Таможенные пошлины на ввоз товаров в Россию 2023 для физических лиц

Пять вопросов о предлагаемом налоге на заграничные посылки дороже €20

Минфин предлагает снизить с 2022 года порог беспошлинного ввоза посылок из иностранных интернет-магазинов до €20 с одного отправления. Сейчас без пошлин можно получать такие посылки на сумму до €500 в месяц

Таможенные пошлины на ввоз товаров в Россию 2022 для физических лиц

Сергей Савостьянов / ТАСС

11 декабря стало известно, что первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов выступил с инициативой о поэтапном снижении беспошлинного порога на товары из зарубежных интернет-магазинов до €20 с посылки в 2022 году. Такое предложение содержится в письме Силуанова премьер-министру Дмитрию Медведеву (есть в распоряжении РБК, о содержании документа первым сообщил ТАСС).

Глава правительства поддержал идею Минфина и поручил проработать вопрос для рассмотрения на совете глав правительств Евразийского экономического союза (ЕАЭС). «В целом согласен», — гласит резолюция Медведева с распоряжением направить предложения в совет ЕАЭС.

Это означает, что решение изменить беспошлинный порог не окончательное, пояснил пресс-секретарь премьер-министра Олег Осипов.

РБК запросил дополнительные комментарии у представителей Минфина и комиссии ЕАЭС, на момент выхода публикации ответы не получены. Представитель Федеральной таможенной службы (ФТС) перенаправил запрос в Минфин.

Минфин предлагает снизить стоимостной порог беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов в три этапа:

  • с 1 июля 2020 года — до €100 за посылку;
  • с 1 января 2021 года — до €50;
  • с 1 января 2022 года — до €20.

В 2020 году ставка налога, по предложению Минфина, составит 15% от суммы превышения порога, но не менее €2 за килограмм при превышении стоимостного или весового лимита. С 2022 года размер налога остается прежним, но министерство предлагает поднять минимальную ставку до €3 за 1 кг.

Предложение снизить порог до €20 содержалось в опубликованных в 2017 году материалах проекта бюджета России на 2018–2020 годы.

Тогда в Минфине его аргументировали необходимостью «создания равных условий для российских и зарубежных ретейлеров».

«Первые платят в России НДС и другие налоги, а вторые — ничего, что создает неравные конкурентные условия», — пояснили в министерстве. Но от столь радикального снижения порога тогда отказались.

С 2019 года порог был снижен с €1 тыс. до €500 и 31 кг в месяц — это месячный лимит на все товары. В случае его превышения Потребитель должен заплатить Налог — 30% от суммы превышения, но не менее €4 за каждый килограмм сверх лимита. С 1 января 2020 года порог должен снизиться до €200, но уже с каждой отдельной посылки, а пошлина составит 15% от суммы превышения, но не менее €2 за перевес.

Почему Минфин хочет изменить порог

В своем обращении Силуанов со ссылкой на данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) фактически повторяет аргумент министерства 2017 года: в последние годы в России активно растет трансграничная торговля, но зарубежные интернет-магазины не уплачивают НДС и ввозные таможенные пошлины, вследствие чего «происходит переток прибыли и налогов из российской розницы» в иностранные интернет-магазины.

В 2018 году, по данным АКИТ, российский рынок интернет-торговли оценивался в 1,66 трлн руб. По прогнозу ассоциации, по итогам 2019 года объем рынка онлайн-торговли увеличится на 32,5%, до 2,2 трлн руб.

Доля зарубежных онлайн-площадок в объеме продаж в 2018 году сократилась впервые с 2012 года и составила 30,4% вместо 36% годом ранее. Однако доходы иностранных продавцов на российском рынке выросли на 34,7%, до 504 млрд руб., а число отправлений достигло 380 млн.

В 2019 году АКИТ прогнозирует рост числа отправлений из зарубежных магазинов в сравнении с прошлым годом на 18,4%, до 450 млн.

Некоторые опрошенные РБК участники рынка не согласны с оценками АКИТ. «Эта цифра завышена в два раза, нам кажется, что в интересах российской традиционной и онлайн-розницы российское правительство вводят в заблуждение», — отметил один из собеседников РБК.

Например, не совпадают с данными АКИТ оценки исследовательской компании Data Insight. По ее прогнозам, в 2019 году доходы иностранных продавцов на российском рынке достигнут 435 млрд руб.

, годом ранее они составляли порядка 350 млрд руб, говорит партнер компании Федор Вирин.

Оценки трансграничной торговли Data Insight сравнимы с данными, которые приводят исследователи российского рынка электронной коммерции Института экономической политики им. Гайдара.

Эксперты института оценили рынок в 262 млрд руб. в 2017 году и 316 млрд руб. в 2018-м. Прогнозные значения на 2019 год составляли 360–380 млрд руб.

