доход. Термин «самозанятые» так и не введен, однако мы будем его использовать, поскольку он стал общеупотребительным.
С 01.10.2020 режим самозанятости действует на всей территории страны.
В соответствии с законом самозанятым можно стать, если:
- вы гражданин или ИП;
- у вас нет наемных работников и вы не состоите в трудовых отношениях с работодателем;
- местом осуществления деятельности выступает один из регионов — участников эксперимента (в 2019 году их было 4, с 1 января 2020 года — 19, а затем, летом, все регионы).
Поскольку законодатель не связывает возможность регистрации в качестве самозанятого в налоговом органе с возрастом гражданина, можно однозначно утверждать, что пенсионер может быть плательщиком налога на профессиональный доход (далее также НПД).
Какие налоги платят самозанятые пенсионеры?
Самозанятые граждане независимо от наличия или отсутствия статуса пенсионера являются плательщиками НПД. Эта обязанность зафиксирована в ст. 4 закона 422-ФЗ.
Граждане, применяющие специальный налоговый режим «НПД», на основании ч. 8 ст. 2 ФЗ № 422 освобождаются от уплаты НДФЛ, но только в отношении тех доходов, которые подлежат обложению НПД. Все прочие налоги исчисляются и уплачиваются в общем порядке.
Кроме того, самозанятые пенсионеры, как и иные плательщики этого налога, не обязаны уплачивать взносы в негосударственные фонды и в Пенсионный фонд РФ.
Влияет ли самозанятость на размер пенсии?
Индексация после увольнения: что ждет работающих пенсионеров — Газета.Ru
С 2016 года пенсия работающих пенсионеров индексируется после их увольнения. При этом если вышедший на отдых россиянин снова захочет работать, индексацию ему не отменят. Об этом в интервью «Российской газете» рассказал председатель Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов.
Глава ПФР Антон Дроздов объяснил, как индексируют пенсию уволившихся пенсионеров, пишет «Российская газета».
«После увольнения количество накопленных человеком индивидуальных пенсионных коэффициентов умножается на их актуальную стоимость (в 2020 году она будет 93 рубля) и к полученной сумме прибавляется актуальный размер фиксированной выплаты (в 2020-м она будет 5 686,25 рубля). Таким образом, происходит перерасчет», — сказал Дроздов.
По его словам, средняя зарплата работающих пенсионеров в России составляет порядка 40 тысяч рублей. «Это — дополнительный доход, которого нет у неработающих пенсионеров», — сказал Дроздов.
Ранее Минтруд сообщил, что проиндексирует страховые пенсии неработающих пенсионеров на 6,6% с 1 января 2020 года, что больше на 2,8% ожидаемой инфляции.
Согласно подсчетам Пенсионного фонда, в результате средний размер таких пенсий вырастет до 16,4 тыс. рублей.
Участники и инвалиды Великой Отечественной войны будут получать около 46,5 тыс. и 39,9 тыс. руб. соответственно.
С 1 апреля увеличать пенсию по государственному обеспечению, поскольку растет и Прожиточный минимум пенсионера. Повышение составит 7% и затронет 4 млн человек, включая 3,2 млн россиян, получающих социальную пенсию.
В среднем прибавка составит 1000 рублей.
В мае 2019 года правила индексации были изменены. По новой схеме, если пенсия неработающего пенсионера ниже прожиточного минимума, ему полагается соцдоплата. Поправки в закон позволили сначала доводить общую сумму доходов пенсионера до прожиточного минимума и только потом индексировать полученную сумму.
Кроме того, с нового года на 3,8% будут проиндексированы ежемесячные выплаты россиянам, имеющим право на льготы и соцподдержку. Число таких граждан — около 15 млн россиян.
Ранее в ФНС также разъяснили индексацию пособия для самозанятых. Пенсионеры, которые вошли в число самозанятых, считаются неработающими, а значит, их пенсия индексируется, указали в Налоговой службе.
Пенсионный фонд России принял решение об авансировании пенсионных выплат за январь. Перечисление пенсий в кредитные организации назначено на 27 декабря, средства начнут поступать пенсионерам с 20 декабря. «Почте России» деньги перечислят 25 декабря, их доставка пенсионерам будет организована с 3 января.
Для достойного существования россияне на пенсии должны получать около 40 тыс. рублей в месяц, выяснил ранее портал по поиску работы Superjob. В прошлом году граждане мечтали при выходе на пенсию о более скромных выплатах — 37,3 тыс. рублей. А в 2016 году россияне хотели и того меньше – всего 35,2 тыс. рублей.
Примечательно, что размер желаемой пенсии отличается в зависимости от пола.
Например, мужчины хотели бы получать 42,1 тыс. рублей, в то время как женщины согласны и на 37,3 тыс. рублей.
Рассчитывают прожить лишь на одну пенсии в старости только 22% респондентов. Около 29% опрошенных надеются продолжать работать, а пенсию рассматривают лишь в качестве прибавки к основной зарплате. Еще 14% россиян рассчитывают на накопленные личные сбережения.
Средней пенсии в 14 тыс. рублей россиянам уже не хватает на достойную жизнь, отмечали ранее специалисты Счетной палаты РФ. По словам аудитора ведомства Светланы Орловой, при таких выплатах пенсионеры могут потратить на продукты не более 200 рублей в день.
Расходы на ЖКХ, приобретение жизненно необходимых лекарств, а также покупка предметов личной гигиены, требует значительных трат от пенсионеров. В итоге на питание, если еще учитывать, что пенсионеры не тратят деньги на обувь и одежду, у них остается всего 6 тыс. рублей, или 200 рублей в день, указывали в СП.
В настоящее время больше других получают пенсионеры Чукотского автономного округа – около 27 тыс. рублей. Также пенсионное пособие выше столичного получают жители Ненецкого автономного округа, Магаданской области, Камчатского Края и Ямало-Ненецкого автономного округа. Во всех этих регионах пенсионерам платят больше 20 тыс. рублей ежемесячно.
Меньше всего получают граждане республик Северного Кавказа, а также жители Республики Калмыкия. Там в месяц пенсионеры могут рассчитывать лишь на сумму чуть больше прожиточного минимума, который составляет 11,2 тыс. рублей.