Сотрудники органов власти обязаны соблюдать порядок привлечения к административной ответственности. А его нарушение вполне может привести к отмене административного наказания. И самой административной ответственности. Конечно, для этого правонарушитель должен обнаружить факт нарушения порядка и подать жалобу в государственный орган (вышестоящий). А в ряде случаев — в суд. Последний способ, кстати, гораздо эффективнее, но обычно более длительный.
Начало процедуры привлечения к административной ответственности по КоАП РФ
Конечно, любое производство начинается с фиксации факта совершения административного правонарушения. То есть совершения (или не совершения) действий, которые устанавливает Особенная часть КоАП РФ (раздел II). В некоторых случаях — Закон субъекта РФ.
Который в любом случае не может противоречить КоАП РФ. Подробная информация о том, как именно проходит возбуждение дела об административном правонарушении, на сайте представлена.
Повод для возбуждения дела и начинает процедуру привлечения к административной ответственности.
На начальной стадии правонарушитель (пока только предполагаемый) должен обратить внимание на полномочия лица, которое оформляет процессуальный документ. Кстати, самый распространенный документ, который фиксирует возбуждение дела — протокол. Редко — сразу выносят постановление о привлечении к ответственности. Могут быть и иные документы. Итак, кто именно составляет документ?
В России огромное количество органов власти. И в составе их есть разные по должности (званию) сотрудники. Во-первых, сначала следует обратиться к ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И главе 23 Кодекса.
И убедиться, что сотрудник уполномочен составлять документы и начинать дело. Во-вторых, уже на этой стадии должны быть разъяснены права (право на защитника или представителя возникает сразу).
В-третьих, если не согласны — пишите несогласии и делайте соответствующие отметки в документах.
Меры обеспечения и порядок привлечения к административной ответственности
Иногда сотрудник органа власти не составляет протокол об административном правонарушении. А осуществляет мероприятия, которые в той или иной мере ограничивают свободу. Это доставление и даже задержание.
Или за нарушение ПДД — отстранение от управления транспортным средством. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. И так далее. И многие граждане полагают, что на этой стадии привлечение к административной ответственности еще не началось.
Никакого защитника и никаких особенных прав нет. Но это не так.
Первый протокол о применении любой из мер обеспечения — это уже возбуждение дела. И каждое такое действие сотрудник должен задокументировать. Либо отдельным протоколом. Либо в некоторых случаях сделать отметку в протоколе об административном правонарушении (о доставлении, к примеру). Подробную информацию про каждый вид меры обеспечения излагает глава 27 КоАП РФ.
И поскольку все эти меры означают, что дело об административном правонарушении возбуждено, значит, и права возникают сразу. А если уполномоченные сотрудники этого не понимают — пишите письменное ходатайство, делайте записи в протоколе о нарушениях. Это может пригодиться при обжаловании.
Вместо принятия мер обеспечения может быть начато административное расследование. Но об этом информацию мы разместили отдельно.
Порядок рассмотрения дела по КоАП РФ и привлечения к административной ответственности
Между составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением дела еще есть подготовка. Материалы поступают лицу, которое уполномочено рассматривать дело. Иногда — это только суд.
И уже это лицо решает, вправе ли он рассматривать дело. Есть ли основания для отвода. Верно ли составлен протокол, есть ли основания прекращения дела (ст. 24.5). Наполненность материалов, доказательства.
Он рассматривает ходатайства и разрешает их.
Рассмотрение дела об административном правонарушении
Государственный орган или суд извещают участника дела о дате и времени его рассмотрения. Если лицо по какой-то причине не может явиться, подайте ходатайство об отложении. Обязательно в письменном виде и до даты заседания.
Лицо, которого привлекают к административной ответственности, по закону не должно доказывать свою невиновность. Это должен был сделать сотрудник на стадии до рассмотрения дела.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу. Но в любом случае не лишним будет не только давать объяснения, но и представлять свои доказательства.