, без учета снижения среднего чека и темпов роста количества заказов на 15–20%.

Как россияне отреагировали на предыдущее снижение порога

Несмотря на снижение с 2019 года не облагаемого налогом порога, россияне не готовы полностью отказаться от зарубежного интернет-шопинга, даже если придется заплатить дополнительный налог.

По данным ФТС, в первом полугодии 2019 года совокупное количество отправлений в Россию снизилось на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 172 млн шт. Как рассказывал ранее РБК представитель службы, снижение порога повлияло на общий объем таможенных платежей и количество облагаемых пошлиной посылок: оно выросло на 77,6%.

Если за первые шесть месяцев 2018-го служба оформила свыше 24 тыс. отправлений с уплатой таможенных платежей на сумму более 128 млн руб. (€1,7 млн по средневзвешенному курсу в 2018 году), то за аналогичный период 2019-го таких отправлений было уже 107 тыс. шт., а общий объем сборов составил около 400 млн руб.

, или €5,5 млн (по курсу на 8 августа 2019 года).

Сумма таможенных платежей за десять месяцев 2019 года превысила 246,5 млн руб. за более чем 80,8 тыс. международных почтовых отправлений (МПО), сообщили РБК в ФТС. В 2018 году этот показатель составил 102,5 млн руб.

за более чем 22,6 тыс. МПО. В отношении товаров, доставляемых экспресс-перевозчиками, сумма платежей за десять месяцев 2019 года достигла 458,6 млн руб. за более чем 99,2 тыс. экспресс-грузов (в 2018 году — 296,6 млн руб.

за более чем 26,5 тыс.).

Статистика DHL Express, которая работает с большим количеством онлайн-магазинов с высоким чеком, например, оператор доставляет товары из популярных Farfetch, Net-a-Porter, Amazon, ShopBop, с января по июнь 2019 года показала, что российские потребители не стали отказывать себе в дорогостоящих покупках. Рост количества входящих посылок для физлиц составил 30% к аналогичному периоду прошлого года, хотя темпы роста по грузам стоимостью до €500 и превысили темпы роста по грузам с оценочной стоимостью свыше €500.

Где в основном покупают россияне

Главный игрок трансграничной торговли в России — Китай, среди импортеров страна лидирует как по количеству посылок, так и по их совокупной стоимости: на нее приходится 92% посылок, в денежном выражении доля онлайн-торговцев из Китая составляет 54%, следует из данных АКИТ за 2018 год. Лидерство подтверждает и совместное исследование GfK и «Яндекс.Маркет», которое показало, что на интернет-площадках Китая делали заказы 73% респондентов. Онлайн-площадки других стран выбрали только 29%. Годом ранее в Китае заказывали товары 70% покупателей и 26% — в других странах.

По данным АКИТ, в 2018 году среди всех транзакций на посылки стоимостью свыше €500 приходилось менее 1% заказов, а большинство заказов россиян (64,3%) приходится на отправления стоимостью до €22.

Как реагирует рынок

Крупные игроки рынка онлайн-торговли, работающие и с трансграничными заказами, воздержались от комментариев, например, не комментируют инициативу Минфина российский AliExpress и Ozon.

Операционный директор Farfetch по России и СНГ Вахтанг Акиртава не ожидает негативного влияния на бизнес в России.

«Для Farfetch российский рынок имеет стратегическое значение, мы действуем в правовом поле, поэтому быстро адаптируемся к законодательным изменениям.

Наша глобальная задача — перевести на платформу весь российский luxury-рынок и способствовать не только импорту товаров, но и экспорту.

«Новые правила коснутся в первую очередь заказов из Европы и Америки, поскольку средний чек россиян в китайских онлайн-магазинах, например AliExpress, не превышает $10, считает Вирин.

Однако, по его словам, на число заказов эти изменения существенно не повлияют, поскольку некоторые товары уникальны и их невозможно заказать у российских продавцов.

Тем не менее те деньги, которые могли быть потрачены на ретейл, в том числе и на отечественный, после принятия новых правил будут уходить на налоги.

Как отметил представитель одного из крупнейших онлайн-продавцов, в этом году стартовала активная поддержка локальных игроков сразу по нескольким направлениям.

«С одной стороны, снижение порога беспошлинного ввоза уравнивает их в правах с трансграничными площадками, с другой — происходят подвижки в выравнивании продаж офлайн и онлайн: например, недавно была устранена правовая коллизия в онлайн-продажах ювелирных изделий, в Госдуме рассматриваются поправки к закону о дистанционной продаже лекарственных препаратов, — приводит примеры собеседник РБК. — Скорее всего, в 2020-м мы увидим движение и для других категорий товаров». По его версии, принимаемые меры «приведут к более благоприятным условиям совершения покупок на местных площадках», но «для массовой аудитории угрозы совершать покупки за рубежом привычным способом тоже не должно быть — основная часть посылок будет попадать в озвученные лимиты порога».