Права участника производства перечисляет ст. 25.1 КоАП РФ.
Гражданин или организация вправе заявить отвод. Основания — ст. 25.12, 25.13 КоАП РФ.
Результатом рассмотрения дела станет вынесение постановления. И назначение административного наказания. Но никто не считается виновным в совершении правонарушения, пока эти документы не вступят в силу. А это 10 дней. Которыми лицо, признанное виновным, может воспользоваться для подачи жалобы.
Таким образом, порядок привлечения к административной ответственности выглядит следующим образом:
- возбуждение дела: применение мер обеспечения, вынесение протокола об административном правонарушении, вынесение определения о возбуждении дела и проведении расследования, вынесения постановления на месте.
- подготовка дела (направление материалов уполномоченным органам власти, проверка материалов)
- рассмотрение дела после получения извещения о дате и времени заседания.
- вынесение постановления
- производство по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности.
Основания, порядок привлечения и виды административной ответственности
Административная ответственность— административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное Правонарушение.
Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.
- Административная ответственность как правовой институт организуется на принципах:
- законности;
- равенства перед законом;
- целесообразности ответственности;
- неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;
- индивидуализации мер ответственности;
- гласности.
- Особенности административной ответственности:
- регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах;
- основанием является административное правонарушение;
- субъектами административной ответственности могут быть физические (с 16 лет) и юридические лица;
- за административные правонарушения применяются административные наказания:
- Ø основные:
- ü предупреждение – оформляется в письменном виде, носит моральный характер;
- ü Штраф – денежное взыскание, определяются размером МРОТ или в соотношении к должностному окладу;
- ü возмездное изъятие предмета – орудия правонарушения посредством реализации гос-вом данного предмета бывшему собственнику;
- ü Конфискация – безвозмездное изъятие (нарушение таможенных правил, правил рыболовства);
- ü лишение специального права – например, права управления транспортом за грубое иили систематическое нарушение (срок – не менее 15 дней, предельный – до 3-х лет);
- ü исправительные работы – до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы и удержанием 20% заработка в пользу гос-ва (назначается только лицам с постоянным местом работы);
- ü административный арест – до 15 суток, назначается только судом, не применяется к беременным женщинам, женщинам с детьми до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам;
- ü выдворение за пределы РФ – мера административного пресечения
- Ø дополнительные: конфискация, выдворение за пределы РФ
- административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами;
- применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы — лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока.
Порядок привлечения к административной ответственности:
- Составление протокола при наличии документов, подтверждающих личность (при отсутствии – задержание для выяснения личности на срок до 3-х часов);
- Разбирательство – рассмотрение дела (административные комиссии, ОВД, инспекции, суды, судьи, комиссии по делам несовершеннолетних);
- Вынесение постановления – с указанием сроков исполнения (штраф до 15 дней);
- Возможное обжалование в течение 10 дней в вышестоящем органе.
Административная ответственность— административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.
- Административная ответственность как правовой институт организуется на принципах:
- законности;
- равенства перед законом;
- целесообразности ответственности;
- неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;
- индивидуализации мер ответственности;
- гласности.
- Особенности административной ответственности:
- регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах;
- основанием является административное правонарушение;
- субъектами административной ответственности могут быть физические (с 16 лет) и юридические лица;
- за административные правонарушения применяются административные наказания:
Ø основные:
- ü предупреждение – оформляется в письменном виде, носит моральный характер;
- ü штраф – денежное взыскание, определяются размером МРОТ или в соотношении к должностному окладу;
- ü возмездное изъятие предмета – орудия правонарушения посредством реализации гос-вом данного предмета бывшему собственнику;
- ü конфискация – безвозмездное изъятие (нарушение таможенных правил, правил рыболовства);
- ü лишение специального права – например, права управления транспортом за грубое иили систематическое нарушение (срок – не менее 15 дней, предельный – до 3-х лет);
- ü исправительные работы – до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы и удержанием 20% заработка в пользу гос-ва (назначается только лицам с постоянным местом работы);
- ü административный арест – до 15 суток, назначается только судом, не применяется к беременным женщинам, женщинам с детьми до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам;
- ü выдворение за пределы РФ – мера административного пресечения
- Ø дополнительные: конфискация, выдворение за пределы РФ
- административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами;
- применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы — лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока.
Порядок привлечения к административной ответственности:
- Составление протокола при наличии документов, подтверждающих личность (при отсутствии – задержание для выяснения личности на срок до 3-х часов);
- Разбирательство – рассмотрение дела (административные комиссии, ОВД, инспекции, суды, судьи, комиссии по делам несовершеннолетних);
- Вынесение постановления – с указанием сроков исполнения (штраф до 15 дней);
- Возможное обжалование в течение 10 дней в вышестоящем органе.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области
Порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации техническими средствами, работающими в автоматическом режиме
Статьей 2.6.1, ч. 3 ст. 28.
6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее – технические средства, работающие в автоматическом режиме).
При этом под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
Технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности, в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств.
В указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.
При фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (ч.
1 ст. 2.6.1 КоАП РФ).
В случае несогласия с вынесенным в отношении собственника (владельца) транспортного средства постановлением о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления он освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч. 2 ст. 2.6.1, примечание к ст. 1.5 КоАП РФ). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, Договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Собственник (владелец) транспортного средства обязан соблюдать правила движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств и обеспечить получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (ст.
31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации»).
В связи с этим нахождение в момент совершения административного правонарушения, связанного с нарушением правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (ч. 1-6 ст. 12.21.
1 КоАП РФ), принадлежащего собственнику (владельцу) транспортного средства, во владении или в пользовании другого лица как основание освобождения собственника (владельца) от административной ответственности за эти правонарушения не распространяется на случаи управления транспортным средством водителем по трудовому договору, заключенному между ним и собственником (владельцем) транспортного средства. Следовательно, в части исполнения указанных выше обязанностей транспортное средство не может рассматриваться как вышедшее из непосредственного владения его собственника (владельца).
Порядок привлечения к административной ответственности
Административную ответственность в России регламентирует КоАП РФ и региональные законы, которые устанавливают ответственность в конкретных регионах. В Кодексе об административных правонарушениях закреплены условия, при наличии которых нарушителя могут наказать, а также возможные санкции. Порядок привлечения к административной ответственности прописан в следующих статьях КоАП РФ:
- Ст. 2.1—фиксирует понятия «административная ответственность» и «административное правонарушение».
- Ст. 4.5 — определяет сроки давности, в течение которых возможно привлечение к ответственности. Общий срок составляет 2 месяца, если дело рассматривает должностное лицо, и 3 месяца, если дело рассматривает судья. Срок начинает исчисляться с момента совершения нарушения либо с момента его обнаружения должностным лицом, которое вправе привлечь к ответственности (зависит от конкретного нарушения). За некоторые правонарушения предусмотрены удлиненные сроки давности, например за бухгалтерские правонарушения срок давности равен двум годам.
- Ст. 28.2 КоАП РФ. Фиксирует правила составления протокола при выявлении административного нарушения. Оформлять документ должно должностное лицо, ведущее производство по делу. В некоторых случаях можно обойтись без протокола,например, протокол не оформляют, если нарушение зафиксировано камерой, либо если вы согласны с нарушением, и конкретная статья КоАП РФ позволяет не составлять протокол.
- Ст. 29.10 КоАП РФ. Определяет правила составления постановления по делу об административном правонарушении. На основании постановления назначается наказание по делу.
- Ст. 30.2 КоАП РФ. Определяет порядок обжалования постановления об административном правонарушении.
Основания для привлечения к ответственности
Основание для привлечения к ответственности — наличие в ваших действиях состава административного правонарушения.