Таможенная пошлина Алиэкспресс в 2022 году – Калькулятор таможенной пошлины из Китая

Все актуальные скидки в нашем Telegram
Таможенные пошлины на ввоз товаров в Россию 2022 для физических лиц

В 2020 года снизился лимит беспошлинного ввоза на товары AliExpress в Россию. Ранее сумма покупки которая облагалась пошлиной составляла 500 евро. На момент 2020 года сумма уменьшилась до 200 €. Однако, не все так плохо как можно подумать, сам процесс налогообложения также меняется.

Изменилась ли пошлина на AliExpress в 2022 году?

На январь 2022 года беспошлинный ввоз не изменился и также составляет 200 евро. По официальным данным Федеральной таможенной службы с 1 января 2021 года беспошлинный порог должен был составлять 50 евро на одно международное отправление.

Однако в связи с пандемией правки были перенесены до июля 2022 года. Возможно, даже в июле они не будут приняты.

Обновление на 2022 год!

До 20 июня ситуация с пошлиной не меняется. Однако, после июня были предложены следующие изменения.

  • С 1 июля по 31 декабря 2022 — снижение таможенной пошлины до 100 евро
  • 2023 год — снижение до 50 евро
  • С 2024 года — снижение до 20 евро.
Читайте также:  Как происходит разбор ДТП в ГИБДД

К тому же, предлагается обложить пошлиной в €1 любые покупки стоимостью до 20 евро. Эти данные только на рассмотрении. Полную картину изменений в пошлине можно будет увидеть ближе к июлю.

Как взимается пошлина?

Согласно таможенному законодательству России, за посылки с Алиэкспресс стоимостью более 200 евро необходимо заплатить пошлину — 15% от превышенной стоимости, но не меньше €2 за кг. веса при превышении 31 кг.

Говоря более простым языком если товар стоит более €200, с вас взимается пошлина 15% от суммы выше лимита. Если же товар стоит менее 200 евро, но весит более 31 кг., с вас взимается пошлина в размере €2 за каждый килограмм перевеса. Если стоимость товара менее 200 евро и вес её составляет до 31 кг. — налог не взимается.

Однако, по новому закону, учитывается не общая сумма сделанных заказов, а объявленная стоимость на товар. То есть вы можете сделать десятки отдельных покупок стоимостью до 199 евро.

В случае если в 2022 году будут приняты новые поправки то сумма уменьшится до 49 евро.

Важно знать! Стоимость доставки не входит в расчет пошлины. То есть, если товар стоил 199 евро, а доставка, например, €20 то пошлина не взимается.

Как рассчитывается размер пошлины?

Расчёт пошлины при превышении лимита по сумме

Разберем этот вопрос на примере. Вы заказали смартфон на сумму €400. Для расчет таможенной пошлины от 400 евро мы отнимаем 200 и получаем сумму с которой необходимо заплатить налог государству ( 400 — 200 = 200). Отнимает от этой суммы 15% по формуле 200×0,15=30. Сумма налоговой пошлины на смартфон составила €30.

Расчет пошлины при превышении ограничения по весу

Например, сумма вашего заказа составила €150, а вес 38 кг. Вычитаем из получившегося веся лимит в 31кг и умножаем на 2 евро. (38-31) * 2 = 14 евро

Как не платить пошлину за товары на Алиэкспресс?

Здесь можно воспользоваться несколькими вариантами:

  1. Заказывать товары по отдельности на сумму до 199 евро. Если в 2021 году правки будут приняты то сумма меняется до 49 евро. Необходимо учитывать, что если товары попадут на таможню в одной партии, они могут быть учтены как одна посылка и пошлину придется оплатить.
  2. Договориться с продавцом об указании наименьшей суммы на товар. В личных сообщения вы можете попросить продавца указать в посылке сумму, меньше 199 евро (или 49 соответственно) (практически все идут вам на уступки).

Федеральная таможенная служба

Единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа

Опубликовано: 21 февраля 2018 12:01

Последнее изменение: 19 июня 2020 13:10

Товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, кузовов транспортных средств для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза

Категории товаров для личного пользования и способы их ввоза Стоимостные, весовые и (или) количественные нормы ввоза Единые ставки таможенных пошлин, налогов
1. Товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива), ввозимые в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже воздушным видом транспорта стоимость превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро, и (или) вес превышает 50 кг 30 процентов от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм
2. Товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива), ввозимые в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже видами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке стоимость превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес превышает 25 кг 30 процентов от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм
3. Товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива), доставляемые перевозчиком на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — Союз) стоимость превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и (или) вес превышает 31 кг 15 процентов от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм
4. Товары для личного пользования, пересылаемые в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Союза стоимость международного почтового отправления превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и (или) вес брутто международного почтового отправления превышает 31 кг 15 процентов от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой норм
5. Этиловый спирт, ввозимый в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже, а также доставляемый перевозчиком на таможенную территорию Союза в количестве до 5 л включительно 22 евро за 1 л
6. Алкогольные напитки и пиво, ввозимые в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже в количестве более 3 л, но не более 5 л 10 евро за 1 л в части превышения количественной нормы 3 л
7. Алкогольные напитки и пиво, доставляемые перевозчиком на таможенную территорию Союза в количестве до 5 л включительно 10 евро за 1 л
8. Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже физическим лицом государства — члена Союза, временно проживавшим в иностранном государстве не менее 12 месяцев, при подтверждении факта временного проживания в иностранном государстве в течение указанного срока в порядке, установленном законодательством государства — члена Союза стоимость превышает сумму, эквивалентную 5 000 евро 30 процентов от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной нормы 5 000 евро в эквиваленте

Транспортные средства для личного пользования и кузова транспортных средств для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Союза любым способом

Категории транспортных средств для личного пользования, кузова транспортных средств для личного пользования Таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате
1. Квадроциклы, снегоходы, снегоболотоходы, мотовездеходы и иные моторные транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (за исключением гоночных автомобилей, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования), классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС в виде совокупного таможенного платежа
Мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ЕАЭС  в виде совокупного таможенного платежа
Моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ЕАЭС  в виде совокупного таможенного платежа
Моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн включительно, классифицируемые в субпозициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС в виде совокупного таможенного платежа 
Прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющимся транспортными средствами для личного пользования  в виде совокупного таможенного платежа
2. Водные суда, воздушные суда в виде совокупного таможенного платежа
3. Автомобили легковые (за исключением автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей) и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 4 настоящей таблицы):
в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет:
стоимость которых не превышает 8 500 евро в эквиваленте по единой ставке 54 процента от стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
стоимость которых превышает 8 500 евро в эквиваленте, но не превышает 16 700 евро в эквиваленте по единой ставке 48 процентов от стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
стоимость которых превышает 16 700 евро в эквиваленте, но не превышает 42 300 евро в эквиваленте по единой ставке 48 процентов от стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
стоимость которых превышает 42 300 евро в эквиваленте, но не превышает 84 500 евро в эквиваленте по единой ставке 48 процентов от стоимости, но не менее 7,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
стоимость которых превышает 84 500 евро в эквиваленте, но не превышает 169 000 евро в эквиваленте по единой ставке 48 процентов от стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
стоимость которых превышает 169 000 евро в эквиваленте по единой ставке 48 процентов от стоимости, но не менее 20 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, но не более 5 лет:
рабочий объем двигателя которых не превышает 1 000 куб. см по единой ставке в размере 1,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 1 000 куб. см, но не превышает 1 500 куб. см по единой ставке в размере 1,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 1 500 куб. см, но не превышает 1 800 куб. по единой ставке в размере 2,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
см рабочий объем двигателя которых превышает 1 800 куб. см, но не превышает 2 300 куб. см по единой ставке в размере 2,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 2 300 куб. см, но не превышает 3 000 куб. см по единой ставке в размере 3 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 3 000 куб. см по единой ставке в размере 3,6 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет:
рабочий объем двигателя которых не превышает 1 000 куб. см по единой ставке в размере 3 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 1 000 куб. см, но не превышает 1 500 куб. см по единой ставке в размере 3,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 1 500 куб. см, но не превышает 1 800 куб. см по единой ставке в размере 3,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 1 800 куб. см, но не превышает 2 300 куб. см по единой ставке в размере 4,8 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 2 300 куб. см, но не превышает 3 000 куб. см по единой ставке в размере 5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
рабочий объем двигателя которых превышает 3 000 куб. см по единой ставке в размере 5,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя
4. Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, содержащие в качестве ходовых исключительно электродвигатели (один или несколько), классифицируемые в субпозиции 8703 80 000 ТН ВЭД ЕАЭС в виде совокупного таможенного платежа
5. Кузова транспортных средств для личного пользования в виде совокупного таможенного платежа
Читайте также:  Банки с маленьким процентом по кредиту в 2023 году

Беспошлинный порог на посылки из-за рубежа могут снизить до €20 к 2024 году

Члены Евразийской экономической комиссии обсудят на заседании межправительственного совета 18-19 ноября в Ереване возможность снижения беспошлинного порога для посылок при трансграничной торговле с €200 до €20 к 2024 году с введением пошлины в €1 для посылок стоимостью менее €20. Об этом сообщил ТАСС источник, близкий к участникам переговоров.