Это значит, что органы должны доказать, что в определенное время и в определенном месте именно вы совершили нарушение, у вас был определенный умысел либо вы совершили его по неосторожности, вы можете быть привлечены к административной ответственности (в частности, вам больше 16 лет).
Поводы для возбуждения административного дела:
- видеосъемка на автоматическую камеру;
- обнаружение вашего нарушения должностным лицом, которому КоАП РФ дает право составлять протокол;
- поступление жалобы в орган, который имеет право привлекать к ответственности, в которой указывается на то, что вы что-то нарушили. Дело возбудят только в случае, если информация подтвердится.
Кого могут привлечь к административной ответственности
К административной ответственности привлекают вменяемых физических лиц. На момент правонарушения человек должен достичь возраста 16 лет. Соответствующее правило закреплено в ст. 2.3 КоАП РФ.
Кроме того, некоторые виды наказаний не могут быть применены к определенным людям.
Например, штраф не назначается солдатам, проходящим военную службу по призыву, а к беременной женщине не могут применить наказание в виде ареста.
Применение обеспечительных мер
В первую очередь действия государства направлены на пресечение административного правонарушения. Если оно уже произошло, могут быть применены меры для обеспечения грамотного рассмотрения дела. Вопрос регламентирует ст. 27.1 КоАП РФ.
В отношении нарушителя могут быть применены следующие обеспечительные меры:
- Доставление в отделение для дальнейшего разбирательства.
- Административное задержание.
- Досмотр личных вещей или транспортного средства.
- Изъятие вещей и документов.
- Отстранение от управления автомобилем.
- Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения.
- Перемещение машины на штрафстоянку.
- Временный запрет на ведение деятельности.
- Помещение в специальное учреждение для содержания иностранцев, нарушивших режим пребывания в РФ.
- Арест имущества.
Большинство мер применяется принудительно. Однако допустим ряд исключений. Например, гражданин может отказаться от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В этом случае человека не вправе принудительно заставлять осуществлять процедуру, однако за отказ предусмотрена административная ответственность. Наказание такое же, как для пьяных водителей.
Порядок возбуждения дела
Административное дело возбуждают с учетом положений ст. 28.1 КоАП РФ. Представитель уполномоченного органа действует по следующей схеме:
- Выявляет нарушение. О том, как это делают, мы писали выше.
- Оформляют протокол. Напоминаем, иногда это необязательно. Помимо протокола уполномоченный сотрудник может применить меры обеспечения, перечисленные выше. Например, за парковку в неположенном месте машину могут забрать на штрафстоянку.
- Рассматривают дело и выносят постановление. Иногда процедуру выполняют сразу же на месте совершения правонарушения. Это возможно, когда дело не должно рассматриваться в суде либо если не нужно собирать дополнительные доказательства.
Кто может возбудить административное дело
Перечень должностных лиц, имеющих право возбудить административные дела, строго ограничен. Чаще всего административные дела возбуждают сотрудники полиции. В ст. 28.
3 КоАП РФ подробно расписано, по каким именно правонарушениям те или иные должностные лица могут возбудить дело (перечень статей большой, и перечислить все просто невозможно).
Например, сотрудник полиции имеет право возбудить дело об административном правонарушении, если произошло мелкое хищение, нарушение правил дорожного движения и т. д.
Кроме полиции дела могут возбуждать должностные лица следующих органов:
- пожарная служба;
- государственная инспекция труда;
- антимонопольная служба;
- Роспотребнадзор;
- таможенные и пограничные органы;
- федеральное казначейство;
- налоговая инспекция;
- прокуратура.
Это далеко не полный список. Примечательно, что полномочия лиц, имеющих право возбуждать дела, ограничены. Например, сотрудник налоговой службы не может привлечь гражданина к ответственности за превышение скорости.
Знать о том, кто именно может возбудить дело, необходимо. Если дело возбудит тот, кто не имеет на это права, вас не смогут привлечь к ответственности, а если и привлекут, вы сможете успешно обжаловать постановление.
Итак, что нужно сделать:
- Понять, по какой статье вас привлекают.