Согласно документу, имеющемуся в распоряжении ТАСС, по состоянию на сентябрь предложение РФ по установлению порогов беспошлинного ввоза в отношении товаров для личного пользования, ввозимых в рамках внешней электронной торговли, выглядело следующим образом: нынешние правила, по которым покупка свыше €200 или более 31 кг облагается пошлиной в 15% от стоимости, но не менее €2 за 1 кг веса, будут действовать до 30 июня 2022 года. Далее с 1 июля по 31 декабря 2022 года предлагается снизить беспошлинный порог до €100, а с 1 января по 31 декабря 2023 года — до €50, с 1 января 2024 года — до €20 при тех же условиях таможенной пошлины. С 1 января 2024 года также предлагается ввести пошлину в €1 за отправления, стоимость которых не превышает €20, а вес — 31 кг.

Директор департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян подтвердил, что премьер-министры стран Евразийского экономического союза в ходе предстоящего заседания Евразийского межправительственного совета 18-19 ноября в Ереване «рассмотрят ряд вопросов, касающихся регулирования электронной торговли».

«В первую очередь, речь идет о дорожной карте по созданию благоприятных условий для развития взаимной и внешней электронной торговли.

Кроме того, в контексте развития электронной торговли в ЕАЭС и обеспечения справедливых условий деятельности для отечественных и зарубежных компаний данной сферы экономики будет затронут вопрос о порогах беспошлинного ввоза товаров электронной торговли», — сказал В. Казарян ТАСС.

Как отмечается в докладе Научно-исследовательского финансового института Минфина России (НИФИ), международный опыт показывает, что стран, которые повышают порог, больше, чем тех, которые его понижают.

Снижают порог беспошлинного ввоза, в основном, для увеличения налоговых поступлений и защиты внутреннего рынка. Международная торговая палата рекомендует правительствам стран вводить минимальную стоимость беспошлинного импорта на уровне 1 тыс.

долларов США исходя из баланса между затратами на оценку и сбор таможенных пошлин и налогов и получаемыми доходами.

В 2020 году в Россию направлено 224,2 млн почтовых отправлений на общую стоимость €1,45 млрд. При этом 65% — это отправления стоимостью до €5, 21,9% — €5-10, 7,3% — €10-15, 2% — €15-20. Таким образом, чуть более 96% отправлений приходится на посылки стоимостью не выше €20, а 87% — ниже €15, сообщила ТАСС руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Инна Рыкова.

«Есть риск, что таможенные сборы снизятся, если потребители начнут отказываться от покупки в результате снижения таможенного порога, но этот риск минимален для бюджетной системы.

А вот рост цены товара для потребителя может привести к снижению емкости рынка трансграничной электронной торговли.

Решение возможно за счет развития системы бондовых (таможенных) складов, которые позволят повысить прозрачность рынка и «обеление» товарного рынка», — сказала И. Рыкова в беседе с корреспондентом ТАСС.

Она подчеркнула, что высокие пороги справедливы для стран, где в торговле нет такого преобладания дешевых товаров — как в случае России. Для России важна прозрачность рынка, и снижение порогов не отразится на текущей ситуации.

Как сообщил ТАСС старший научный сотрудник центра налоговой политики НИФИ Алексей Попов, сильное снижение таможенных порогов может повлиять на объемы трансграничной интернет-торговли в России.

Однако при этом появление новых форматов торговли, в том числе маркетплейсов, может повлиять на рынок таким образом, что он сместится еще больше в сторону интернет-торговли.

И это единственный канал продаж в отдаленных регионах России при условии, что будет развита логистика доставки.

Попов добавляет, что, как показывает международный опыт, при высоком уровне автоматизации процессов основную часть информации о посылке, облагаемой таможенным сбором, будет предоставлять Продавец, и потребитель в меньше степени ощутит на себе изменения или какую-то дополнительную нагрузку.

Эксперты отмечают, что если в России будет построена модель бондовых складов, то эффект будет в повышении НДС, таможенных сборов и пошлин. Бондовые склады позволят обеспечить полную прозрачность импорта, товары будут в большей мере аккумулироваться на территории РФ, что позволит конечному потребителю получать товар более качественный и в более сжатые сроки.

Решение о постепенном снижении порога беспошлинного ввоза было принято на уровне ЕАЭС в декабре 2017 года. Порог беспошлинного ввоза покупок из зарубежных интернет-магазинов с 1 января 2020 года был снижен с €500 до €200.

«Беспошлинных порогов вообще быть не должно»

Согласно стратегии развития таможенной службы до 2030 г., принятой в мае 2020 г., одна из главных целей ФТС – полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможни. В частности, к 2024 г.