- Уточнить, кто именно привлекает.
- Посмотреть в ст. 28.3 КоАП РФ список статей, по которым может возбуждать дело конкретное лицо.
- Если вы увидели, что должностное лицо не имеет права составить протокол, укажите об этом в жалобе на постановление либо при рассмотрении дела (до вынесения постановления).
Порядок рассмотрения дела
Делопроизводство можно разделить на несколько этапов. Изначально происходит подготовка, затем дело рассматривают по существу, а после выносят решение.
Работа ведется по следующей схеме:
- Выясняется, нужен ли протокол по делу. Если нет, то сразу выносится постановление. Если да, составляется протокол либо начинается административное расследование. Это специальная Процедура, в ходе которой выясняются дополнительные обстоятельства нарушения. Она завершается составлением протокола или прекращением производства по административному делу.
- Протокол направляется тому должностному лицу, которое вправе его рассматривать, либо в суд. Далее должностное лицо, которое будет рассматривать протокол, или суд выясняет причины, препятствующие рассмотрению дела. Дополнительно проверяется, насколько корректно составлен протокол. Если он содержит неточности и нарушения, его могут отправить на доработку.
- Если дело подлежит рассмотрению, разрешаются ходатайства.
- Определяются время и место рассмотрения дела, подготавливаются извещения.
- Участников разбирательства оповещают о предстоящем слушании. Им сообщают время и место проведения разбирательства.
- Выясняются все обстоятельства произошедшего. Для этого изучают материалы, заслушиваются свидетели, специалисты, эксперты. Далее выносят итоговое решение. Его оформляют в форме постановления. Постановление может быть в пользу привлекаемого лица либо нет.
Сроки рассмотрения
Срок рассмотрения регламентирует ст. 29.6 КоАП РФ. Период напрямую зависит от вида правонарушения. В классическом случае период составляет 15 дней (если дело рассматривает должностное лицо) и 2 месяца (если дело рассматривает судья). Срок исчисляется с момента получения госорганом или должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов.
Участники судебного разбирательства имеют право подавать ходатайства и участвовать в процессе. Допустимо продление срока рассмотрения дела на месяц. В этом случае выносят мотивированное определение. По некоторым статьям пролонгация срока не допускается.
Если в результате правонарушения необходимо применить арест или выдворение, дело рассматривают в день получения протокола. Когда человека арестовали, у административного органа есть 48 часов, чтобы вынести решение.
Вынесение решения о привлечении к административной ответственности
Если материалов дела достаточно и они подтверждают, что человек, должностное лицо или организация нарушили закон, их привлекут к административной ответственности. Для этого оформляют постановление по делу.
Правила составления перечислены в ст. 29.10 КоАП РФ. В документе фиксируют:
- сведения о лице, уполномоченном принимать решения;
- информацию о дате и месте рассмотрения дела;
- данные о гражданине, в отношении которого выносят решение;
- сведения об установленных обстоятельствах;
- ссылки на нормы действующего законодательства, подтверждающие правомерность вынесенного решения и итоговый вердикт;
- срок, предоставляемый на обжалование.
Как обжаловать решение
В ст. 30.1 КоАП РФ говорится, что у гражданина есть право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Для этого необходимо обращаться в вышестоящий орган. Обжаловать решение имеют право все участники разбирательства, которых не устроил итоговый вердикт.
Чтобы начать процедуру, нужно подготовить жалобу. Точная форма документа законодательно не закреплена. Обычно в ней фиксируют участников разбирательства, информацию об инстанции, вынесшей решение, а затем излагают суть, подтверждая доводы ссылками на нормы законодательства.
На обжалование дают 10 дней с момента получения копии постановления. Если период пропущен, срок можно восстановить. Для этого необходимо одновременно с жалобой представить ходатайство. В документе нужно попросить восстановить срок, указав уважительные причины, ставшие препятствием для своевременного обжалования.