доля автоматически совершаемых таможенных операций с товарами, пересекающими границу России (кроме ввозимых и вывозимых из государств, являющихся членами Евразийского экономического союза) и не идентифицируемыми как рисковые поставки, вырастет вдвое к текущему уровню и достигнет 50%, а к 2030 г. – 100%.

Значительная часть таких операций связана с покупками российскими гражданами товаров в международных интернет-магазинах. Таможенное регулирование в этой сфере уже активно меняется. С одной стороны, автоматизация деятельности ФТС и ее партнеров упрощает оформление многих товаров.

С другой – усиливается контроль за интернет-покупками и постепенно снижается порог стоимости товара, в пределах которого он не облагается пошлинами.

«В принципе, для товаров, приобретаемых в рамках интернет-торговли, порогов вообще существовать не должно – все должно облагаться платежом», – считает Руслан Давыдов.

– Правительство утвердило «Стратегию развития таможенной службы до 2030 г.». Один из важных сегментов, затронутых стратегией, – интернет-торговля. Что меняется?

– Наше взаимодействие с гражданами и бизнесом состоит из двух блоков. Первый – работа с предпринимателями. Это основная часть нашей деятельности, но количество контрагентов здесь сравнительно невелико. В год бывает до 100 000 компаний, которые заявляют хотя бы по одной декларации, – для внешнеэкономической деятельности это небольшая цифра.

Второй блок – взаимодействие с физическими лицами. Во-первых, с теми, кто пересекает таможенную границу и должен проходить таможенный контроль. А во-вторых, с гражданами как покупателями товаров в зарубежных интернет-магазинах.

Это наш самый массовый сегмент, потому что сегодня несколько десятков миллионов людей в стране получают посылки, пересекающие таможенную границу. В «Стратегии развития таможенной службы до 2030 г.» есть отдельный раздел по регулированию интернет-торговли.

Это относительно новый вид торговли в мире, и стройной системы ее администрирования пока не создано.

Мы совместно с Минфином и другими ведомствами разработали и предложили на рассмотрение Евразийской экономической комиссии концепцию регулирования электронной торговли, и она обсуждалась в рамках Евразийского межправительственного совета ЕАЭС в Ереване 9 октября.

– В чем суть предложений?

– Во-первых, мы предложили выделить товары интернет-торговли в отдельную категорию. За последние 10 лет количество трансграничных отправлений увеличилось в 40–50 раз. На пике, в 2018 г., было ввезено порядка 345 млн посылок. Поэтому такой поток нужно особым образом регулировать.

Родился в 1960 г. в г. Свердловске. В 1984 г. окончил Московский инженерно-физический институт по специальности «автоматика и электроника»

1993

окончил Российскую академию государственной службы при президенте Российской Федерации по специальности «экономика и управление»

1995

вице-консул генерального консульства Российской Федерации в Сан-Франциско (США), заместитель руководителя представительства Российского центра международного научного и культурного сотрудничества в Буэнос-Айресе

2008

начал работу в таможенных органах

2012

заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

2017

первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

Второе, что мы предложили, – ввести институт операторов интернет-торговли. Это уполномоченные компании, которые от имени и по поручению граждан должны обеспечивать всю цепочку поставок: начиная с покупки на интернет-площадке до доставки конечному покупателю.

Мы предлагаем сделать для них отдельную декларацию электронной торговли, особый порядок соблюдения мер технического регулирования – заявительный или упрощенный. Наша работа с уполномоченным оператором электронной торговли для граждан должна быть незаметной.

Подобная концепция уже была проработана на площадке Всемирной таможенной организации: там выпущены рамочные стандарты регулирования интернет-торговли, где прописан перечень требований для отслеживания и получения данных с площадки о реальной цене товаров, чтобы правильно рассчитать пошлину.

– Кто будет выступать в роли такого оператора?

– Первый, «естественный» оператор – это «Почта России», через которую сегодня проходит около 95% ввозимых посылок.

Россия является членом Всемирного почтового союза, и наша почтовая служба обладает определенными полномочиями, имеет разветвленную структуру, выстроенную логистику, базы, склады и т. п. Следующий сегмент – это экспресс-перевозчики, в первую очередь крупнейшие – DHL, UPS, FedEx и TNT.

На нашем рынке из них активно работают только два (согласно объему операций, это DHL и UPS. – «Ведомости»). И есть еще около 15 российских компаний. Так что всего порядка 17 компаний.

– В какой стадии процесс сейчас?

Читайте также:  Как отказаться от страховки по кредиту без последствий: пошаговая инструкция

– С «Почтой России» мы проводим пилотный проект уже в течение трех лет. Сегодня в рамках эксперимента из товаров, которые облагаются пошлиной, по упрощенному порядку проходит примерно 25% посылок.

При этом таких – платных – посылок пока немного: из 170 млн, которые ввезены по линии «Почты России» за девять месяцев 2020 г., по такой схеме оплачено всего около 70 000.