Поступившую жалобу рассматривают и затем выносят одно из следующих решений:
- оставляют постановление без изменения;
- вносят изменения в документ;
- отменяют постановление и прекращают производство по делу;
- отменяют постановление и возобновляют дело;
- отменяют постановление и направляют дело по подведомственности.
Повторное привлечение к административной ответственности
Административное наказание применяют, чтобы побудить гражданина соблюдать закон и пресечь совершение повторных нарушений. На практике повторные нарушения допускают довольно часто. В этом случае наказание более суровое.
Если лицо в течение года после привлечения к ответственности совершит такое же или похожее нарушение, это отягчающее обстоятельство, которое увеличит наказание. Кроме того, в некоторых статьях КоАП РФ предусмотрена более суровая ответственность за повторные нарушения.
А некоторые повторные административные правонарушения переходят в сферу уголовного права. Например, повторное управление машиной в пьяном виде — это уже уголовное преступление.
***
Таким образом, общий порядок привлечения к административной ответственности строго регламентирован. Все правила закрепляет КоАП РФ. Существенные нарушения процедуры могут стать основанием для освобождения вас от административной ответственности.
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Административные правонарушения и ответственность».
ЭУП
Ознакомившись с данной темой, Вы будете:
|
Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.
Признаки административного права:
- предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
- метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.
- Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.
- Виды отношений, представляющих предмет административных отношений
- 1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;
- 2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;
- 3) функционирование общегосударственного контроля;
- 4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;
- 5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.
Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный*, судебный*, договорно-согласительный*.
Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления.
Источники1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.).
Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.
- Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:
- 1) Российское законодательство,
- 2) международные договоры и соглашения,
- 3) действующие акты СССР и РСФСР,
- 4) Административные договоры.
- Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.
- Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.
- Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.
- Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.
Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.20012. № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями.
Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения.
Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.
Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования.
Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных.
А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.
10.2. Административные правонарушения и административная ответственность
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).
Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.
Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
- 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
- 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
- 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- 5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Давность привлечения к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 4.5 КоАП, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, составляет два месяца, а по делам, рассматриваемым судьями, — три месяца .
В виде исключения из этого правила за наиболее грубые нарушения безопасности дорожного движения, предусмотренные ст. ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП, которые существенно нарушают охраняемые общественные отношения, ныне установлен специальный давностный срок, равный одному году.
Для разных по характеру деяний различна и точка отсчета срока давности привлечения к административной ответственности. Для простых одномоментных правонарушений началом течения данного срока является день совершения правонарушения.
При длящихся административных правонарушениях этот срок начинает исчисляться иначе — со дня обнаружения правонарушения. Согласно разъяснению, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.
2005 N 5, длящимся является такое правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом (п. 14). Оно продолжается непрерывно и может быть окончено как фактически (обязанность выполнена), так и юридически (виновный наказан).
———————————
Подчеркнем, что указанный срок распространяется лишь на те дела, которые рассматриваются в судах по первой инстанции в соответствии с их компетенцией, определенной в ч. ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП, и не касается случаев рассмотрения судами дел по жалобам и протестам на постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях.
В числе длящихся административных правонарушений в области дорожного движения без труда могут быть названы такие, как: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра (ст. 12.
1 КоАП); управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (ст. 12.2 КоАП); управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.
3 КоАП); управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (ст. 12.5 КоАП); управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.
7 КоАП); управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП), а также перевозка крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов с нарушением установленных правил и норм (ст. ст. 12.21.1, 12.21.2 КоАП).
Распространяется ли порядок исчисления сроков, установленный в ст. 4.8 КоАП, на сроки давности привлечения к административной ответственности?
Порядок исчисления сроков, установленный в ст. 4.8 КоАП РФ, распространяется только на процессуальные сроки, предусмотренные КоАП РФ, к которым срок давности привлечения к административной ответственности не относится.
Какой день следует считать датой начала и окончания установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, если правонарушение совершено, к примеру, 10 октября, — 9, 10 или 11 января?
КоАП не содержит нормы, определяющей порядок исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности. По общим правилам исчисления сроков датой начала его течения является день, следующий за днем совершения правонарушения.
Днем окончания срока, исчисляемого месяцами, считается последний день месяца срока. Срок, исчисляемый годами, истекает в последние месяц и число соответствующего года срока.
Таким образом, если административное правонарушение совершено 10 октября, то днем окончания трехмесячного срока давности следует считать 10, а не 9 или 11 января .
———————————
Официальное разъяснение по этому вопросу см. в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2005 г. // БВС РФ. 2006. N 5.
Какой день следует считать датой истечения срока давности привлечения к административной ответственности, если его окончание приходится на нерабочий день?
В системе действующего законодательства срок давности привлечения к ответственности по своей правовой природе является самостоятельным правовым институтом, отличающимся от таких институтов, как процессуальные сроки и срок исковой давности. Единственное, что их объединяет, так это общее понятие «срок».
Из этого следует, что срок давности не является ни разновидностью процессуальных сроков, ни разновидностью срока исковой давности. Поэтому к нему неприменимы нормы других институтов, регулирующие, в частности, вопросы об окончании и восстановлении срока, т.е. срок давности является пресекательным .
Следовательно, если истечение данного срока приходится на выходной или праздничный день, то день его окончания не переносится на следующий за ним рабочий день.
———————————
Данные положения нашли свое отражение в практике Европейского суда по правам человека. Так, в решении по делу «Коэм и другие против Бельгии» «Coeme and others v. Belgium» (ECHR 2000-VII — (22.06.
00) § 146) содержится указание на то, что «давность может определяться как право, предоставляемое законом лицу, совершившему преступление, больше не быть преследуемым или судимым после истечения определенного срока с момента совершения деяний».
В этом же решении Суд сформулировал основополагающую правовую позицию, согласно которой сроки давности являются общей чертой правовых систем договаривающихся государств, имеют много целей, среди которых — гарантирование правовой защищенности путем установления срока для действий и воспрепятствование посягательству на право на защиту, которое могло бы быть скомпрометировано, если бы суды выносили решения, доказательственная база по которым была бы неполной в силу истекшего времени.
В каких случаях течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается?
В соответствии с ч. 5 ст. 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается только в одном случае — при удовлетворении ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства.
Каким образом следует исчислять срок давности привлечения к административной ответственности в случае его приостановления?
Приостановление давностного срока начинается со дня удовлетворения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело.
Проиллюстрируем сказанное на следующем примере.
Допустим, административное правонарушение было совершено 29 марта, определение об удовлетворении ходатайства правонарушителя о направлении дела на рассмотрение по месту его жительства мировой судья вынес 15 апреля, а на судебный участок мирового судьи, уполномоченного рассмотреть данное дело, материалы поступили 17 июля. В этом случае трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается на 92 дня (с 15 апреля по 16 июля включительно). Следовательно, датой истечения данного срока будет считаться 29 сентября.
Аналогичный подход к исчислению сроков давности привлечения к административной ответственности реализуется и в практике Верховного Суда РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка Пряжинского района Республики Карелия от 05.07.
2010, оставленным без изменения решением судьи районного суда и постановлением заместителя председателя областного суда, Ж. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.
8 КоАП и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год и шесть месяцев.
Рассмотрев надзорную жалобу Ж., первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ установил, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 26 марта 2010 г.
При рассмотрении дела мировым судьей судебного участка Олонецкого района Республики Карелия Ж. заявил ходатайство о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства. Определением мирового судьи от 2 апреля 2010 г.
данное ходатайство было удовлетворено, дело направлено мировому судье судебного участка Пряжинского района и, согласно штампу на сопроводительном письме, поступило к нему 23 апреля 2010 г.
Таким образом, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП, на момент его совершения был приостановлен на 21 день (со 2 по 22 апреля 2010 г. включительно) и истек 16 июня 2010 г. .
———————————