Это связано с тем, что у нас высокий беспошлинный порог и подавляющее большинство посылок идет без оплаты таможенных платежей.

Также – в рамках еще одного проекта – «Почта России» договорилась и заключила соглашение с некоторыми маркетплейсами. И теперь, когда люди покупают на этих площадках какой-то товар и есть превышение беспошлинного порога, появляется предупреждающее сообщение: «При ввозе товара в Россию необходимо будет заплатить такую-то сумму». Можно заплатить сразу, и покупатели соглашаются.

– Какие интернет-площадки сейчас задействованы в эксперименте?

– Сегодня это Alibaba, Joom и другие крупные игроки. Мы считаем, что подход ко всем должен быть абсолютно одинаковым.

Хочешь работать прозрачно – получай регистрационный ID, который является частью системы: идентификатор товара, идентификатор посылки, идентификатор площадки и данные на покупателя.

Это все должно «зашиваться» в единый информационный поток вместе с кодом товара и его стоимостью.

Работаем мы по реестрам. В одном реестре сегодня физически можно поместить до 5000 посылок. То есть если все штатно, нет никаких разночтений, то одним кликом может выпускаться до 5000 посылок.

– Вы сами говорите, что контроль стоимости товара – важный момент. Как вы ее контролируете, если товар приобретается в небольшом интернет-магазине, а не на маркетплейсе?

– Сегодня стоимость в этом случае контролируется при помощи традиционных методов сопоставления и проверки. Понятно, что при таком объеме посылок делать это довольно сложно.

Если же покупка происходит в рамках нашего эксперимента, то мы платеж сразу видим по информационным каналам. Но серая зона существует, и ее приходится контролировать полуавтоматически.

У нас работает система управления рисками: если по описанию товара стоимость часов указана, например, 4 евро, то будет проведен дополнительный контроль. Наш сотрудник зайдет на сайт и посмотрит, сколько эти часы стоят на самом деле.

В принципе, в Китае часы могут стоить 4 евро, но у нас был конкретный случай, когда на самом деле часы стоили совсем другие деньги. Поэтому мы корректируем стоимость и выставляем требование о доплате пошлины.

– Как изменятся сроки доставки посылок в результате новых мер?

– Если вспомнить 2012-й или 2013 г., когда все писали о завалах посылок в аэропортах, то уже сегодня таких жалоб все меньше и меньше. Потому что и таможня, и «Почта России», и экспресс-перевозчики – все занимаются внедрением современных технологий автоматизации.

На самом деле за сроки доставки сейчас бьются все – и экспресс-перевозчики, и почта. Мы стремимся к тому, чтобы все таможенные процедуры по посылкам совершались день в день. А если посылка не выбрана для риск-контроля, то желательно вообще в течение 10 минут.

Тут надо понимать, что посылки сканируются для проверки на скрытые наркотики, оружие и т. д. А поскольку в пиковые периоды мы с «Почтой России» обрабатываем больше миллиона посылок в день, здесь крайне важна автоматизация.

И когда мы говорим про уполномоченных операторов, то подразумеваем, что оператор должен уметь проводить все контрольные процедуры сам, у него должны быть необходимые мощности.

– Тем не менее задержки есть. С чем они связаны?

– Лет семь-восемь назад, как только посылка попадала к перевозчику, он часто в трек-номере сообщал клиенту: «посылка на таможне», хотя до таможни она фактически в тот момент еще не доходила.

Сейчас такие случаи тоже встречаются – так экспресс-перевозчики камуфлируют свои проблемы с логистикой. Иногда возникают задержки, когда мы проверяем паспортные данные, чтобы избежать контрабанды.

К сожалению, у нас бывают такие случаи, когда используют недействительные или поддельные паспортные данные. Мы стараемся их минимизировать, для чего подключили сервис проверки паспортных данных через систему межведомственного электронного взаимодействия с МВД.

Но поскольку нагрузка большая, то периодически этот сервис не успевает справляться, что влияет на время таможенного оформления и контроля международных отправлений. Но мы с коллегами из МВД стараемся совершенствовать взаимодействие.

Какие-то посылки задерживаются, потому что они попадают под физический контроль. С посылками, которые не идут по системе нашего эксперимента с «Почтой России», тоже могут быть задержки. Потому что оформляется таможенный приходный ордер и человеку надо самостоятельно оплатить пошлину. Так что чем шире граждане будут использовать нашу новую технологию, тем меньше будет задержек.

– Вы упомянули о контрабанде. Много ее?

– Если сравнивать с миллионными масштабами операций, то количество выявлений не такое значительное. Но по наркотикам довольно много идет. За восемь месяцев 2020 г. выявлено 772 случая пересылки наркотических средств. Общий вес – более 200 кг.

Совсем недавно, в августе, пресекли канал поставки по почте в Сибирский регион – 20 кг синтетических наркотиков оценочной стоимостью около 100 млн руб. Заказывали в Китае, доставлялось через Казахстан. Выявляем мы больше, чем в предыдущие годы.

Основной канал поставок – синтетические наркотики из Китая.

– По вашим словам, в 2018 г. был пик по количеству посылок. Какова статистика за 2019 г. и как пандемия отразилась на этом показателе в текущем году?

– В прошлом году разница с 2018-м была всего в несколько миллионов. Чуть убавилось у почты, чуть приросло у экспресс-перевозчиков. Но суммарно получилось чуть меньше: в 2018 г. было порядка 345 млн, в 2019 г. – около 330 млн. По сути, мы вышли на плато. В этом году мы прогнозируем, что будет поменьше – и по количеству посылок, и по платежам апрель и май были провальными.

Это связано с тем, что перевозчики посылок не могли получить достаточное количество грузовых воздушных судов, так как все было зарезервировано под товары для борьбы с коронавирусом. В апреле – мае по всему миру шли поставки средств защиты – масок, комбинезонов, бахил, лекарств, аппаратов ИВЛ и др. В апреле у «Почты России» оказалось в 2,5 раза меньше посылок, чем в январе.

У экспресс-перевозчиков – в 1,6 раза меньше. Мы видели восстановление в июне и июле, в августе опять было чуть меньше, что, видимо, связано с сезоном отпусков. В сентябре мы вступили в пиковый сезон с наибольшим количеством посылок. Годовой результат будет зависеть от того, будут ли у людей деньги, возможности и желание еще больше покупать в зарубежных интернет-магазинах.

– А какая динамика по собираемости пошлин?

– По экспресс-перевозчикам – уже почти вдвое больше, чем в прошлом году. У них и поток уже больше – 9 млн посылок, а в прошлом году было 5,5 млн. У «Почты России» сроки доставки больше, но, по сути, нет сомнений, что она по итогам октября превысит объемы прошлого года.

Мы видим, что под платежи стало попадать больше посылок. За девять месяцев этого года объем пошлин за товары, пересылаемые по почте, составил около 324 млн руб. за более чем 212 000 международных почтовых отправлений (МПО). В аналогичном периоде 2019 г. – 262 млн руб. за более чем 88 000 МПО.

Что касается товаров, которые доставляют экспресс-перевозчики, то сумма платежей за девять месяцев 2020 г. превысила 924 млн руб. за 390 800 экспресс-грузов. В 2019 г. было 396 млн руб. за 86 000 экспресс-грузов. Так что фискальный эффект есть.

То, что люди начинают честнее покупать и честнее заявлять стоимость, это тоже факт.

– Многие при этом недовольны, что беспошлинный порог постепенно снижается.

– Это общемировая тенденция. Такого, чтобы вообще без платежа ввозились товары, практически нигде нет. Евросоюз с 1 января 2021 г. вообще отменяет беспошлинный порог, хотя у них и сейчас он составляет всего 20 евро за посылку.

В США пошлину не взимают до определенного порога, но там есть tax sales – налог с продаж, который платится всегда. В Евросоюзе довольно сложная система: они взимают как НДС, так и пошлину в зависимости от суммы покупки.

В ЕАЭС был один из самых высоких в мире порогов беспошлинной торговли – 1000 евро в течение месяца. В прошлом году его снизили до 500 евро. А в этом году – до 200 евро, но без учета частоты перемещений.

При этом сам платеж снизился в два раза: если раньше вы с превышения платили 30%, но не менее 4 евро за 1 кг (сверх 31 кг. – «Ведомости»), то теперь платите с превышения 15% и от 2 евро за кг.

Предположим, при пороге в 500 евро с учетом частоты за месяц вы купили три посылки по 200 евро в течение месяца. Год назад вам нужно было бы заплатить 30 евро. Сейчас, если вы покупаете – не важно в течение какого срока – три посылки по 200 евро, то ничего не платите.

Другой пример: если вы в прошлом году купили одну посылку за 600 евро, то заплатили бы те же 30 евро с превышения. А в этом году вы заплатите 60 евро. То есть если вы покупаете дорогие вещи, то платите больше.

Расхождения начинаются при заказе от 800 евро: при покупках до 800 евро выгоднее одна схема, свыше этой суммы – другая.

Я считаю, что сейчас в сфере интернет-торговли у нас действует достаточно льготный режим налогообложения. Потому что если вы покупаете в российском магазине тот же самый телефон, ноутбук, то получается все равно дороже, чем в зарубежном онлайн-магазине. Потому что в первом случае вы платите пошлину и НДС, во втором – только15% с превышения в 200 евро.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *